Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.

Файлы: 1 файл

Ф1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

В этой связи несомненный  интерес представляют данные, полученные в результате исследований, проведенных  Национальным Комитетом по проблеме "утечки умов", созданным при  ЮНЕСКО.

Установлено, что индустриально  развитые страны возвращают инженеру и ученому в среднем 70 % его  труда, в то время как в России - не более 30 %.

В результате исследований, проведенных Национальным Комитетом  в числе основных факторов, оказывающих  влияние на интеллектуальную миграцию и эмиграцию отмечаются:

  • низкий уровень оплаты труда, недостаточная оснащенность учебного процесса и научных исследований, невостребованность результатов научного труда и научных идей, сохраняющийся во многих вузах авторитарный стиль отношений;
  • значительная диспропорция между все еще высоким уровнем научных исследований, творческого и педагогического потенциала и снижением социальных условий жизни ученых и педагогов.

Начиная с 1983 года происходит постоянное сокращение общей численности студентов: в 1988 году она сократилась до уровня 1974 года; с 1981 года сокращается показатель числа студентов в расчете на 10 тыс. человек населения. Эта негативная тенденция особенно удручающе выглядит в сопоставлении с изменениями численности студентов за последние 10-20 лет в ведущих странах мира.

Происходящий в стране процесс экономических преобразований сопровождается еще рядом негативных явлений, отрицательно сказывающихся на высшей школе:

  • невостребованность знаний молодых специалистов с высшим образованием, особенно в области наукоемких и высокотехнологичных производств, - обостряет проблемы трудоустройства выпускников вузов и снижает побудительные мотивы к получению высшего образования;
  • исключение  системы образования из   сфер   приоритетного финансирования - продолжило начавшееся еще в 70-х годах обнищание материально-технической базы учебных заведений всех уровней, снижение эффективности труда и заинтересованности в нем преподавательского состава;
  • распад системы информационного обеспечения и материально-технического снабжения вузов ставит их в условия, при которых невозможно осуществление вузами основных функций на современном уровне.

Все это идет на фоне сокращения госбюджетного финансирования высшей школы. Осуществляется лимитное финансирование (примерно 50 % от потребности). В перспективе предполагается выделение не более 2 % от расходной части госбюджета. Возможно, вузы будут финансироваться из госбюджета не более, чем на 25 % от своей потребности, остальное необходимо будет добирать из других источников.

Серьезным шагом в  этом направлении явилось утверждение  в 1991 г. правительством Российской Федерации Положения о высшем учебном заведении, которое существенно расширило права вуза в определении содержания и организации учебного и научного процессов, дано больше простора для хозяйствования в новых экономических условиях. В соответствии с Государственной программой развития высшего образования Российской Федерации развивается процесс диверсификации образования, реализуется многоуровневая структура высшего образования, проводится последовательная гуманитаризация и фундаментализация образовательных программ.

Однако  противоречивый  процесс  становления  рыночных отношений  в экономике и структурной  перестройки народнохозяйственного  комплекса, инерционность самой системы высшего образования не только сдерживает реформу высшей школы, но и активизирует процессы, ведущий к разрушению имеющегося потенциала. Недооценка сложившейся ситуации чревата тем, что она стимулирует облегченные подходы к решению проблем перестройки высшего образования: снижение размеров бюджетного финансирования, сокращение приема в вузы, увлечение коммерциализацией.

А между тем:

  • высшее образование должно быть одинаково доступным всем на основе способностей каждого путем принятия всех необходимых мер и, в частности, постепенного введения бесплатного образования;
  • должны постоянно улучшаться материальные условия преподавательского персонала.

В основных направлениях государственной  политики в области высшего образования  в качестве первоочередных задач определены:

  • обеспечение доступности населения к высшему образованию не ниже, чем на уровне прошлых лет; демократизация существующей системы отбора в вузы;
  • установление гарантированного объема финансирования высшей школы;
  • поиск дополнительных источников  финансирования  высшего образования;
  • рациональное и эффективное распределение государственных финансовых ресурсов, выделенных на высшую школу;
  • создание организационных и методических условий, обеспечивающих диверсификацию, академическую мобильность как по горизонтали (по направлениям и специальностям обучения), так и по вертикали (по срокам обучения, ступеням и уровням подготовки);
  • информатизация системы высшего образования;
  • органическое включение вузовской науки в научно-производственный комплекс страны;
  • дальнейшая демократизация системы управления высшим образованием;
  • создание реальных условий социальной защиты студентов, преподавателей, научных работников высшей школы.

Решение перечисленных  задач предполагается реализовать  на основе единых стратегических целей и принципов реформы системы высшего образования России, последовательное осуществление которой предполагается в течение ближайшего десятилетия.

Государство в состоянии  гарантировать (по разным источникам) от 50 до 70 процентов расходов высшей школы, остальные средства она должна изыскивать сама.

Коммерциализация   высшего   образования   создает   объективную экономическую необходимость детального учета всех видов работ, услуг и доходов, полученных от их выполнения вузом. Общеэкономической проблемой является формирование бюджета вуза, сбалансированность доходов и расходов.

Новые экономические  условия вызывают потребность в  разработке системы  мер  и  критериев  оценки  самостоятельной  деятельности университетов. Объективно необходима разработка ряда методических проблем экономической деятельности вуза в условиях рыночной экономики.

В качестве средств формирования экономического механизма- высшей школы  в Федеральной программе обозначены:

  • формирование   многоуровневой   и   многоканальной   системы финансирования высшего образования;
  • поддержание гарантированного минимума (норматива) финансирования высшего образования из бюджета с ежегодной индексацией на инфляцию;
  • развитие полной хозяйственно-финансовой самостоятельности и ответственности высших учебных заведений за предоставление научно-образовательных и иных услуг;
  • привлечение дополнительных финансовых ресурсов (в форме индивидуальных образовательных кредитов, платы за обучение из заимствованных, личных и выделяемых спонсорами средств);
  • расширение финансирования вузов из средств бюджета регионов;
  • установление размеров оплаты труда преподавателей вузов в соответствии с их деятельностью.

Как один из вариантов  предполагается разделение финансирования из государственного и местных бюджетов по принципу 50 % - 50 %:

Из федерального бюджета:

  • фундаментальные исследования;
  • научно-методическое и техническое обеспечение учебного процесса;
  • подготовка кадров по федеральному заказу;
  • гарантированный минимум зарплаты. Из местного бюджета:
  • содержание и развитие материальной базы и всей инфраструктуры вузов;
  • социальная защита студентов и сотрудников.

Для четкой ориентации научно—образовательной и хозяйственно-финансовой   деятельности   вузов   в   новых   условиях   создаются специализированные подразделения и службы или расширяются функции маркетинговых служб для реализации функций планирования и управления хозяйственно-экономической деятельностью,  управления  коммерческой деятельностью, разработки мероприятий по сокращению административных расходов  и  совершенствования  структуры  управления,   разработки инвестиционных    проектов,    внешнеэкономической    деятельности, стимулирования деятельности научно-преподавательского состава, повышения рейтинга вуза, автоматизации управления хозяйственно-экономической деятельности.

Во многих материалах отмечается, что при развитии высшей школы на современном этапе необходимо также шире использовать опыт развитых зарубежных стран.

4. Новые источники обеспечения  финансово-хозяйственной  
деятельности высшего образования

4.1. Совершенствование финансово-кредитного  механизма

В последние несколько  лет значительно возросла роль внебюджетных источников  финансирования  в  структуре  финансовых  ресурсов государственных вузов. Но современная организация финансового механизма, обеспечивающего функционирование высшей школы является, неэффективной. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство экономических проблем, стоящих перед вузами в течение ряда последних лет до сих пор не решено.

Необходимость реорганизации  финансового механизма деятельности высшей школы отчетливо понимается сегодня. Возможность выхода последней из кризисного состояния и достижение достойного места в обществе видится в проведении очередного этапа реформирования системы профессионального образования. В проекте реформы высшей школы   среди   многообразия   преобразовательных   направлений разрабатываются мероприятия в области реструктурирования финансового обеспечения вузов.

Прежде всего, полагается размеры государственного финансирования привести в соответствие с госзаказом в данной сфере. То есть будет определено количество студентов по каждому направлению подготовки, которое необходимо государству для его дальнейшего нормального функционирования.  Количество  студентов  будет  определятся  в соответствии с потребностями рынка труда. И, следовательно, лишь данное число студентов будет иметь возможность обучаться бесплатно, за счет средств, выделяемых из бюджета.

Но государство предполагает возложить на себя обязательства  по покрытию расходов связанных только с процессом обучения. А сопутствующие расходы (проживание в общежитии, возможность пользоваться библиотекой, лабораториями  и т.д.)  будут оплачиваться студентами самостоятельно. Это утверждение исходит из того, что в рамках концепции организационно-экономической реформы было высказано предложение по переводу социальной инфраструктуры высших учебных заведений на платную основу.

Выдвинутое предложение  направлено именно  на студентов, обучающихся  бесплатно, так как студенты, оплачивающие обучение, в большинстве случаев, выплачивают суммы в несколько  раз больше, чем реально стоит  обучение по данному направлению. Следовательно, взимать дополнительные суммы с данной категории студентов не целесообразно.

Решение выдвинутой задачи видится во внедрении практики кредитования студентов.

Исследовав зарубежный опыт стран в вопросе организации  процесса предоставления студенческих ссуд, я пришла к выводу, что к российской действительности приемлема данная деятельность. Кроме того, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в закон "Об образовании в Российской Федерации", в статье 40 пункте 6 предусматривается данная возможность. А именно, "В Российской Федерации, для  организации  социальной  поддержки  студентов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего образования, создается специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита."

Кредитование студентов представляет собой процесс отсрочки платежа за оказанные вузом услуги (проживание в общежитии, пользование библиотекой, лабораториями и т.д.). Таким образом, студент получает возможность оплатить вышеназванные услуги через определенный период времени после начала трудовой деятельности (например, через год после окончания вуза). На мой взгляд, может быть целесообразным кредитование не всей социальной инфраструктуры, а ее части (например, проживание в общежитии и возможность пользоваться библиотекой вуза). Но в тоже время   можно   предложить   осуществить   кредитование дополнительного стипендиального обеспечения. В данном случае размер стипендии должен соответствовать прожиточному уровню.

Ссуды, предоставляемые  студентам должны быть низкопроцентными и их величина должна непосредственно зависеть от способа уплаты процентов. Так, например, можно предложить два варианта уплаты процентов. По первому варианту проценты могут уплачиваться студентами в течении всего срока кредитного договора (ежемесячно, ежеквартально и так далее). По второму варианту уплата процентов в течении всего срока кредитного договора не предусматривается. Таким образом происходит капитализация ссуды. В силу того, что во втором случае риск у банка более высокий, то и процентная ставка должна быть выше.

Суммы выплачиваемые  по данной ссуде в качестве процентов  и механизм погашения основной сумы долга должны непосредственно зависеть от дохода, получаемого выпускником. Подобное мероприятие имеет целью  предотвращение ситуации когда значительные выплаты "съедают" большую долю дохода начинающих работать молодых людей.

Информация о работе Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя