Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа
Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81
Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения
цеха реализации готовой
продукции, транспортно-экспедиционной
цеха, складов сырья. Действует от
имени предприятия и
Заместитель директора по идеологии и экономической безопасности осуществляет руководство идеологической, общественно-политической, социальной деятельностью предприятия. Осуществляет в пределах своей компетенции постоянное взаимодействие с местными исполнительными и распорядительными органами; изучает и анализирует кредиторскую способность и финансовое положение настоящих и будущих партнёров, их репутацию и связи; участвует в разработке и контролирует выполнение должностных инструкций. Имеет права действовать от имени предприятия и представлять его интересы во взаимоотношениях с организациями и государственными органами в пределах своей компетенции; представлять к утверждению, перемещению или освобождению от должностей работников; вносить предложения директору о поощрении или наложении взысканий на работников; участвовать в подготовке проектов приказов, распоряжений, инструкций.
Экономические функции осуществляют: бухгалтерия во главе с главным бухгалтером и планово-экономический отдел во главе с начальником.
Главный бухгалтер назначается на должность и освобождается от неё решением руководства ОАО «Минский маргариновый завод».
Начальник планово-экономического отдела назначается на должность и освобождается от неё решением руководства ОАО «Минский маргариновый завод».
Главный инженер предприятия должен поддерживать необходимый уровень технической эффективности подготовки производства, повышение эффективности производства и производительности труда. Осуществляет руководство в области технической политики, перспективы развития завода, внедрение новых разработок; контроль за соблюдением проектной, конструкторской и технологической дисциплины; контроль за состоянием экологической дисциплины на всех стадиях производственных процессов.
Начальник производства назначается на должность и освобождается от нее директором предприятия ОАО «Минский маргариновый завод». Начальнику производства непосредственно подчинены: цех рафинации, дезодорации жиров и производства маргарина и цех производства майонеза.
Начальник производства имеет право: требовать от всех производственных подразделений и служб, входящих в состав производства, данные о ходе выполнения производственной программы и её обеспечении; утверждать календарные планы и графики производства в номенклатурном разрезе по цехам; требовать от цехов оформления и представления всей необходимой документации для обеспечения отчётности по установленным формам и срокам; требовать от подразделений предприятия материалов (сведений, планов, отчётов), необходимых для осуществления работы.
2.3. Организационная структура предприятия
Под организационной структурой понимается состав и взаимосвязь структурных подразделений аппарата управления, отдельных должностных лиц и производственных подразделений.
Организационная структура аппарата управления – форма разделения труда по управлению производством. Каждое подразделение и должность создаются для выполнения определенного набора функций управления или работ. Для выполнения функций подразделения их должностные лица наделяются определенными правами на распоряжения ресурсами и несут ответственность за выполнение закрепленных за подразделением функций.
Предприятие имеет два основных производственных цеха:
- цех рафинации, дезодорации
жиров и производства
- цех производства майонеза.
В структуре имеются вспомогательные службы: служба главного механика, которая включает в себя ремонтно-механический цех; служба главного энергетика, которая включает в себя паросиловой цех, электроцех, лабораторию контрольно-измерительных приборов и автоматики, холодильно-компрессорный цех, транспортно-экспедиционный цех, цех приёмки и хранения жиров.
Для упорядочения их деятельности
сложилась следующая
ОАО «Минский ММЗ» |
Производственные |
Производственные | |
Ремонтно-механический цех
Паросиловой цех
Холодильно-компрессорный цех
Производственная лаборатория
Отдел строительства
и ремонта
Транспортно-экспедиционный
цех
Лаборатория КИПиА
Электроцех
Цех приемки и хранения жиров
Цех реализации готовой продукции
Центральный материальный склад
Сторожевая охрана
Здравпункт
Заводоуправление
Производственные цеха
Рафинации, дезодорации жиров
и производства маргарина
Рис. 2.2. Организационная структура ОАО «Минский маргариновый завод»
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
2.4. Объёмы производства продукции
Таблица 2.2 - Динамика изменения объёмов производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» за 2007-2009 годы
Наименование показателей |
2007 год факт. |
2008 год факт. |
2009 год факт. |
2009г в % к 2007г. |
2009г в % к 2008г. |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Производство продукции в |
|||||
- маргариновая продукция |
5705 |
5630 |
6995 |
122,6 |
118,9 |
- майонезная продукция |
5708 |
6658 |
6278 |
110,0 |
94,3 |
- розлив масла растительного в бутылку |
2324 |
2985 |
1926 |
82,8 |
64,5 |
- кетчупы |
288 |
286 |
523 |
181,6 |
182,9 |
-масло р/д нефасованное |
450 |
7 |
182 |
40,4 |
в 26 р. |
- горчица |
2 |
10 |
74 |
в 5 р. |
в 7,4 р. |
- хрен |
7 |
37 |
92 |
в 13,1 р. |
в 2,5 р. |
Доля новой продукции в общем объеме промышленного производства, % |
15,2 |
23,5 |
13,4 |
- 1,8 |
- 10,1 |
Доля сертифицированной продукции, % |
99,0 |
98,9 |
98,1 |
- 0,9 |
- 0,8 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Продукция, производимая в ОАО «Минский маргариновый завод», реализуется по договорам поставки установленной формы.
С учётом остатков на 01.01.2009г., за 2009 год реализовано: 7060 тонн маргариновой продукции, 6 274 тонны майонеза, 2 146 тонн растительного масла, фасованного в бутылку, кетчупа - 523 тонны, горчицы - 71 тонна, хрена – 96 тонн. В том числе:
- в торговую сеть – 3465 тонн маргариновой продукции, 5658 тонн
майонезной продукции, 2094 тонны растительного масла, фасованного в бутылку, кетчупа - 511 тонн кетчупа, горчицы - 65 тонн, хрена – 89 тонн.
- на промпереработку – 3366 тонн маргариновой продукции, 38 тонн масла растительного фасованного в бутылку;
- прочим потребителям – 229 тонны маргариновой продукции, 605 тонн майонеза, 12 тонн растительного масла, фасованного в бутылку, 2 тонны кетчупа, горчицы – 2 тонны, хрена – 3 тонны.
На экспорт в 2009 году было поставлено 642,4 тонны соапстока концентрированного на сумму 174,7 тыс. долларов США и продукции на сумму 62,6 тыс. долларов США ( майонезная продукция – 11 тонн, масло растительное фасованное в бутылку- 2 тонны, горчицы – 4 тонны, хрена – 4 тонны). Всего объем экспорта составил 237,3 тыс. долларов США или 71,2% к уровню прошлого года.
По импорту было получено масла подсолнечного 3530 тонн, что составило 84,1% к уровню прошлого года, саломаса – 1655 тонн или 342,8 % соответственно, оборудования на сумму 55,5 тыс. долларов США. Всего объем импорта составил 4294,7 тыс. долларов США или 63,3% к уровню прошлого года.
Основные и оборотные средства производства, денежные средства и иные ценности, стоимость которых отражается в бухгалтерском балансе, называют имуществом (активами или капиталом) предприятия.
Производственные
основные средства принимают
непосредственное участие в
По материально-вещественной форме основные средства производства состоят из конкретных средств труда и учитываются в натурально-вещественной форме и стоимостном выражении.
Стоимость основных фондов ОАО «Минский маргариновый завод» на 01.01.2010 составила 39265 млн. рублей. Данные о структуре основных фондов предприятия представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3 - Структура основных фондов ОАО «Минский маргариновый завод» на 01.01.2010 года
Основные фонды |
Количество |
Стоимость, тыс. руб. |
Удельный вес, % |
Здания |
30 |
19 732 062 |
50,3 |
Сооружения |
29 |
1 423 566 |
3,6 |
Передаточные устройства |
19 |
1 087 438 |
2,8 |
Машины и оборудование |
1182 |
16 486 858 |
42,0 |
Транспортные средства |
45 |
297 944 |
0,7 |
Инструмент и производственно- |
359 |
222 489 |
0,6 |
Прочие основные фонды |
787 |
14 990 |
0,04 |
Итого: |
2451 |
39 265 347 |
100 |
Примечание - Источник: Собственная разработка на базе данных предприятия.
Наибольший удельный вес в структуре основных фондов занимают здания (50,3%) и машины и оборудование (42%).
Стоимость основных фондов со степенью износа 100% составляет 4125947 тыс. рублей.
Износ активной части основных фондов на 01.01.2010г. составил 48,5%.
Среднегодовая стоимость основных фондов за 2009 год составила 33021308 тысяч рублей.
Для оценки воспроизводства основных фондов применяются коэффициенты обновления и выбытия (таблица 2.4).
Таблица 2.4 - Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов в ОАО «Минский маргариновый завод»
Основные фонды |
2007г. |
2008г. |
2009г. | |||
К обн. |
К выб. |
К обн. |
К выб. |
К обн. |
К выб. | |
Всего |
0,01 |
0,002 |
0,04 |
0,005 |
0,09 |
0,01 |