Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.

Файлы: 1 файл

Ф1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Третье направление  развития страхового рынка - страхование  образовательных ценных бумаг следует рассматривать как более далекую перспективу с учетом того, что в ближайшее время эти виды ценных бумаг должны иметь высокую ликвидность, значительно более низкие риски и, следовательно, достаточно  высокую  надежность,  так  как  они обеспечиваются либо образовательными услугами вуза, либо денежным возмещением средств в случае не поступления владельца в вуз по разным причинам. В то же время, как показывает опыт, разработке такого вида страхования до сих пор не уделялось должного внимания, как в связи с низким качеством развития самого страхового рынка, так и в связи с нерешенностью этих проблем в процессе формирования рынка ценных бумаг России.

Имеющиеся же разработки по развитию сберегательного страхования  и смешанного страхования жизни  в условиях целевого использования  средств для нужд платного образования  в вузе носят индивидуальный характер, как правило, не затрагивающий всех основных особенностей рынка платных образовательных услуг, и поэтому также нуждаются в дальнейшей проработке и анализе как положительных моментов, так и недостатков, на чем мы и остановимся при изложении основных положений концепции развития страхового рынка для оплаты высшего образования в вузе за счет средств населения.

В число участников рынка  страхования платных образовательных  услуг входят не только сам страхователь (население), его страховщик (страховая компания), но и вуз, осуществляющий гарантированное предоставление застрахованных населением платных образовательных услуг для получения высшего образования. При этом роль вуза в различных формах страхования может изменяться. Она является исходной при формировании цены платных образовательных услуг и влияет на размер страхового возмещения при совместном участии вуза и страховой компании в процессах инвестирования накапливаемых застрахованных сумм. В то же время вуз может без страхователя участвовать в страховании образовательных ценных бумаг, как и сам страхователь, напрямую обратившийся в страховую фирму, может определить условия страхования его образовательной ценной бумаги без посредства вуза. В соответствии с Законом "О страховании" наряду с обязательной предусмотрена добровольная форма страхования, которую может предложить страховщик страхователю. Одной из таких форм является личное страхование, представленное совокупностью отношений по защите интересов физических лиц при наступлении определенных событий, по поводу которых они заключают договоры страхования со страховщиком на рынке страховых услуг. Наиболее распространенными в этом виде страхования являются: сберегательное страхование жизни от несчастных случаев, страхование детей и др. В связи с развитием рыночных отношений и их распространением на образовательные виды услуг и появлением, как следствие, платного образования при подготовке кадров-специалистов высшей квалификации, актуальными становятся новые разновидности страховых услуг личного страхования - это сберегательное страхование для оплаты образования в вузе и смешанное личное страхование жизни с условиями накопления денежных средств для оплаты образования в высшем учебном заведении. В каждом из этих видов страхования страховщик может предложить на выбор страхователю три типа страховых полисов:

  • с оплатой полного обучения в вузе;
  • с оплатой отдельных этапов обучения (за несколько лет);
  • с годичной оплатой обучения.

Анализ этих вариантов  показал, что они могут быть приемлемы  при комплексном смешанном страховании жизни, когда страхование для получения образовательных услуг является не единственным, т.е. не целенаправленным, а предусматривает еще страхование жизни ребенка, в том числе от несчастного случая. Такой подход правомерен, особенно на ранних этапах развития страхового рынка, когда отсутствуют методика и механизм целенаправленного страхования только для получения образовательных платных услуг. Тем не менее вычленение последнего не только возможно, но и необходимо. Оно может быть представлено во всей совокупности смешанного страхования жизни, но может быть и самостоятельным сберегательным страхованием только для оплаты образовательных услуг вуза. При этом гарантированность страхового возмещения обеспечивается как через обучение в вузе , так и через выплату страхового возмещения (в случае отказа от обучения или не поступления в вуз по различным причинам). Гарантии возвратности застрахованных сумм в виде суммы страхового возмещения обеспечиваются при больших масштабах целевого страхования преимущественно через перестрахование, в котором должны участвовать не один, а совокупность страховщиков, совместно отвечающих за соблюдение условий страхового договора.

В настоящее время  в качестве реализации изложенной концепции:

  • проведен расчет тарифов по образованию (для разных ситуаций);
  • разработаны и утверждены Правила смешанного страхования жизни (с условиями накопления денежных средств для оплаты расходов по обучению в учебном заведении);
  • разработаны три схемы страхования;
  • оформлена лицензия и подготовлено решение Правительства Республики Башкортостан.

4.5. Сравнительный анализ источников  финансирования образования  
за рубежом

 

В отличие от России, где  основная доля внебюджетных средств  вузов базируется на поступлениях от оплаты за обучение и от арендной платы за сдаваемые помещения, в вузах Англии и Германии другая структура внебюджетных средств.

В Англии примерно 50-60 процентов  бюджета вуза составляют средства, выделяемые государством, а оставшиеся 40-50 процентов вузы зарабатывают в  основном за счет (в порядке убывания долей):

  • проведения прикладных исследований по договорам с фирмами;
  • проведение работ по заказам региональных властей;
  • платы за обучение от иностранных учащихся;
  • спонсорских взносов (которые сопоставимы, а в ряде случаев превышают плату за обучение от иностранных учащихся).

Внебюджетные средства вуза от сдачи в аренду собственных  помещений в Англии практически  ничтожны - обычно вузы располагают  на своих площадях фирмы или их лаборатории в рамках договоров  о сотрудничестве, что приносит фактически прибыль по статье "проведение прикладных исследований по договорам с фирмами".

В Германии еще более  узкое поле возможностей в вузах  для привлечения внебюджетных средств: поскольку в Германии отсутствует  оплата за обучение даже иностранным студентам (они принимаются в вузы Германии на бесплатной основе в пределах выделяемых для этих целей числа мест, от 5 до 15 процентов в зависимости от специальностей), то фактически так называемые внебюджетные поступления в вузе возможны только за счет:

  • средств от прикладных научных исследований;
  • средств от работ по заказам региональных властей.

Учитывая такие, фактически целевые поступления внебюджетных средств, в вузах Англии и Германии практически нет внутривузовских  нормативов распределения этих средств.

И в Англии, и в Германии до настоящего времени отсутствовала  плата студентами за обучение. Однако, если в Германии даже иностранные  студенты не платили за обучение, то в Англии иностранные студенты платят за обучение (если они принимаются  не в рамках квот для конкретных стран или не в рамках отдельных фондовых стипендий), причем несколько лет назад плата за обучение иностранных студентов резко возросла.

Вместе с тем, если в Германии дискуссии о возможной  оплате студентами обучения носят в  основном пока политический и теоретический характер, то в Англии даже несмотря на социально-ориентированную политику нового лейбористского правительства принято решение о введении с 2001/99 учебного года платы за обучение - в среднем около 1000 фунтов в год, что составляет, опять-таки в среднем, 1/8 затрат государства на обучение в год. При этом размер оплаты будет варьироваться в зависимости от социально-экономического положения семьи и студенты из семей с низкими доходами вовсе освобождены от платы за обучение. Кроме того, государство выдает беспроцентный кредит для оплаты за обучение, кредит - который может погашаться после окончания вуза по определенному алгоритму.

Попечительские Советы существуют в значительной степени  в Англии. В Германии с ее централизованно-государственным подходом к управлению вузами (на уровне Земель) такая практика почти не распространена. В Германии на уровне Земель есть некие Координационные Советы в области подготовки профессиональных кадров. В деятельности этих советов активную роль играют торгово-промышленные палаты регионов.

Попечительские Советы в Англии (где они теперь чаще называются Советами управляющих) для государственных вузов в значительной мере формируются при активном участии государства - при консультациях с Министерством образования, но при решающей роли региональных властей.

Так, например, в созданном 5 лет назад Oxford Brookees University действует Совет управляющих, состоящий из 13 членов: в состав Совета входят представитель местных властей, 1 студент и два преподавателя, которые по определенным правилам периодически ретируются, а остальные члены Совета - представители местных деловых кругов. Председателем этого Совета управляющих является руководитель местной, крупной медицинской компании. Именно этот Совет отвечает за всю деятельность Университета, в первую очередь за финансово-экономическую, и за постановку в Университете контроля  за  качеством  обучения.  Изменения  в  Составе  Совета регламентируются его собственным Уставом. Фактически эти 13 членов Совета могут кооптировать в состав Совета других лиц взамен прекращающих активную деятельность в Совете.

Сравнительный анализ экономики  образования за рубежом позволяет  сделать следующий вывод:

Большинство путей обеспечения  финансирования высшего образования  зарубежных стран неприемлем в настоящий момент для вузов России:

Во-первых, доведенное до состояния банкротства наше государство  не может обеспечить значительную часть  финансирования вузов, не говоря уже  о выделении квот для иностранных студентов;

Во-вторых, российские фирмы, несущие огромное налоговое бремя не могут тратить деньги на прикладные исследования и на спонсорскую помощь (за редким исключением при налоговом освобождении);

В-третьих, региональные российские власти, при огромной задолженности  по заработной плате "бюджетникам" и социальным пособиям не в состоянии делать значительные заказы на работы и подготовку специалистов;

В-четвертых, Советы попечителей  в отечественных вузах только начинают создаваться, и члены этих советов (в основном руководители крупных  коммерческих предприятий) неохотно идут на финансовую поддержку образования, в основном осуществляя ее при обучении в данном вузе своих родственников.

Данный вывод позволяет  аргументировать, что в ближайшие  годы основными внебюджетными источниками финансирования вуза будут поступления именно от физических лиц. Государство, выдвинув лозунг на избрание социально-ориентированной политики, на самом деле не может (или не хочет) значительно облегчить состояние высшего образования.

 

Заключение

Таким образом, в данной дипломной работе рассмотрено состояние высшего образования в России в переходный период, организация учебной деятельности   в   университете,   анализ   финансово-хозяйственной деятельности и основные направления повышения эффективности работы вуза.

Как показал анализ, сегодня высшее образование, с одной стороны, получило определённые свободы действия, с другой - находится в кризисном состоянии, так как любая система свободна только тогда, когда она экономически свободна.

В результате проведения анализа организации управления, а также основных экономических показателей, можно сделать следующие выводы:

Несмотря на экономическую  ситуацию в стране, Уфимский государственный нефтяной технический университет имеет положительную динамику своего развития. В период с 1994 по 2001 годы увеличилось количество специальностей и направлений подготовки специалистов. Увеличилось количество факультетов, а также количество кафедр.

В то же время, как видно из проведенного экономического анализа, бюджетное финансирование на сегодня не обеспечивает покрытие расходов, так как некоторые статьи вообще не финансируются. Поэтому задачами университета в области экономики являются:

  • привлечение нетрадиционных источников;
  • оптимальное использование собственных резервов;
  • деятельность ректората в области обоснования получения дополнительных ресурсов в Министерстве образования.

Средств, выделяемых из государственного бюджета, катастрофически не хватает. В связи с этим сделан вывод  о том, что университет самостоятельно   должен   изыскивать   дополнительные   источники внебюджетного финансирования своей деятельности.

На мой взгляд, основными из них  являются:

  • платное (базовое) обучение контингента сверх контрольных цифр приема;
  • получение второго высшего образования;
  • оказание дополнительных образовательных услуг;
  • совершенствование финансово-кредитного механизма;
  • введение страхования образовательных услуг;
  • развитие системы технопарков;
  • совершенствование механизма взаимозачетов;
  • развитие производственных (студенческих) лабораторий;
  • вступление на рынок труда с предложениями квалифицированных специалистов в лице выпускников вуза.
  • развитие коммерческого окружения вуза и совершенствование его как холдинга;
  • введение строгого контроля и учета расходования финансовых средств вуза;
  • реорганизация управленческого персонала университета, а в первую очередь бухгалтерии и финансового управления.

Информация о работе Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя