Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:05, лекция

Описание работы

1. Экономическое содержание налогов и функции налогов.
2. Основные элементы налогообложения.
3. Принципы налогообложения и их характеристика.
4. Классификация налогов
5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам.docx

— 199.64 Кб (Скачать файл)

Экономическая сущность налогов. Основы построения  налогов и налогообложения

 

 

1.     Экономическое содержание налогов и функции налогов.

2.     Основные элементы налогообложения.

3.     Принципы налогообложения и их характеристика.

4.     Классификация налогов

5.     Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

 

 

Цели:  - рассмотреть сущность налогов, принципы налогообложения; раскрыть функции налогов; - охарактеризовать классификационные признаки налогов

 

 

1. Экономическое  содержание налогов и функции  налогов.

Налоги одна из древнейших финансовых категорий. Обязательные платежи государства носили разные названия, причем они часто менялись в соответствии с экономическими и социальными условиями развития общества. Согласно п. 17 ст. 10 Налогового кодекса Республики Казахстан под налогами понимаются законодательно установленные государством в одностороннем порядке обязательные денежные платежи в бюджет, производимые в определенных размерах, носящие безвозвратный и безвозмездный характер.

Экономическая сущность налога сводиться к изъятию государством части национального дохода субъектов хозяйствования, граждан, которая аккумулируется для финансирования своих расходов.

Фискальная функция налогов сводиться к тому, что налоги формируют и пополняют бюджет государства. Отметим, что доля налоговых поступлений в бюджетах большинства современных стран высока и находится на уровне 70-90% всех доходов бюджетов этих стран.

Перераспределительная функция состоит в перераспределении части доходов различных субъектов хозяйствования в пользу государства.

Регулирующая функция налогов заключается в том, что посредством изменений порядка налогообложения отдельных объектов и секторов экономики государство стимулирует их развитие или упадок.

Поэтому для данной функции выделяют три составляющих:

·   стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений;

·   дестимулирующая имеет цель – через повышение ставок налогов ограничить развитие;

·   воспроизводственная – предназначена для аккумуляции средств на восстановление использованных ресурсов.

Контрольная функция заключается в том, что налоги являются отражением экономических процессов, т.е. анализ динамики налоговых поступлений позволяет составить картину о процессах, протекающих в экономике, об эффективности существующей налоговой системы и ее влиянии на хозяйственную деятельность.

 

 

2.     Основные элементы налогообложения.

 

 

 

      Элементы налога –  это регламентированные налоговым  законодательством составные части  налога, определяющие условия его  применения. Каждый налог представляет  собой комплекс элементов. Элементы  налога подразделяются на основные (сущностные), дополнительные (факультативные) и специфические.

Основными элементами налога считаются те, отсутствие или неопределенность которых, делает налог неустановленным. Соответственно чему у налогоплательщиков не возникает обязанности по уплате данного налога, а само налоговое обязательство не возникает.

 

       К числу дополнительных (факультативных) элементов относятся  такие условия налогообложения, которые могут быть предусмотрены, но могут и отсутствовать. Наличие  или отсутствие этих элементов  не ставит под сомнение само  установление налога, который будет  взиматься независимо от этого  факта. К дополнительным элементам  налога относятся налоговые льготы.

 

        Элементы налога имеют  важное значение, так как именно они формируют условия налогообложения. Именно эти элементы определяют содержание конкретного налогового обязательства, а именно: субъекта налога, круг его обязанностей, связанных с уплатой налога, и пределы права государства на получение данного налога.

Выделяют следующие элементы налогообложения:

Субъект налога – это физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налог;

Носители налога – окончательный или фактический плательщик налога, который уплачивает его из своих доходов;

Объект налога – доход, имущество, вид деятельности, оказание услуг, денежные операции, предметы (ТМЦ);

Налоговый кадастр – опись объектов, подлежащих налоговому обложению, на их основе определяются нормы средней доходности данной категории облагаемого объекта;

Единица обложения – единица измерения объекта налога, установленная для счета: одна денежная единица (тенге), один гектар, единица измерения товара;

Льготный период – время, в течении которого действуют установленные законом льготы по налогам;

Налоговая ставка (квота, доля, часть показателя в общем объеме исследуемого процесса или явления) – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы, устанавливаемая в процентах или в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы;

Твердые ставки – устанавливаются в абсолютной сумме к единице обложения, независимо от размеров доходов (применяется при обложении реальными налогами – земельным).

Процентные ставки бывают трех видов: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональные ставки – устанавливаются в виде единого процента, независимо от размера объекта налога;

Прогрессивные – с увеличением дохода увеличивается налоговая ставка;

Регрессивные ставки – понижаются по мере увеличения объекта обложения или, наоборот, увеличиваются при уменьшении объекта.

Налоговое бремя – это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как соотношение суммы налоговых сборов к совокупному национальному продукту;

Налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика налогообложения;

Налоговый иммунитет – освобождение лиц, занимающих особое привилегированное положение, от обязанности платить налоги (например, дипломатический корпус);

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение от налогов плательщиков в соответствии с законодательством;

 

 

 

 

3.     Принципы налогообложения и их характеристика.

 

 

Применительно к налогообложению  принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Условно можно выделить три системы принципов;

- экономические  принципы налогообложения;

- юридические  принципы налогообложения (принцип  налогового права);

- организационные  принципы налоговой системы.

Экономические принципы налогообложения:

1- принцип справедливости

2- принцип соразмерности

3- принцип максимального  учета интересов и возможностей налогоплательщиков

4- принцип экономичности (эффективности).

Рассмотрим каждый принцип в отдельности.

1.                     Нравственная категория справедливости как понятие о должном, как    соответствие    между    деянием    и    воздаянием    является основополагающей идеей, на которой строится любая система правового регулирования. Уже в течение 200 лет она является главным ориентиром любой цивилизованной системы налогообложения.

В экономическом плане принцип справедливости означает, что государственные налоги и расходы должны влиять на распределение доходов, возлагая бремя на одних людей и представляя привилегии другим.

Принцип горизонтальной справедливости предполагает, что плательщики, находящиеся в равном экономическом положении, должны находится в равной налоговой позиции, т.е. каждый должен выплачивать налог одинаковой величины (принцип платежеспособности). В основе этого принципа лежит идея о том, что сумма взимаемых налогов должна определяться и зависимости от величины доходов плательщика.

А согласно принципу вертикальной справедливости, лица которые находятся в неравном положении, должны находится в неравной налоговой позиции; иными слонами, кто получает больше от государства тех или иных благ, тот должен больше платить в виде налогов (принцип выгод).

С юридической точки зрения, принцип справедливости исходит из того, как законодатель урегулирует порядок изъятия собственности у плательщиков, а также каким образом соотносятся между собой государства, собирающие налоги, и лица обязанные их платить.

2.                     Принцип      соразмерности      заключается      в      соотношении наполняемости        бюджета        и        неблагоприятных        для налогоплательщика последствии налогообложения.

Данный    принцип    можно    также    сформулировать    как    принцип экономической     сбалансированности     интересов     налогоплательщика     и государственной казны.

Так как люди не могу работать только для того, чтобы заплатить налоги, начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер.

Происходит перемещение валового национального продукта в сферу теневой экономики.

Следовательно,    задача    законодателей    -    на    основе    экономически обоснованных    предложений    установить    такой    режим    налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.

Налогообложение - как экономическая   категория имеет свои пределы, определенные в соответствии с принципом соразмерности.

Сдвиг условной точки и ту или иную сторону порождает противоречивую ситуацию, проявлениями, которых являются политические конфликты, не подчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и другие.

Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему.

3.                     Принцип    максимального    учета    интересов    и    возможностей налогоплательщиков.

В соответствии данным принципам налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством для налогоплательщика. Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства.

Налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления уплаты налога

4.                     Принцип экономичности (эффективности).

Он означает, что суммы сборов но каждому отдельному налогу должны превышать затрачу па его сбор и обслуживание. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить к налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должна быть обоснованно, что доходы от его сборов будут превышать расходы десятикратно.

Информация о работе Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения