Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

Система регулирования в  нефтегазовом секторе (система норм и правил) оказывает определяющее влияние на функционирование и развитие НГС, поведение компаний-недропользователей, т.к. в свою очередь это имеет  важнейшее значение для реализации социально-экономических выгод освоения недр для общества. Принципиально  важно, что государство является собственником недр. Оно формирует  нормы и правила освоения нефтегазовых ресурсов, ведет мониторинг и контроль поведения компаний-недропользователей.  
       Исследование проблем формирования и развития систем государственного регулирования нефтегазового сектора в различных странах и условиях показывает, что данная деятельность может быть эффективной лишь в том случае, если учитываются особенности функционирования и эволюции объекта регулирования. Важны следующие особенности сферы недропользования в целом и НГС, в частности: 
     • государственная собственность на недра; 
     • динамический характер освоения нефтегазовых месторождений и провинций; высокая степень изменчивости во времени всех основных технико-экономических показателей разработки месторождений и добычи ресурсов нефти и газа; 
     • большая роль вертикально интегрированных компаний, объединяющих стадии производственного процесса от геологоразведки до реализации конечных продуктов потребителям, что наряду с сокращением издержек на внутрифирменном уровне может сопровождаться ростом издержек государства, связанных с оппортунистическим поведением (т.е. поведением, направленным на получение односторонних выгод в ущерб интересам других участников процесса недропользования) со стороны компаний; 
     • высокая степень геологического риска в связи с возможным неподтверждением запасов и других геолого-промысловых характеристик месторождений;  
     • высокий экономический риск, связанный с длительным сроком окупаемости инвестиций, вероятностью резкого изменения цен и налоговой системы; 
     • высокая рентабельность и доля рентных доходов в цене углеводородного сырья в условиях средних и высоких цен (табл. 1); необходимость разработки и применения специальных подходов к изъятию рентных доходов (системы специального налогообложения). 
     

20. Эффективность прав  собственности с точки зрения  различных учёных экономистов.

У истоков теории прав собственности  стояли два известных американских экономиста - Р. Коуз и А. Алчиан. В  дальнейшем в разработке и использовании  этой теории активное участие принимали: И. Барцелъ, Г. Демсец, Д. Норт, Р. Познер и др.

Во-первых, в своих исследованиях  они оперируют не привычным для  нас понятием "собственность", а термином "право собственности". Не ресурс сам по себе является собственностью, а "пучок или доля прав по использованию  ресурса - вот что составляет собственность". Полный "пучок прав" состоит  из следующих 11 элементов:

- право владения, то есть право  исключительного физического контроля  над благами;

- право использования, то есть  право применения полезных свойств  благ для себя;

- право управления, то есть - право  решать, кто и как будет обеспечивать  использование благ;

- право на доход, то есть  право обладать результатами  от использования благ;

- право на безопасность, то есть  право на защиту от экспроприации  благ и от вреда со стороны  внешней среды;

- право на передачу благ в  наследство;

- право на бессрочность обладания  благами;

- запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;

Таким образом, основная задача спецификации, то есть четкой определенности прав собственности, заключается в изменении поведения  хозяйствующих субъектов таким  образом, чтобы они принимали  наиболее эффективные решения. Ведь только на собственника падают в конечном счете все положительные и  отрицательные результаты осуществляемой им деятельности. Он поэтому оказывается  заинтересованным в максимально  полном их учете при принятии решений. Чем определеннее права собственности, тем сильнее стимул у хозяйствующего субъекта учитывать те выгоды или  тот ущерб, которые его решения  приносят другому лицу. Именно поэтому  в процессе обмена прав собственности  на те, или иные блага они будут  переданы тому экономическому агенту, для которого они представляют наивысшую  ценность. Тем самым обеспечивается эффективное распределение ресурсов, поскольку в ходе обмена они перемещаются от менее производительного к  более производительному использованию, от лиц, менее их ценящих, - к лицам, ценящим их больше. Как подчеркивается в теории прав собственности, содержание и распределение этих прав влияют и на аллокацию ресурсов, и на объем и условия обмена, и на распределение и уровень дохода, и на процессы ценообразования (56, с. 14).

Формальному доказательству этого  положения посвящена так называемая "теорема Коуза".Теорема Коуза  имеет в современной научной  литературе множество трактовок, с  половиной из которых вряд ли согласился бы сам Р. Коуз.В начале кратко остановимся  на круге проблем и понятий, которые  фигурируют в теореме Коуза.Внешние  эффекты (экстерналии) - дополнительные издержки или выгоды, не получившие отражения в ценах.Положительные  внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических  субъектов приводит к возникновению  дополнительных выгод для других субъектов, причем это не отражается в ценах на производимое благо.Отрицательные  внешние эффекты возникают тогда, когда деятельность одних экономических  субъектов вызывает дополнительные издержки для других.Традиционно  в неоклассической теории проблема внешних эффектов связывалась с  «провалами рынка», что оправдывало  государственное вмешательство, и  решалась с помощью «налога Пигу».Коуз предложил оригинальную гипотезу, следуя которой, отрицательные внешние  эффекты могут быть интернализированы  с помощью обмена правами собственности  на объекты, порождающие экстерналии  при условии, что эти права  четко определены и издержки обмена незначительны. И в результате такого обмена рыночный механизм приведет стороны  к эффективному соглашению, которое  характеризуется равенством частных  и социальных издержек.Трудности  при реализации положений данной теоремы заключаются: 1) в четком определении прав собственности; 2) в высоких трансакционных издержках.

21. Этапы эволюции системы специального налогооблажения в современной России.

    Этап 1. Формирование и развитие системы платного недропользования (1992–2001 гг.):

• 1992–1995 гг. – период становления  новой системы налогообложения  в соответствии с законом РФ «О недрах». Широкое применение нерыночных механизмов изъятия и распределения  рентных доходов;

• 1995–1999 гг. – период активного  налогового регулирования НГС на региональном уровне, ограниченное использование  дифференцированных механизмов. Активное применение трансфертных цен в этот период в некоторой степени может  быть обосновано относительно низким уровнем мировых цен на нефть  и газ, что делало применение схем налоговой оптимизации одним  из способов поддержания минимальной  рентабельности в добыче углеводородного  сырья;

• 1999–2001 гг. – период масштабного  и эффективного использования (с  точки зрения компаний НГС) схем налоговой  оптимизации при мягких институциональных  условиях; постепенный отказ государства  от дифференцированного налогообложения.

Этап 2. Реформирование системы специального налогообложения в нефтегазовом секторе (с 2002 г.):

  • 2002–2006 гг. – ослабление роли регионов в регулировании НГС, эффективное решение проблемы трансфертного ценообразования для налога на добычу, отсутствие гибких подходов к изъятию доходов рентного характера;
  • 2006г • перспектива (оптимистическая) – применение гибких подходов к налогообложению НГС; формирование адекватных систем монито-ринга и контроля за деятельностью недропользователей, введение института справочных цен; усиление роли регионов в регулирова-нии добычи углеводородного сырья. 

 

 

22)Подходы к формированию  гибких систем изъятия доходов  рентного характера.

 

1)Тендерные процедуры:

-аукционы

-конкурсы

 

2)Производственный подход:

-скидки от базовой ставки

-шкалы от факторов

-формулы от факторов

 

3)Экономический подход:

-налог на сверхприбыль

-налог на дополнительный доход

 

 

Тендерные процедуры в общем случае делятся на аукционы и конкурсы. В

аукционе побеждает тот, кто  предлагает наибольший бонус. Аукционы широко распространены, но при этом практически нигде не существуют ≪в чистом виде и дополняются другими  механизмами . Конкурс, помимо выплаты  бонуса, предполагает дополнительные условия к разработке. В этом случае побеждает тот, кто предлагает наилучшие  условия реализации проекта разработки месторождения. При этом в результате конкурса могут устанавливаться  те или иные налоговые условия  пользования недрами. Тендерные  процедуры эффективны при развитой конкурентной среде, наличии достоверной  информации о месторождениях, и в  этом смысле являются малоэффективными применительно в российских условиях к газовой отрасли.

 

Производственный подход к дифференциации налогообложения открывает больший простор для поиска решения к задаче изъятия рентных доходов. Внедрение производственного подхода позволяет достичь следующих положительных эффектов в недропользовании:

― стимулирование максимальной выработки  месторождений;

― выравнивание доходности для высокорентабельных и низкорентабель-

ных месторождений;

― стимулирование разработки глубоких залежей, удаленных от инфра-

структуры месторождений, мелких месторождений.

Наиболее простой путь развития налогообложения на основе произ-

водственного подхода заключается  во введении скидок и льгот для  определенных категорий объектов. При  этом для остальных объектов сохраняется  общеприменимая ставка налога . Примером можно считать снижение ставки экспортной пошлины на нефть с перечня  месторождений Восточной Сибири1, а также инициативу временно обнулить НДПИ на газ, добытого в регионах Восточной  Сибири и Дальнего Востока. В целом  этот механизм удобно применять для  создания исключений из общего правила, сформированного на основе других механизмов производственного или экономического подхода.

Фундаментальный путь развития налогообложения  на основе произ-

водственного подхода заключается  в разработке механизмов дифференциации ставок по определенным шкалам и формулам  в зависимости от определенных факторов. Долгое время вопрос дифференциации рентных доходов на основе производственного  подхода был неактуален для газовой  отрасли, но в настоящее время, по мере реализации проектов разработки месторождений не только с легким, но и с тяжелым газом, это становится важным.

 

 

К экономическому подходу относятся налог на сверхприбыль и налог на

дополнительный доход (НДД).

Налог на сверхприбыль часто применяется  нефтегазодобывающими стра-

нами в период сильных мировых  скачков цен на нефть, и как  следствие газ. Данный налог обычно рассматривается как вспомогательный  элемент специального налогообложения  в определенный период времени, или  к определенным высокорентабельным объектам.

Налог на дополнительный доход является широко распространенным в

нефтегазодобывающих странах механизмом изъятия рентного дохода, основанным на Р-факторе (соотношении доходов  и общих затрат). НДД ориентирован в первую очередь на стимулирование инвестиций в добычу полезных ископаемых, так как позволяет сократить  срок окупаемости проектов и соответственно снизить риски инвесторов. С другой стороны, внедрение НДД может  привести к сокращению бюджетных  доходов в первые годы после его  введения .

В России попытки внедрения НДД  для нефтяной отрасли (также как  и по-

пытки внедрения производственного  подхода) имеют продолжительную  историю.

В первый раз вопрос был поднят в 1996 году, но по разным причинам, в том  числе и по причине низкой стоимости  углеводородов на мировом рынке  был отложен.

 

23) Возможности применения  производственного подхода к  формированию гибких налоговых  систем в России

 

Производственный подход к дифференциации налогообложения открывает

больший простор для поиска решения  к задаче изъятия рентных доходов. Внедрение производственного подхода  позволяет достичь следующих  положительных эффектов в недропользовании:

― стимулирование максимальной выработки  месторождений;

― выравнивание доходности для высокорентабельных и низкорентабель-

ных месторождений;

― стимулирование разработки глубоких залежей, удаленных от инфра-

структуры месторождений, мелких месторождений.

Наиболее простой путь развития налогообложения на основе произ-

водственного подхода заключается  во введении скидок и льгот для  определенных категорий объектов. При  этом для остальных объектов сохраняется  общеприменимая ставка налога. Примером можно считать снижение ставки экспортной пошлины на нефть с перечня  месторождений Восточной Сибири, а также инициативу временно обнулить НДПИ на газ, добытого в регионах Восточной  Сибири и Дальнего Востока. В целом  этот механизм удобно применять для  создания исключений из общего правила, сформированного на основе других механизмов производственного или экономического подхода.

 

Фундаментальный путь развития налогообложения  на основе произ-

водственного подхода заключается  в разработке механизмов дифференциации ставок по определенным шкалам и формулам в зависимости от определенных факторов. Долгое время вопрос дифференциации рентных доходов на основе производственного  подхода был неактуален для газовой  отрасли, но в настоящее время, по мере реализации проектов разработки месторождений не только с легким, но и с тяжелым газом, это становится важным.

Следует сказать, что в России уже  накоплен определенный опыт разра-

ботки норм и правил по данному  вопросу для нефтяной отрасли.

 

 

Несмотря на кажущуюся простоту, внедрение производственного подхода  на деле оказывается сложной задачей  как для недропользователей, так  и для государства . Главной проблемой  является необходимость ведения  раздельного учета добычи по каждому  лицензионному участку. Для этого  необходимо со стороны государства  утвердить новый порядок отчетности, а со стороны недропользователей сделать соответствующие немалые  инвестиции для реализации. Сам принцип  раздельного учета значительно  усложнит налоговую администрируемость, а делегирование полномочий определения  коэффициентов может стимулировать  коррупцию. Поэтому, к производственному  подходу, прежде всего, необходимо быть готовым самому государству, а не недропользователю. Кроме того, внедрение  методики в данном виде может повлечь  за собой сокращение налого-

Информация о работе Институциональная экономика