Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.
1. |
Количество факультетов |
7 |
2. |
Количество специальностей |
16 |
дневное отделение |
14 | |
заочное отделение |
10 | |
3. |
Контингент студентов |
|
дневное отделение |
990 | |
в том числе платная форма |
427 | |
заочное отделение |
1036 | |
в том числе платная форма |
648 | |
4. |
Результаты приема |
|
на дневное отделение |
297 | |
в том числе на платную форму |
134 | |
на заочное отделение |
1260 | |
в том числе на платную форму |
650 | |
5. |
Общая численность работающих |
1060 |
в том числе ППС |
860 | |
из них: докторов наук |
18 | |
Кандидатов наук |
110 | |
6. |
Материальная база учебные корпуса: |
|
• 6 учебно-лабораторных зданий (общая пл.) |
14000 кв. м. | |
1 учебный корпус |
7000 кв. м. | |
2 учебный корпус |
3000 кв. м. | |
3 учебный корпус |
4000 кв. м. | |
• 4 студенческих общежития (общая пл.) |
6000 кв. м. | |
1 общежитие |
3000 кв. м. | |
2 общежитие |
3000 кв. м. | |
Обеспеченность общежитиями |
95% | |
Стоимость основных фондов |
42065,1 млн. руб. | |
7. |
Финансирование: |
|
фонд оплаты труда 2003 г. |
4167000 руб. | |
стипендиальный фонд |
2880000 руб. | |
объем научных исследований |
2131738 руб. | |
объем капитальных вложений |
476000 руб. | |
8. |
Аспирантура: |
|
Дневное отделение |
97 | |
Заочное отделение |
19 | |
9. |
Библиотека: |
|
число читателей |
2680 | |
книжный фонд |
350 тыс. экз. | |
в том числе: учебная литература |
150 тыс. экз. | |
научная литература |
200 тыс. экз. | |
число книговыдач -всего |
320 тыс. экз. | |
в том числе: учебной литературы |
140 тыс. экз. | |
число читальных мест |
150 |
В нефтегазодобывающей промышленности, как и в других отраслях, в составе кадров произошли и продолжают происходить весьма количественные и качественные изменения. При этом если количественные изменения в основном отражают происходящий рост промышленности, то качественные изменения в составе кадров связаны с совершенствованием технической базы и технологии производственных процессов.
В процессе развития НГП происходили глубокие изменения в составе работников. Так, вначале кадры готовились переквалификацией, затем была организована подготовка в ВУЗах и техникумах. Появлялись новые профессии, такие как: конструктор буровых машин, компрессоров, насосов, нефтеперерабатывающих установок и других машин.
В последнее время возникла и постоянно возрастает потребность в специалистах в области автоматики, телемеханики, радиоэлектроники, средств электронно-вычислительной техники, физикохимии и др. Также в корне изменилось и содержание классических профессий этой отрасли. Неузнаваемо изменился профиль работы мастеров и рабочих в том, что теперь наряду с производственным опытом они обладают и теоретическими знаниями. Современные мощные буровые установки со сложным энергетическим хозяйством, во много раз возросшие глубины бурения и усложняющиеся условия проходки предъявляют весьма высокие требования не только к квалификации бурового мастера, но и к техническому уровню всего состава работников, осуществляющих бурение нефтяных и газовых скважин. С автоматизацией производственного процесса ликвидируются лишние профессии. От типа буровой установки в значительной степени зависит физиологическое состояние рабочих буровой бригады.
Большие качественные изменения кадров произошли в нефтеперерабатывающей промышленности. Внедрение и совершенствование средств автоматизации привело к увеличению доли высококвалифицированных работников, занятых наладкой, монтажом, проверкой работы.
Рост производства, насыщение его техникой, повышение уровня его автоматизации сопровождается абсолютным и относительным ростом численности ИТР, изменением соотношений между различными специальностями. Изменился качественный состав ИТР. В 2003 году на инженерно-технических должностях занят 71% дипломированных специалистов, в перспективе намечен рост этого показателя. В НИИ и проектных организациях работало 1720 докторов и кандидатов наук. По насыщенности специалистами эта отрасль занимает одно из первых мест среди других отраслей народного хозяйства. Происходящие количественные и качественные изменения в составе кадров НГП предъявляют высокие требования к организации подготовки специалистов соответствующего уровня и специализации. Кадры рабочих основных и сквозных профессий для НГП готовятся в ПТУ и ТУ. Число обучавшихся в 2003 году составляло 120 тысяч человек.
Путем овладения новыми
профессиями приобретается
В целях успешного управления необходимо обеспечить поиск наиболее рациональных, а в перспективе - оптимальных отношений между структурами вуза. Организационная структура управления выбирается в соответствии с существующими практикой управления высшей школой и принципами организации науки. В настоящее время в вузе проводится организационная перестройка системы управления, преследующая цель уменьшения числа иерархических уровней принятия управляющих решений и реализации принципов систематизации информационных потоков и связей в управлении вузом.
В университете ведется
большая работа по разработке взаимосвязанных
компьютерных систем, обеспечивающих
автоматизацию функций
Система управления финансами является важнейшей частью общей системы управления образовательным учреждением. Вот лишь основные задачи, которые способны решить образовательные учреждения в результате упорядочения своей финансовой работы:
Одним из важнейших условий успешного управления финансами образовательного учреждения является оценка его финансового состояния. Финансовое состояние характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств. В рыночной экономике финансовое состояние образовательного учреждения по сути дела отражает конкретные результаты его деятельности. Конечные результаты деятельности интересуют не только работников самого учреждения, но и его партнеров по экономической деятельности, государственные, финансовые, налоговые органы.
Теоретической
задачей оцени финансового
Исследование финансовых показателей позволяет выявить критические точки в деятельности образовательного учреждения, определить причины проблем и запланировать действия, направленные на их решение. Финансовый анализ складывается из четырех основных шагов:
а). выбор показателей, подходящих для анализа стратегических проблем;
б). расчет этих показателей;
в). сравнение полученных величин с аналогичными показателями данной организации за предыдущие годы, среднеотраслевыми и конкурентными величинами;
г). использование показателей при составлении финансовых планов для определения способов решения проблем и будущих возможностей организации.
Все это предопределяет важность проведения оценки финансового состояния и повышает роль такой оценки в экономическом процессе.
Умение анализировать
финансовую отчетность необходимо прежде
всего руководству образователь
В процессе осуществления хозяйственной деятельности возникает необходимость анализировать не только свое финансовое состояние, но и оценивать финансовое положение своих контрагентов (деловых партнеров).
Становление рыночных отношений безусловно требует права на коммерческую тайну, то есть засекречивание тех сведений, разглашение которых способно нанести хозяйственный ущерб. Однако не следует и преувеличивать значение этого элемента рыночного механизма.
В настоящее время многие фирмы в России сознательно идут на сокращение экономической информации о результатах своей деятельности, что не способствует приливу инвестиций и укреплению взаимоотношений с деловыми партнерами.
За рубежом фирмы, несмотря на жестокую конкурентную борьбу, публикуют в открытой печати ежегодные отчеты о результатах своей деятельности, где предоставляются отчеты о прибыли и убытках (“Statment of income”), движении денежной наличности (“Cash flows”), балансовый отчет (“Balans sheet”).
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как жесткая конкурентная борьба, технологические изменения, компьютеризация обработки экономической информации, непрерывные нововведения в налоговом законодательстве, изменяющиеся процентные ставки и курсы валют на фоне продолжающейся инфляции. В этих условиях перед руководителями образовательного учреждения встает множество вопросов:
На эти и другие жизненно важные вопросы может дать ответ объективный финансовый анализ, который позволяет наиболее рационально распределить материальные, трудовые и финансовые ресурсы. Известно, что любые ресурсы ограничены и добиться максимального эффекта можно не только за счет регулирования их объема, но путем оптимального соотношения разных ресурсов. Из всех видов ресурсов финансовые имеют первостепенное значение, поскольку это единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временем в любой другой вид ресурсов.
Все это предопределяет важность проведения финансового анализа предприятия и повышает роль такого анализа в экономическом процессе. Финансовый анализ является непременным элементом как финансового менеджмента в образовательном учреждении, так и его экономических взаимоотношений с партнерами, финансово-кредитной системой.
Основной целью финансового анализа является получение небольшого числа ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния образовательного учреждения, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние, так и его проекция на ближайшую или более отдаленную перспективу, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния.