Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа
Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.
Наряду с многоуровневой структурой подготовки в последнее время все больше обсуждается так называемая многоступенчатая система подготовки, отличающаяся от многоуровневой. Суть ее, если вновь обращаться к фундаментальной компоненте образования, состоит в том, чтобы на каждой ступени получения того или иного уровня профессиональной подготовки и квалификации вводилась своевременно и в нужном объеме соответствующая доза фундаментальной подготовки.
Поэтому, рассматривая многоступенчатую структуру подготовки специалистов как одну из возможных, необходимо одновременно больше внимания уделять основному - логической последовательности и преемственности изложения дисциплин естественнонаучного и профессионального цикла. Да и сами многоуровневая и многоступенчатая системы подготовки ориентированы прежде всего на разные типы высших учебных заведений. Если первая ориентирована прежде всего на университетское образование, не только классическое университетское, но и появившиеся сейчас технические университеты, университеты других направлений подготовки, то многоступенчатая - на институты, которые готовят специалистов для профессиональной, практической деятельности.
Тот опыт, который сейчас уже накоплен учебными заведениями по расширению и укреплению фундаментальной естественнонаучной подготовки студентов, говорит о том, что порочный круг самопроизводства специалистов со слабой научной подготовкой и как следствие - узким научным -потенциалом - можно разорвать лишь на государственном уровне.
Учитывая долгосрочные интересы страны, фундаментализацию базового высшего образования следует признать стратегическим направлением развития высшей школы.
Таким образом, основными направлениями государственной политики высшего образования является укрупнение специальностей и направлений подготовки, разработка концепции фундаментального и естественнонаучного образования, а также определение того ядра знаний, реализация которого должна обеспечить высокое качество подготовки специалистов на том или ином уровне многоуровневой структуры подготовки специалистов.
Наверное, самое главное
с точки зрения стратегического
развития России -это кадровый потенциал.
Без изменения кадрового
Ситуация крайне сложная. Мы имеем дело с системным кризисом доверия, который обусловлен тем, что на протяжении многих лет государство тратило больше, чем зарабатывало.
Большая часть высших
учебных заведений сегодня
Самые острые проблемы высшего образования на сегодняшний день:
Государство ждет от высших
учебных заведений
Огромный опыт, которым обладают лучшие представители российских вузов, позволит найти такую формулу развития высшего образования и науки, когда без увеличения бюджетных ассигнований мы могли бы гарантировать повышение уровня подготовки специалистов, сохранение и преумножение наших лучших традиций.
Образование - системообразующий фактор. Качественное образование -основа социального развития, устойчивого экономического роста. В итоге без подъема системы образования все упования на великую будущность России останутся пустыми мечтами. У нас есть на что опираться. И эти имеющиеся отечественные образовательные традиции, общий высокий интеллектуальный потенциал страны высоко оцениваются в мире.
Но пока образование находится на голом пайке. Финансирование ряда последних лет таково, что уже не позволяет нормально функционировать высшей школе. Мы опустились ниже порога минимального бюджетного финансирования. Причина нынешнего тяжелого положения прежде всего в том, что все прежние программы реформы сводились к требованиям дополнительного бюджетного финансирования. В них были и хорошие, конструктивные предложения. Как только ассигнования уменьшились, угасли и сами реформы. В результате реформы стали восприниматься педагогической общественностью только как чиновничья затея. И произошло ее отчуждение от принятия стратегических решений. Реформирование системы образования рассматривалось как ведомственное мероприятие, а не как вкладывание средств в развитие производства.
Нельзя разделять реформы общества и образования. Все решения, способствующие росту потребности в культуре, образованности, профессионализме, надо расценивать как помогающие системе образования.
Надо иметь системную программу, рассчитанную на перспективу. В частности, система управления образованием должна пропагандировать новшества, разрабатывать их и опережающе реагировать на потребности общества.
Необходимо ввести механизм интеграции вузов, создавать региональные центры, развивать кооперацию образовательных учреждений, создавать попечительские советы как органы опеки и стажерства учебных заведений. Разрабатывать механизм расширения госзаказа на подготовку кадров. Создать федеральную систему маркетинга рынка образовательных услуг труда и научно-исследовательских работ. На этом пути разрешится давняя полемика о возможных границах платных образовательных услуг и контрактного обучения. Параллельно с этим следует создать современные инновационные структуры, занимающиеся коммерческим использованием научно-технической продукции.
Надо жестко отстаивать
льготное налогообложение
Создать механизм образовательного кредитования и страхования, который можно ввести в действие, как только произойдет снижение процентных ставок за кредит.
Сделать дистанционное образование массовым и доступным для широких слоев населения.
Наконец, существует необходимость осуществить поэтапный переход на двенадцатилетнее среднее образование.
Вот общие направления активной реформы высшей школы:
Мы ответственны за положение дел в стране. Оно напряженное. Но не надо терять голову, поддаваться импульсивным действиям. Нужна совместная кропотливая работа, накопление согласия, повышения качества миссии. Смысл прост. Оставить после себя образованное поколение. Возможно, будет время, когда в приемных ректоров будут стоять директора фирм, предприятий и предъявлять претензии, что им не хватает специалистов по тому или иному профилю. И мы этого должны добиться.
Проводящаяся в стране
радикальная экономическая
Образовательные услуги изначально имеют высокую цену, так как на их создание затрачивается высококвалифицированный труд.
Образовательные услуги весьма обширны по своему составу и подразделяются на долгосрочные (до 5 лет), среднесрочные (до 1 года) и краткосрочные (до нескольких суток).
На сегодняшний день можно выделить три основные стороны деятельности вуза: первая - он выпускает специалистов на рынок квалифицированной рабочей силы, то есть является товаропроизводителем, вторая - участвует в рынке научной и другой продукции, являясь одновременно товаропроизводителем и потребителем, третья - обеспечивает функционирование других товаропроизводителей различными услугами, являясь при этом элементом инфраструктуры рынка. Высшее учебное заведение производит не только образовательные услуги - они первичны, поскольку, представляют собой результат главного вида деятельности -обучения, но и другие товары, например, интеллектуальный товар, однажды произведенный и многократно продаваемый - знание. Одна из особенностей этого товара - он может быть только передан, но не отдан. Товарной продукцией вуза можно считать специалиста, обладающего современными знаниями. Таким образом, основной продукт вуза - знание - существует вместе с его носителем.
Размер финансовых ресурсов, которыми в настоящее время обладают вузы, ниже минимальных их потребностей.
Рассматривая вопрос о роли и месте вузов в современных условиях можно сделать следующие выводы:
Виды образовательных услуг, которые могут быть реализуемы вузом, представлены в таблице 1.
Образовательные услуги |
Информационные услуги |
Проектные услуги |
Организационные услуги |
Коммерческие услуги |
учебные курсы по узким специальностям |
поиск, свертывание и обобщение информации |
Межвузовские инновационные программы и проектные чертежи |
Рационализация управления |
Издательская деятельность, реклама, спонсорство |
подготовка специалистов по заказам фирм |
поиск, патентование и лицензирование информации |
Рационализация информационного обеспечения управления |
реализация научных результатов разработок | |
подготовка специалистов по уникальным специальностям |
Информация обеспечения семинаров выставок и т.д. |
Разработка организационной структуры |
предоставление аренды, лизинговые услуги | |
Переподготовка специалистов по заказам фирм, государства |
подбор управленческого персонала |
|||
Переподготовка специалистов по новейшим специальностям |
организация выставок и конференций |
|||
подготовка по второй специальности |
||||
подготовка рабочего и обслуживающего персонала совместно с фирмами |
||||
телевизионные лекции и радиокурсы |
||||
обучение по программам общеобразов. школы |
||||
повышение квалификации |
||||
аспирантура |
||||
изучение иностранного языка |
||||
Краткосрочная подготовка специалистов |
||||
отдельные лекции, курсы лекций, инструктирование и т.д. |
||||
Подготовительные курсы для абитуриентов |
||||
Репетиционные занятия, экзамены для абитуриентов |