Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20

2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81

Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 1.06 Мб (Скачать файл)

Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

На предприятии, в основном, преобладает обновление основных средств  над выбытием (за 2007 год введено в эксплуатацию основных фондов на сумму 301 млн. рублей; за 2008 год – 1346 млн. руб.; за 2009 год – на 3151 млн. руб. соответственно).

Следует заметить, что  нормативные сроки службы ведущего технологического оборудования составляют 8-12 лет. Однако фактически оборудование находится в эксплуатации более 20 лет.

Производственные мощности по производству маргариновой продукции  на 01.01.2010г. составили 32148 тонн в год, по вязким продуктам (майонез, кетчуп, соус, горчица, хрен) 11280 тонн в год.

 

Таблица 2.5 - Динамика использования производственных мощностей в  ОАО «Минский маргариновый завод» за 2007-2009 г.г.

 

Наименование

показателей

2007 год

факт.

2008 год

факт.

2009 год

факт.

Динамика 2009г. к 2008г.

- по маргариновой продукции  и маслу со смешанным жировым  составом, %

- по вязким продуктам, %

- по маслу растительному,  фасованному  в  бутылку, %

 

 

17,7

100,0

 

22,9

 

 

17,5

100,0

 

29,4

 

 

21,8

67,5

 

19,0

 

 

+ 4,3

- 32,5

 

- 10,4


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

          Основные причины недозагрузки производственных мощностей по производству маргариновой продукции:

- ёмкость рынка Республики  Беларусь значительно меньше  мощностей двух предприятий-производителей (ОАО «Минский маргариновый завод»  и ОАО «Гомельский жировой  комбинат»);

- неконкурентоспособность продукции завода на российском рынке по ценовому фактору из-за отсутствия собственной сырьевой базы в Республике Беларусь;

- нехватка собственных оборотных средств, в связи с проведением мероприятий по техническому перевооружению производства.

Применение основных средств, техническая оснащённость  производства и вооружённость труда  основными средствами в совокупности с другими факторами определяют объём производства экономического продукта и его себестоимость, уровень  производительности труда.

Показатели, характеризующие эффективность использования основных фондов: фондоёмкость, фондоотдача, рентабельность основного капитала, фондовооружённость. Расчёт этих показателей приведён в таблице 2.6.

 

Таблица 2.6 - Показатели эффективности использования основных фондов на ОАО «Минский маргариновый завод»

 

Показатели

2007г.

2008г.

  2009г.

 Темп роста, %

  2009г.- 2007г.

Объём производства продукции, млн. руб.

 

36438

 

54025

 

61719

 

169,4

Среднегодовая стоимость основных фондов, млн. руб.

 

25978

 

29456

 

33021

 

127,1

  Балансовая прибыль, 

млн. руб.

 

1352

 

3565

 

4006

 

296,3

Фондоотдача, руб.

1,40

1,83

1,87

133,6

Фондоёмкость, руб.

0,71

0,55

0,54

76,0

Рентабельность основного капитала (фондов), %

5,2

12,1

12,1

232,7

Фондовооружённость,

млн. руб./чел.

54,6

61,4

65,9

120,7


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

Оборотные средства, в  отличие от основных фондов, участвуют  в процессе производства в течение  одного лишь производственного цикла, полностью перенося свою стоимость на созданную продукцию и утрачивая натуральную форму. Их экономическое значение состоит в том, что они оказывают определяющее воздействие на формирование себестоимости продукции.

          Проанализируем данные за 2007 - 2009 годы (таблица 2.7.) В ней дана информация об оборотных средствах. Так, произошло снижение запасов в 2008 году по сравнению с 2007 годом на 205 млн. руб., уменьшение дебиторской задолженности на 636 млн. руб. по сравнению с 2007 годом.

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.7 - Состав и структура оборотных активов

 

Состав оборотных активов

2007 год

2008 год

2009 год

млн.

руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Запасы и затраты, в том числе:

9934

70,53

10646

73,47

14875

78,82

сырье и материалы

3172

22,52

2869

19,8

4414

23,39

незавершённое    производство

142

1,01

49

0,34

255

1,35

готовая продукция и товары

994

7,06

1856

12,81

893

4,73

товары отгруженные

4984

35,39

5039

34,78

8243

43,68

Налоги по приобретенным ценностям

1016

7,21

915

6,31

1122

5,94

Дебиторская задолженность

2622

18,62

1986

13,71

2284

12,1

Финансовые вложения

54

0,38

54

0,37

54

0,29

Денежные средства

421

2,99

851

5,87

537

2,84

Прочие оборотные активы

38

0,27

38

0,26

1

0,01

Итого

14085

100

14490

100

18873

100


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

 

Большое влияние на оборачиваемость  капитала, вложенного в оборотные  активы, а, следовательно, и на финансовое состояние предприятия оказывает  увеличение или уменьшение дебиторской  задолженности. Резкое увеличение дебиторской задолженности и её доли в оборотных активах может свидетельствовать о неосмотрительной кредитной политике предприятия по отношению к покупателям, либо неплатежеспособности и

банкротстве части покупателей. Ускорить платежи можно путём  совершенствования расчётов, своевременного оформления расчётных документов, предварительной оплаты.

Особую актуальность проблема неплатежей приобретает в  условиях инфляции, когда происходит обесценивание денег.

Наибольший удельный вес в структуре оборотных  средств занимают – товары отгруженные, по которым прослеживается рост по сравнению с 2008 годом на 8,9%. На втором месте находятся запасы сырья и материалов, по которым также наблюдается увеличение на 3,6% соответственно. На третьем месте находится дебиторская задолженность, которая сократилась на 1,6% к уровню 2008 года. Значительный удельный вес в структуре оборотных средств занимает готовая продукция, остатки которой снизились на 8,1 % по сравнению с 2008 годом.

 

    1. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.

 

       Рыночная  экономика, а следовательно, ориентация  курса на ускорение интенсификации  общественного производства, повышение  его экономической эффективности  и качества продукции требует  полной мобилизации всех имеющихся  резервов. Определяем сравнением количество работников по категориям и профессиям, образованию, возрасту.

       Данные об уровне образования работников на ОАО «Минский маргариновый завод» представлены в таблице 2.8.

Таблица 2.8 - Качественный состав трудовых ресурсов ОАО «Минский маргариновый завод» по уровню образования

Показатели

 

2007г.

2008г.

2009г.

Коли-чество, чел.

% к

итого

Коли-чество, чел.

% к итого

Коли-чество, чел

% к итого

Всего (списочная численность)

476

100

480

100

501

100

Высшее образование

100

21

116

24,2

122

24,4

Среднее специальное

79

17

83

17,3

88

17,6

Профессионально-техническое

123

26

118

24,6

123

24,5

Общее среднее

155

33

149

31

168

33,5

Общее базовое

19

3

14

2,9

-

-


Примечание - Источник: Собственная разработка  на базе данных предприятия.

       В анализируемый период наибольший удельный вес в списочной численности работников занимают работники с общим средним образованием. Наблюдается увеличение количества работников с высшим образованием.

       В  2009 году 70 человек повысили свою  квалификацию, 14 человек получили смежную профессию, учатся без отрыва от производства в высших и средних учебных заведениях 33 человека.

       Данные  о возрастном составе работников  на ОАО «Минском маргариновом  заводе» представлены в таблице  2.9.

Таблица 2.9 - Возрастной состав работников ОАО «Минский маргариновый завод» за 2007 - 2009 годы

 

Возраст

2007г.

2008г.

2009г.

чел.

%

чел.

%

чел.

%

от 18 до 24 лет

67

14,1

58

12,1

67

13,4

от 25 до 29 лет

19

4

37

7,7

43

8,6

30 лет

10

2,1

8

1,7

9

1,8

31 год

11

2,3

9

1,9

5

0,9

от 32 до 39 лет

64

13,4

71

14,8

72

14,4

от 40 до 49 лет

150

31,5

120

25,0

134

26,7

от 50 до 54 лет

81

17,5

88

18,3

91

18,2

от 55 и старше

74

15,6

89

18,5

80

16,0

Информация о работе Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения