Экономическая сущность
налогов. Основы построения налогов и
налогообложения
1. Экономическое содержание
налогов и функции налогов.
2. Основные элементы налогообложения.
3. Принципы налогообложения
и их характеристика.
4. Классификация налогов
5. Налоговая ставка, ее значение
в системе налогообложения.
Цели: - рассмотреть сущность
налогов, принципы налогообложения; раскрыть
функции налогов; - охарактеризовать классификационные
признаки налогов
1. Экономическое
содержание налогов и функции
налогов.
Налоги одна из древнейших финансовых
категорий. Обязательные платежи государства
носили разные названия, причем они часто
менялись в соответствии с экономическими
и социальными условиями развития общества.
Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса
Республики Казахстан под налогами понимаются
законодательно установленные государством
в одностороннем порядке обязательные
денежные платежи в бюджет, производимые
в определенных размерах, носящие безвозвратный
и безвозмездный характер.
Экономическая сущность налога
сводиться к изъятию государством части
национального дохода субъектов хозяйствования,
граждан, которая аккумулируется для финансирования
своих расходов.
Фискальная функция налогов сводиться к
тому, что налоги формируют и пополняют
бюджет государства. Отметим, что доля
налоговых поступлений в бюджетах большинства
современных стран высока и находится
на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих
стран.
Перераспределительная функция состоит в перераспределении
части доходов различных субъектов хозяйствования
в пользу государства.
Регулирующая функция налогов заключается
в том, что посредством изменений порядка
налогообложения отдельных объектов и
секторов экономики государство стимулирует
их развитие или упадок.
Поэтому для данной функции
выделяют три составляющих:
· стимулирующая подфункция проявляется
через систему льгот и освобождений;
· дестимулирующая имеет цель
– через повышение ставок налогов ограничить
развитие;
· воспроизводственная – предназначена
для аккумуляции средств на восстановление
использованных ресурсов.
Контрольная функция заключается в том,
что налоги являются отражением экономических
процессов, т.е. анализ динамики налоговых
поступлений позволяет составить картину
о процессах, протекающих в экономике,
об эффективности существующей налоговой
системы и ее влиянии на хозяйственную
деятельность.
2. Основные элементы
налогообложения.
Элементы налога –
это регламентированные налоговым
законодательством составные части
налога, определяющие условия его
применения. Каждый налог представляет
собой комплекс элементов. Элементы
налога подразделяются на основные
(сущностные), дополнительные (факультативные)
и специфические.
Основными элементами налога
считаются те, отсутствие или неопределенность
которых, делает налог неустановленным.
Соответственно чему у налогоплательщиков
не возникает обязанности по уплате данного
налога, а само налоговое обязательство
не возникает.
К числу дополнительных
(факультативных) элементов относятся
такие условия налогообложения,
которые могут быть предусмотрены,
но могут и отсутствовать. Наличие
или отсутствие этих элементов
не ставит под сомнение само
установление налога, который будет
взиматься независимо от этого
факта. К дополнительным элементам
налога относятся налоговые льготы.
Элементы налога имеют
важное значение, так как именно они формируют
условия налогообложения. Именно эти элементы
определяют содержание конкретного налогового
обязательства, а именно: субъекта налога,
круг его обязанностей, связанных с уплатой
налога, и пределы права государства на
получение данного налога.
Выделяют следующие элементы
налогообложения:
Субъект налога – это физическое или юридическое
лицо, на которое законом возложена обязанность
уплачивать налог;
Носители налога – окончательный или фактический
плательщик налога, который уплачивает
его из своих доходов;
Объект налога – доход, имущество, вид деятельности,
оказание услуг, денежные операции, предметы
(ТМЦ);
Налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих
налоговому обложению, на их основе определяются
нормы средней доходности данной категории
облагаемого объекта;
Единица обложения – единица измерения объекта
налога, установленная для счета: одна
денежная единица (тенге), один гектар,
единица измерения товара;
Льготный период – время, в течении которого
действуют установленные законом льготы
по налогам;
Налоговая ставка (квота, доля, часть показателя
в общем объеме исследуемого процесса
или явления) – величина налоговых начислений
на единицу измерения налоговой базы,
устанавливаемая в процентах или в абсолютной
сумме на единицу измерения налоговой
базы;
Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной
сумме к единице обложения, независимо
от размеров доходов (применяется при
обложении реальными налогами – земельным).
Процентные ставки бывают трех
видов: пропорциональные, прогрессивные
и регрессивные.
Пропорциональные
ставки – устанавливаются в виде единого
процента, независимо от размера объекта
налога;
Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается
налоговая ставка;
Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения
объекта обложения или, наоборот, увеличиваются
при уменьшении объекта.
Налоговое бремя – это обобщенный показатель,
характеризующий роль налогов в жизни
общества и определяемый как соотношение
суммы налоговых сборов к совокупному
национальному продукту;
Налоговая база – стоимостная, физическая
или иная характеристика налогообложения;
Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих
особое привилегированное положение,
от обязанности платить налоги (например,
дипломатический корпус);
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение
от налогов плательщиков в соответствии
с законодательством;
3. Принципы налогообложения
и их характеристика.
Применительно к налогообложению
принципами следует считать базовые
идеи и положения, существующие в налоговой
сфере. Условно можно выделить три системы
принципов;
- экономические
принципы налогообложения;
- юридические
принципы налогообложения (принцип
налогового права);
- организационные
принципы налоговой системы.
Экономические принципы
налогообложения:
1- принцип справедливости
2- принцип соразмерности
3- принцип максимального
учета интересов и возможностей налогоплательщиков
4- принцип экономичности
(эффективности).
Рассмотрим каждый
принцип в отдельности.
1. Нравственная категория
справедливости как понятие о должном, как
соответствие между деянием и воздаянием
является основополагающей идеей,
на которой строится любая система правового
регулирования. Уже в течение 200 лет она
является главным ориентиром любой цивилизованной
системы налогообложения.
В экономическом плане принцип
справедливости означает, что государственные
налоги и расходы должны влиять на распределение
доходов, возлагая бремя на одних людей
и представляя привилегии другим.
Принцип горизонтальной справедливости
предполагает, что плательщики, находящиеся
в равном экономическом положении, должны
находится в равной налоговой позиции,
т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой
величины (принцип платежеспособности).
В основе этого принципа лежит идея о том,
что сумма взимаемых налогов должна определяться
и зависимости от величины доходов плательщика.
А согласно принципу вертикальной
справедливости, лица которые находятся
в неравном положении, должны находится
в неравной налоговой позиции; иными слонами,
кто получает больше от государства тех
или иных благ, тот должен больше платить
в виде налогов (принцип выгод).
С юридической точки зрения,
принцип справедливости исходит из того,
как законодатель урегулирует порядок
изъятия собственности у плательщиков,
а также каким образом соотносятся между
собой государства, собирающие налоги,
и лица обязанные их платить.
2. Принцип соразмерности заключается
в соотношении наполняемости бюджета
и неблагоприятных для налогоплательщика
последствии налогообложения.
Данный принцип можно также
сформулировать как принцип экономической
сбалансированности интересов налогоплательщика
и государственной казны.
Так как люди не могу работать
только для того, чтобы заплатить налоги,
начинается спад экономической активности,
а уклонение от налогов приобретает массовый
характер.
Происходит перемещение валового
национального продукта в сферу теневой
экономики.
Следовательно, задача законодателей
- на основе экономически обоснованных
предложений установить такой режим налогообложения,
который не подавлял бы экономическую
активность налогоплательщика и в то же
время обеспечивал необходимый уровень
налоговых поступлений в бюджет.
Налогообложение - как экономическая
категория имеет свои пределы, определенные
в соответствии с принципом соразмерности.
Сдвиг условной точки и ту или
иную сторону порождает противоречивую
ситуацию, проявлениями, которых являются
политические конфликты, не подчинение
налогоплательщиков налоговым властям,
бегство капитала, массовое уклонение
от налогов, миграция населения и другие.
Налоговый предел - условная
точка в налогообложении, в которой достигается
оптимальная для плательщиков и государственной
казны доля валового национального продукта,
перераспределяемого через бюджетную
систему.
3. Принцип максимального учета
интересов и возможностей налогоплательщиков.
В соответствии данным принципам
налогообложение должно характеризоваться
определенностью и удобством для налогоплательщика.
Другим проявлением этого принципа является
информированность налогоплательщика
- обо всех изменениях налогового законодательства.
Налогоплательщик должен быть
проинформирован заранее, - а также простота
исчисления уплаты налога
4. Принцип экономичности (эффективности).
Он означает, что суммы сборов
но каждому отдельному налогу должны превышать
затрачу па его сбор и обслуживание. Не
случайно некоторыми специалистами выдвигалось
предложение установить к налоговом или
бюджетном законодательстве норму, согласно
которой при установлении нового налога
должна быть обоснованно, что доходы от
его сборов будут превышать расходы десятикратно.