Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

РЕФЕРАТ

 

Дипломная работа: 87с., 8 рис., 29 табл., 28 источников, 22 прил.

 

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ  В ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД» И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ.

 

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».

Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».

Цель  работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.

Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Исследования и разработки: в процессе выполнения работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявлены факторы, влияющие на эффективность производства продукции. Предложены пути повышения эффективности производства майонезной продукции и рекомендации по совершенствованию кадровой политики предприятия.

Технико-экономическая, социальная и (или) экологическая значимость: внедрение разработок повысит конкурентоспособность производимой продукции путем улучшения ее ассортимента и снижения себестоимости производства продукции

 

Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов.

 

 

_________________Корсик С.В.

                                                                                     (подпись студента)

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

    Введение…………………………………………………………………………. 5

1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6

    1.1. Понятие  и уровни экономической эффективности  производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6

    1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7

    1.3. Факторы  повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8

    1.4. Резервы  и пути повышения экономической  эффективности на  перерабатывающих  предприятиях……………………………………………….. 11

    1.5. Характеристика  масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12

        1.5.1. Современное состояние масложировой  отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12

        1.5.2. Сырьевое обеспечение……………………………………………….   12

        1.5.3. Развитие производственных мощностей  маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16

        1.5.4. Организация производства и  использования в народном хозяйстве  дизельного биотоплива на основе  рапсового масла…………………………….. 17

        1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих  предприятий………………….. .18

        1.5.6. Научное сопровождение работы  организаций масложировой 

отрасли…………………………………………………………………………….. 19

   1.6. Мировой рынок  семян масличных культур и  растительного масла……. 20

  

2. Организационно-экономическая  характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»……………………………………………………………..  21

    2.1. История  создания предприятия…………………………………………… 21

    2.2. Структура  управления……………….…………………………………….. 22

    2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25

    2.4. Объемы производства  продукции………………………………………… 27

    2.5. Анализ функционирующего  капитала……………………………………. 28

    2.6. Оценка состава  и обеспеченности предприятия  трудовыми ресурсами.. 32

     2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34

     2.8. Финансово-экономические  показатели предприятия…………………... 35

 

3. Экономическая эффективность  производства продукции в  ОАО    «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38

3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38

3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39

     3.3. ОАО «Минский  маргариновый завод» на рынке  масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41

      3.4. Анализ структуры  и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45

      3.5. Цены и ценообразование  на продукцию, производимую в  ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53

 

4. Пути повышения эффективности  и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………..  61

      4.1. Бизнес-план инвестиционного  проекта «Модернизация майонезного  цеха, приобретение и внедрение  линий по расфасовке майонеза  ЛР-1……….. 61

          4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61

          4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62

          4.1.3. Анализ рынка и стратегия  маркетинга……………………………... 62

          4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64

          4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65

          4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65

          4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной  деятельности……… 65

          4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67

          4.1.9. Юридический план……………………………………………………67

      4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68

5. Охрана труда …………………………………………………………………….77

      5.1. Анализ  состояния охраны труда в ОАО  «Минский маргариновый

завод»………………………………………………………………………………. 78

      5.2. Мероприятия  по улучшению условий и безопасности  труда…………. 81

 

 Заключение…………………………………………………………………………83

Список использованных источников………………..……………………………85     Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

       Перед  агропромышленным комплексом Республики Беларусь в условиях кризиса и перехода к рыночным отношениям стоят важные задачи: достижение устойчивого роста сельскохозяйственного производства, надежное обеспечение населения страны продуктами питания, перерабатывающей промышленности сельскохозяйственным сырьем.

        Производители испытывают немалые  трудности с закупками сырья  и материально-технических средств,  связанные с падением объемов  сельскохозяйственного производства.

       Главная  цель любого коммерческого предприятия  – получение прибыли через удовлетворение спроса и высокой культуры обслуживания – требует гибкого реагирования на изменения, происходящие на рынке.

        В условиях переходной экономики  Республики Беларусь и проблемами, существующими в агропромышленном  комплексе в настоящее время, обеспечение сырьем перерабатывающих предприятий и сбыт готовой продукции имеют свои сложности: недостаточная загрузка производственных мощностей, увеличение износа основных фондов и себестоимости произведенной продукции, снижение прибыльности и ухудшение финансовых показателей их деятельности.

Масложировая промышленность является одним из элементов продуктовой структуры агропромышленного комплекса Республики Беларусь. Масложировая продукция определяет продуктовую безопасность страны.

Республика Беларусь обладает большим экспортным потенциалом. В 90-х годах Минский маргариновый завод поставлял свою продукцию в 26 областей России, Литву и полностью обеспечивал потребности Республики Беларусь.

Необходимо повышать конкурентоспособность масложировой продукции, более широко выходить на внешние рынки и успешно конкурировать с импортной масложировой продукцией как внутри республики, так и за ее пределами.

На основании вышеизложенных аргументов была определена актуальность выбранной темы дипломного проекта, целью которого является изучение эффективности производства продукции масложировых предприятий, а также поиск возможных путей повышения эффективности производства продукции.

В качестве объекта исследования выступило открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод», занимающееся производством маргариновой продукции, майонеза, розливом масла.

Были изучены экономическая  литература,  периодическая печать,  годовые отчеты за 2007-2009 года ОАО «Минский маргариновый завод», а также данные первичной бухгалтерской отчетности, статистическая информация о состоянии масложирового подкомплекса Республики Беларусь.

При разработке дипломного проекта были использованы следующие  методы исследования: абстрактно-логический, экономико-статистический, монографический, расчетно-конструктивный и другие.

 

1. ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК

 

   Эффективность производственной деятельности — это результативность хозяйствования. Она показывает, ценой каких затрат капитала (ресурсов) достигается конечный результат.

   Для установления степени результативности производства применяется критерий эффективности. Критерий отражает цель любых видов производственной деятельности с указанием их характеристик, показателей и параметров.[24, с. 246]

       С переходом к рыночной экономике изменяются трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержание. Поскольку основной целью предпринимательской деятельности в условиях рыночных отношений является прибыль, то в качестве критерия экономической эффективности выступает максимизация прибыли на единицу затрат капитала (ресурсов) при высоком уровне качества труда и обеспечении конкурентоспособности продукции. При внедрении ресурсосберегающих технологий критерием эффективности является минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата.

    Различают общую (абсолютную), сравнительную (относительную) и социально-экономическую эффективность. Первый показатель применяется для оценки результатов производственной деятельности на макро- и микроуровнях за определенный период и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям, отраслям, межотраслевым комплексам, а также по районам, областям и республике в целом.

    Сравнительная (относительная) эффективность используется при обосновании вариантных решений и отборе среди них наиболее оптимального.

    Социальная эффективность — это соответствие результатов хозяйственной деятельности социальным целям общества. Она выражает степень удовлетворения всей совокупности потребностей за счет создаваемого продукта и связана с уровнем жизни населения, содержанием и условиями труда, состоянием среды обитания человека, масштабами свободного времени.

    Экономическая и социальная эффективность взаимосвязаны. Рост экономической эффективности служит основой достижения высоких социальных результатов. В свою очередь без социальных достижений невозможно решение экономических задач. Степень решения социальных проблем (отношение к труду, моральный климат и т.п.) нередко оказывает решающее воздействие на динамику экономической эффективности производства. И экономическая, и социальная эффективность в единстве оказывают влияние на общий экономический эффект.

    Социальные аспекты эффективности производства в полной мере не могут быть выражены количественно. Вместе с тем повышение эффективности производства представляет собой не только научно-техническую или производственно-экономическую, но и социальную проблему. [ 22, с. 672 ]

       Эффективность общественного производства выражает требования закона экономии времени, содержание которого охватывает экономию живого и овеществленного труда. Кроме того, его действие распространяется и на ту часть внерабочего времени, которая связана с выполнением семейно-бытовых обязанностей, передвижением на транспорте и т.д. Сокращение этого времени ведет к увеличению свободного времени. Последнее, являясь важнейшим условием повышения культурно-технического уровня, активизации человеческой деятельности в экономике, оказывает многостороннее воздействие на рабочее время, делает его более плодотворным и эффективным. [ 21,с. 318 ]

 

1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства

 

       Для определения абсолютной эффективности производства применяются обобщающие и дифференцированные показатели. В основе формирования обобщающих показателей находятся два условия: учет конечного результата и отражение совокупной величины затрат или ресурсов. Так, ряд экономистов предлагают производить оценку эффективности общественного производства в народном хозяйстве и его отраслях с помощью единого интегрального показателя, который может быть выражен следующей формулой:

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения