Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.
В этой связи несомненный интерес представляют данные, полученные в результате исследований, проведенных Национальным Комитетом по проблеме "утечки умов", созданным при ЮНЕСКО.
Установлено, что индустриально развитые страны возвращают инженеру и ученому в среднем 70 % его труда, в то время как в России - не более 30 %.
В результате исследований, проведенных Национальным Комитетом в числе основных факторов, оказывающих влияние на интеллектуальную миграцию и эмиграцию отмечаются:
Начиная с 1983 года происходит постоянное сокращение общей численности студентов: в 1988 году она сократилась до уровня 1974 года; с 1981 года сокращается показатель числа студентов в расчете на 10 тыс. человек населения. Эта негативная тенденция особенно удручающе выглядит в сопоставлении с изменениями численности студентов за последние 10-20 лет в ведущих странах мира.
Происходящий в стране
процесс экономических
Все это идет на фоне сокращения госбюджетного финансирования высшей школы. Осуществляется лимитное финансирование (примерно 50 % от потребности). В перспективе предполагается выделение не более 2 % от расходной части госбюджета. Возможно, вузы будут финансироваться из госбюджета не более, чем на 25 % от своей потребности, остальное необходимо будет добирать из других источников.
Серьезным шагом в
этом направлении явилось
Однако противоречивый
процесс становления рыночных отношений
в экономике и структурной
перестройки
А между тем:
В основных направлениях государственной политики в области высшего образования в качестве первоочередных задач определены:
Решение перечисленных задач предполагается реализовать на основе единых стратегических целей и принципов реформы системы высшего образования России, последовательное осуществление которой предполагается в течение ближайшего десятилетия.
Государство в состоянии гарантировать (по разным источникам) от 50 до 70 процентов расходов высшей школы, остальные средства она должна изыскивать сама.
Коммерциализация высшего образования создает объективную экономическую необходимость детального учета всех видов работ, услуг и доходов, полученных от их выполнения вузом. Общеэкономической проблемой является формирование бюджета вуза, сбалансированность доходов и расходов.
Новые экономические условия вызывают потребность в разработке системы мер и критериев оценки самостоятельной деятельности университетов. Объективно необходима разработка ряда методических проблем экономической деятельности вуза в условиях рыночной экономики.
В качестве средств формирования
экономического механизма- высшей школы
в Федеральной программе
Как один из вариантов предполагается разделение финансирования из государственного и местных бюджетов по принципу 50 % - 50 %:
Из федерального бюджета:
Для четкой ориентации научно—образовательной и хозяйственно-финансовой деятельности вузов в новых условиях создаются специализированные подразделения и службы или расширяются функции маркетинговых служб для реализации функций планирования и управления хозяйственно-экономической деятельностью, управления коммерческой деятельностью, разработки мероприятий по сокращению административных расходов и совершенствования структуры управления, разработки инвестиционных проектов, внешнеэкономической деятельности, стимулирования деятельности научно-преподавательского состава, повышения рейтинга вуза, автоматизации управления хозяйственно-экономической деятельности.
Во многих материалах отмечается, что при развитии высшей школы на современном этапе необходимо также шире использовать опыт развитых зарубежных стран.
В последние несколько лет значительно возросла роль внебюджетных источников финансирования в структуре финансовых ресурсов государственных вузов. Но современная организация финансового механизма, обеспечивающего функционирование высшей школы является, неэффективной. Об этом свидетельствует тот факт, что большинство экономических проблем, стоящих перед вузами в течение ряда последних лет до сих пор не решено.
Необходимость реорганизации финансового механизма деятельности высшей школы отчетливо понимается сегодня. Возможность выхода последней из кризисного состояния и достижение достойного места в обществе видится в проведении очередного этапа реформирования системы профессионального образования. В проекте реформы высшей школы среди многообразия преобразовательных направлений разрабатываются мероприятия в области реструктурирования финансового обеспечения вузов.
Прежде всего, полагается размеры государственного финансирования привести в соответствие с госзаказом в данной сфере. То есть будет определено количество студентов по каждому направлению подготовки, которое необходимо государству для его дальнейшего нормального функционирования. Количество студентов будет определятся в соответствии с потребностями рынка труда. И, следовательно, лишь данное число студентов будет иметь возможность обучаться бесплатно, за счет средств, выделяемых из бюджета.
Но государство предполагает возложить на себя обязательства по покрытию расходов связанных только с процессом обучения. А сопутствующие расходы (проживание в общежитии, возможность пользоваться библиотекой, лабораториями и т.д.) будут оплачиваться студентами самостоятельно. Это утверждение исходит из того, что в рамках концепции организационно-экономической реформы было высказано предложение по переводу социальной инфраструктуры высших учебных заведений на платную основу.
Выдвинутое предложение направлено именно на студентов, обучающихся бесплатно, так как студенты, оплачивающие обучение, в большинстве случаев, выплачивают суммы в несколько раз больше, чем реально стоит обучение по данному направлению. Следовательно, взимать дополнительные суммы с данной категории студентов не целесообразно.
Решение выдвинутой задачи видится во внедрении практики кредитования студентов.
Исследовав зарубежный опыт стран в вопросе организации процесса предоставления студенческих ссуд, я пришла к выводу, что к российской действительности приемлема данная деятельность. Кроме того, в соответствии с изменениями и дополнениями, внесенными в закон "Об образовании в Российской Федерации", в статье 40 пункте 6 предусматривается данная возможность. А именно, "В Российской Федерации, для организации социальной поддержки студентов, обучающихся в учреждениях среднего и высшего образования, создается специальная система кредитования в виде личного социального образовательного кредита."
Кредитование студентов представляет собой процесс отсрочки платежа за оказанные вузом услуги (проживание в общежитии, пользование библиотекой, лабораториями и т.д.). Таким образом, студент получает возможность оплатить вышеназванные услуги через определенный период времени после начала трудовой деятельности (например, через год после окончания вуза). На мой взгляд, может быть целесообразным кредитование не всей социальной инфраструктуры, а ее части (например, проживание в общежитии и возможность пользоваться библиотекой вуза). Но в тоже время можно предложить осуществить кредитование дополнительного стипендиального обеспечения. В данном случае размер стипендии должен соответствовать прожиточному уровню.
Ссуды, предоставляемые студентам должны быть низкопроцентными и их величина должна непосредственно зависеть от способа уплаты процентов. Так, например, можно предложить два варианта уплаты процентов. По первому варианту проценты могут уплачиваться студентами в течении всего срока кредитного договора (ежемесячно, ежеквартально и так далее). По второму варианту уплата процентов в течении всего срока кредитного договора не предусматривается. Таким образом происходит капитализация ссуды. В силу того, что во втором случае риск у банка более высокий, то и процентная ставка должна быть выше.
Суммы выплачиваемые по данной ссуде в качестве процентов и механизм погашения основной сумы долга должны непосредственно зависеть от дохода, получаемого выпускником. Подобное мероприятие имеет целью предотвращение ситуации когда значительные выплаты "съедают" большую долю дохода начинающих работать молодых людей.