2.Этапы становления и
реформирования налоговой системы
РК. Оценка каждого этапа развития
налоговой системы.
Налоговая система в Республике Казахстан
находиться в стадии развития одновременно
совершенствуется и налоговый механизм.
В Республике Казахстан правовое регулирование
налогообложения в своем развитии прошло
четыре этапа:
Первый этап налоговой
реформы (с 1991 по июнь 1994гг.) из-за отсутствия собственного
опыта в создании налоговой системы Казахстан
в основном использовал опыт соседних
государств, и прежде всего, Российской
Федерации. Практически Закон «О налоговой
системе в Республике Казахстан», принятый
24 декабря 1991 года, является скопированным
вариантом законодательства России. В результате
чего в Казахстане была построена трехзвенная
налоговая система, присущая федеративному
государству.
Она включала в себя 3 группы налогов:
1. общегосударственные,
2. общеобязательные местные налоги и сборы,
3. местные налоги и сборы.
Большое количество налогов (43 вида: 16
общегосударственных, 10 общеобязательных,
17 местных налогов), нестабильность законодательства,
наличие множества платежей, применение
большого количества льгот сделало налоговую
систему практически неуправляемой и
совершенно неэффективной. Работа над
совершенствованием налоговой системы
Казахстана началась уже в 1992 г.
В истории развития налоговой системы
в Республике Казахстан определенное
место занимает 1994 год. Именно в этом году
были сделаны первые шаги на пути реформирования
налоговой системы. Изменения коснулись
двух крупных налогов: подоходного налога
с физических лиц и налога на прибыль предприятий.
Были приняты Указы Президента Республики
Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении
доходов с физических лиц» и «О налогах
на прибыль и доходы юридических лиц».
С принятием указанных законодательных
актов произошли радикальные изменения
в механизме исчисления двух основных
налогов.
Так, в подоходном налогообложении физических
лиц впервые был осуществлен переход от
индивидуального налогообложения, применявшегося
достаточно длительное время в республиках
бывшего СССР, к глобальному обложению
доходов физических лиц на основе определения
совокупного годового дохода.
В части юридических лиц изменения коснулись
следующих актов: отмена дифференцирования
ставок налога на прибыль и утверждены
две ставки: 30% - для всех юридических лиц
и 45% для банков и страховых компаний.
Второй этап налоговой
реформы (с июля 1995 по 1998гг.).
Задачами второго этапа были: снижение
налогового бремени, сокращение количества
налогов, приближение налоговой системы
Казахстана к мировым стандартам. В основном
этим требованиям отвечало принятие Указа
Президента Республики Казахстан, имеющего
силу закона «О налогах и других обязательных
платежах в бюджет» от 24 апреля 1995 года
№ 2235.
Вышеуказанный законодательный акт был
введен в действия с 1 июля 1995 года. В его
разработке принимали участие представители
и эксперты международных организаций
МВФ, Международной налоговой программы,
ОЭСР. В этот период количество налогов
сократилось до 11. Они подразделены на
общегосударственные и местные налоги.
Согласно налогового законодательства
в Казахстане функционировало 11 видов
налогов и сборов с учетом особенностей
унитарного государства: общегосударственные:
1. подоходный налог с юридических и физических
лиц.
2. налог на добавленную стоимость,
3. акцизы,
4. налог на операции с ценными бумагами,
5. специальные платежи с недропользователей
Местные налоги и сборы:
1. земельный налог,
2. налог на имущество юридических и физических
лиц,
3. налог на транспортные средства,
4. сбор за регистрацию физических лиц,
занимающихся предпринимательской деятельностью
и юридических лиц.
5. сбор за право занятия отдельными видами
деятельности
6. сбор с аукционных продаж.
С 1 января 1999 года в состав общегосударственных
налогов и сборов включается: дорожный
налог, социальный налог, сбор на социальное
обеспечение и сбор за въезд автотранспортных
средств на территорию РК. Ранее эти платежи
выступали источником внебюджетных фондов;
позже дорожный налог и сбор на социальное
обеспечение были отменены.
Третий этап налоговой
реформы (1999 – 2001 гг).
Основной задачей третьего этапа является
усиление правовых актов взаимоотношений
между государственными органами, имеющими
отношение к бюджету, фискальными органами
и налогоплательщиками. С 1 января 2002 года
вводиться в действие кодекс РК «О налогах
и других обязательных платежах в бюджет»,
который был принят 12 июня 2001 года № 209
– II.
Структура нового налогового Кодекса:
1. общая;
2. особенная;
3. налоговое администрирование.
Общая часть это «конституция» налогового
законодательства. В ней четко определены
принципы формирования налогового законодательства,
введены жесткие принципы, в соответствии
с которыми любые изменения в законодательстве
могут допускаться только с принятием
бюджета, а вводиться в действие – с началом
календарного года. Однако, это не относится
к акцизам и ставкам таможенных пошлин,
регулирующих текущие изменения и конъюнктуру
рынка. Что же касается Особенной части,
то необходимо отметить, прежде всего,
тот факт, что государство является сторонником
стабильности и преемственности действующего
налогового законодательства в части
методики и базы налогообложения. В части
налогового администрирования определяются
процессуальные вопросы.
Четвертый этап налоговой
системы ( с 2002 года) характеризует максимизация
доходной части бюджета путем стимулирования
наращивания капитализированной стоимости
субъектов налогообложения с целью расширения
финансирования социально-экономических
программ.
3.Задачи и структура
налоговой службы.
Налоговая система включает в свой состав
государственную налоговую службу, которая
представлена в Казахстане уполномоченным
государственным органом – Налоговым
комитетом Министерства финансов Республики
Казахстан, межрегиональными налоговыми
комитетами, налоговыми комитетами по
районам, городам. В случае создания специальных
зон могут быть образованы налоговые комитеты
на территории этих зон.
Налоговая служба осуществляет контроль
за исполнением законов республики Казахстан
о налогах и других обязательных платежах
в бюджет с учетом затрат цен и тарифов.
На налоговые службы возлагаются следующие
задачи:
1. обеспечение полноты поступления налогов
и других обязательных платежей в бюджет;
2. своевременность
перечисления обязательных пенсионных
взносов и социальных отчислений в Государственный
фонд социального страхования;
3. осуществление
налогового контроля за исполнением налогоплательщиков
налоговых обязательств.
Налоговые органы подчиняются непосредственно
по вертикали соответствующему вышестоящему
органу налоговой службы и не относится
к местным исполнительным органам. Первые
руководители налоговых органов назначаются
на должности первым руководителем уполномоченного
государственного органа.
4. Правовые аспекты функционирования
налоговой службы.
Органы налоговой службы вправе: 1. разрабатывать
и утверждать нормативные правовые акты,
предусмотренные налоговым Кодексом.
2. осуществлять налоговый контроль
в порядке, установленном налоговым Кодексом.
1. в пределах
своей компетенции осуществлять разъяснение
и давать комментарии по возникновению,
исполнению и прекращению налоговых обязательств.
2. в ходе
осуществления налоговой проверки в порядке,
определенном законодательными актами
Республики Казахстан, производить у налогоплательщика
изъятие документов, свидетельствующих
о совершении налоговых правонарушении.
3. обследовать
любые используемые для извлечения доходов
объекты налогообложения и объекты, связанные
с налогообложением, независимо от их
места нахождения, проводить инвентаризацию
имущества налогоплательщика и т.д.
Обязанности органов налоговой службы:
1. соблюдать права налогоплательщика;
2. защищать интересы государства; 3. разъяснять
порядок заполнения форм установленной
налоговой отчетности; 4. налагать на налогоплательщика
административные штрафы в соответствии
с Кодексом РК об административных правонарушениях.
При выявлении в ходе налоговой
проверки фактов умышленного
уклонения от уплаты налогов
и других обязательных платежей
в бюджет, а также фактов преднамеренного,
ложного банкротства, указывающих
на признаки преступления, налоговые
органы направляют соответствующим
правоохранительным органам материалы,
отнесенные к их последственности,
для принятия процессуального решения
в соответствии с законодательными актами
РК.
5.Функции местных органов
власти в области налогообложения.
Органы налоговой службы взаимодействуют
с центральными и местными государственными
органами, принимают совместные меры контроля,
обеспечивают взаимный обмен информацией.
Органы налоговой службы и местные исполнительные
органы взаимодействуют между собой по
осуществлению сбора налогов.
Полномочия местных исполнительных органов:
1. Акимы поселков, аулов, аульных сельских
округов организуют сбор налогов на имущество,
транспортные средства, земельного налога,
уплачиваемых налогоплательщиком – физическим
лицом.
При организации сбора налогов, указанных
выше акимы обеспечивают: 1. вручение налогоплательщику
уведомлений о сумме налогов и других
обязательных платежей в бюджет, исчисленных
налоговым органом, в срок не позднее трех
рабочих дней со дня начисления; 2. правильность
заполнения и сохранность квитанции;
Местные исполнительные органы областей
(города республиканского значения, столицы)
или районов организуют работу по выдаче
разовых талонов и обеспечивают полноту
сбора сумм от реализации разовых талонов
в порядке, установленном местными исполнительными
органами областей.
Органы налоговой службы взаимодействуют
с центральными и местными государственными
органами, принимают совместные меры контроля,
обеспечивают взаимный обмен информацией.
Государственные органы обязаны оказывать
содействие органам налоговой службы
в выполнении задач по осуществлению контроля
за исполнением налогового законодательства.
Органы налоговой службы и таможенные
органы исполняют возложенные на них задачи
по осуществлению налогового контроля
во взаимодействии между собой.
Должностные лица органов налоговой
службы при исполнении служебных обязанностей
охраняются законом. При нанесении и причинении
должностному лицу органов налоговой
службы вреда здоровью средней тяжести
в связи с осуществлением служебной деятельности
ему выплачивается единовременная компенсация
в размере пяти месячных заработных плат
из средств республиканского бюджета
с последующим взысканием этой суммы с
виновных лиц в соответствии с законодательством
РК.
Ущерб, причиненный здоровью и имуществу
должностного лица органов налоговой
службы, а также ущерб, причиненный здоровью
и имуществу членов семьи и близких родственников
должностного лица органов налоговой
службы в связи с выполнением им служебных
обязанностей, возмещается в полном объеме
из средств республиканского бюджета
с последующим взысканием этой суммы с
виновных лиц.
Налоговая политика и механизм
ее реализации
План лекции
1. Сущность
и значение налоговой политики.
Цели, задачи налоговой политики.
2. Формирование
налоговой политики в Казахстане.
3.Экономическое
понятие «налоговый механизм». Элементы
налогового механизма и их
характеристика