Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2014 в 21:05, дипломная работа
Для менее крупных компаний краткосрочные обязательства являются основным источником внешнего финансирования. Именно по этим причинам финансовый директор уделяет значительную часть своего времени проблеме оборотных средств. Управление денежными средствами, дебиторской и кредиторской задолженностью являются прямой обязанностью финансиста на предприятии и требуют постоянного пристального внимания.
Каждое предприятие, решающее вопрос об объеме и структуре оборотных средств, сталкивается с проблемой выбора между риском и доходностью активов. Поддержание значительной величины оборотных активов замедляет оборот средств, однако служит запасом ликвидности, что в конечном итоге тоже способствует увеличению доходности. Важным здесь является вопрос о рациональной структуре оборотных средств и методах финансирования.
Отбор осуществляется с помощью неформальных критериев:
соблюдение платежной дисциплины в прошлом, прогнозные финансовые возможности покупателя по оплате запрашиваемого им объема товаров, уровень текущей платежеспособности, уровень финансовой устойчивости, экономические и финансовые условия предприятия-продавца (затоваренность, степень нуждаемости в денежной наличности и т. п.). Необходимая для анализа информация может быть получена из публикуемой финансовой отчетности, от специализированных информационных агентств, из не формальных источников.
Оплата товаров постоянными клиентами обычно производится в кредит, причем условия кредита зависят от множества факторов. В экономически развитых странах широко распространенной является схема «2/10 полная 30», означающая, что:
а) покупатель получает двухпроцентную скидку в случае оплаты полученного товара в течение десяти дней с начала периода кредитования (например, с момента получения товара);
б) покупатель оплачивает полную стоимость товара, если оплата совершается в период с одиннадцатого по тридцатый день кредитного периода;
в) в случае неуплаты в течение месяца покупатель будет вынужден дополнительно оплатить штраф, величина которого может варьировать в зависимости от момента оплаты7.
Контроль за дебиторской задолженностью включает в себя ранжирование дебиторской задолженности по срокам ее возникновения, кроме того, необходим контроль безнадежных долгов с целью образования необходимого резерва.
Анализ и контроль уровня дебиторской задолженности можно проводить с помощью абсолютных и относительных показателей, рассматриваемых в динамике. В частности, значительный интерес представляет контроль за своевременностью погашения задолженности дебиторами. Для этого в дополнение к показателям наличия просроченной дебиторской задолженности можно использовать коэффициент погашаемости дебиторской задолженности, который рассчитывается как отношение средней дебиторской задолженности по основной деятельности (расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги; расчеты по векселям полученным; авансы, выданные поставщикам и подрядчикам) к выручке от реализации.
Наиболее употребительными способами воздействия на дебиторов с целью погашения задолженности являются направление писем, телефонные звонки, персональные визиты, продажа задолженности специальным организациям.
В зависимости от размера дебиторской задолженности количества расчетных документов, дебиторов, анализ ее уровня можно проводить как сплошным, так и выборочным методом. Общая схема контроля и анализа, как правило, включает в себя несколько этапов.
Этап 1. Задается критический уровень дебиторской задолженности; все расчетные документы, относящиеся к задолженности, превышающей критический уровень, подвергаются проверке в обязательном порядке.
Этап 2. Из оставшихся расчетных документов делается контрольная выборка. Для этого применяются различные способы.
Этап 3. Проверяется реальность сумм дебиторской задолженности в отобранных расчетных документах. В частности, могут направляться письма контрагентам с просьбой подтвердить реальность проставленной в документе или проходящей в учете суммы.
Этап 4. Оценивается существенность выявленных ошибок. При этом могут использоваться различные критерии. После обобщения результатов анализа они распространяются на всю совокупность дебиторской задолженности и в виде выводов приводятся в отчете по финансовому анализу.
Весьма актуален вопрос о правомочности сопоставления дебиторской и кредиторской задолженности. Здесь позиции аналитика и бухгалтера могут быть диаметрально противоположными: первый допускает возможность сопоставления (в частности, весь анализ ликвидности и платежеспособности с использованием специальных коэффициентов основан на таком сопоставлении), второй – нет. При этом бухгалтер приводит обычно следующие аргументы.
Иногда считают, что дебиторская задолженность может быть любой, лишь бы она не превышала кредиторскую, и что при анализе следует принимать во внимание только разность между ними. Это мнение глубоко ошибочно, так как предприятие обязано погашать свою кредиторскую задолженность независимо от того, получает оно долги от своих дебиторов или нет. Поэтому при анализе дебиторскую и кредиторскую задолженность следует рассматривать раздельно: дебиторскую как средства, временно отвлеченные, из оборота, а кредиторскую как средства, временно привлеченные в оборот.
Приведенные аргументы весомы. Заметим только, что в мировой учетно-аналитической практике сопоставление дебиторской и кредиторской задолженности – обычный и весьма распространенный аналитический прием.
1.4.3 Управление производственными запасами
Проблема оптимизации размера запасов, подобная той, что была описана в разделе, посвященном управлению денежными потоками, стоит перед менеджером по производству. Известно, что на предприятиях существует производственный запас, например, сырья и материалов в то же время его можно не создавать, а покупать соответствующие материалы изо дня в день, по мере необходимости. Почему же этого не происходит. Можно привести по крайней мере две причины: во-первых, предприятию, как правило приходится платить более высокие цены за маленькие партии товаров; во-вторых, существует риск кратковременной остановки производства в случае недоставки сырья и материалов вовремя. Поэтому очень часто размер производственных запасов на предприятии гораздо больше, чем потребность в них на текущий день.
Однако предприятие несет издержки по хранению производственных запасов, связанные со складскими расходами, с порчей, а также омертвлением денежных средств, которые вложены в запасы, в то время как они могли быть инвестированы, например, в ценные бумаги с целью получения процентного дохода. В силу вышесказанного менеджеру по производству необходимо найти оптимальный объем финансовых ресурсов, вкладываемых в производственные запасы с тем, чтобы минимизировать общие издержки. В теории управления запасами разработаны специальные модели для определения объема одной партии заказа и частоты заказов. Одна из самых простых моделей имеет вид:
Q = , где
Q – объем партии единовременной поставки,
S – общая потребность в сырье за период,
Z – общая стоимость выполнения заказа одной поставки,
H – затраты на хранение сырья.
Важнейшим элементом анализа запасов является оценка их оборачиваемости. Основной показатель – время обращения в днях, рассчитываемый делением среднего за период остатка запасов на однодневный оборот запасов в этом же периоде. Ускорение оборачиваемости сопровождается дополнительным вовлечением средств в оборот, а замедление – отвлечением средств из хозяйственного оборота, их относительно более длительным омертвлением в запасах (иначе – мобилизацией собственных оборотных средств). Сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот (или отвлеченных из оборота), рассчитывается как
∆ b C = (b1 – b0) * m1 = ∆ b * m1,
где ∆ b C – сумма средств, дополнительно вовлеченных в оборот, если показатель меньше нуля, либо сумма отвлеченных из оборота средств, если показатель больше нуля;
b0, b1 – оборачиваемость запасов в днях в базисном и отчетном периоде;
m1 – однодневный фактический оборот в отчетном периоде.
Ретроспективный анализ производственных и товарных запасов может выполняться с использованием жестко детерминированных факторных моделей.
Особому контролю и ревизии должны подвергаться залежалые и неходовые товары, представляющие собой один из основных элементов иммобилизованных (т. е. исключенных из активного хозяйственного оборота) оборотных средств. Эта практика является обыденной не только в России, но и в странах Запада.
1.5 Источники формирования и пополнения оборотных средств
Основными способами краткосрочного финансирования являются коммерческий кредит и банковский кредит.
Коммерческий кредит связан с торгово-посредническими операциями; предоставляется поставщиком или посредником и оформляется по-разному: векселем, авансом покупателя, открытым счетом. Разновидностью коммерческого кредита выступает обычная кредиторская задолженность, образующаяся в существующей системы оплаты по безналичному расчету.
Одним из наиболее перспективных видов коммерческого кредитования является использование простых и переводных векселей предприятий. Выписанный какой-либо фирмой простой вексель может служить платежным средством в цепочке, связывающей несколько предприятий. Поскольку вексель, выписанный предприятием считается менее надежным, чем банковский вексель, нередко ликвидность таких финансовых инструментов поддерживается банком в форме аваля – банковской гарантии оплатить вексель в случае непогашения его фирмой, выпустившей вексель. Обращение в банк за авалем может осуществляться как в момент выписки векселя, так и на любом этапе его обращения в качестве платежного средства.
Роль банков в обращении векселей предприятий не сводится только к выдаче гарантий – банки могут обеспечивать учет (досрочное погашение) векселей.
Что касается переводного векселя предприятия, то при его использований решается не только задача краткосрочного финансирования, но и происходит существенное сокращение времени и денежных средств в пути. Действительно, если фирма А должна фирме Б, а фирма В, в свою очередь, должна А, то А может выписать вексель на В с просьбой уплатить по нему фирме Б. В этом случае вместо движения средств от В к А и затем от А к Б происходит однократное движение от В к Б.
Банковское кредитование осуществляется в различных формах:
срочный кредит, контокоррентный кредит, онкольный кредит, учетный кредит, акцептный кредит, факторинг форфейтинг.
Порядок кредитования предприятия банком, оформление и погашение кредитов регулируются кредитным договором. для получения кредита заемщик подает в банк необходимые документы: заявка, в которой указываются цель получения кредита, сумма и срок, на который он испрашивается; учредительный документы заемщика; финансовая отчётность; карточка с образцами подписей и печати.
В зависимости от результатов анализа представленных документов, на тех или иных условиях заключается кредитный договор, в котором указываются вид кредита, сумма и срок погашения, проценты за пользование кредитом, вид обеспечения кредита, форма передачи кредита заемщику.
Срочный кредит – наиболее распространенная форма краткосрочного кредитования, когда банк перечисляет оговоренную сумму на расчетный счет заемщика. По истечении срока кредит погашается.
Контокоррентный кредит (от итальянского текущий счет) предусматривает ведение банком текущего счета клиента с оплатой поступивших расчетных документов и зачислением выручки. Если средств клиента оказывается недостаточно для погашения обязательств, банк кредитует его в пределах установленной в кредитном договоре суммы, т. е. контокоррент может иметь и дебетовое, и кредитовое сальдо. Существуют специальные овердрафтные счета, когда банк кредитует клиента сверх установленной кредитным договором суммы. Расчеты по контокорренту проводятся с установленной договором периодичностью путем сальдирования платежей и поступлений и определения реальной суммы предоставленного кредита.
Онкольный кредит (от англ. по требованию) является разновидностью контокоррента и выдается, как правило, под залог товарно-материальных ценностей или ценных бумаг. В пределах обеспеченного кредита банк оплачивает все счета клиента, получая право погашения кредита по первому своему требованию за счет средств, поступивших на счет клиента, а при их недостаточности – путем реализации залога. Процентная ставка по этому кредиту ниже, чем, по срочным ссудам.
Учетный (вексельный) кредит предоставляется банком векселедержателю путем покупки (учета) векселя до наступления срока платежа. Векселедержатель получает от банка указанную в векселе сумму за вычетом учетного процента, комиссионных платежей и других накладных расходов. Закрытие кредита осуществляется на основании извещения банка об оплате векселя.
Известны и другие формы кредитования с помощью банковского векселя. Например, предприятие может приобрести банковский вексель по цене ниже номинала и использовать его в качестве платежного средства. Последнее в цепочке предприятие в нужный момент предъявит вексель банку для погашения и получит означенную в нем сумму. Предприятие, купившее банковский вексель, получает дополнительный источник краткосрочного финансирования (разница между номиналом векселя и уплаченной за него суммой), кроме того, не происходит срыва платежей в цепочке.
Факторинг (от англ. посредник) представляет собой операцию по приобретению факторской компанией или банком права на взыскание долга. Тем самым поставщик освобождается от кредитного риска, связанного с возможной неуплатой долга. Фактор обычно выплачивает часть суммы дебиторской задолженности (до 80%), придерживая оставшуюся часть на покрытие риска неоплаты. После поступления платежа блокированная сумма возвращается за вычетом процентов и комиссионных. Эта операция достаточно дорогая для предприятия; в западной практике нередки случаи, когда потери составляют до 50% суммы дебиторской задолженности.
Форфейтинг (от франц. целиком) представляет собой кредитование экспортера путем покупки векселей, акцептованных импортером.
1.6 Управление оборотным капиталом
Разница между текущими активами и текущими пассивами представляет собой чистый (собственный) оборотный капитал предприятия. Его еще называют работающим, рабочим капиталом, а в традиционной терминологии – собственными оборотными средствами. Заметим, что чистый оборотный капитал можно с одинаковым успехом подсчитывать по балансу двумя способами: «снизу» и «сверху». Производя эти операции, можно определяем величину оборотных активов предприятия, формирующихся за счет собственных средств и долгосрочных заимствований.
Оставшуюся же часть оборотных активов, если она не покрыта денежными средствами, надо финансировать в долг кредиторской задолженностью. Не хватает кредиторской задолженности – приходится брать краткосрочный кредит.
Чистый оборотный капитал – это не что иное, как собственные источники оборотных средств предприятия. Таким образом, можно выйти к понятию финансово-эксплуатационных потребностей.
Финансово-эксплуатационные потребности (ФЭП) – это разница между текущими активами (без денежных средств) и кредиторской задолженностью, или разница между средствами, иммобилизованными в запасах сырья, готовой продукции, а также в дебиторской задолженности, и суммой кредиторской задолженности.