Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция
Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.
вых поступлений в бюджет, и данная проблема требует отдельного непростого решения.
Главная цель производственного подхода – стимулирование добычи на старых месторождениях.
24) Особенности экономического подхода
К экономическому подходу относятся налог на сверхприбыль и налог на
дополнительный доход (НДД).
Налог на сверхприбыль часто применяется нефтегазодобывающими стра-
нами в период сильных мировых
скачков цен на нефть, и как
следствие газ. Данный налог обычно
рассматривается как
Налог на дополнительный доход является широко распространенным в
нефтегазодобывающих странах механизмом изъятия рентного дохода, основанным на Р-факторе (соотношении доходов и общих затрат). НДД ориентирован в первую очередь на стимулирование инвестиций в добычу полезных ископаемых, так как позволяет сократить срок окупаемости проектов и соответственно снизить риски инвесторов. С другой стороны, внедрение НДД может привести к сокращению бюджетных доходов в первые годы после его введения.
В России попытки внедрения НДД для нефтяной отрасли (также как и по-
пытки внедрения производственного подхода) имеют продолжительную историю.
В первый раз вопрос был поднят в 1996 году, но по разным причинам, в том числе и по причине низкой стоимости углеводородов на мировом рынке был отложен. Затем в качестве законопроекта в Правительство РФ в 2004 году.
В соответствии с предполагаемым порядком применения, ставка НДД
должна зависеть от Р-фактора. На начальных этапах освоения месторождения, пока не возмещены капитальные затраты, недропользователь не платит налог.
Специфика налога заключается в том, что недропользователь должен вести
раздельный учет капитальных и производственных затрат по каждому лицензионному участку. В этом смысле внедрение налога требует полного пересмотра всех отчетных налоговых регламентов и пересмотра всей учетной политики, так как в настоящее время учет затрат и отчетность производится по компании в общем.
НДД в первую очередь направлен на стимулирование инвестиций, по-
скольку его применение ведет к
уменьшению налоговой нагрузки в
начале проекта, что улучшает инвестиционные
показатели, в частности срок окупаемости.
Именно это является наиболее актуальным
для газовой отрасли в
Говоря о НДД, необходимо затронуть вопрос о налоговых поступлениях в
бюджет. Прежде всего, следует сделать
различие между крупными мегапроектами
в газовой отрасли, имеющими серьезное
значение для промышленности всей России,
и мелкими региональными
10 млрд. м3 и ежегодным объемом
добычи 3-10 млн. м3 сравнительно
невелик, и большее значение
здесь играет косвенный
проектов от рентных платежей остается вопросом дискуссионным. Для крупных проектов возможен вариант комбинированного налогообложения на основе производственного и экономического подхода: дифференцированный производственный налог будет платиться всё время реализации проекта, а экономический налог – после окупаемости проекта.
25)Особенности
Во многих странах ресурсы недр
находятся в государственной
собственности, в то время как
основные активы, расположенные на
поверхности, являются в большинстве
случаев собственностью акционеров
компаний, обладающих правом пользования
конкретными участками недр. Устойчивое
функционирование данной сложной социальной
и производственно-
Противоречия и непоследовательность
в становлении модели государственного
устройства и несовершенство институтов
в сфере освоения и использования ресурсов
углеводородного сырья привели к тому,
что в России в 1990-е годы сложились чрезвычайно
мягкие институциональные условия. Совокупность
норм, правил и процедур (а следовательно,
и присущая им организационная структура)
позволяет недропользователям рассчитывать
на получение стабильно высокой и устойчивой
прибыли (несмотря на наличие объективных
неблагоприятных условий для процессов
воспроизводства в минерально-сырьевом
секторе). Мягкие институциональные условия
предопределяют формирование мягких бюджетных
ограничений (то есть конкретных способов
"спасения и обеспечения жизнеспособности
предприятий"), содействующих успешному
функционированию подавляющего большинства
компаний-недропользователей (в данном
случае речь идет прежде всего о нефтегазовом
секторе). Это подтверждает вывод о том,
что "подобный феномен может возникнуть
и в другой экономической среде, даже если
последняя базируется исключительно на
праве частной собственности". К числу
важнейших особенностей институциональной
среды в минерально-сырьевой отрасли России
(и прежде всего в ее нефтегазовой отрасли)
следует отнести:
- отсутствие приоритетов и явной направленности
в формировании и изменении данной институциональной
системы;
- слабую взаимозависимость различных
ее разделов, например, блоков, связанных
с формированием правил и стандартов пользования
недрами и с разгосударствлением (приватизацией)
активов нефтегазодобывающих компаний,
а также с формированием принципов и правил
в сфере налогообложения;
- недостаточное внимание к вопросам разрешения
конфликтных ситуаций, принятию социально
ориентированных решений в сфере недропользования;
- фискальный уклон основного блока правил
по регулированию деятельности недропользователей
(максимизация поступлений в государственный
бюджет), что приводит к ориентации на
достижение не социально обусловленных
темпов отбора запасов, а наивысших темпов
освоения и разработки месторождений
углеводородов;
- отсутствие взаимосвязи в рамках отдельных
блоков системы (например, противоречия
и нестыковки законодательства о недрах
и о соглашениях о разделе продукции).
При формировании системы институтов,
обеспечивающих функционирование сферы
недропользования в период перехода от
централизованно управляемой экономики
к рыночной, особое значение имеет учет
системной специфики активов минерально-сырьевого
сектора. Только по мере изменения характеристик
основных активов (формирования более
развитой и более разнообразной по способам
реализации, например, добытых углеводородов
производственной инфраструктуры) целесообразно
замещать инструменты реализации норм
и правил, базирующиеся на
указаниях, инструментами, опирающимися
на стимулирование (то есть с учетом ослабления
монопольного положения собственников
ранее созданных объектов инфраструктуры).
Процесс формирования институциональной
системы в нефтегазовом секторе происходит
в значительной мере спонтанно, под влиянием
доминирующих групп акторов (прежде всего
представляющих интересы крупных финансово-промышленных
конгломератов). Можно выделить три его
этапа:
- 1990 - 1997 гг. - период формирования основ
рыночно ориентированной системы недропользования
(принятие закона РФ "О недрах", закона
РФ "О соглашениях о разделе продукции"
и пр.); именно в это время получают "права
гражданства" инициативы регионов в
данной области; предпринимаются попытки
учета особенностей разведки, освоения
и разработки различных по качеству запасов
и географическому положению месторождений
полезных ископаемых;
- 1998 - 2001 гг. - усиление влияния на процессы
формирования и реализации норм и правил
в сфере недропользования вертикально
интегрированных бизнес-групп и финансово-олигархических
конгломератов (наиболее яркое свидетельство
- активное лоббирование НК ЮКОС введения
налога на добычу полезных ископаемых
и принятия по нему "плоской" шкалы);
- с 2002 г. по настоящее время - разработка
нового базового законодательства в сфере
недропользования, в большей степени отвечающего
потребностям реализации национальных
экономических приоритетов (при этом существенно
ограничиваются права и полномочия регионов).
В законе РФ "О недрах" не только сформулированы
основные принципы законодательства о
недропользовании, но и намечены реальные
пути включения минерально-сырьевых ресурсов
в систему формирующихся рыночных экономических
отношений. Последующие редакции данного
закона в течение почти 10 лет лишь дополняли
и уточняли его положения.
26) Модель институциональных изменений Дугласа Норта
В конце 1980-х - начале 1990-х годов
американский ученый Дуглас Норт, ставший
впоследствии лауреатом Нобелевской
премии по экономике, опубликовал целую
серию работ, имеющих непосредственное
отношение к обоснованию роли
и принципов функционирования организаций.
Институты, согласно Норту- это разработанные
людьми формальные (законы, конституции)
и неформальные (договоры и добровольно
принятые кодексы поведения) ограничения,
а также факторы принуждения, структурирующие
их взаимодействие. Все вместе они образуют
побудительную структуру общества и экономики.
Институциональное развитие экономики
происходит под влиянием взаимодействия
между институтами и организациями, когда
первые определяют "правила игры",
а вторые являются "игроками". Новые
институты, согласно Норту, появляются,
когда общество усматривает возможность
получения дохода, который не может быть
получен в условиях сложившейся институциональной
системы. Иными словами, если производственные
факторы предоставляют возможность увеличения
дохода, а институциональные - этому препятствуют,
то велики шансы возникновения новых институтов.
Норт показал, что организационные факторы
играют более важную роль, чем технические,
поскольку ведут к изменению институтов,
которые, в свою очередь, оказывают существенное
влияние на развитие экономики. Технические
изменения и другие считающиеся важными
факторы экономического развития рассматриваются
Нортом как недостаточные: являясь составляющей
процесса роста, сами по себе они не могут
его объяснить. Ключом к экономическому
росту является эффективная организацияэкономики.
Крупные институциональные изменения
происходят медленно, так как институты
являются результатом исторических перемен,
формирующих индивидуальное поведение.
Чем выше институциональная неуверенность,
тем выше становятся затраты по операциям.
Отсутствие возможности заключать контракты
и вступать в другие обязывающие институциональные
отношения является причиной экономической
стагнации.
два основных источника изменений институтов (как формальных, так и неформальных). Первый - сдвиги в структуре относительных цен.
Технический прогресс, появление новых видов продукции, открытие новых рынков, рост населения ведут к изменению цен конечной продукции по отношению к ценам факторов производства либо к изменению цен
одних факторов по отношению к ценам других. В таком случае участники сделки понимают необходимость пересмотра ее условий. В результате будет предпринята попытка изменить условия соглашения с учетом изменившихся цен. Но поскольку ранее заключенные соглашения (договоры) встроены в иерархическую систему правил, то такой пересмотр контрактов может
потребовать пересмотра какого-либо правила более высокого порядка (фундаментального правила). Неформальные нормы под влиянием ценовых сдвигов также могут изменяться, но постепенно по мере формирования альтернативных моделей поведения. Второй источник институциональных изменений - идеология, под воздействием которой формируется струк-
тура предпочтений людей. Под идеологией
Д. Норт понимает субъективные модели,
через призму которых люди осмысливают
и оценивают окружающий мир. А.Н.
Олейник, ссылаясь на ряд работ Д.
Норта, приводит следующее определение:
«Под идеологией понимается способ восприятия
ежедневно возникающих проблем,
который позволяет
Роль идеологии растет пропорционально издержкам.
27) Регулирование цен и рентабельности, товарные квоты в НГС России – как институты переходного характера
Регулирование цен - есть норма современной экономики всех стран мира. Все государства регулируют цены. Большинство стран регулирует(устанавливает) цены на топливно-энергетические ресурсы, продукцию машиностроения и сельского хозяйства. Что же касается розничных цен, то набор регулируемых цен меньше и складывается от обстоятельств. Регулирование цен государством позволяет сдерживать их неоправданный рост, ставить цены в зависимости от изменения экономических условий, смягчать воздействие информации на жизненный уровень населения. Регулирование цен осуществляется посредством установления верхних пределов, выше которых при любом спросе на товар устанавливать цены запрещено.
Регулирование рентабельности
В течение долгих лет преобладающим методом регулирования было регулирование рентабельности. И по сей день он широко используется во многих странах. При таком подходе регулируемая цена устанавливается на уровне, позволяющем предприятию покрывать свои операционные издержки и обеспечивать некоторую заданную доходность используемого капитала:
P = C + K * r,
где P - цена, С - издержки, К - капитал, r - рентабельность капитала.
В рамках данной системы регулирования, если цены перестают покрывать издержки компании, то она имеет право обратиться в регулирующий орган для пересмотра тарифа. Такой подход к регулированию гарантирует, что предприятие сможет покрыть свои издержки, однако не дает ему никаких стимулов для их снижения.
Перечислим основные преимущества данного подхода.
Регулируемая цена обеспечивает предприятию
возможность безубыточного
Однако регулирование рентабельности имеет существенные недостатки.У регулирующего органа, как правило, недостаточно информации о будущих издержках предприятия, в то время как предприятие имеет объективную возможность манипулировать предоставляемой информацией.
Процедура регулирования требует значительных затрат времени и денег. Анализ и проверка предоставленной предприятием информации может потребовать привлечения внешних экспертов (аудиторов, инженеров и др.), что сопряжено с определенными финансовыми затратами. У предприятия нет стимулов снижать издержки и повышать производственную эффективность, так как любое снижение затрат будет изъято у предприятия в ходе регулирования, и, наоборот, любое увеличение затрат можно будет переложить на потребителей. Это, пожалуй, самый важный недостаток регулирования рентабельности.
У предприятия появляются стимулы неоправданно наращивать свою производственную базу (стоимость активов), так как чем больше стоимость активов, тем больше амортизация и прибыль, а значит, и регулируемая цена.
Квота (лат. quota) — норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров. В связи с используемой в международной торговле практикой ограничений под квотой понимается также количественный контроль над импортом и его ограничение. Квоты на импорт устанавливаются федеральным правительством для защиты отечественных производителей отдельных отраслей от иностранных конкурентов. Использование подобных квот в качестве протекционистской меры имеет как плюсы, так и минусы. Экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Предприятия, испытывающие потребность в ограничении конкуренции зарубежных производителей, могут оказывать весьма ощутимое политическое давление, требуя введение квоты. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, так как отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли, а диапазон потребительского выбора сокращается.
В Российской Федерации в 1992 -начале 1995
гг. применялись квоты на экспорт важнейших,
так называемых стратегических товаров
(сырьё и топливо). В условиях, когда внутренние
цены на эти товары были существенно ниже
мировых, квотирование было направлено
на сдерживание их экспорта в интересах
обеспечения ими внутреннего рынка. С
1995 г. было отменено квотирование на большинство
товаров, в т. ч. на нефть и газ. Квоты на
экспорт сохранены только по товарам,
торговля которыми регулируется международными
соглашениями.
Импорт или экспорт товаров, на которые
введены квоты, может осуществляться только
при наличии лицензий, которые выдаются
в пределах установленных квот.