Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция
Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.
6.Особенности
классификации трансакционных
Данная классификация имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет не собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором — недостатки их рациональности и/или нравственности. В качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны. Соответственно, координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные издержки — для состыковки стимулов.
Координационные издержки:
издержки нахождения/доведения информации о характеристиках трансакций; издержки нахождения партнеров; издержки использования структур управления трансакциями
Мотивационные издержки:
издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации; издержки, связанные с недостоверностью обязательств
7.Содержание основных
правомочий в сфере
В России в настоящий момент реально существуют следующие основные правовые модели пользования недрами: концессионные соглашения и сервисные соглашения, в рамках которых выделяют еще одну модель - соглашения о разделе продукции.
Концессионное соглашение, как правовая модель пользования недрами, представляет собой соглашение, заключаемое между государством (или государственной нефтяной компанией) и концессионером (нефтяной компанией-концессионером), согласно которому государство обязуется предоставить концессионеру исключительное право пользования участком недр в целях поиска и разработки ресурсов недр, а концессионер обязуется осуществлять в пользу государства установленные соглашением платежи.
Сервисное соглашение, как правовая модель, представляет собой соглашение между государством и частной нефтяной компанией (инвестором), которая обязуется, действуя в качестве исполнителя, выполнять работы по поиску и разработке месторождений углеводородов и оказывать соответствующие технические, финансовые и управленческие услуги, а государство принимает на себя обязательства по возмещению расходов компании-исполнителя и выплате ей обусловленного вознаграждения.
Российский законодатель
определил соглашение о разделе
продукции (далее - СРП), как договор,
в соответствии с которым Российская
Федерация предоставляет
В настоящее время наблюдается усиление ряда правомочий государства, которые были ослаблены в период мягких институциональных условий. Об этом свидетельствуют возврат государству части налогов, ранее оптимизированных нефтегазовыми компаниями; увеличение доли государства в рентных доходах; усиление его позиций в вопросах мониторинга и контроля процессов освоения недр.
Применительно к государствам с федеративным устройством важное значение имеет распределение правомочий (в рамках прав собственности) между федеральным уровнем и регионами, на территории которых ведется добыча полезных ископаемых. Начиная с 2002 г. в России происходит существенное перемещение целого ряда правомочий от нефтегазовых регионов к федеральному центру. Об этом свидетельствуют сокращение роли регионов в регулировании нефтегазового сектора (в том числе геологоразведки, процессов освоения недр, налогообложения); отмена принципа «двух ключей»; резкое сокращение доли рентных доходов, направляемых в бюджеты регионов.
8.Институциональные условия и поведение компаний в сфере недропользования
Проведенный анализ поведения нефтегазовых компаний в различных институциональных условиях позволяет выявить ключевые компоненты и факторы, которые наиболее значимы для общего уровня социально-экономических выгод освоения недр и используются для формирования критерия выбора среди возможных сценариев изменения институциональных условий. В составе социально-экономических выгод необходимо учитывать следующие компоненты и факторы:
• реализованные рентные доходы государства (рентные доходы, изъятые через систему специальных налогов и платежей);
• изъятые обычные налоги и платежи (взимаемые во всех отраслях);
• социальные выгоды (включая доходы занятых в добыче нефтегазовых ресурсов);
• социальные издержки, в том числе связанные с экологическим влиянием проектов на окружающую среду;
• потенциальные потери запасов нефти и газа (технически извлекаемых запасов, но при данных институциональных условиях не добытых);
• издержки трансакционного характера по регулированию НГС, в том числе затраты на мониторинг и контроль процессов освоения недр, выполнения норм налогового законодательства.
Одним из важнейших компонентов, определяющих уровень социально-экономических выгод, являются доходы рентного характера, изъятые государством через систему специального налогообложения. Значительная роль норм и правил формирования и изъятия данных доходов также обуславливается их существенным влиянием на другие компоненты – обычные налоги, занятость, уровень извлеченных запасов.
Величина рентных доходов, их динамика, рациональные подходы к изъятию в существенной степени зависят от действия институциональных факторов и условий. Ключевым вопросом в рамках мягких институциональных условий является минимизация возможностей оппортунистического поведения со стороны нефтегазовых компаний в сфере налогообложения. В условиях благоприятной конъюнктуры цен на нефть и газ, роста добычи акцент государственной политики в НГС России был сделан на механизмах изъятия рентных доходов. При этом решению проблем, связанных с повышением рациональности освоения ресурсов углеводородного сырья, уделяется меньшее внимание. В определенной степени такое положение объясняется тем, что для собственника недр не является приоритетным рост рентных доходов, если их ополнительные объемы будут в значительной степени находиться вне системы государственного регулирования, будут оставаться в распоряжении нефтегазовых компаний, использующих различные схемы налоговой оптимизации.
Жесткость институциональных условий влияет на поведение хозяйствующих субъектов, которое в свою очередь отражается на: темпах и объемах геологоразведочных работ; динамике добычи (ускорении или замедлении); применяемых технологиях; способах налоговой оптимизации, их масштабности и эффективности. Например, при мягких институциональных условиях (слабой гарантии и спецификации прав собственности) компании не в полной мере заинтересованы в проведении высокорискованных геологоразведочных работ.
Адекватный учет особенностей освоения нефтегазовых месторождений при формировании и совершенствовании системы государственного регулирования НГС направлен на минимизацию трансакционных издержек, на повышение уровней распределяемых и реализованных рентных доходов, а в итоге – на рост социально-экономических выгод освоения недр.
9.Особенности
поведения недропользователей
В сфере налогообложения недропользователи часто находят эффективные способы снижения налоговой нагрузки, реализуя возможности оппортунистического поведения. К основным способам перераспределения доходов рентного характера в пользу нефтегазовых компанийпри мягких институциональных условиях в России следует отнести:
-применение трансфертных цен;
Трансферная цена — цена, устанавливаемая при сделках между аффилированными структурами (например, в рамках ТНК) с целью оптимизации финансовых потоков. Главные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих заводах по трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30-40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских заводах на условиях контрактов и затем реализуют готовую продукцию.
-использование льготных оффшорных зон
-в том числе для снижения обязательств по уплате налога на прибыль и акцизов на нефтепродукты.
Значительное влияние трансфертные цены в период до 2002 г. оказывали на формирование региональных бюджетов, поскольку ключевые для них налоги и платежи (роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на прибыль) зависели от цен реализации углеводородного сырья. Уровень цен реализации нефти в определенных регионах (по отношению к среднему по России) отражает степень использования нефтяными компаниями механизмов трансфертного ценообразования, направленных на минимизацию уровня налоговой нагрузки. Минимальная цена реализуемой нефти в рассматриваемый период была «достигнута» в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), Самарской и Томской областях. Близкий к среднему уровень цен в ХМАО объясняется как высокой долей региона в общем объеме добычи.Относительно высокий уровень цен реализации нефти характерен для Татарстана и Башкортостана, органы власти которых, владея значительными пакетами акций основных недропользователей, формировали условия для адекватного учета интересов данных регионов.
Применение трансфертных цен и внутренних льготных зон позволяло компаниям существенно снижать эффективные ставки налога на прибыль. Например, в 2000–2001 гг. К особенностям функционирования недропользователей в мягких институциональных условиях следует отнести широкие возможности оппортунизма со стороны нефтегазовых компаний в сферах пользования недрами и налогообложения, что ведет к значительному сокращению реализованных социально-экономических выгод освоения ресурсов углеводородного сырья для общества.
10.Характеристика
направлений деятельности
Направления деятельности |
Мягкие институциональные условия |
Жесткие институциональные условия |
Недропользование | ||
Геологоразведка, воспроизводство минерально-сырьевой базы |
Ориентация на доразведку разрабатываемых месторождений |
Поиск и разведка запасов на новых участках недр, в перспективных районах за счет собственных и заемных средств |
Освоение и разработка недр |
Ориентация на интенсивную выработку лучших участков месторождений. Применение собственных оптимизированных требований и регламентов |
Ориентация на повышение степени извлечения углеводородов за весь период разработки месторождений. Выполнение требований рационального освоения недр |
Экологическая политика |
Минимизация издержек на экологические мероприятия |
Выполнение норм и правил: государственных и корпоративных (более жестких) стандартов |
Налогообложение | ||
Применяемые цены (при определении налогооблагаемой базы) |
Активное применение трансфертных цен, перемещение центров прибыли из районов добычи |
Применение цен, в основе которых лежат рыночные или справочные цены на углеводороды |
Гибкость налогов ( |
Управление издержками,уровнем и динамикой производственных пока-зателей |
Соответствие фактических и отчетных показателей добычи. Обоснованность издержек |
11. Государство
и проблемы
В экономике рассматривается
поведение отдельных участников
рыночной системы как
При монополизации рынка
продавец имеет возможность влиять
на механизм ценообразования путем
изменения объема предложения. Таким
образом, формируется закрытость рынка.
Любой производитель стремиться
к максимизации своей прибыли, а
в условии монополии это
Такая ситуация негативно сказывается на благосостоянии отдельных индивидов, предприятий и, в целом, на общее благосостоянии самого государства.
Проблема ценообразования
тесно связана с
12. Доходы рентного характера в нефтегазовом секторе России.
Государство (как собственник
недр) через систему специального
налогообложения изымает
РОЯЛТИ (англ. royalty — королевские привилегии)
регулярные платежи за пользование нефтегазоносными
недрами в течение всего срока действия
лицензионного соглашения. Роялти исчисляются
в процентах от стоимости продаж продукции. Роялти с позиции
будующего инвестора-недпропользователя.П