Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:24, курс лекций
Глубокое знание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества экономических, социальных и управленческих проблем и явлений. Сегодня назрела практическая необходимость переосмысления проблем труда применительно к новым социально-экономическим условиям. Это послужило основанием для создания настоящего учебного пособия.
Структура пособия, последовательность рассмотрения материала, краткость изложения призваны способствовать эффективному усвоению основных положений и современных концепций данного курса.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Труд как основа жизнедеятельности общества……… .…….......3
1.1. Предмет и задачи курса…………………………………….. ……… .3
1.2. Наука о труде в ретроспективе…………………………… .. ………..5
1.3.Общественная организация труда……………………………... …….7
Глава 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал….…………… ……..8
Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория…... .. 8
Трудовой потенциал…………………………………………… …….9
Человеческий капитал…………………………………………… ….10
Глава 3. Рынки труда, занятость и безработица…………………… ……12
3.1. Рынок труда: его сущность и понятие…………………………… ….12
3.2. Занятость и безработица………………………………………………14
3.3. Регулирование рынка труда……………………………………… …17
3.4. Трудовая мобильность и миграция………………………… ……….20
Глава 4. Формирование персона предприятия…………………… …….23
4.1. Состав и структура персонала………………………………… …….23
4.2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами…………… ..26
4.3. Движение рабочей силы………………………………………………29
4.4. Источники и формы обеспечения предприятия кадрами…… ……30
4.5. Оценка персонала…………………………………………… ……….31
Глава 5. Производительность и эффективность труда………………….32
5.1. Сущность и методы измерения производительности труда……….32
5.2. Факторы и резервы роста производительности труда………………36
5.3. Подходы к определению эффективности труда……………………..38
5.4. Доходность труда………………………………………………… …40
Глава 6. Организация заработной платы………..……………………….. 47
6.1. Сущность заработной платы и принципы её формирования… …48
6.2. Формы и системы оплаты труда…………… ………… ……… …50
6.3. Тарифная система……………………………… ……………………51
6.4. Нормирование труда……………… …………… …………………54
Глава 7. Мотивация труда……………………………………………………55
7.1. Понятие и структура элементов мотивации труда………………….56
7.2. Факторы и механизмы мотивации к труду……………………… ….59
7.3. Управление мотивацией персонала…………………………… …….60
Глава 8. Уровень жизни и доходы населения. Качество трудовой
жизни ……………………………………………………………………………63
8.1. Доходы населения и их дифференциация……………………… …..63
8.2. Уровень жизни………………………………………………… ……..66
8.2. Качество трудовой жизни……………………………………… ……68
Глава 9. Формирование трудовых отношений……………………… …..70
9.1. Формы трудовых отношений и тенденции их развития……… ……71
9.2. Социальное партнерство………………………………………………74
9.3. Роль международной организации труда в регулировании трудовых отношений…………………………………………………………………..78
Библиографический список……………………………………………….80
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Труд как основа жизнедеятельности общества……… .…….......3
1.1. Предмет
и задачи курса……………………………………..
1.2. Наука
о труде в ретроспективе…………………
1.3.Общественная
организация труда……………………………..
Глава 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал….…………… ……..8
Глава 3. Рынки труда, занятость и безработица…………………… ……12
3.1. Рынок труда:
его сущность и понятие……………………
3.2. Занятость
и безработица……………………………………………
3.3. Регулирование рынка труда……………………………………… …17
3.4. Трудовая
мобильность и миграция……………………
Глава 4. Формирование персона предприятия…………………… …….23
4.1. Состав
и структура персонала………………………
4.2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами…………… ..26
4.3. Движение
рабочей силы………………………………………………
4.4. Источники
и формы обеспечения
4.5. Оценка персонала……………………………………
Глава 5. Производительность и эффективность труда………………….32
5.1. Сущность и методы измерения производительности труда……….32
5.2. Факторы и резервы роста
производительности труда………………
5.3. Подходы к определению
5.4. Доходность труда……………………………………
Глава 6. Организация заработной платы………..……………………….. 47
6.1. Сущность заработной платы
и принципы её формирования…
6.2. Формы и системы оплаты труда…………… ………… ……… …50
6.3. Тарифная система……………………………… ……………………51
6.4. Нормирование труда……………… …………… …………………54
Глава 7. Мотивация труда……………………………………………………55
7.1. Понятие и структура элементов мотивации труда………………….56
7.2. Факторы и механизмы мотивации к труду……………………… ….59
7.3. Управление мотивацией
Глава 8. Уровень жизни и доходы населения. Качество трудовой
жизни ……………………………………………………………………………
8.1. Доходы населения и их
8.2. Уровень жизни……………………………………………
8.2. Качество трудовой жизни…………………
Глава 9. Формирование трудовых отношений……………………… …..70
9.1. Формы трудовых отношений и тенденции их развития……… ……71
9.2. Социальное партнерство……………………
9.3. Роль международной
Библиографический список……………………………………………….80
Экономика труда относится к экономическим дисциплинам, которые на основе положений экономической теории разрабатывают проблемы наиболее эффективного использования живого труда. Это сравнительно молодая отрасль экономической науки. Она изучает трудовую деятельность человека и определяет пути повышения ее эффективности с учетом влияния технических, организационных, психофизиологических и социальных факторов.
Глубокое знание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества экономических, социальных и управленческих проблем и явлений. Сегодня назрела практическая необходимость переосмысления проблем труда применительно к новым социально-экономическим условиям. Это послужило основанием для создания настоящего учебного пособия.
Структура пособия, последовательность рассмотрения материала, краткость изложения призваны способствовать эффективному усвоению основных положений и современных концепций данного курса.
В работе показано, как и почему с переходом к рыночным отношениям изменяется теоретическое и практическое представление о труде как об основе жизнедеятельности человека и общества. Освещаются вопросы формирования персонала предприятий, придается особое значение проблемам доходов населения и их дифференциации, уровню жизни и качеству трудовой жизни, сущности и формам развития трудовых отношений.
Определенное место отведено проблемам мотивации, стимулирования труда, созданию социотехнологических и социоорганизационных систем, основным подходам к определению и оценке эффективности труда на любом уровне хозяйствования. Вопросы для проверки изученного материала приведены в «Сборнике заданий для практических занятий по дисциплине «Экономика труда».
Коренная реформа жизни и общества на новой основе вызывает необходимость формирования нового экономического мышления и соответственно изменения сущности и содержания "Экономики труда" как научной дисциплины. В современной отечественной и зарубежной учебной литературе по экономическим дисциплинам изложение курса начинается с рассмотрения проблем человека и его места в экономике, что определяет особое место данной дисциплины в системе экономических наук. Любая сфера человеческой деятельности связана с трудом и интересами человека, и именно "Экономика труда" позволяет изучать закономерности формирования и развития эффективного взаимодействия человека с природой и обществом.
Предметом изучаемого курса является практика использования экономических законов в работе по совершенствованию организации труда на макро- и микроуровнях; установлению и использованию норм труда; организации оплаты труда; формированию политики на рынке труда, способствующей улучшению занятости и снижению уровня безработицы; организации трудовых отношений; гуманизации условий труда и в целом повышению эффективности труда на всех уровнях хозяйствования.
Методом исследования экономических явлений в рассматриваемой области является последовательное применение диалектического метода познания общественных явлений по мере становления и развития рыночных процессов в отечественной экономике, что предполагает использование комплекса таких известных методов, как научная абстракция, функционально-трудовой анализ, метод экономического моделирования, экономический эксперимент и т.п.
Основная задача курса – дать систематизированное краткое изложение общих вопросов организации общественного труда, ориентированных на создание экономических и социальных предпосылок для повышения уровня жизни населения. Решение такого рода проблем предполагает их альтернативное рассмотрение на основе экономических расчетов и сравнений с учетом соблюдения установленных минимально-необходимых уровней социальных нормативов. В круг вопросов, изучаемых в курсе "Экономика труда", включаются проблемы формирования трудового потенциала, движения рабочей силы; формирования рынков труда, улучшения занятости и снижения уровня безработицы; организации трудовой деятельности и трудовых отношений; измерения и нормирования труда; оплаты труда и формирования доходов; мотивации труда; качества трудовой жизни, а также рассмотрение особенностей определения производительности и эффективности труда применительно к современным условиям; экономических и организационных аспектов социально-трудовой политики.
Цель изучения всех этих многообразных процессов и явлений в курсе "Экономика труда" – это не только выявление общих закономерностей формирования и развития эффективного взаимодействия человека с природой и обществом, но и выработка практических мер по повышению организации и стимулирования эффективной деятельности людей.
Задачи рассматриваемой дисциплины могут быть успешно решены при условии взаимодействия с другими экономическими и социальными дисциплинами, распространения ее положений на решение экономических и социальных проблем как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне предприятий.
"Экономика труда" связана с рядом таких дисциплин, как отраслевая экономика (промышленности, торговли, транспорта, сельского хозяйства, энергетики и др.), статистика, организация и планирование предприятий, трудовое право, социология, эргономика, психология труда, гигиена труда и т.д.
Изучение данного курса позволяет анализировать состояние рынков труда в регионах и на предприятиях; прогнозировать уровень безработицы в период перехода к рыночным отношениям и разрабатывать адекватные меры институционального воздействия; решать задачи по обеспечению мобильности персонала предприятий за счет подготовки и повышения квалификации; разрабатывать мероприятия по совершенствованию организации, нормирования и оплаты труда; проводить исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание на предприятиях наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих повышению эффективности труда; выявлять и использовать социальные резервы производства, связанные с оптимизацией поведения работников, формированием и развитием структуры мотивов трудовой деятельности, повышением степени удовлетворенности работником трудом, совершенствованием трудовых отношений и т.д.
1.2. Наука о труде в ретроспективе
Труд как целенаправленная деятельность и условие существования людей является вечной естественной необходимостью. На протяжении многих веков проблемы труда находились в центре внимания ученых: сначала философов, психологов, политиков, экономистов, позднее социологов.
На заре цивилизации в трудах Ксенофонта (430–355 гг. до н.э.) рассматривались вопросы разделения труда. Платон (427-347 гг. до н.э.) обосновывал профессиональное закрепление труда и отрицал целесообразность перемены труда, такой подход существовал до середины XX в., когда было теоретически обосновано и практически доказано, что перемена труда является важным средством повышения эффективности деятельности персонала предприятий, фирм, организаций. Аристотель (384–332 гг. до н.э.) выдвигал идеи о рациональных формах организации труда рабов и надсмотрщиков.
Представители классической политической экономии У. Петти (1623–1687), А. Смит (1723–1790), Д. Рикардо (1772–1823), исследуя социально-экономические проблемы труда, рассматривали в числе экономических категорий "труд".
Адам Смит – шотландский экономист, один из основоположников трудовой теории стоимости – в своей работе "Исследование о природе и причинах богатства народов" выдвинул концепцию, послужившую базой для теории трех факторов производства: основным источником доходов является капитал, труд и земля. Он доказывал, что заработная плата определяется стоимостью товаров и услуг, необходимых для жизни работника и членов его семьи.
Давид Рикардо – английский экономист, являлся сторонником трудовой теории стоимости. Он признавал эксплуатацию, но не смог обосновать ее механизма. В своей работе "Начала политической экономии и налогового обложения" Д. Рикардо показал возрастание роли человеческого фактора в производстве продукции, обосновал, что эксплуатация сдерживает социально-экономический прогресс общества.
Социалисты-утописты А. Сен-Симон (1760–1828), Ш. Фурье (1772–1837) и Р. Оуэн (1771–1858) говорили о превращении труда в первую жизненную потребность. Впоследствии эти утопические взгляды были использованы Российскими теоретиками социализма Н.Г.Чернышевским, В.И. Лениным и др.
Значительный вклад в развитие науки о труде внесли К. Маркс (1818-1883гг), Ф. Энгельс (1822-1895 гг.), создавшие теорию социалистических трудовых отношений, и В.И. Ленин (1870-1924 гг.), пытавшийся осуществить эти идеи на практике.
В России уже в первые годы становления социалистического общества вопросам организации, нормирования и оплаты труда по распоряжению В.И. Ленина уделялось особое внимание. В 1920 году был создан Институт труда и в 1921 г. он был реорганизован в Центральный институт труда. Большой вклад в развитие экономики труда был внесен учеными: А.К. Гастевым, П.М. Керженцевым, С.Г. Струмилиным, работы которых были ориентированы на предприятия, функционирующие в условиях экономической самостоятельности.
В 30–80 гг. в отечественной экономике уделялось внимание основным направлениям совершенствования организации и оплаты труда, производительности труда применительно к планово-централизованной экономике. При этом использовались научные разработки в области планирования, прогнозирования, проведения социологических исследований. В этот период времени возникла потребность рассматривать экономические явления в неразрывной связи с социальными процессами, поэтому отдельные вопросы социологии стали изучаться в ряде дисциплин о труде, в частности, в курсе "Экономика труда".