Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 16:13, дипломная работа

Описание работы

Высшие учебные заведения России находятся сегодня, как и все общество, в состоянии глубокого кризиса. Его коренная причина в том, что десятилетиями высшая школа была привязана к государству, к господствующей системе. Высшая школа была нацелена на воспроизводство антирыночной экономики, антидемократической системы, где нет свободного человека. Это порождало острейшие противоречия не только в деятельности вузов, но и в умах и душах преподавателей и студентов.

Файлы: 1 файл

Ф1.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Но не только временные  границы определяют альтернативность целей финансового анализа. Они зависят также от целей субъектов финансового анализа, т.е. конкретных пользователей финансовой информации.

Цели анализа достигаются  в результате решения определенного  взаимосвязанного набора аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основным фактором в конечном счете является объем и качество исходной информации. При этом надо иметь в виду, что периодическая бухгалтерская или финансовая отчетность – это лишь “сырая информация”, подготовленная в ходе выполнения процедур.

Чтобы принимать решения  по управлению в области сбыта  образовательных услуг  и финансов, инвестиций и нововведений руководству нужна постоянная деловая осведомленность по соответствующим вопросам, которая является результатом отбора, анализа, оценки и концентрации исходной сырой информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных исходя из целей анализа и управления.

Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это  дедуктивный метод, т.е. от общего к частному. Но он должен применяться многократно. В ходе такого анализа как бы воспроизводится историческая и логическая последовательность хозяйственных фактов и событий, направленность и сила влияния их на результаты деятельности.

Можно выделить три основных этапа при проведении финансового  анализа:

а). определение цели и  подхода;

б). оценка качества информации;

в). проведение самого анализа и обобщение результатов.

На первом этапе определяется цель финансового анализа, которая  состоит в оценке финансовых результатов  и финансового состояния прошлой  деятельности и на момент проведения анализа, а также анализ динамики состояния и будущего потенциала.

На втором этапе проводится оценка качества используемой информации, а также определяется влияние  способов учета на формирование показателей  отчетности.

Третий этап – собственно анализ как совокупность методов  и приемов.

Анализ финансовых результатов деятельности образовательного учреждения включает в качестве обязательных элементов:

  • исследование изменений каждого показателя за текущий анализируемый период (проведение так называемого горизонтального анализа финансовых результатов за отчетный период);
  • исследование структуры соответствующих показателей и их изменений, что принято называть вертикальным анализом показателей;
  • изучение динамики изменения показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов, т.е. так называемый «трендовый анализ» показателей.

Задачами анализа финансовых результатов  деятельности являются:

  • оценка динамики показателей прибыли; обоснованность фактических данных об образовании и распределении прибыли;
  • выявление и изменение действия на прибыль различных факторов;
  • оценка возможных резервов дальнейшего роста прибыли на основе оптимизации объемов производства и издержек.

Схема анализа финансового состояния  образовательного учреждения приведена на рис.1.

 

Рис.1. Составляющие анализа финансового  состояния 

 

Для различных категорий пользователей  или субъектов финансового анализа наибольший интерес представляют различные, соответствующие их профессиональным и финансовым интересам разделы анализа.

Для налоговой инспекции необходимо, в первую очередь, знание таких финансовых показателей, как прибыль, рентабельность активов, рентабельность реализации и другие показатели рентабельности.

Рентабельность (доходность) капитала показывает, сколько прибыли за расчетный  период времени образовательное учреждение получает на рубль своего капитала. Не менее важен объем реализации, непосредственно влияющий на прибыль.

Для кредитующих банков важна платежеспособность и ликвидность активов, т. е. возможность покрыть свои обязательства быстро реализуемыми активами. Эту информацию дает исследование величины и динамики коэффициентов абсолютной и текущей ликвидности.

Для партнеров по договорным отношениям (поставщиков продукции и ее потребителей) в первую очередь важна финансовая устойчивость, т. е. степень зависимости своей хозяйственной деятельности от заемных средств, способность предприятия маневрировать средствами, финансовая независимость.

Для акционеров и инвесторов в первую очередь представляют интерес показатели, влияющие на доходность капитала, курс акций и уровень дивидендов.

Таким образом, каждый пользователь результатов  финансового анализа наибольшее внимание уделяет именно нескольким определенным показателям, хотя для  более глубокого исследования и  обоснованных выводов необходимо, безусловно, проведение финансового анализа по всем разделам для получения объективной и всесторонней картины или диагноза финансового состояния предприятия.

Для получения данных для анализа  потребуется достаточная и достоверная  информация, характеризующая финансовое состояние образовательного учреждения. Источниками информации могут служить:

  • финансовая отчетность;
  • данные бухгалтерского учета;
  • внеучетная (управленческая) информация.

Важнейшим источником информации для  хозяйственных организаций должен служить их баланс с объяснительной запиской к нему. Анализ баланса позволяет определить, какими средствами располагает образовательное учреждение и какой по величине кредит эти средства обеспечивают. Однако для обоснованного и всестороннего анализа балансовых сведений недостаточно. Это вытекает из состава показателей. Анализ баланса дает лишь общее суждение о кредитоспособности, в то время, как для выводов о степени кредитоспособности необходимо рассчитать и качественные показатели, оценивающие перспективы развития предприятий, их жизнеспособность. Поэтому в качестве источника сведений, необходимых для расчета показателей кредитоспособности, следует использовать: данные оперативного учета, сведения статистических органов, данные анкеты клиентов, информацию поставщиков, результаты обработки данных по специальным программам, сведения специализированных бюро по оценке кредитоспособности хозяйственных организаций.

Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.

Система финансово-экономических коэффициентов, характеризующих деятельность образовательного учреждения, позволяет вести анализ не абсолютных показателей в стоимостном выражении, а безразмерных величин, что позволяет практически исключить влияние временной динамики абсолютных показателей на результаты анализа, отчасти уменьшить инфляционное искажение данных. Сравнение финансово-экономических коэффициентов с критическими и рекомендуемыми значениями этих коэффициентов позволяет сделать конкретные выводы о финансовом состоянии.

Таким образом, как мы видим, возможности финансового  анализа в самых различных  аспектах деятельности образовательного учреждения позволяют дать объективную  оценку результатов его деятельности за выбранный период, наметить основные перспективы дальнейшего развития, обозначить слабые места в его деятельности. Все это делает финансовый анализ одним из важнейших инструментов в деятельности финансовых менеджеров предприятия, и оценка финансового состояния образовательного учреждения является важнейшим условием его эффективной деятельности в рыночной среде.

3.2. Финансово-хозяйственная деятельность  университета

 

Уфимский государственный   нефтяной технический университет   осуществляет свою деятельность на основе экономических и социальных планов развития; при этом   руководствуется   контрольными   цифрами,   долговременными экономическими нормативами, лимитами, доводимыми до учебного заведения вышестоящими органами управления.

Источниками финансирования деятельности университета являются:

  • средства бюджетов различного уровня, выделяемые на обеспечение государственного образовательного стандарта;
  • средства, полученные за предоставление обучающимся платных образовательных услуг;
  • добровольные и целевые взносы физических и юридических лиц (в т.ч. иностранных и зарубежных);
  • доходы, полученные от осуществления различных видов платной деятельности;
  • средства, поступающие от выполнения научно-исследовательских работ, реализации   научно-технической продукции, производственной;
  • специальные (внебюджетные) средства от реализации платных услуг, от проведения экспертиз;
  • кредиты банков и иных кредиторов;
  • доходы от предпринимательской деятельности (реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества);
  • по оказанию посреднических услуг;
  • по долевому участию в деятельности других учреждений (в том числе образовательных);
  • по приобретению акций, облигаций, образовательных векселей, иных ценных бумаг и получению доходов (дивидендов, процентов) по ним, купленных за счет собственных средств;
  • другие поступления, полученные филиалом на условиях, не противоречащих законодательством РФ и РБ;

Порядок использования  финансовых и материальных средств  университета устанавливается ректором на основе его полномочий в соответствии с действующим законодательством.

Величина  бюджетных  средств,  необходимых для обеспечения материальных и приравненных к ним затрат на выполнение работ по обеспечению реализации государственных образовательных программ и образовательных стандартов, по формированию средств на выплату заработной платы, стипендий, создания необходимой материально-технической базы, социальное -развитие и материальное стимулирование сотрудников, должна гарантироваться Правительством Российской Федерации.

Сметные расходы по статьям  бюджетной и внебюджетной классификации  по всем видам деятельности университета утверждаются ректором.

Экономия от общего объема расходов по соответствующим видам  деятельности университета остается в его распоряжении и используется им на свое развитие.

Объем расходов по договорам  устанавливается на основе взаимного согласования между заказчиком и университетом.

Средства на подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов по прямым договорам перечисляются, на специальный счет, коммерческие структуры университета направляют средства также на специальный счет.

Полученные средства используются на развитие материальной базы университета и социальную защиту работников, студентов, аспирантов.

В связи с постоянной инфляцией, меняющимися нормативами  по всем статьям сложно проанализировать изменение финансирования по годам.

Зная, что объем заработной платы составляет примерном 45 процентов  от всех сметных затрат университета, попробуем сравнить фонд оплаты труда  за 3 года (таблица 4).

Таблица 4

Изменения фонда оплаты труда

Календарный период

Фактический фонд оплаты труда

2001

1057605

2002

1149770

2003

2758644


 

Сравнивая изменение  фонда оплаты труда по годам, в  целом можно говорить, что при росте инфляции в данный период времени, заработная плата, а значит и объем всех расходов изменялись в соответствии с коэффициентом инфляции.

 

3.3. Формирование бюджета  университета и анализ внебюджетных  
источников

 

Реформирование экономических  отношений в нашей стране на сегодняшний день выдвигает ряд новых проблем перед высшей школой. Немаловажная роль среди них принадлежит вопросам финансирования. При этом бюджетное финансирование должно сохранять ведущую роль в целях поддержки   единого   стандарта   качества   обучения,   обеспечения квалифицированной рабочей силой нерыночных структур, финансового обеспечения научных исследований фундаментального и поискового характера. Место внебюджетного финансирования определяется в качестве дополнительного источника средств, который не может заменить основные госбюджетные поступления.

В современных условиях все острее встает вопрос о выживании вуза и его стабилизации материальное положение сотрудников и студентов, покрытие расходов на капитальное строительство, приобретение учебного и научного оборудования, оплата за электроэнергию и тепло, практика, командировочные расходы, научные исследования и многие другие виды текущих расходов университета.

Государственный бюджет составляет основу для финансирования подготовки специалистов в вузе. В Федеральной программе "Развитие образования России" приведены прогнозные оценки по развитию высшего образования. Из государственного бюджета Российской Федерации на образование в 2004 г. выделено 38245264 руб., что составило 4,2 процента от расходной части бюджета РФ на 2004 г.

В условиях тяжелого состояния  государственных финансов оздоровление экономики требует жесткой финансово-кредитной политики, а это означает резкое снижение государственной поддержки нерыночных отраслей, включая образование. Уже в 1992 году вуз получил информационное письмо Комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации "О контрольных цифрах приема студентов в вузах обеспечивается бюджетными ассигнованиями не полностью. Комитет сокращает утвержденные контрольные цифры приема на 30%, а по отдельным специальностям ректорам разрешено сокращать прием на 50%.

Информация о работе Финансовое состояние высшего учебного заведения в переходный период на примере Октябрьского филиала Уфимского государственного нефтя