Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

МАЛЫЙ БИЗНЕС В  СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

Введение

Актуальность  темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Исследование процесса зарождения малого предпринимательства в отечественной  экономике выявило наличие противоречивой ситуации. С одной стороны, в России уже имеются все формальные предпосылки  для его успешного развития. Приняты  соответствующие федеральные законы и многочисленные подзаконные акты о государственной поддержке  малых предприятий. Создана необходимая  инфраструктура в лице государственных  агентств и фондов, ассоциаций предпринимателей. Имеется рынок резервной рабочей  силы, включая высококвалифицированных  рабочих и дипломированных специалистов. После кризиса 1998 года на финансовых рынках появились ресурсы, ранее  аккумулированные в государственных  заимствованиях. Важность развития малого предпринимательства подтверждена выступлениями государственных деятелей, политиков, руководителей крупнейших банков и корпораций, ведущих ученых.

С другой стороны, фактическое  состояние малого предпринимательства  представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно  отстает от остальных членов "Большой  восьмерки", стран Восточной Европы, Китая. На начало 2003 года отечественные  малые предприятия производили  менее 10 % ВВП, обеспечивая занятость 8,6 % населения. Динамика этих показателей в 1995-2002 гг. не дает оснований прогнозировать радикальное улучшение ситуации в ближайшее время. Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее – способов их скорейшей нейтрализации является важней макроэкономической задачек. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества – экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.

Разработанность проблемы. До начала 50-х годов малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но не специально посвященные ему исследования. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.

До начала рыночных преобразований отечественная наука, отражая приоритеты государственной экономической  политики, уделяла основное внимание деятельности крупных хозяйствующих  субъектов Незначительное внимание привлекала к себе потребительская  кооперация, а в конце 80-х годов  – кооперативы нового типа. В 90-х  годах малое предпринимательство  стало объектом постоянных исследований со стороны ученых и специалистов – практиков. В работах Т. Алимовой, А. Блинова, А. Виленского, А. Игнатьева, А. Крутика, А. Муравьева, П. Мягкова, М. Лапусты, А. Орлова, В. Радаева, С. Савельева, Н. Черникой А. Шулуса и других нашли  отражение многие организационные, экономические, социальные и юридические  аспекты процесса зарождения и развития малых предприятий.

Наряду с этим, некоторые  вопросы вживления в экономику  новой для России формы предпринимательства  оказались вне сферы исследований. Так, основное внимание уделялось проблемам  государственной поддержки малого предпринимательства. За рамками научных  исследований оказались особенности  взаимодействия конкретных предприятий  с партнерами по хозяйственной деятельности, например, с банками. Не выявлено должного внимания к проблемам организации  экономических отношений на микроэкономическом уровне, развития семейного бизнеса. В дипломной работе сделана попытка  восполнить указанные пробелы, что  определило стратегическую цель исследования, его прикладные задачи и номенклатуру рассматриваемых вопросов.

Предмет и объекты  исследования. Предметом дипломного о исследования являются особенности развития малого предпринимательства в России. Объектами исследования выступают совокупность внешних и внутренних экономических отношений, связанных с его функционированием, а также институциональная среда в этой области бизнеса.

Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства, отвечающих новым условиям экономических преобразований.

Исходя из сформулированной выше цели, в работе поставлены следующие  прикладные задачи:

- уточнить и дополнить  понятийный аппарат, используемый  в процессе научных исследований  и нормативно-методического обеспечения  рассматриваемой сферы предпринимательской  деятельности;

- сформулировать перечень  классификационных признаков и  типологию функционирующих в  исследуемой области субъектов  хозяйствования;

- провести анализ соответствующего  опыта для выявления его элементов,  потенциально пригодных для отечественных  условий;

- проанализировать специфические  условия развития малого предпринимательства  в России, выявив негативно влияющие  на него факторы;

- сформулировать наиболее  эффективные и доступные государству  формы централизованной поддержки  малых предприятий,

- определить возможные  пути активизации роли коммерческих  банков в развитии малого предпринимательства;

выявить внутренние резервы  повышения эффективности менеджмента  малого предприятия, особенно по страховому направлению деятельности.

Методологическая  и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования является системный подход, широко используемый в современной науке. В процессе изучения конкретных элементов экономических отношений, связанных с функционированием малого предпринимательства, применялись такие методы как сравнительный анализ, построение классификаций и системное моделирование.

В дипломной работе использованы наиболее значимые положения современной  экономической теории, обобщенный зарубежный и отечественный опыт деятельности малых предприятий. Особое место  занимает анализ научных позиций  российских и иностранных ученых, работающих в этой области.

Статистическую базу дипломной  работы составили материалы сборников  Госкомстата РФ, а также данные, приведенные в открытой печати. Проведенный  в дипломной работе анализ правовой базы малого предпринимательства опирается  на действующее федеральное законодательство в этой области, а также отдельные  нормативные акты местных органов  власти.

Научная ценность дипломного исследования определена решением в нем значимой научной проблемы формирования макро- и микроэкономической среды, благоприятной для развития отечественного малого предпринимательства.

Наиболее важными научными результатами выступают:

1. Обосновано, что малое  предпринимательство выступает  одновременно целью и инструментом  развития рыночной экономики.  Его двойственная роль определяется  двумя группами функций, выполняемых  в системе экономических и  социальных отношений:

Динамика развития функций  малого предпринимательства может  приобретать эволюционный (в сформированной рыночной экономике) или революционный (в период становления рыночной экономики) характер.

2. Раскрыты особенности  динамики развития целевых и  инструментальных функций малого  предпринимательства в переходной  экономике России: в области целевых  функций это относится к реализованным  возможностям малых предприятий  по созданию рабочих мест, обеспечившим  трудоустройство большей части  сокращенных работников крупных  предприятий и государственных  учреждений; в области инструментальных  функций это относится к реализованным  возможностям малых предприятий  в сферах хозяйственной деятельности, где низкая отдача крупных  предприятий была подтверждена  еще в дореформенный период (торговле, сфере услуг, прикладной науке).

3. Доказана необходимость  изменения концептуального государственного  подхода к организации централизованной  поддержки малого предпринимательства,  до настоящего времени распространяемого  на всех его субъектов в  России. В условиях ограниченных  возможностей государства по  финансированию соответствующих  программ малые предприятия предлагается  дифференцировать с учетом их  общественной полезности на три  категории:

- предприятия, нуждающиеся  в такой поддержке на постоянной  основе;

- предприятия, нуждающиеся  в поддержке только при выходе  на рынок;

- предприятия, не имеющие  права на государственную поддержку.

4. Обоснована необходимость  переориентации используемых в  России форм государственной  поддержки, основанной сегодня  на капиталоемких централизованных  ассигнованиях и убыточных для  бюджетов налоговых льготах. С учетом современных экономических реалий определены более доступные государству формы содействия развитию малых предприятий:

- обеспечение эффективной  защиты малого предприятия от  нарушений его

имущественных и иных интересов  самими органами государственной власти,

особенно местного уровня;

- организация маркетинговой  поддержки малых предприятий  путем содействия в установлении  бизнес-коммуникаций, обеспечения доступа  к имеющимся у государства  сведениям коммерческого характера. [Новицкий А. Г. и др. Проблемы  малого предпринимательства в  сфере бытовых услуг: Соц. –  экон. аспект / А. Г. Новицкий, Р.  Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 2002., стр. 65.]

5. Разработана концепция  стратегического партнерства малого  предприятия и кредитной организации,  не требующая обязательного участия  государства как финансового  гаранта. Взаимная заинтересованность  сторон обеспечивается за счет  использования следующих принципов  организации хозяйственных отношений:

- обслуживание малого  предприятия на основе адаптированных  к его потребностям "пакетов"  банковских услуг, включая многопрофильный  нормативный и развивающий консалтинг;

- добровольная передача  малым предприятием обслуживающему  банку тех управленческих функций,  которые он способен реализовать  более эффективно за счет наличия  специалистов, информации, иных ресурсов;

- минимизация клиентских  рисков банка путем обеспечения  полной "прозрачности" финансово-хозяйственной  деятельности малого предприятия,  а также предварительного согласования  масштабных хозяйственных рисков.

Практическая  значимость дипломной работы заключается в выработке методологических принципов и конкретных прикладных рекомендаций по обеспечению ускоренного развития малого предпринимательства за счет использования преимущественно его внутренних резервов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Малое предпринимательство в  современной рыночной экономике.

1.1. Понятие малого  предпринимательства и малого  предприятия.

В России малое предпринимательство  определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действовавшему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и  действующие предприятия, у которых  показатели средней численности  работающих не превышали определенного  уровня: в промышленности и строительстве  – до 200 человек, в науке и научном  обслуживании-до 100, в других отраслях производственной сферы-до 50, в отраслях непроизводственной сферы – до 25, в розничной торговле-до 15 человек.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике