Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.
Уфимский государственный нефтяной технический университет является государственным высшим учебным заведением, реализующим образовательные программы в соответствии с лицензией, выданной Госкомвузом России 06.03.94г. № 16Г – 130. Университет считается имеющим государственную аккредитацию согласно Постановлению Госкомвуза России № 6 от 30.11.94 г.
Университет организован на базе Уфимского филиала Московского нефтяного университета Постановлением Совета Министров СССР от 04.10.48 г. № 3374 как Уфимский нефтяной институт, зарегистрирован Постановлением Главы администрации Орджоникидзевского района г. Уфы № 2560 от 12.10.93 г. Приказом Госкомвуза России от 22.11.93 г. № 364 ему присвоен статус Уфимского государственного нефтяного технического университета (УГНТУ).
Учредителем Университета является Правительство РФ. Полномочия учредителя осуществляет Министерство образования РФ.
Университет является юридическим
лицом, по своей организационно-правовой
форме – государственным
Университет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ и Республики Башкортостан, законами РФ и Республики Башкортостан «Об образовании», Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другими законодательными актвми РФ и Республики Башкортостан, нормативными актами Министерства образования РФ и Уставом.
В структуру университета входят обособленные структурные подразделения – филиалы, расположенные в г. Октябрьске, г. Салавате, г. Стерлитамаке Республики Башкортостан.
Университет самостоятелен в формировании своей структуры за исключением создания филиалов. Структурные подразделения университета создаются приказом ректора университета. Созданию образовательных, научных, научно-производственных и иных подразделений предшествует решение Ученого Совета университета.
Октябрьский филиал является обособленным структурным подразделением Уфимского государственного нефтяного технического университета, реализующим образовательные программы в соответствии с лицензией, выданной Государственным комитетом РФ по высшему образованию 6 марта 1994 г. № 16Г – 866. Филиал проходит лицензирование и аттестацию самостоятельно, а государственную аккредитацию в составе университета. Филиал считается аккредитованным на основании свидетельства о государственной аккредитации № 25.02.2002 г., выданного Министерством общего и профессионального образования на срок до 09.12.2003 г.
Октябрьский филиал организован
в 1956 г. как Октябрьское отделение
горно-нефтяного факультета Уфимского
нефтяного института по подготовке
горных инженеров-буровиков и
В настоящее время в университете функционирует 7 факультетов (один межвузовский), 31 кафедра (включая межвузовскую - Новые технологии обучения иностранным языкам"), 1 центр, 3 филиала, обучается 990 студентов дневной и 1036 студентов заочной форм обучения. В университете работают около 860 преподавателей и сотрудников: из них 18 докторов наук, 110 кандидатов наук, действует Ученый Совет по защитам кандидатских и докторских диссертаций.
В структуре университета 4 учебно-научных мини-институтов,
2 учебно-научных центра, 23 учебно-научных
лабораторий и отделов, часть которых
входит в научно-образовательный
университетско-академический
Последипломное образование осуществляется в университете в системах переподготовки и повышения квалификации, получения второго высшего образования, в аспирантуре и докторантуре.
В исследовательской деятельности университета участвуют более 20 научно-исследовательских мини-институтов, отделов, центров, лабораторий, в том числе совместных с институтами Уральского отделения РАН в г. Уфе.
Информационное обеспечение учебного и исследовательского процессов осуществляют библиотека, издательство, типография, вычислительный центр и электронные системы связи университета.
Университет поддерживает широкие международные связи с университетами и научными центрами Австрии, Великобритании, Венгрии, Германии, Италии, Польши, Китая, Канады, США, Японии в области обмена информацией и продуктами научной деятельности, технологиями, учебного и научного обмена преподавателями и студентами, проведения международных научных и общественных конференций, форумов, семинаров.
Важное значение университет придает интеграции в мировую научно-образовательную систему. С этой целью университет постоянно ищет партнеров среди зарубежных университетов и колледжей, достигнута предварительная договоренность о включении ряда проектов в международную программу ТЕМПУС совместно с Манчестерским (Англия), Хельсинским (Финляндия) и Гранадским (Испания) университетами. В настоящее время УГНТУ имеет постоянно действующие связи в форме обмена студентами, преподавателями, проведения совместных научных конференций, совместных научных исследований с университетами Венгрии (г. Будапешт, г. Сегет), Финляндии (г. Хельсинки, г. Турку), Эстонии (г. Тарту), Германии (г. Штутгарт, г. Брауншвайг), Австрии (г. Вена), Италии (г. Рим), Англии (г. Манчестер), США (шт. Флорида, шт. Канзас), Китая (г. Фучжоу), Японии (г. Нагоя) и др. За 2003 г. за рубежом побывало 20 сотрудников и преподавателей и 12 и студентов УГНТУ.
Университет развивается как учебный, научный, и деловой центр, имеет ряд совместных предприятий, акционерных обществ, хозрасчетных центров, технопарков и т.д.
В настоящее время университет расположен в трех учебных корпусах площадью около 20030 кв. метров, студенты обеспечены местами проживания в 2 общежитиях, работает профилакторий на 100 мест. Университет располагает оснащенным вычислительным центром, Интернет-центром, дисплейными классами, персональными ЭВМ. Современная спортивная база включает в себя спортивный зал с бассейном, спортивно-оздоровительный лагерь, лыжную базу.
Высшим органом университета является Ученый Совет, избранный и утвержденный в составе 20 человек.
На протяжении всех лет существования вуза основные усилия коллектива были направлены на развитие материально-технической базы, совершенствование учебного процесса, укрепление связи с производством, развитие научных исследований и подготовку кадров высшей квалификации.
Учебный процесс в
университете координируется учебно-методическим
управлением и учебно-
Коллектив преподавателей университета находится в постоянном поиске и внедрении прогрессивных форм и методов обучения, укрепляются связи с производством. В учебном процессе принимают участие ведущие специалисты предприятий, многие из которых являются председателями экзаменационных комиссий, членами специализированных советов по защите кандидатских и докторских диссертаций.
Важным фактором, влияющим на качество подготовки
специалистов, является постоянное повышение
квалификации и педагогического мастерства
профессорско-
Помимо традиционных форм (аспирантура, докторантура) на кафедрах работают семинары по различным аспектам методологии и методики преподавания, психологии и педагогики.
В вузе организована система
повышения педагогического
В настоящее время
университет превратился в
Динамика развития университета позволяет коллективу уверенно смотреть в будущее и ставить перед собой новые задачи по совершенствованию обучения, новых исследований, отдыха, занятий спортом, укрепления здоровья и улучшения быта студентов, преподавателей и сотрудников.
Напряженная творческая жизнь вуза направлена на успешное решение многосторонних вопросов совершенствования учебного, воспитательного и научного процессов в соответствии с требованиями не только сегодняшнего дня, но и перспектив развития.
Университет успешно функционирует как открытая саморазвивающаяся система в единстве структурных и функциональных элементов. функциональное единство университета обеспечивается мерой принятия всеми его подразделениями концептуальных положений и условий решения концептуальных задач (целей функционирования системы). Функциональное единство университета обеспечивается проведением единой скоординированной политики Администрации университета на основе известных и принятых факультетами основных положений деятельности. Структурное единство университета обеспечивается самостоятельной и ответственной деятельностью факультетов по достижению целей деятельности университета при сохранении сильной координационной и организованной политики Администрации по определению приоритетов политики и их реализации. Единство университета обеспечивается сохранением всей полноты делегирования основных юридических прав структурным подразделениям.
Концептуальные положения
Структура университета
от привычной образовательной схемы
приобретает новые структурно-функциональные
формы, реализующие разные уровни профессионально—
Уже реализованы крупные
изменения в структуре научно-
С целью подготовки для нужд региона были созданы новые и реорганизованы ранее существовавшие факультеты и кафедры.
Новая структура учебно-научных подразделений формируется по принципу целостной теоретической и практической подготовки специалистов.
Название специальностей |
1996 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
Количество специальностей |
12 |
14 |
14 |
15 |
16 |
Количество факультетов |
4 |
5 |
5 |
6 |
7 |
Количество кафедр |
26 |
28 |
29 |
30 |
31 |
Учебные площади (кв.м.) |
15604 |
15604 |
18462 |
18690 |
20030 |
Контингент студентов ДО |
1200 |
880 |
960 |
1050 |
990 |
ОЗО |
1350 |
1120 |
1180 |
1100 |
1036 |
Всего |
2550 |
2003 |
2140 |
2250 |
2026 |
Выпуск ДО / ОЗО |
246 276 |
224 237 |
227 240 |
219 238 |
212 235 |
Численность работающих по штатному расписанию (чел.) |
1240 |
1184 |
1129 |
1087 |
1060 |
в том числе |
|||||
Кандидатов наук, доцентов |
117 |
116 |
112 |
111 |
110 |
Докторов наук, профессоров |
19 |
19 |
18 |
18 |
18 |
Анализ динамики развития учебной структуры вуза показывает, что университет постоянно развивается как целостная система, постоянно наращивая научный и учебный потенциал.
С учетом специфики преподавания отдельных дисциплин на факультетах, более детальной и специализированной подготовки студентов количество кафедр увеличилось до 31.
Основные показатели деятельности Уфимского государственного нефтяного технического университета (2003 г.)