Институциональная экономика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:36, лекция

Описание работы

Традиционный («старый») институционализм возник в США в конце XIX в. и распространился в 20-30х гг. XX столетия. Сам термин «институт» (institutio) в переводе с латинского означает обычай, наставление, указание. Представители институционализма считают движущей силой общественного развития институ¬ты. В качестве институтов рассматриваются отдельные учреждения, что соответствует политическим, экономическим, культурным, идеологиче¬ским и другим структурам общества.

Файлы: 1 файл

Otvety_po_institutsionalnoy_ekonomike.docx

— 225.19 Кб (Скачать файл)

Акциз (фр. accise, от лат. accido — обрезаю) — косвенный общегосударственный налог, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товары, доставляемые из-за границы. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

НДПИ (Налог на добычу полезных ископаемых - прямой, федеральный налог, взимаемый с недропользователей. С 1 января 2002 года НДПИ определяет глава 26 НК РФ) Налогоплательщиками налога на добычу полезных ископаемых признаются организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр в соответствии с законодательством Российской Федерации. 
Организации и индивидуальные предприниматели, признаваемые пользователями недр, подлежат обязательной постановке на учет по месту нахождения предоставленного участка недр в течение 30 дней после государственной регистрации.

При добыче полезных ископаемых на континентальном  шельфе РФ, в экономических зонах  РФ, за пределами РФ на условиях аренды и международных договоров постановка на учет - по месту нахождения организации  или физического лица

Объекты налогообложения:полезные ископаемые: добытые из недр на территории РФ на предоставленном по закону участке недр. извлеченные из отходов (потерь) производства, подлежащие отдельному лицензированию.[2]добытые из недр за пределами РФ на территориях, арендуемых, используемых по международным договорам или находящихся под юрисдикцией РФ

13. Особенности системы  специального налогооблажения в  нефтегазовом секторе России

Анализ направлений изменения  норм и правил государственного регулирования  освоения ресурсов углеводородного  сырья требует раз-работки специального аналитического инструментария. При  этом ос-новные требования к такому инструментарию связаны с учетом: ком-плементарности институтов; трансакционных издержек; поведения не-дропользователей; динамического характера освоения нефтегазовых месторождений; социальных факторов и условий.

Для экспериментальной оценки влияния  различных институцио-нальных условий  на социально-экономические выгоды освоения место-рождений углеводородного  сырья был разработан методический под-ход. В основе разработанного подхода  к анализу институциональных  условий в сфере недропользования лежит модифицированная модель оценки эффективности проектов освоения нефтяных месторождений. Для адекватной количественной оценки различных институциональных  условий, она дополнена рядом  блоков:

• формирования вариантов и сценариев  институциональных условий реализации проектов разработки месторождений (фактически в этом блоке учитывается степень  жесткости институциональных ус-ловий);

• оценки трансакционных издержек, имеющих  место при реализации тех или  иных институциональных условий;

• оценки социально-экономических  выгод освоения недр с учетом эффективности  проектов с позиций компаний-недропользователей.

Схема расчетов, которая лежит в  основе данного подхода, позво-ляет моделировать поведение компаний, ведущих  освоение нефтяных месторождений при  различных институциональных условиях. Разрабо-танная схема расчетов ориентирована  на оценку различных по степени жесткости  институциональных условий При  этом жесткость институциональных  условий определяет как реализуе-мый  сценарий разработки месторождения (уровень  капитальных затрат, динамику добычи, экологические издержки), так и  поведение компании-недропользователя  в сфере налогообложения. Особенности сценариев определяются степенью жесткости инсти-туциональных условий в сферах пользования недрами и налогообложе-ния. В рамках сценариев рассматриваются пять базовых вариантов сис-темы специального налогообложения, в основе которых лежат: (1) роял-ти, взимаемый в процентах от стоимости реализуемой нефти; (2) налог на добычу, взимаемый на основе специфической ставки (в руб./т); (3) гибкий налог на добычу в зависимости от выработанности запасов; (4) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; (5) налог на сверхприбыль (взимается после уплаты налога на прибыль).

14. Институциональные проблемы  формирования гибкой системы  налогооблажения в НГС России.

Действующую в НГС России систему налогообложения нельзя назвать удовлетворительной. Одна из ее наиболее слабых сторон – недостаточная гибкость, обусловленная чрезмерной фискальной направленностью. Как следствие, система не в полной мере выполняет обе свои главные функции: и фискальную, и стимулирующую. Необходимость перехода к гибкой налоговой системе не вызывает сомнений – этой точки зрения придерживаются многие специалисты отрасли и ученые. Но для перехода к гибкой системе налогообложения государству следует сопоставлять потенциальные выгоды и издержки, связанные с созданием и последующим действием налоговой системы. При этом величина издержек зависит от того, насколько глубокими должны быть изменения во всем комплексе институциональных условий, и от того, насколько институциональная среда подготовлена и окажется восприимчивой к такого рода изменениям.

Современный режим недропользования в России не обеспечивает надлежащего мониторинга и жесткости контроля в процессе освоения недр. Проблема заключается не только в том, что мониторинг недостаточно эффективен. Дифференциация налогообложения и применение налоговых льгот не могут основываться на общекорпоративных показателях или показателях работы территориальных подразделений нефтегазовых компаний. Для этого необходим отсутствующий в российском НГС дифференцированный учет и мониторинг производственных операций и экономических показателей на уровне отдельных эксплуатационных объектов или скважин. Таким образом, в сфере недропользования сложилась ситуация, которая создает серьезные организационно-технические сложности на пути перехода к дифференцированным системам налогообложения. Проблема усугубляется масштабами деятельности компаний, каждая из которых обладает значительным потенциалом для лоббирования своих интересов. Соответственно, складывается чрезвычайно сложная ситуация, когда идея дифференциации налогообложения поддерживается нефтегазовыми компаниями, но формирование обеспечивающего комплекса институциональных условий, мягко говоря, не приветствуется.

15 Роль государства в  проведении институциональных реформ.

Чтобы выявить влияние государства  на процесс формирования институтов, обратимся к его определению  с точки зрения неоинституциональной теории. По Д. Норту, «государство –  организация со сравнительными преимуществами реализации насилия, распространяющимися на географический район, границы которого устанавливаются его способностью  облагать налогом подданных». Поэтому государство может как способствовать созданию эффективных рыночных институтов, так и, наоборот, создавать институциональную структуру, которая не позволяет проявиться преимуществам конкурентного порядка из-за монопольной власти и других факторов, ведущих к росту трансакционных издержек. Институциональная структура экономики любой страны – это, прежде всего, результат прошлых  действий государства и спонтанного  эволюционного отбора наиболее эффективных  институтов. Западные страны с рыночной экономикой обладают развитой институциональной структурой, соответствующей доминирующему способу экономической координации. Поэтому эти страны могут позволить себе использование методов прямого и косвенного государственного вмешательства в целях проведения желательной экономической политики без значительного ущерба для всего национального хозяйства. Иная  ситуация наблюдается в странах  с неразвитыми рыночными отношениями или с переходной экономикой. Рыночные институты в подобных странах находятся в стадии формирования или вообще отсутствуют.Эффективность таких экономик значительно ниже развитой рыночной или даже централизованно управляемой систем. И если государством в условиях переходной экономики излишне регулируются экономические отношения, складывающиеся на рынках, то это отрицательно сказывается на темпах и качестве формирования соответствующих рыночных институтов. Возникает парадокс: государственное вмешательство осуществляется, потому что не работают рыночные механизмы, а последние не могут эффективно функционировать из-за отсутствия необходимой институциональной структуры.     

Проведение  глубоких институциональных преобразований требует также перестройки всего государственного механизма, причем, государство при этом сохраняет за собой функции основного институционального инноватора. Но сильная власть государства может быть хищнической, ориентированной на интересы малочисленной правящей элиты. 

16. Неформальные  институты  в российской экономике.

Очевидно, что институты неоднородны. Их можно разбить на две большие  группы – неформальные и формальные. Неформальные институты возникают  из информации, передаваемой посредством  социальных механизмов, и в большинстве  случаев, являются той частью наследия, которое называется культурой. Неформальные правила имели решающее значение в тот период человеческой истории, когда отношения между людьми не регулировались формальными (писаными) законами. Неформальные институты (ограничения) пронизывают и всю современную  экономику. Возникая как средство координации  устойчиво повторяющихся форм человеческого  взаимодействия неформальные ограничения  являются:  
 
1) продолжением, развитием и модификацией формальных правил;  
2) социально санкционированными нормами поведения; 

3) внутренними, обязательными для  выполнения стандартами поведения.  
Фактически роль неформальных институтов выполняет хозяйственная этика или моральные практики, исследованиям которых посвящено значительное число научных исследований. Хозяйственная этика повышает уровень общественной, а, следовательно, и экономической координации рынка. 
Если существующие в обществе этические нормы позволяют субъектам экономики основываться в своих действиях больше на доверии, чем на возможности осуществления определенных формальным правом санкций, то в таком обществе сделки будут носить более регулярный и сложный характер.  
17. Теневая экономика в России, её институциональные причины

Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов  хозяйственной деятельности включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика.

Размеры и динамика теневою сектора  экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные  процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять  общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния  экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).

Теневая экономика — это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.

Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования).

В состав теневой экономики входят следующие сегменты.

Неформальная экономика («серый рынок») — в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.

Криминальная экономика («черный рынок») — экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.

Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.

Основными причинами существования  и роста теневой экономики  являются:

Государственное вмешательство в экономику. Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. налогов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала».

Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансак- ционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.

18. Обязательства нефтегазовых  компаний при выполнении жёстких  институциональных условий в  сфере недропользования.

Ужесточение институциональных условий  предполагает и повышенные издержки со стороны государства. В то же время  реализация более сложных и гибких мероприятий в сфере контроля и мониторинга процессов освоения и разработки месторождений, несмотря на связанные с этим затраты, позволяет  в большей степени учитывать  интересы государства как собственника недр и ограничивать возможности оппортунистического поведения компаний-недропользователей.

 

Характеристика поведения  нефтегазовых компаний

Направления деятельности

Мягкие нормы и правила  регулирования

Жесткие нормы и правила 
регулирования

Геологоразведка, воспроизводство  минерально-сырьевой базы

Ориентация на доразведку разрабатываемых  месторождений

Поиск и разведка запасов на новых  участках недр, в перспективных районах  за счет собственных и заемных  средств 

Освоение и разработка недр 

Ориентация на интенсивную выработку  лучших участков месторождений. Применение собственных оптимизированных требований и регламентов

Ориентация на повышение степени  извлечения углеводородов за весь период разработки месторождений. Выполнение требований рационального освоения недр

Экологическая политика

Минимизация издержек на экологические  мероприятия

Выполнение норм и правил: государственных  и корпоративных (более жестких) стандартов


19. Оценка социально-экономических  выгод освоения нефтяных и  газовых месторождений.  

Система государственного регулирования  имеет ключевое значение для трансформации  потенциальной ценности ресурсов углеводородного  сырья в реальные социально-экономические  выгоды общества в связи с освоением  недр С точки зрения создания предпосылок  для повышения социально-экономических  выгод общества следует подходить  и к формированию адекватного  экономико-правового пространства в недропользовании. 

Информация о работе Институциональная экономика