Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.

Файлы: 1 файл

Ф1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

2.1. Общая характеристика университета

 

Уфимский государственный  нефтяной технический университет  является государственным высшим учебным заведением, реализующим образовательные программы в соответствии с лицензией, выданной Госкомвузом России 06.03.94г. № 16Г – 130. Университет считается имеющим государственную аккредитацию согласно Постановлению Госкомвуза России № 6 от 30.11.94 г.

Университет организован на базе Уфимского  филиала Московского нефтяного университета Постановлением Совета Министров СССР от 04.10.48 г. № 3374 как Уфимский нефтяной институт, зарегистрирован Постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы № 2560 от 12.10.93 г. Приказом Госкомвуза России от 22.11.93 г. № 364 ему присвоен статус Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ).

Учредителем Университета является Правительство РФ. Полномочия учредителя осуществляет Министерство образования РФ.

Университет является юридическим  лицом, по своей организационно-правовой форме – государственным образовательным  учреждением федерального подчинения.

Университет осуществляет свою деятельность в соответствии с  Конституцией РФ и Республики Башкортостан, законами РФ и Республики Башкортостан «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актвми РФ и Республики Башкортостан, нормативными актами Министерства образования РФ и Уставом.

В структуру университета входят обособленные структурные подразделения – филиалы, расположенные в г. Октябрьске, г. Салавате, г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.

Университет самостоятелен  в формировании своей структуры за исключением создания филиалов. Структурные подразделения университета создаются приказом ректора университета. Созданию образовательных, научных, научно-производственных и иных подразделений предшествует решение Ученого Совета университета.

Октябрьский филиал является обособленным структурным подразделением Уфимского государственного нефтяного технического университета, реализующим образовательные программы в соответствии с лицензией, выданной Государственным комитетом РФ по высшему образованию 6 марта 1994 г. № 16Г – 866. Филиал проходит лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию в составе университета. Филиал считается аккредитованным на основании свидетельства о государственной аккредитации № 25.02.2002 г., выданного Министерством общего и профессионального образования на срок до 09.12.2003 г.

Октябрьский филиал организован  в 1956 г. как Октябрьское отделение  горно-нефтяного факультета Уфимского  нефтяного института по подготовке горных инженеров-буровиков и разработчиков, в 1993 г. преобразован в Октябрьский филиал Уфимского государственного нефтяного технического университета.

В настоящее время  в университете функционирует 7 факультетов (один межвузовский), 31 кафедра (включая  межвузовскую - Новые технологии обучения иностранным языкам"), 1 центр, 3 филиала, обучается 990 студентов дневной и 1036 студентов заочной форм обучения. В университете работают около 860 преподавателей и сотрудников: из них 18 докторов наук, 110 кандидатов наук, действует Ученый Совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций.

В структуре университета 4 учебно-научных мини-институтов, 2 учебно-научных центра, 23 учебно-научных лабораторий и отделов, часть которых входит в научно-образовательный    университетско-академический    естественно-гуманитарный комплекс университета. В университете проводят свои исследования 118 аспирантов из них на очном отделении - 97, на ряде специальностей вводится многоступенчатая система подготовки бакалавров и магистров. Развита система послевузовского обучения.

Последипломное образование  осуществляется в университете в системах переподготовки и повышения квалификации, получения второго высшего образования, в аспирантуре и докторантуре.

В исследовательской  деятельности университета участвуют  более 20 научно-исследовательских мини-институтов, отделов, центров, лабораторий, в том числе совместных с институтами Уральского отделения РАН в г. Уфе.

Информационное обеспечение  учебного и исследовательского процессов   осуществляют библиотека,   издательство,   типография, вычислительный центр и  электронные системы связи университета.

Университет  поддерживает  широкие   международные   связи   с университетами и научными центрами Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Китая, Канады, США, Японии в области обмена информацией и продуктами научной деятельности, технологиями, учебного и научного обмена преподавателями и студентами, проведения международных научных и общественных конференций, форумов, семинаров.

Важное значение университет  придает интеграции в мировую  научно-образовательную систему. С этой целью университет постоянно ищет партнеров среди зарубежных университетов и колледжей, достигнута предварительная договоренность о включении ряда проектов в международную программу ТЕМПУС совместно с Манчестерским (Англия), Хельсинским (Финляндия)  и  Гранадским  (Испания)  университетами. В настоящее время УГНТУ имеет постоянно действующие связи в форме обмена студентами, преподавателями, проведения совместных научных конференций, совместных научных исследований с университетами Венгрии (г. Будапешт, г. Сегет), Финляндии (г. Хельсинки, г. Турку), Эстонии (г. Тарту), Германии (г. Штутгарт, г. Брауншвайг), Австрии (г. Вена), Италии (г. Рим), Англии (г. Манчестер), США (шт. Флорида, шт. Канзас), Китая (г. Фучжоу), Японии (г. Нагоя) и др. За 2003 г. за рубежом побывало 20 сотрудников и преподавателей и 12 и студентов УГНТУ.

Университет развивается  как учебный, научный, и деловой  центр, имеет ряд совместных предприятий, акционерных обществ, хозрасчетных центров, технопарков и т.д.

В настоящее время университет расположен в трех учебных корпусах площадью около 20030 кв. метров, студенты обеспечены местами проживания в 2 общежитиях, работает профилакторий на 100 мест. Университет располагает оснащенным вычислительным центром, Интернет-центром, дисплейными классами, персональными ЭВМ. Современная спортивная база включает в себя спортивный зал с бассейном, спортивно-оздоровительный лагерь, лыжную базу.

Высшим органом университета является Ученый Совет, избранный и  утвержденный в составе 20 человек.

На протяжении всех лет существования вуза основные усилия коллектива были   направлены   на   развитие   материально-технической   базы, совершенствование учебного процесса, укрепление связи с производством, развитие научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации.

Учебный процесс в  университете координируется учебно-методическим управлением и учебно-методическим советом. Одна из основных задач профессорско-преподавательского коллектива УГНТУ заключается в осуществлении глубокой профессиональной подготовки специалистов, основанной на активной познавательной деятельности  и  развитие совокупности знаний, умений и навыков.

Коллектив преподавателей университета находится в постоянном поиске и внедрении прогрессивных  форм и методов обучения, укрепляются связи с производством. В учебном процессе принимают участие ведущие специалисты предприятий, многие из которых являются председателями экзаменационных комиссий, членами специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.

Важным фактором, влияющим на качество подготовки специалистов, является постоянное повышение квалификации и педагогического мастерства профессорско-преподавательского состава.

Помимо традиционных форм (аспирантура, докторантура) на кафедрах работают семинары по различным аспектам методологии и методики преподавания, психологии и педагогики.

В вузе организована система  повышения педагогического мастерства молодых преподавателей (университет педагогических знаний).

В настоящее время  университет превратился в мощное высшее учебное заведение с развитой учебной, лабораторной и научно-исследовательской базой, разрабатывающее концепцию своего развития как федерального исследовательского университета.

Динамика развития университета позволяет коллективу уверенно смотреть в будущее и ставить перед собой новые задачи по совершенствованию обучения, новых исследований, отдыха, занятий спортом, укрепления здоровья и улучшения быта студентов, преподавателей и сотрудников.

Напряженная творческая жизнь вуза направлена на успешное решение многосторонних вопросов совершенствования учебного, воспитательного и научного процессов в соответствии с требованиями не только сегодняшнего дня, но и перспектив развития.

2.2. Структурно-функциональное  единство и динамика развития  университета

 

Университет успешно функционирует как открытая саморазвивающаяся система  в  единстве  структурных  и  функциональных  элементов. функциональное единство университета обеспечивается мерой принятия всеми его подразделениями концептуальных положений и условий решения концептуальных задач (целей функционирования системы). Функциональное единство    университета    обеспечивается    проведением    единой скоординированной политики Администрации университета на основе известных и принятых факультетами основных положений деятельности. Структурное единство университета обеспечивается самостоятельной и ответственной деятельностью факультетов по достижению целей деятельности университета при сохранении сильной координационной и организованной политики Администрации по определению приоритетов политики и их реализации. Единство университета обеспечивается сохранением всей полноты делегирования основных юридических прав структурным подразделениям.

Концептуальные положения развития университета:

  • является многоцелевой социально-педагогической системой, которая реализует в своей деятельности цели личности, государства и общества, связанные с получением академического, профессионального и общекультурного образования;
  • является научно-образовательной системой, в которой подготовка специалистов осуществляется на основе приоритета фундаментальных наук, высокого уровня научных исследований, действия научных школ, на основе построения учебного процесса по исследовательским технологиям;
  • является многопрофильным научно-образовательным центром, осуществляет подготовку специалистов по широкому спектру специальностей, гарантируя при этом высокое качество академической подготовки на основе сочетания фундаментального и прикладного образования, образования в области естественных, точных, технических и гуманитарных наук;
  • является   городским информационно-техническим   центром, обеспечивающим потребности города в наукоемком информационно-технологическом обеспечении путем накопления перспективной информации о фундаментальном и прикладном обеспечении наукоемких технологий, путем проведения научного и учебного процесса на основе современных технологий в перспективных отраслях науки и производства;
  • является   городским центром   непрерывного   образования, обеспечивает  преемственность  систем  довузовского обучения, многоуровневую подготовку специалистов в университете, систему последипломного обучения специалистов (повышение квалификации, подготовка специалистов с высшим образованием, академическая подготовка в аспирантуре);
  • является научным экспертным центром, обеспечивает   компетентную   научную экспертную оценку правительственных, неправительственных, социальных, технологических, производственных, образовательных, культурных, естественнонаучных и гуманитарных проектов с учетом региональных особенностей их реализации;
  • является центром социальной  и  национальной консолидации общества, развивает науку, образование и культуру как часть национального достояния народов России, на основе российских духовных и этнокультурных ценностей,  выступает субъектом гражданского и национального согласия и стабильности;
  • является региональным финансовым центром в области науки, образования и культуры, на основе федерального финансирования осуществляет финансовую политику по привлечению средств правительственных учреждений Республики Башкортостан, государственных, общественных, частных организаций, предприятий и частных лиц для реализации перспективных направлений подготовки специалистов, образования, научной деятельности и социальных программ.

Структура  университета  от  привычной образовательной схемы приобретает новые структурно-функциональные формы, реализующие разные уровни профессионально—образовательных программ.

Уже реализованы крупные  изменения в структуре научно-образовательных  подразделений университета. За последние годы число новых и преобразованных подразделений в университете возросло в несколько раз. Проведена реализация бывших кафедр общественных наук.

С целью подготовки для  нужд региона были созданы новые  и реорганизованы ранее существовавшие факультеты и кафедры.

Новая структура учебно-научных  подразделений формируется по принципу целостной теоретической и практической подготовки специалистов.

Таблица 2

Динамика развития учебной структуры  университета

Название специальностей

1996

2000

2001

2002

2003

Количество специальностей

12

14

14

15

16

Количество факультетов

4

5

5

6

7

Количество кафедр

26

28

29

30

31

Учебные площади (кв.м.)

15604

15604

18462

18690

20030

Контингент студентов  ДО

1200

880

960

1050

990

ОЗО

1350

1120

1180

1100

1036

Всего

2550

2003

2140

2250

2026

Выпуск ДО / ОЗО

246

276

224

237

227

240

219

238

212

235

Численность работающих по штатному расписанию (чел.)

1240

1184

1129

1087

1060

в том числе

         

Кандидатов наук, доцентов

117

116

112

111

110

Докторов наук, профессоров

19

19

18

18

18


 

Анализ динамики развития учебной структуры вуза показывает, что университет постоянно развивается как целостная система, постоянно наращивая научный и учебный потенциал.

С учетом специфики преподавания отдельных дисциплин на факультетах, более детальной и специализированной подготовки студентов количество кафедр увеличилось до 31.

Таблица 3

Основные показатели деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета (2003 г.)

Информация о работе Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя