Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:24, курс лекций
Глубокое знание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества экономических, социальных и управленческих проблем и явлений. Сегодня назрела практическая необходимость переосмысления проблем труда применительно к новым социально-экономическим условиям. Это послужило основанием для создания настоящего учебного пособия.
Структура пособия, последовательность рассмотрения материала, краткость изложения призваны способствовать эффективному усвоению основных положений и современных концепций данного курса.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Труд как основа жизнедеятельности общества……… .…….......3
1.1. Предмет и задачи курса…………………………………….. ……… .3
1.2. Наука о труде в ретроспективе…………………………… .. ………..5
1.3.Общественная организация труда……………………………... …….7
Глава 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал….…………… ……..8
Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория…... .. 8
Трудовой потенциал…………………………………………… …….9
Человеческий капитал…………………………………………… ….10
Глава 3. Рынки труда, занятость и безработица…………………… ……12
3.1. Рынок труда: его сущность и понятие…………………………… ….12
3.2. Занятость и безработица………………………………………………14
3.3. Регулирование рынка труда……………………………………… …17
3.4. Трудовая мобильность и миграция………………………… ……….20
Глава 4. Формирование персона предприятия…………………… …….23
4.1. Состав и структура персонала………………………………… …….23
4.2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами…………… ..26
4.3. Движение рабочей силы………………………………………………29
4.4. Источники и формы обеспечения предприятия кадрами…… ……30
4.5. Оценка персонала…………………………………………… ……….31
Глава 5. Производительность и эффективность труда………………….32
5.1. Сущность и методы измерения производительности труда……….32
5.2. Факторы и резервы роста производительности труда………………36
5.3. Подходы к определению эффективности труда……………………..38
5.4. Доходность труда………………………………………………… …40
Глава 6. Организация заработной платы………..……………………….. 47
6.1. Сущность заработной платы и принципы её формирования… …48
6.2. Формы и системы оплаты труда…………… ………… ……… …50
6.3. Тарифная система……………………………… ……………………51
6.4. Нормирование труда……………… …………… …………………54
Глава 7. Мотивация труда……………………………………………………55
7.1. Понятие и структура элементов мотивации труда………………….56
7.2. Факторы и механизмы мотивации к труду……………………… ….59
7.3. Управление мотивацией персонала…………………………… …….60
Глава 8. Уровень жизни и доходы населения. Качество трудовой
жизни ……………………………………………………………………………63
8.1. Доходы населения и их дифференциация……………………… …..63
8.2. Уровень жизни………………………………………………… ……..66
8.2. Качество трудовой жизни……………………………………… ……68
Глава 9. Формирование трудовых отношений……………………… …..70
9.1. Формы трудовых отношений и тенденции их развития……… ……71
9.2. Социальное партнерство………………………………………………74
9.3. Роль международной организации труда в регулировании трудовых отношений…………………………………………………………………..78
Библиографический список……………………………………………….80
На первом этапе определяют календарный и номинальный фонды рабочего времени, фактическое число рабочих дней. Календарный фонд рабочего времени равен числу календарных дней в году (365 или 366 дней). Номинальный фонд рабочего времени равен календарному фонду времени за исключением выходных и праздничных дней, такой подход используют в прерывных (периодических) производствах, в непрерывных производствах – путем вычитания из календарного фонда времени невыходов по графику сменности.
Фактическое число рабочих дней в плановом периоде определяется исключением из номинального рабочего времени числа невыходов по установленным законом причинам (очередные и дополнительные отпуска, отпуска по болезни, беременности и родам, неявки, связанные с выполнением государственных и общественных обязанностей).
На втором этапе при расчете средней продолжительности рабочего дня используют данные о количестве или удельном весе рабочих, имеющих различную продолжительность рабочего дня, установленную законом. Средняя продолжительность рабочего дня подлежит корректировке с учетом сокращения рабочего времени в предвыходные и предпраздничные дни, перерывов, установленных для кормящих матерей.
На третьем этапе при установлении реального (эффективного) фонда рабочего времени среднесписочного рабочего (в часах) число рабочих дней в году умножают на среднюю продолжительность работы, установленную графиком.
Для каждой
отрасли национального хозяйства определение
численности работников предприятий,
необходимой для выполнения производственной
программы, производится исходя из специфики
предприятий и профессионально-
Например, определение численности основных рабочих-сдельщиков по трудоемкости (первый метод) основано на расчете по формуле
Чпл = Тнор / Фпл • Кв.н., (2)
где Чпл –плановая численность основных рабочих-сдельщиков; Тнор – плановый объем работ, нормо-час; Кв.н. – плановый коэффициент выполнения норм выработки; Фпл – плановый фонд рабочего времени одного среднесписочного рабочего, ч, смен.
Численность основных рабочих, рассчитанная по нормам выработки (второй метод) может быть определена по формуле
Чпл = Опр / Нв • Фпл , (3)
где Опр – объем производства в принятых единицах измерения; Нв – плановая норма выработки в единицу рабочего времени.
Численность основных рабочих, выполняющих работы по управлению агрегатами, аппаратами, печами и другим оборудованием (третий метод), рассчитывается, как правило, по нормам обслуживания. При этом используется формула
Чпл = Со* Чн • n • Тпл / Тф, (4)
где Со – число рабочих агрегатов; Чн – число рабочих, необходимое для обслуживания одного агрегата в течение смены; n – число смен в сутки; Тпл – число суток работы агрегата; Тф – фактическое число суток работы.
Различают явочный и списочный состав работающих. Под явочным составом понимают число работающих, которые в течение суток фактически являются на работу. Списочный состав включает всех постоянных и временных работников и отражает движение их численности на предприятии (прием на работу, увольнение с работы и пр.). Если при планировании производится расчет явочного числа работников, то при определении списочного их числа явочное умножается на коэффициент, учитывающий неявки на работу (Кяв= 1,10–1,12).
Потребность в руководителях, специалистах и служащих определяют на основе Типовой схемы управления и нормативов численности работников (штатного расписания) предприятия. В зависимости от ряда факторов (масштабы и сложность производства, уровень производительности труда и др.) предприятия относятся к определенной категории, по каждой из которых устанавливаются численность специалистов и служащих по структурным подразделениям, минимальные и максимальные должностные оклады.
Численность младшего обслуживающего персонала рассчитывается по нормам обслуживания. Нормы обслуживания устанавливаются в зависимости от объекта обслуживания. Например, для уборщиц – норма на уборку определенной площади, для курьеров – число обслуживаемых точек.
Планирование численности, состава и структуры персонала завершается расчетами дополнительной потребности в кадрах, составлением плана подготовки и повышения квалификации персонала.
При анализе численности определяется не только абсолютное отклонение от плана (чел), но и относительное (в процентах), при этом плановую численность нужно скорректировать на процент выполнения плана по объему производства. Например, на анализируемом предприятии план по товарной продукции выполнен на 101,6 % при плановой численности 2977 чел. Для получения фактического объема продукции, при прочих равных условиях, предприятию требовалось 3025 рабочих: ( 2977 ∙ 101,6 )/100, фактически численность рабочих составила 3020 чел., т.е. на 5 чел. меньше. Относительное сокращение численности вызвано повышением производительности труда и положительно характеризует работу предприятия.
Для анализа расстановки рабочих используется соотношение между основными и вспомогательными рабочими (сравнивается план и факт). На производительность труда и выпуск продукции оказывают влияние не только численность и структурный состав работающих, поэтому анализируют еще и квалификационный уровень и его соответствие выполняемой работе (средний разряд работ – средний разряд рабочих), движение рабочей силы, использование рабочего времени.
При изучении движения рабочей силы на предприятиях различают необходимый оборот и излишний оборот. Коэффициент необходимого оборота (Кно) определяется отношением числа работников, уволенных за данный период времени по причинам производственного или общегосударственного характера, в том числе в связи с сокращением численности и переводом на другие предприятия, поступлением на учебу, призывом в армию, потерей трудоспособности, к среднесписочной численности работников за тот же период в процентах:
Кно = Чно / Чср * 100,
где Чно – число работников, уволенных по причинам производственного или общегосударственного характер; Чср – среднесписочная численность работников.
Коэффициент излишнего оборота, или коэффициент текучести персонала (Кт), рассчитывается отношением числа работников, уволенных за данный период времени по собственному желанию, за прогулы и другие нарушения трудовой дисциплины (Чу), к среднесписочной численности работников за тот же период в процентах:
Кт =Чу / Чср * 100,
где Чу – численность уволенных работников по собственному желанию или за нарушения трудовой дисциплины и прогулы.
В современных условиях, характеризующихся высоким уровнем безработицы, целесообразно учитывать не только работников, создающих текучесть кадров, но и всех уволившихся по каким-либо причинам. Коэффициент выбытия персонала (Квп) определяется как отношение числа работников, уволенных по всем причинам (Чв) к среднесписочной численности работников за тот же период в процентах:
Квп = Чв / Чср * 100,
где Чв – число работников, уволенных по всем причинам.
Коэффициент приема персонала (Кп) определяется как отношение числа работников, принятых на работу за данный период (Чп), к среднесписочной численности работников в процентах:
Кп = Чп / Чср * 100,
где Чп – число работников, принятых на работу.
Коэффициент стабильности персонала (Кст) определяется по формуле
Кст=1- Чв / Чср+Чп.
Использование комплекса приведенных коэффициентов позволяет проследить движение персонала на предприятии за определенный период времени.
Традиционно подготовка рабочих кадров для промышленности осуществлялась через систему профессионально-технического образования или непосредственно на предприятиях. Основной формой подготовки квалифицированных рабочих ведущих профессий для промышленности являются учреждения профессионально-технического образования – лицеи. Непосредственно на предприятиях методами индивидуального и бригадного обучения готовят рабочих массовых профессий. Подготовка специалистов с высшим и среднеспециальным образованием производится в вузах и колледжах.
В настоящее
время существенно меняется подход к профессионально-
По результатам анализа на рынке труда предприятий складывается следующая ситуация.
1. Подготовка (обучение) персонала по всем категориям сокращается, что обусловлено возможностью найма работников большинства специальностей с профессиональных рынков труда и нежеланием вкладывать средства, в которых предприятия ограничены, в обучение новых работников. Другая причина сокращения подготовки новых работников – стремление предприятий сохранить персонал с помощью расширения системы переподготовки и овладения вторыми профессиями.
2. Снижение
количества подготавливаемого
3. Наблюдается
нежелание многих молодых
4. Наряду с сокращением количества подготавливаемого персонала на предприятиях прослеживается рост переподготовки всех категорий работников, данная тенденция характерна для ряда лет. В условиях функционирования внутреннего рынка труда предприятия, организовывая обучение и переобучение работников, не только заботятся о качестве обучения, но и заинтересованы в снижении расходов на переобучение и обучение. В настоящее время предприятия при определении целесообразности организации обучения кадров на производстве, прежде всего, определяют перечень профессий, по которым необходимо готовить работников, и перечень профессий, по которым проще найти работников на региональном рынке труда. Поскольку стоимость подготовки квалифицированного работника достаточно высока, а он может уйти с предприятия, и вложенные средства будут безвозвратно потеряны, то в этой связи наблюдается стремление предприятий найти такого работника аналогичной квалификации на рынке.
Сопоставление удельных затрат при различных формах организации обучения позволяет работникам службы управления персонала своевременно решить: стоит обратиться на региональный рынок труда или воспользоваться резервами внутреннего рынка. При этом учитывается, что обучение работников непосредственно на предприятии, как правило, дешевле, приближает их к выполняемой в дальнейшем работе, способствует ускоренной социально-психологической адаптации в трудовом коллективе.
В современных
условиях потребность в различных категориях
персонала целесообразно определять на
основе анализа адекватности персонала
требуемому уровню и прогнозирования
динамики структуры персонала и его профессионально-
4.5. Оценка персонала
Оценка персонала – это целенаправленный процесс установления соответствия качественных характеристик персонала (способностей, мотиваций и свойств) требованиям должности или рабочего места. [ 1, с.288].
При этом решаются задачи: выбор места в организационной структуре управления и определение функциональной роли работника; поиск путей совершенствования деловых и личностных качеств работника; определение степени соответствия заданным критериям оплаты труда и определения ее величины.
Различаются следующие виды деловой оценки: оценка кандидатов на вакантную должность и текущая периодическая оценка персонала организации. Можно выделить следующие этапы процесса оценки персонала: анализ анкетных данных; наведение справок об испытуемом работнике ( по месту прежней работы или учебы); проверочные испытания; собеседование. Этапы оценки кандидатов на вакантную должность аналогичны. Текущая периодическая оценка персонала включает два направления: 1. Оценку результатов работы и факторов, влияющих на результаты труда. 2. Анализ динамики результативности труда.