Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:05, лекция

Описание работы

1. Экономическое содержание налогов и функции налогов.
2. Основные элементы налогообложения.
3. Принципы налогообложения и их характеристика.
4. Классификация налогов
5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

Файлы: 1 файл

лекции по налогам.docx

— 199.64 Кб (Скачать файл)

 

 Закономерности формирования системы налогообложения определяют основные принципы или правила функционирования экономических отношений, следование которым дает возможность задействовать имеющийся экономический потенциал общества и нейтрализовать возможное негативное воздействие налогообложения. Неправильно сформулированные принципы налогообложения искажают причинно-следственные связи, ведут к концентрации элементов субъективности в системе налогообложения и неустойчивости всей социально-экономической системы. В связи с этим, формулирование и введение принципов налогообложения необходимо осуществлять в соответствии с закономерностями формирования политики налогообложения, которые обеспечивают устойчивость налоговых систем разного уровня в условиях мало предсказуемых изменений рыночной экономики. Система налогообложения, построенная в соответствии со сформулированными принципами, отражающими объективные требования увязки формирования системы налогообложения с качественными и количественными параметрами общеэкономического развития, позволит уменьшить или нейтрализовать отрицательные последствия существующей системы налогообложения. Создание системы налогообложения опирается также на внутренние условия, особенности развития и экономические интересы каждой страны, то есть учитывает специфические особенности.

 

         Впервые принципы налогообложения  были разработаны классиком английской  экономической теории Адамом  Смитом. В последствии принципы получили название «классических»:

1.    Подданные государства должны платить налоги соразмерно полученным доходам – принцип равномерности (справедливости);

2.    Налоги должны взиматься в то время и тем способом, которые наиболее удобны для налогоплательщиков – принцип удобности;

3.    Сроки и порядок уплаты налогов должны быть определены – принцип определенности;

4.    Издержки по взиманию налогов должны быть минимальными - принцип экономичности.

Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на следующих принципах:

1.        Налогоплательщик обязан исполнять налоговое обязательство в соответствии с налоговым законодательством в полном объеме и установленные сроки – принцип обязательности;

2.        Налоги и другие обязательные платежи в бюджет РК должны быть определенными. Определенность означает возможность установления в налоговом законодательстве всех оснований и порядка возникновения, исполнения и прекращения налогового обязательства налогоплательщика - принцип определенности;

3.        Налоговая система РК является единой на всей территории в отношении всех налогоплательщиков – принцип единства налоговой системы;

4.        Нормативные правовые акты, регулирующие вопросы налогообложения подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях – принцип гласности;

Налогообложение в Республике Казахстан является всеобщим и обязательным – принцип справедливостиналогообложения.

 

 

 

 

 

           

4. Классификация  налогов

 

 

 

       Существующая классификация  налогов в теории налогообложения  сложна и многообразна. Попытаемся  обобщить наиболее распространенные  классификации в таблице:

Налоги можно классифицировать по разным признакам:

Признак

Вид налога

Краткая характеристика

1

2

3

В зависимости от взаимоотношений государства и субъекта

прямой

- налог, непосредственно  связанный с доходами или имуществом  налогоплательщика

косвенный

- налог, устанавливаемый  в виде надбавки к цене или  тарифу, непосредственно не связанный  с доходами или имуществом  налогоплательщика

В зависимости от формы уплаты

натуральный

- налог, в виде доли  добываемой продукции в размере, определенном контрактом

денежный

- налог, выплачиваемый в  денежной (стоимостной) форме

По субъектам

налог с юридических лиц

- корпоративный налог, субъектом  которого выступают юридические  лица в т.ч. резиденты и нерезиденты, постоянные учреждения

налог с физических лиц

- индивидуальный налог, уплачиваемый  физическими лицами

В зависимости от территориального уровня

общегосударственный

- налог, который является  доходом государства

местный

- налог, который является  источником дохода местного бюджета  и зависит от административно-территориального  устройства и требований законодательства

В зависимости от характера использования

налоги общего назначения

- зачисляются в бюджет  соответствующего уровня как  общий денежный фонд той или  иной территории и используются  при исполнении бюджета без  привязки к конкретным мероприятиям

целевые налоги

- зачисляются во внебюджетные  целевые фонды и выделяются  в бюджете отдельной строкой

В качестве инструмента бюджетного регулирования

закрепленные

- налоги, которые в соответствии  с законодательством закреплены  как доходный источник за определенным  видом бюджета

регулирующие

- налоги, передаваемые в  процессе ежегодного утверждения  бюджетов из вышестоящего бюджета  в нижестоящий в целях его сбалансирования

По методам взимания

окладные

- налоги, которые взимаются  с каждого плательщика в строго  установленном государством размере

раскладочные

- те, которые устанавливаются  в общей сумме, а затем эта  сумма распределяется на отдельные  территории общества, а внутри  них – на отдельных плательщиков.


 

 

 

Теорией и практикой налогообложения выработаны и многие другие классификационные признаки и виды налогов, однако рассмотренные нами выше виды налогов являются основными и наиболее распространенными в литературе и практике стран мира.

 

 

5. Налоговая ставка, ее значение в системе налогообложения.

 

 

 

       Ставка налога - размер  налога на единицу налогообложения. Следовательно, ставка налога есть  норма налогового обложения. Умножение  ставки налога на количество  единиц налогообложения определит  сумму налогового платежа, которая  именуется «налоговым окладом».

 

       Ставки налогов классифицируются  по различным признакам. В зависимости  от способа определения суммы  налога ставки делятся на следующие  виды:

1.     равные ставки – для каждого налогоплательщика устанавливается равная сумма налога;

2.     твердые ставки – на каждую единицу налогообложения устанавливается зафиксированный размер налога;

3.     процентные ставки.

В зависимости от степени изменяемости различают следующие виды ставок:

1. общие ставки – применяются  для большинства налогоплательщиков. т.е. ставки по обычному налоговому режиму. (НДС – 14 %, КПН-30%);

2. повышенные ставки –  применяются для большинства  налогоплательщиков с целью ограничения  их деятельности;

3. пониженные ставки –  применяются для стимулирования  развития приоритетных отраслей  экономики. Например, налогооблагаемый  доход  налогоплательщика, для которого земля является основным средством производства, облагается  КПН  по пониженной ставке – 10%.

Метод налогообложения – это порядок изменения ставки налога в зависимости от роста налоговой базы.

Выделяют четыре основных метода налогообложения: равный, пропорциональный, прогрессивный и регрессивный.

Размер налога определяется либо в твердой фиксированной сумме, равной для всех налогоплательщиков, либо с применением ставки налогообложения.

Налоговая система Республики Казахстан: структура,

 

               этапы становления, характеристика современного состояния

 

 

План лекции

1.Понятие и экономическое содержание  налоговой системы.

2.Этапы  становления и реформирования  налоговой системы РК.

 

 3.Задачи и структура налоговой  службы.

 

 4.Правовые аспекты функционирования  налоговой службы

 

 5.Функции местных органов власти  в области налогообложения

 

 

 

 

Цель:

·    представить основные моменты построения налогов;

·    рассмотреть характеристику современной налоговой системы;

 

 

 

 

1. Понятие и экономическое  содержание налоговой системы.

 

 

Налоговая система Республики Казахстан представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.

Налоговая система включает в свой состав органы налоговой службы, которые состоят из уполномоченного государственного органа и налоговых органов. К налоговым органам относятся налоговые комитеты по областям, городам Астане и Алматы, межрайонные налоговые комитеты, налоговые комитеты по районам, городам и районам в городах.

Принципы налоговой системы:

·    Экономическая эффективность НС не должна входить в противоречия с эффективным распределением ресурсов и должна учитывать финансовые последствия налогообложения. Влияние на общее равновесие поведенческий эффект от налогообложения.

·    Административная простота: административная система должна быть простой и относительно не дорогой в применении.

·    Гибкость – Налоговая система должна быть в состоянии быстро реагировать на изменении экономических условий.

·    Политическая ответственность – НС должна быть построена таким образом, чтобы убедить людей в том, что они платят для того, чтобы политическая система была в состоянии наиболее точно отражать их предпочтение.

·    Справедливость - НС должна быть справедлива в подходе к различным индивидам то есть должны соблюдаться горизонтальная и вертикальное равенство.

Современная налоговая система РК характеризуется следующими признаками:

·   базируется на основе закона, а не на подзаконных актах;

·   построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора платежей. За всеми налоговыми платежами осуществляется единый контроль со стороны Министерства финансов и его подразделений;

·   предъявляет налогоплательщикам одинаковые требования и создает равные стартовые условия исполнения налоговых отчислений с доходов путем определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления;

·       обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, усиливает правовую защиту их интересов;

·   предусматривается четкая последовательность уплаты налогов согласно налогового календаря.

Современная налоговая система Республики Казахстан в настоящий период способствует развитию экономических процессов. В то же время необходимость соответствия условиям сегодняшнего дня требует от нее постоянного совершенствования и модернизации. В этом смысле самым перспективным видится разработка и применение системы льгот и скидок: во-первых, для стимулирования отечественных производителей, во-вторых, для сбалансированности бюджетной и внебюджетной сфер. В целом, обеспечит расширение налоговой базы и, соответственно, налоговых поступлений в бюджет.

Основные направления реформирования налоговой системы:

·   кардинальное упрощение налоговой системы, сокращение общего числа налогов;

·   выравнивание условий налогообложения за счет сокращения налоговых льгот;

·    расширение базы налогообложения за счет распространения налогового бремени на сферы, в которых больше всего практикуется уклонение от уплаты налога;

·   ужесточение ответственности за нарушение налогового законодательства;

·   устранение противоречий гражданского и налогового законодательства;

 

       -  обеспечение защиты прав налогоплательщиков.

Информация о работе Экономическая сущность налогов. Основы построения налогов и налогообложения