Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 10:43, дипломная работа
Объектом исследования - эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Предмет исследования – механизм формирования показателей эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод».
Цель работы: анализ эффективности производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод» и пути ее повышения.
Методы исследования: монографический, статистико-экономический, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический.
Введение…………………………………………………………………………. 5
1. Обзор литературы……………………………………………………………….. 6
1.1. Понятие и уровни экономической эффективности производства в АПК……………………………………………………….………………………… 6
1.2. Система показателей абсолютной и сравнительной эффективности производства……..……............................................................................................ 7
1.3. Факторы повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях….…………………………………………….. 8
1.4. Резервы и пути повышения экономической эффективности на перерабатывающих предприятиях……………………………………………….. 11
1.5. Характеристика масложировой отрасли Республики Беларусь………… 12
1.5.1. Современное состояние масложировой отрасли в Республике Беларусь……………………………………………………………………………. 12
1.5.2. Сырьевое обеспечение………………………………………………. 12
1.5.3. Развитие производственных мощностей маслодобывающих организаций и увеличение объемов производства масла растительного и шрота (жмыха) рапсового………………………………………………………………… 16
1.5.4. Организация производства и использования в народном хозяйстве дизельного биотоплива на основе рапсового масла…………………………….. 17
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий………………….. .18
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой
отрасли…………………………………………………………………………….. 19
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла……. 20
2. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Минский маргариновый завод»…………………………………………………………….. 21
2.1. История создания предприятия…………………………………………… 21
2.2. Структура управления……………….…………………………………….. 22
2.3. Организационная структура предприятия ………………………………. 25
2.4. Объемы производства продукции………………………………………… 27
2.5. Анализ функционирующего капитала……………………………………. 28
2.6. Оценка состава и обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами.. 32
2.7. Анализ производительности труда………………………………………. 34
2.8. Финансово-экономические показатели предприятия…………………... 35
3. Экономическая эффективность производства продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»……………….…………………………………………….. 38
3.1. Поставщики предприятия……..…………………………………………. 38
3.2. Маркетинг на предприятии…………………………….………………… 39
3.3. ОАО «Минский маргариновый завод» на рынке масложировой продукции………………………………………………………………………...... 41
3.4. Анализ структуры и динамики себестоимости продукции в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 45
3.5. Цены и ценообразование на продукцию, производимую в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………… 53
4. Пути повышения эффективности и перспективы развития производства в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………….. 61
4.1. Бизнес-план инвестиционного проекта «Модернизация майонезного цеха, приобретение и внедрение линий по расфасовке майонеза ЛР-1……….. 61
4.1.1. Резюме……………………………………………………………….. 61
4.1.2. Описание продукции………………………………………………… 62
4.1.3. Анализ рынка и стратегия маркетинга……………………………... 62
4.1.4. Производственный план…………………………………………….. 64
4.1.5. Организационный план……………………………………………… 65
4.1.6. Инвестиционный план………………………………………………. 65
4.1.7. Прогнозирование финансово-хозяйственной деятельности……… 65
4.1.8. Показатели эффективности проекта………………………………... 67
4.1.9. Юридический план……………………………………………………67
4.2. Совершенствование кадровой политики в ОАО «Минский маргариновый завод»………………………………………………………………68
5. Охрана труда …………………………………………………………………….77
5.1. Анализ состояния охраны труда в ОАО «Минский маргариновый
завод»………………………………………………………………………………. 78
5.2. Мероприятия по улучшению условий и безопасности труда…………. 81
Заключение…………………………………………………………………………83
Список использованных источников………………..……………………………85 Приложения
Двадцать миллиардов рублей сэкономили в 2009 году предприятия Гродненской области за счет перехода на биодизельное топливо. В Гродненской области 70% грузовых автомобилей переведено на этот вид топлива. Биодизельное топливо производится в ОАО «ГродноАзот» с добавкой метиловых эфиров жирных кислот, полученных из рапсового масла. Разница в стоимости одной тонны нового топлива и обычного дизельного горючего составляет 300 тыс. рублей. За 2009 год в гродненском грузовом автопарке №2, например, израсходовано 636 тонн биодизельного топлива. Экономия составила 190,8 млн.рублей.
Кроме того, осуществлять производство метиловых эфиров жирных кислот рапсового масла планируется в ОАО «Новоельнянский межрайагроснаб» и в УКПП «Завод по переработке масличных культур».
Организацию производства и сбыта смесевого дизельного биотоплива предполагается преимущественно осуществлять силами РУП «Производственное объединение «Белоруснефть» с максимальным использованием имеющейся в организации инфраструктуры. [20]
1.5.5. Развитие маслоперерабатывающих предприятий
Стратегия развития маслоперерабатывающей отрасли направлена на обеспечение производства конкурентоспособной продукции, увеличение объемов производства и снижение издержек производства на единицу продукции.
Основными направлениями обеспечения производства конкурентоспособной продукции являются:
повышение качества и расширение ассортимента выпускаемой продукции;
научное обеспечение масложировой отрасли.
Планируется осуществить техническое перевооружение организаций:
ОАО «Минский маргариновый завод» - рафинационного производства с внедрением процесса физической рафинации и химической переэтерификации жиров, модернизация существующей линии «Шредер» в целях расширения ассортимента выпускаемой маргариновой продукции;
ОАО «Гомельский жировой комбинат» - обновление мощностей по рафинации, дезодорации и винтеризации растительного масла, наращивание мощностей по розливу масла растительного в ПЭТ-бутылки с 3,4 тыс. тонн в 2006 году до 41 тыс. тонн к 2010 году, модернизация майонезного производства с заменой изношенного - установкой современного оборудования по изготовлению и упаковки майонезов, соусов;
Реализация вышеперечисленных мероприятий позволит внедрить современное оборудование по рафинации винтеризации и дезодорации жиров и масел, расширить ассортимент и обеспечить производство конкурентоспособной по качеству масложировой продукции. [25, с.569-570 ]
1.5.6. Научное сопровождение работы организаций масложировой отрасли
Научное сопровождение работы организаций масложировой отрасли обеспечивает РУП «Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию» (далее РУП «НПЦ НАН Беларуси по продовольствию»), в котором в 2001 году создана группа по масложировой отрасли.
Основные направления и задачи деятельности группы:
проведение
научно-исследовательских
разработка нормативной и технологической документации, направленная на повышение качества и конкурентоспособности масложировой продукции белорусских организаций;
оказание
методической и практической
помощи организациям по
Специалистами группы на первый план выносится задача разработки новых видов конкурентоспособной продукции, отвечающей запросам потребителей, биологически полноценной, сбалансированной по соотношению составных ингредиентов. Работы будут направлены на совершенствование существующих технологий с учетом новаций, выработанных мировой практикой.
Расширение ассортимента маргаринов и жиров будет проводиться по увеличению доли рецептур для промышленной переработки специального назначения (смазывания форм, обжарки, фритюра, выпечных изделий из различного теста), разнообразию форм маргариновой продукции с разным содержанием жира (шортенинги, маргарины, жиры), разработки продукции с высокой пищевой и физиологической ценностью.
Для повышения эффективности исследований и совершенствования технологий изготовления продукции на уровне, принятом в мировой практике, РУП "Научно-практический центр Национальной академии наук Беларуси по продовольствию" проводится разработка государственных стандартов на методы исследований масложировой продукции и приобретение приборного оборудования для реализации этих методов.
В 2007 г. разработано 2 государственных стандарта, регламентирующих требования к качеству маргариновой продукции.
Также проводятся исследования по увеличению сроков годности масложировой продукции.
В связи с высокой
востребованностью специальных
1.6. Мировой рынок семян масличных культур и растительного масла
Особенностью мирового земледелия в последние годы является интенсивное наращивание возделывания семян масличных культур - основного сырья для производства растительных масел и ценного источника кормового белка.
Посевы рапса в мире составляют около 30 млн. гектаров, или около 12 процентов от общей площади посевов масличных культур.
Наибольшее распространение рапс приобрел в Канаде, Германии, Франции, Северной Европе, странах Восточной Европы, т. е. в странах, где климатические условия близки к белорусским.
В процентном соотношении в мире для использования в пищевой промышленности производится 30 процентов масла соевого, 25 -пальмового, 15 - рапсового, 10 - подсолнечного, 20 - прочих масел (хлопковое, арахисовое, кокосовое, оливковое, пальмоядровое и др.).
Мировое производство и потребление растительных масел в 2007 году достигло 120 млн. тонн. Мировое производство рапсового масла в 2007 году составило 17 млн. тонн.
Среднедушевое потребление
масла растительного в
По физиологической
норме среднегодовое
Дополнительный спрос на растительные масла создает биодизельный сектор промышленности. Безусловным лидером в использовании биотоплива являются страны ЕС, где совокупность законодательной базы, налоговых льгот и потребностей автомобильного рынка способствуют производству и потреблению биодизеля. Учитывая тот факт, что 80 процентов биодизельного топлива изготавливают на основе рапсового масла, потребность в нем возрастет к 2010 году до 13,7 млн. тонн.
В структуре производства масличных семян в России повышается роль рапса. Посевные площади под рапсом должны быть увеличены до 1 млн. га, под сою до 0,8 млн. га. По прогнозам, структура производства масличных семян в России к 2012 году изменится: доля подсолнечника сократится до 52 процентов, в то время как доля рапса увеличится до 32 процентов.
Географическое положение нашей республики благоприятно для выращивания рапса. Увеличение производства высококачественного рапсового масла позволит не только обеспечить продовольственную безопасность страны, но и удовлетворить потребности населения в растительном масле, обогащенном полиненасыщенными жирными кислотами. [10 ]
2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОАО «МИНСКИЙ МАРГАРИНОВЫЙ ЗАВОД»
Минский маргариновый завод проектной мощностью 6000 тонн маргариновой продукции в год пущен в эксплуатацию 17 апреля 1951 года. Завод имеет выгодное географическое расположение. Находится в центре республики. Адрес: 220037 г. Минск, ул. Козлова, 27.
Основной специализацией предприятия является выпуск маргариновой продукции (маргарины, жиры кулинарные и кондитерские) и майонеза, а также розлив масла (растительное фасованное).
Впервые в масложировой отрасли СССР Минский маргариновый завод освоил выработку кулинарных жиров в мелкой упаковке на иностранных линиях. Предприятие поставляло свою продукцию в 26 областей России, Литву и полностью обеспечивало потребности Республики Беларусь.
В открытое акционерное общество «Минский маргариновый завод»
государственное предприятие «Минский маргариновый завод» преобразовано 30 декабря 1993 года приказом № 222 Министерства по приватизации и управлению госимуществом Республики Беларусь.
Открытое акционерное
общество «Минский
Уставный фонд общества составляет 1643,8 млн. руб., который поделен на 532837 простых именных акций номинальной стоимостью 3085 рублей. Подробное распределение акций показано в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Распределение акций ОАО «Минский маргариновый завод» на 01.01.2010».
№ п/п |
Наименование акционеров |
Кол-во акцио-неров |
Кол-во акций, принадлежащих акционерам, шт. |
Доля в УФ, % |
1. |
Юридические лица всего: |
3 |
499 851 |
93,81 |
1.1. |
Государственный комитет по имуществу РБ |
1 |
499 806 |
93,8 |
1.2. |
ЗАО «Бросток» |
1 |
35 |
0,01 |
1.3. |
Товарищество на паях по торговле и оказанию услуг «Позекс» |
1 |
10 |
0,002 |
2. |
Физические лица всего: |
1715 |
32 986 |
6,19 |
Всего |
1718 |
532 837 |
100,00 |
Примечание – Источник: Устав предприятия.
Согласно Уставу предприятия, основной целью деятельности ОАО «Минский маргариновый завод» является извлечение прибыли для развития производства и удовлетворения социальных нужд работников предприятия.
В настоящее время функционирование предприятия основано на следующих видах деятельности:
На
предприятии внедрена система
менеджмента качества (СМК) в соответствии
с требованиями СТБ ИСО 9001-
2.2. Структура управления
Высшим органом управления в ОАО «Минский маргариновый завод»
является собрание акционеров, которое
делегирует свои полномочия наблюдательному
совету. Возглавляет предприятие директор.
Все службы предприятия: техническая, финансовая,
сбытовая, снабженческая, маркетинговая,
производственно-
Для определения структуры подчиненности на предприятии рассмотрим сложившуюся структуру управления ОАО «Минский маргариновый завод», которая представлена на рисунке 2.1.
|
Рис. 2.1. Структура управления ОАО «Минский маргариновый завод» |
Директор предприятия представляет интересы ОАО «Минский маргариновый завод» во всех организациях, учреждениях, распоряжается имуществом и средствами в пределах прав, установленных уполномоченным органом; организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов; обеспечивает выполнение предприятием всех обязательств перед региональным и местным бюджетами, поставщиками, заказчиками и кредиторами.
Директор предприятия часть своих полномочий по руководству организацией передает своим заместителям. На предприятии существуют должности:
1) заместитель директора по коммерческим вопросам;
2) заместитель директора по идеологии и экономической безопасности;
3) главный инженер.
Заместитель директора по коммерческим вопросам осуществляет руководство финансово-хозяйственной деятельностью в области планирования, управления материально-техническим снабжением сырьём, транспортным обслуживанием завода. Руководит работой отдела продаж, отдела материально-технического снабжения, цеха приёмки и хранения жиров,