Лекции по "Экономика труда"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 09:24, курс лекций

Описание работы

Глубокое знание фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества экономических, социальных и управленческих проблем и явлений. Сегодня назрела практическая необходимость переосмысления проблем труда применительно к новым социально-экономическим условиям. Это послужило основанием для создания настоящего учебного пособия.
Структура пособия, последовательность рассмотрения материала, краткость изложения призваны способствовать эффективному усвоению основных положений и современных концепций данного курса.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Труд как основа жизнедеятельности общества……… .…….......3
1.1. Предмет и задачи курса…………………………………….. ……… .3
1.2. Наука о труде в ретроспективе…………………………… .. ………..5
1.3.Общественная организация труда……………………………... …….7
Глава 2. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал….…………… ……..8
Трудовые ресурсы как социально-экономическая категория…... .. 8
Трудовой потенциал…………………………………………… …….9
Человеческий капитал…………………………………………… ….10
Глава 3. Рынки труда, занятость и безработица…………………… ……12
3.1. Рынок труда: его сущность и понятие…………………………… ….12
3.2. Занятость и безработица………………………………………………14
3.3. Регулирование рынка труда……………………………………… …17
3.4. Трудовая мобильность и миграция………………………… ……….20
Глава 4. Формирование персона предприятия…………………… …….23
4.1. Состав и структура персонала………………………………… …….23
4.2. Обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами…………… ..26
4.3. Движение рабочей силы………………………………………………29
4.4. Источники и формы обеспечения предприятия кадрами…… ……30
4.5. Оценка персонала…………………………………………… ……….31
Глава 5. Производительность и эффективность труда………………….32
5.1. Сущность и методы измерения производительности труда……….32
5.2. Факторы и резервы роста производительности труда………………36
5.3. Подходы к определению эффективности труда……………………..38
5.4. Доходность труда………………………………………………… …40
Глава 6. Организация заработной платы………..……………………….. 47
6.1. Сущность заработной платы и принципы её формирования… …48
6.2. Формы и системы оплаты труда…………… ………… ……… …50
6.3. Тарифная система……………………………… ……………………51
6.4. Нормирование труда……………… …………… …………………54
Глава 7. Мотивация труда……………………………………………………55
7.1. Понятие и структура элементов мотивации труда………………….56
7.2. Факторы и механизмы мотивации к труду……………………… ….59
7.3. Управление мотивацией персонала…………………………… …….60
Глава 8. Уровень жизни и доходы населения. Качество трудовой
жизни ……………………………………………………………………………63
8.1. Доходы населения и их дифференциация……………………… …..63
8.2. Уровень жизни………………………………………………… ……..66
8.2. Качество трудовой жизни……………………………………… ……68





Глава 9. Формирование трудовых отношений……………………… …..70
9.1. Формы трудовых отношений и тенденции их развития……… ……71
9.2. Социальное партнерство………………………………………………74
9.3. Роль международной организации труда в регулировании трудовых отношений…………………………………………………………………..78
Библиографический список……………………………………………….80

Файлы: 1 файл

экономика труда.docx

— 239.71 Кб (Скачать файл)

Циклическая безработица вызывается сокращением объемов производства. Однако истинная природа снижения производства и возникновения спадов в экономике значительно глубже и связана с понятием "дохода", поскольку именно потери дохода заставляют производителей сокращать производство. Циклическая безработица вызывается дефицитом спроса и имеет место не только в условиях спада производства, но и в условиях замедления темпов его роста.

Безработица измеряется двумя основными показателями: уровнем безработицы и продолжительностью безработицы [3, с. 52]. Уровень безработицы – это процент безработной части рабочей силы.

 

Уровень    =    Численность безработных * 100   %                          (1)

безработицы                      Рабочая сила

 

Для более полной оценки ситуации, сложившейся в сфере занятости, необходимо знать не только количество оставшихся без работы, но и продолжительность безработицы. Исследование проблем занятости и безработицы и разработка соответствующей государственной политики ведутся на основании анализа как уровня, так и продолжительности безработицы.

3.3. Регулирование рынка  труда

Улучшение занятости и снижение безработицы могут быть реализованы путем воздействия на спрос и предложение рабочей силы на основе соответствующих экономических механизмов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне предприятий. Основные направления политики на рынках труда включают: формирование спроса на рабочую силу, обеспечение сбалансированного воздействия на спрос и предложение рабочей силы, формирование предложения рабочей силы.

К наиболее распространенным мерам государственного регулирования рынка труда, направленным на стимулирование спроса на труд можно отнести: меры по сохранению и созданию рабочих мест на предприятиях, создание новых рабочих мест на основе развития предпринимательства, организацию оплачиваемых общественных работ, создание рабочих мест для лиц с ограниченной возможностью использования трудового потенциала, финансово-кредитное воздействие на рынок труда.

Первый опыт реализации программ общественных работ принадлежит США (начало 30-х гг. – мирового экономического кризиса и «великой депрессии»). Основная цель общественных работ – использование незанятого населения для реализации социально значимых проектов. При этом одновременно учитываются интересы общества и безработных. В настоящее время программы общественных работ используют во многих странах. Например, в Великобритании программы общественных работ предназначены для длительно безработных. Ставки оплаты труда для участников общественных работ обычно составляют половину средней заработной платы в несельскохозяйственных отраслях.

В Швеции программы общественных работ используются при циклической и сезонной безработице. К участию в них привлекаются в основном люди, не получающие пособие по безработице. Особое внимание уделяется молодым людям: им не только предоставляется работа в общественном секторе на условиях неполного рабочего дня, но и оказываются услуги по профориентации, консультации по выбору сферы деятельности, помощь в трудоустройстве на постоянные рабочие места.

Во Франции особые программы общественных работ предназначены для безработной молодежи 16–21 года, не получившей профессиональной подготовки. Обычно молодым людям предоставляется работа в социальной сфере (помощь престарелым и т.д.).

Субсидирование занятости включает мероприятия, связанные с поощрением самозанятости и предоставлением субсидий предпринимателям, нанимающим на работу определенные категории граждан. В Швеции безработные, желающие организовать собственное дело, могут получить финансовую помощь. Субсидии выплачиваются лицам старше 20 лет, зарегистрированным в качестве безработных и не имеющим возможности найти постоянную работу. Субсидии предоставляются сроком на шесть месяцев, а их величина соответствует сумме пособия по безработице за этот же период времени.

Поощрение самозанятости подкрепляется также юридической и организационной помощью органов власти, облегчающей безработным переход к организации собственного дела.

Особую роль играют программы, стимулирующие работодателей нанимать тех работников, чей уровень конкурентоспособности на рынке труда понижен в силу физиологических (инвалиды) или социальных (молодежь, длительно безработные и т.д.) причин. Так, в Германии предприятиям, нанимающим работников старше 50 лет, предоставляются займы на льготных условиях или субсидии для доплат к заработной плате. В Швеции предусмотрены субсидии предпринимателям в размере 50 % издержек на заработную плату трудоустроенной молодежи в возрасте до 24 лет в течение четырех месяцев, для длительно безработных – шести месяцев, остальных категорий безработных – трех месяцев [25, с. 219].

Меры финансово-кредитной политики также влияют на формирование спроса на труд, хотя могут и не относиться непосредственно к регулированию рынка труда. Например, инвестиционные налоговые льготы вводятся для стимулирования производства. Но расширение масштабов производства сопровождается созданием новых рабочих мест и увеличивает занятость. Но данного эффекта возможно добиться лишь при невысокой цене рабочей силы. При высокой цене труда работодатели стремятся к замене живого труда овеществленным.

На формирование структуры предложения труда государство воздействует путем реализации программ профессиональной ориентации и профессиональной подготовки, переобучения работников путем регулирования продолжительности рабочего времени и регулирования миграционных процессов.

 При этом  особое внимание уделяется безработной  молодежи. Наибольший эффект с точки зрения активной государственной политики имеют те программы профессионального обучения безработных, которые решают конкретные проблемы рынка труда. Они охватывают следующие направления:

– устранение недостатка мастерства;

– трудовая адаптация для длительно безработных;

– программы для женщин, желающих вернуться на работу после периода рождения и воспитания ребенка;

– обучение граждан из социально уязвимых групп населения.

Так, в Великобритании программы профессиональной подготовки охватывают молодых людей 16 –17 лет, окончивших школу и подростков-инвалидов до 21 года. Период профподготовки длится 1–2 года, финансирование осуществляется за счет местных бюджетов, объединений предпринимателей и работодателей и т.д.

Во Франции программы профподготовки молодежи 16–18 лет предусматривают одновременное обучение и работу на предприятии. Устанавливаются налоговые льготы для предприятий, участвующих в таких программах.

В Германии государство финансирует обучение на предприятии по системе наставник – ученик для всех молодых людей, желающих обучаться.

Особое значение в системе государственного регулирования рынка труда имеют виды и формы материальной поддержки безработных. Помимо выплат пособий по безработице таким образом государство реализует свои социальные функции на рынке труда, одновременно регулируя масштабы предложения рабочей силы.

Наибольший эффект политики на рынках труда может достигаться на основе сегментации рынков труда и обеспечения их взаимодействия с рынками средств производства, рынками товаров и услуг, рынками капиталов.

Сегментация рынков труда – это процесс структурирования на отдельные субрынки (сегменты), характеризующиеся особенностями отдельных категорий работников. При этом выделяются следующие группы работников.

1.  Дефицитные  высококвалифицированные группы  работников, занятые в развивающихся  отраслях и сферах деятельности  при достаточно высоком уровне  занятости.

2.  Дефицитные  квалифицированные и низкоквалифицированные  группы работников в развивающихся  отраслях и сферах деятельности  с относительно стабильной занятостью.

3. Избыточные  высококвалифицированные группы  работников сокращаемых и неразвивающихся сфер деятельности при отсутствии или недостаточности гарантий занятости.

4.  Избыточные  квалифицированные и низкоквалифицированные  группы работников в сокращаемых  или неразвивающихся сферах деятельности.

5. Работники, относящиеся к любой из вышеперечисленных  групп, но отличающиеся ограниченной  возможностью использования трудового  потенциала.

Сегментация рынков труда создает возможность оценки занятости и уровня безработицы по каждой категории работников, что позволяет установить условие равновесия отдельных групп работников внутри субрынка.

Все мероприятия в области занятости можно сгруппировать по двум направлениям: пассивная политика занятости и активная политика занятости.

Пассивная политика занятости предполагает проведение мероприятий, направленных на поддержку безработных, открывающих свое дело; оформление досрочного выхода на пенсию при условии наличия необходимого трудового стажа; выплату пособий по безработице.

Активная политика занятости включает мероприятия по трудоустройству, профессиональному обучению, квотированию рабочих мест, организации общественных работ. Квотированием рабочих мест является определение минимальной численности работников, подлежащих трудоустройству в данной организации. Для организаций с муниципальной формой собственности право на квотирование имеют местные органы самоуправления, для организаций других форм собственности квоты устанавливаются на основе договоров.

 

3.4. Трудовая мобильность и миграция

Мобильностью населения называют способность к смене места работы или процесс перемещения рабочей силы на новые места. Трудовая мобильность может иметь различные формы, которые тесно связанны между собой (рис.1).




 


 

 

 

Рис.1. Трудовая мобильность и её составляющие

Трудовая мобильность может представлять собой движение относительно рабочих мест, либо изменения профессионально-квалификационных характеристик в процессе труда. Движение относительно рабочих мест  может носить отраслевой или территориальный характер. Отраслевое движение рабочей силы – это «перемещение работников между отраслями, предприятиями и внутри предприятий, обусловленное… спросом и предложением труда» [23, с. 223]. Для работников привлекательными являются отрасли с более высокой оплатой труда, из-за чего предложение рабочей силы в других отраслях сокращается.

Территориальное движение рабочей силы, или трудовая миграция это процесс перемещения трудоспособного населения с целью осуществления трудовой деятельности, связанный или несвязанный со сменой места жительства.

По признаку профессиональной занятости выделяют непрофессиональную трудовую миграцию и профессиональную, предполагающую занятость в соответствии с имеющимися профессиями и уровнем квалификации; по форме организации и свободе принятия решений среди организованной и добровольной трудовой миграции можно выделить трудовую миграцию по подтверждениям в рамках разрешений, выданных Федеральной миграционной службой и по подтверждениям, не требующим получения разрешений, в рамках которых выделяется трудовая миграция по трудовым договорам (контрактам).

По степени влияния на рынок труда выделяют трудовую миграцию, снимающую проблему дефицита работников по профессиям и должностям, и трудовую миграцию, приводящую к трудоизбытку по отдельным профессиям.

Территориальное перераспределение трудоспособного населения является одной из важных предпосылок развития производств, регулирования экономического развития районов и областей.

Миграция трудоспособного населения – это процесс, оказывающий существенное влияние на формирование трудовых ресурсов региона, эффективность работы хозяйственного механизма как отдельных регионов, так и государства в целом.

Приток квалифицированных специалистов оказывает влияние на качество рынка труда мест вселения, существенно повышая предложение в условиях ограниченного спроса, увеличивая количество претендентов на рабочие места, усиливая конкуренцию, в результате которой происходит перераспределение трудовых ресурсов внутри отрасли, региона, что стимулирует работника к повышению квалификации, переквалификации в соответствии с потребностью производства, повышает его ответственность, стимулирует к дальнейшему профессиональному росту.

С другой стороны, в условиях несбалансированного рынка труда, существования административных, правовых и экономических ограничений (отсутствие реального рынка жилья, неразвитости механизмов государственного регулирования и должной государственной поддержки в сфере занятости) возможно нерациональное распределение мигрантов, что влечет за собой потерю квалификации, утрату производственного опыта, снижение интереса к выполняемой работе.

Появившись с возникновением человеческого общества, миграция свойственна всем государствам на всех этапах их развития. Уровень жизни как мигрантов, так и коренного населения в результате миграций может не только возрастать, но и резко снижаться, как, например, у вынужденных переселенцев и беженцев.

Процесс миграции (особенно перемещение на большие расстояния) сопряжен с определенными сложностями, связанными с переездом, обустройством на новом мете, поиском работы, приспособлением к новым условиям, иногда сменой ритма и образа жизни.  В связи с этим люди старшего возраста менее мобильны. Средний возраст переселенцев по различным данным колеблется от 28 до 45 лет. Результатом оттока молодых кадров из сельскохозяйственных районов стало существенное снижение качества трудовых ресурсов этой отрасли. С другой стороны, приток большого числа молодых квалифицированных кадров существенно повысил трудовой потенциал принимающих районов. Территориальное перераспределение рабочей силы может иметь множество причин. Но в мирное время основой территориальной мобильности являются экономические причины. Если рассматривать территориальное движение профессионально-квалификационных групп, можно отметить, что наибольшей мобильностью обладают высококвалифицированные специалисты, т.к. они являются наиболее востребованными и им легче трудоустроиться на новом месте.

Информация о работе Лекции по "Экономика труда"