Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

 

6.Особенности  классификации трансакционных издержеки  по П.Милгрому и Д.Робертсу

Данная классификация  имеет более глубокое теоретическое содержание, поскольку представляет не собой не только перечень издержек, но и их разбиение на группы на основании определенных критериев. Одним из таких критериев здесь можно считать объективность издержек, т. е. они либо связаны с внешними для контрагентов условиями, либо определяются их поведением. В первом случае в качестве источника издержек выступают недостатки координации между индивидами, во втором — недостатки их рациональности и/или нравственности. В качестве еще одного критерия данного разграничения трансакционных издержек в данном случае можно предложить объект состыковки, с которым они связаны. Соответственно, координационные издержки осуществляются для обеспечения состыковки планов, а мотивационные издержки — для  состыковки стимулов.

Координационные издержки:

издержки нахождения/доведения информации о характеристиках трансакций; издержки нахождения партнеров; издержки использования структур управления трансакциями

Мотивационные издержки:

издержки, связанные с неполнотой и асимметрией информации; издержки, связанные с недостоверностью обязательств

 

7.Содержание основных  правомочий в сфере пользования  недрами (на примере НГС России)

В России в настоящий момент реально существуют следующие основные правовые модели пользования недрами: концессионные соглашения и сервисные соглашения, в рамках которых выделяют еще одну модель - соглашения о разделе продукции.

Концессионное соглашение, как правовая модель пользования  недрами, представляет собой соглашение, заключаемое между государством (или государственной нефтяной компанией) и концессионером (нефтяной компанией-концессионером), согласно которому государство обязуется  предоставить концессионеру исключительное право пользования участком недр в целях поиска и разработки ресурсов недр, а концессионер обязуется осуществлять в пользу государства установленные  соглашением платежи.

Сервисное соглашение, как  правовая модель, представляет собой  соглашение между государством и  частной нефтяной компанией (инвестором), которая обязуется, действуя в качестве исполнителя, выполнять работы по поиску и разработке месторождений углеводородов  и оказывать соответствующие  технические, финансовые и управленческие услуги, а государство принимает  на себя обязательства по возмещению расходов компании-исполнителя и  выплате ей обусловленного вознаграждения.

Российский законодатель определил соглашение о разделе  продукции (далее - СРП), как договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и  на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном  в соглашении, и на ведение связанных  с этим работ, а инвестор обязуется  осуществить проведение указанных  работ за свой счет и на свой риск.

В настоящее время наблюдается усиление ряда правомочий государства, которые были ослаблены в период мягких институциональных условий. Об  этом  свидетельствуют  возврат  государству части налогов, ранее оптимизированных нефтегазовыми компаниями; увеличение доли государства в рентных доходах; усиление его позиций в вопросах мониторинга и контроля процессов освоения недр.

Применительно  к  государствам  с  федеративным  устройством  важное значение имеет распределение правомочий (в рамках прав собственности) между федеральным  уровнем и  регионами, на  территории которых ведется добыча полезных ископаемых. Начиная с 2002 г. в России происходит существенное перемещение целого ряда правомочий от нефтегазовых  регионов  к федеральному  центру. Об  этом  свидетельствуют сокращение роли регионов в регулировании нефтегазового сектора (в том числе геологоразведки, процессов освоения недр, налогообложения);  отмена  принципа «двух  ключей»;  резкое  сокращение  доли рентных доходов, направляемых в бюджеты регионов. 

 

8.Институциональные  условия и поведение компаний  в сфере недропользования

Проведенный  анализ  поведения  нефтегазовых  компаний  в  различных  институциональных  условиях  позволяет  выявить  ключевые компоненты и факторы, которые наиболее значимы для общего уровня социально-экономических  выгод  освоения  недр  и  используются  для формирования критерия выбора среди возможных сценариев изменения институциональных  условий.  В  составе  социально-экономических  выгод необходимо учитывать следующие компоненты и факторы:

•  реализованные рентные  доходы государства (рентные доходы, изъятые через систему специальных налогов и платежей);

•  изъятые обычные  налоги и платежи (взимаемые во всех отраслях);

•  социальные выгоды (включая  доходы занятых в добыче нефтегазовых ресурсов);

•  социальные  издержки,  в  том  числе  связанные  с  экологическим влиянием проектов на окружающую среду;

•  потенциальные потери  запасов нефти и  газа (технически извлекаемых запасов, но при данных институциональных условиях не добытых);

•  издержки трансакционного  характера по регулированию НГС, в том числе затраты на мониторинг и контроль процессов освоения недр, выполнения норм налогового законодательства.

Одним из важнейших компонентов, определяющих уровень социально-экономических выгод, являются доходы рентного характера, изъятые  государством через  систему  специального налогообложения. Значительная роль норм и правил формирования и изъятия данных доходов также  обуславливается  их  существенным  влиянием  на  другие  компоненты – обычные налоги, занятость, уровень извлеченных запасов.

 Величина рентных доходов, их динамика, рациональные подходы к  изъятию  в  существенной  степени  зависят  от  действия  институциональных факторов и условий. Ключевым вопросом в рамках мягких институциональных условий является минимизация возможностей оппортунистического поведения со стороны нефтегазовых компаний в сфере налогообложения.  В  условиях  благоприятной  конъюнктуры  цен  на нефть и газ, роста добычи акцент государственной политики в НГС России был сделан на механизмах изъятия рентных доходов. При этом решению  проблем,  связанных  с  повышением  рациональности  освоения ресурсов углеводородного сырья, уделяется меньшее внимание. В определенной степени такое положение объясняется тем, что для собственника  недр  не  является  приоритетным  рост  рентных  доходов,  если  их ополнительные объемы будут в значительной степени находиться вне системы  государственного регулирования, будут оставаться  в распоряжении нефтегазовых компаний, использующих различные схемы налоговой оптимизации.

Жесткость  институциональных  условий  влияет  на  поведение хозяйствующих субъектов, которое в свою очередь отражается на: темпах и объемах геологоразведочных работ; динамике добычи (ускорении или замедлении); применяемых технологиях; способах налоговой оптимизации, их масштабности и эффективности. Например, при мягких институциональных  условиях (слабой  гарантии и  спецификации прав  собственности)  компании  не  в  полной  мере  заинтересованы  в  проведении высокорискованных геологоразведочных работ.

Адекватный  учет  особенностей  освоения  нефтегазовых  месторождений  при  формировании  и  совершенствовании  системы  государственного  регулирования НГС направлен на минимизацию  трансакционных издержек, на повышение уровней распределяемых и реализованных рентных доходов,  а  в итоге – на рост  социально-экономических  выгод освоения недр.

 

9.Особенности  поведения недропользователей при  мягких институциональных условиях  в сфере налогообложения

В  сфере  налогообложения  недропользователи  часто  находят  эффективные способы снижения налоговой нагрузки, реализуя возможности оппортунистического поведения. К основным способам перераспределения  доходов  рентного  характера  в пользу  нефтегазовых  компанийпри  мягких  институциональных  условиях  в  России  следует  отнести:

-применение  трансфертных  цен; 

Трансферная цена — цена, устанавливаемая при сделках между аффилированными структурами (например, в рамках ТНК) с целью оптимизации финансовых потоков. Главные нефтяные комплексы покупают нефть у своих дочерних нефтедобывающих заводах по трансфертной цене. Некоторую долю нефти в пределах 30-40% реализуют на экспорт, а оставшуюся часть перерабатывают на российских заводах на условиях контрактов и затем реализуют готовую продукцию.

-использование  льготных  оффшорных зон

-в  том  числе  для  снижения  обязательств  по  уплате  налога  на  прибыль и акцизов на нефтепродукты.

Значительное  влияние  трансфертные  цены  в период  до 2002  г. оказывали  на формирование  региональных  бюджетов,  поскольку  ключевые для них налоги и платежи (роялти, отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, налог на прибыль)  зависели от цен реализации углеводородного сырья. Уровень цен реализации нефти в определенных  регионах (по  отношению  к  среднему  по  России)  отражает степень использования нефтяными компаниями механизмов трансфертного  ценообразования,  направленных  на минимизацию  уровня  налоговой нагрузки. Минимальная цена реализуемой нефти в рассматриваемый период была «достигнута» в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО), Самарской и Томской областях. Близкий к среднему уровень цен в ХМАО объясняется как высокой долей региона в общем объеме добычи.Относительно высокий  уровень  цен  реализации  нефти  характерен  для Татарстана  и  Башкортостана,  органы  власти  которых,  владея  значительными  пакетами акций  основных  недропользователей,  формировали  условия  для  адекватного учета интересов данных регионов.

Применение трансфертных цен и внутренних льготных зон позволяло  компаниям  существенно  снижать  эффективные  ставки  налога  на прибыль. Например, в 2000–2001 гг. К особенностям функционирования недропользователей в мягких институциональных  условиях  следует отнести широкие возможности оппортунизма  со  стороны нефтегазовых компаний  в сферах  пользования  недрами  и  налогообложения,  что  ведет  к  значительному  сокращению реализованных социально-экономических выгод освоения ресурсов углеводородного сырья для общества.

10.Характеристика  направлений деятельности нефтегазовых  компаний при различных институциональных  условиях

Направления  деятельности 

Мягкие институциональные условия

Жесткие институциональные условия

Недропользование

Геологоразведка, воспроизводство минерально-сырьевой базы

Ориентация на доразведку разрабатываемых месторождений

Поиск и разведка запасов  на новых участках недр, в перспективных районах за счет собственных и заемных средств 

Освоение и разработка недр

Ориентация на интенсивную выработку лучших участков месторождений. Применение собственных оптимизированных требований и регламентов

Ориентация на повышение степени извлечения углеводородов за весь период разработки месторождений. Выполнение требований рационального освоения недр

Экологическая политика

Минимизация издержек на экологические мероприятия

Выполнение норм и правил: государственных  и корпоративных (более жестких) стандартов

Налогообложение

Применяемые цены (при определении налогооблагаемой базы)

Активное применение трансфертных цен, перемещение центров прибыли из районов добычи 

Применение цен, в основе которых лежат рыночные или справочные цены на углеводороды 

Гибкость налогов (производственный или экономический подход)

Управление издержками,уровнем и динамикой производственных пока-зателей 

Соответствие фактических и отчетных показателей добычи. Обоснованность издержек




 

11. Государство  и проблемы рентоориентированного  поведения

В экономике рассматривается  поведение отдельных участников рыночной системы как рентоориентированное поведение, т.е. экономическая деятельность участника рынка направлена на получение  выгод, при манипулировании законодательных  условий или экономических. Но при  этом это поведение не подразумевает  эффективной работы самого участника. Примерами такого поведения служит контроль над природными ресурсами, сдвижение налоговой нагрузки, лоббированию и, конечно, монополизация рынка.

При монополизации рынка  продавец имеет возможность влиять на механизм ценообразования путем  изменения объема предложения. Таким  образом, формируется закрытость рынка. Любой производитель стремиться к максимизации своей прибыли, а  в условии монополии это достигается  при помощи ценовой дискриминации. Это процесс когда однородный товар продается по разным ценам  в одно и то же время. При этом изменение цены не связано с увеличением  издержек производства.

Такая ситуация негативно  сказывается на благосостоянии отдельных  индивидов, предприятий и, в целом, на общее благосостоянии самого государства.

Проблема ценообразования  тесно связана с рентоориентированным поведением. Рентоориентированное поведение  создает «благоприятные» условия  для развития коррупции, лоббированию. В свою очередь это приводит к  неоптимальному распределению ресурсов, сокращаются НИОКР и капиталовложения. Все эти мероприятия ведут  к образованию монополий, что  тормозит экономический рост и снижению бюджетных доходов. Следовательно, государство должно способствовать приоритетному развитию малых предприятий, сохранять конкуренцию на рыночной «арене»

 

12. Доходы  рентного  характера  в нефтегазовом секторе России.

Государство (как собственник  недр) через систему специального налогообложения изымает основную часть доходов рентного характера. При этом для нефтегазовых компаний обеспечивается приемлемый уровень  рентабельности с учетом риска, а  также применяемых организационных  и технологических инноваций  и сохраняются стимулы для  инвестиций в геологоразведку, освоение недр, применение новых технологий.

РОЯЛТИ (англ. royalty — королевские привилегии) регулярные платежи за пользование нефтегазоносными недрами в течение всего срока действия лицензионного соглашения. Роялти исчисляются в процентах от стоимости продаж продукции. Роялти с позиции будующего инвестора-недпропользователя.При фиксированной норме роялти суммарный доход, получаемый собственником недр от роялти, равняется произведению нормы роялти, цены на нефть и суммарной добычи.Традиционно многие собственники недр пытаются получить максимально возможную фиксированную норму роялти, думая, что более высокая норма преобразуется в более высокие выплаты роялти. Этот подход приводит к тому, что возникает необходимость заново оговаривать роялти при понижении цены на нефть для избежания преждевременного окончания разработки. По общему мнению, лучшая норма роялти для собственника недр такая, которая максимизирует доход от роялти, обеспечивая обстановку, в которой у производителя есть стимул осуществлять инвестиции в поддержание разработки месторождения и/или наращивать добычу на месторождении нефти и газа.

Информация о работе Институциональная экономика