Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
МАЛЫЙ БИЗНЕС В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Введение
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Исследование процесса зарождения
малого предпринимательства в
С другой стороны, фактическое состояние малого предпринимательства представителями всех заинтересованных сторон оценивается как крайне неудовлетворительное. В исследуемой сфере Россия значительно отстает от остальных членов "Большой восьмерки", стран Восточной Европы, Китая. На начало 2003 года отечественные малые предприятия производили менее 10 % ВВП, обеспечивая занятость 8,6 % населения. Динамика этих показателей в 1995-2002 гг. не дает оснований прогнозировать радикальное улучшение ситуации в ближайшее время. Выявление факторов, определивших рассмотренное противоречие и далее – способов их скорейшей нейтрализации является важней макроэкономической задачек. Ее решение обеспечит возможность реализации потенциала малого предпринимательства в части стимулирующего воздействия на основные аспекты развития современного общества – экономику, социальную сферу, научно-технический прогресс.
Разработанность проблемы. До начала 50-х годов малые предприятия не привлекали к себе специального внимания в экономической науке и рассматривались в качестве одной из многочисленных форм предпринимательской деятельности. В трудах классиков экономической теории А. Смита, Д. Рикардо, К. Маркса, Д. Кейнса и др. можно найти упоминания о некоторых особенностях малого предпринимательства, но не специально посвященные ему исследования. В зарубежной науке положение изменилось в послевоенный период. Мотивом послужило появление специальных государственных программ поддержки малого бизнеса. Это обусловило активизацию научных исследований в рассматриваемой области, в которые включились специалисты в области экономики, менеджмента, маркетинга и права. В их число вошли Г. Берл, П. Вэйл, Д. Гэммон, М. Мескон, Я. Мэйтланд, Н. Сирополис, П. Уилсон, Л. Роджерс, Д. Стэнворт, В. Хойер и др.
До начала рыночных преобразований
отечественная наука, отражая приоритеты
государственной экономической
политики, уделяла основное внимание
деятельности крупных хозяйствующих
субъектов Незначительное внимание
привлекала к себе потребительская
кооперация, а в конце 80-х годов
– кооперативы нового типа. В 90-х
годах малое
Наряду с этим, некоторые
вопросы вживления в экономику
новой для России формы предпринимательства
оказались вне сферы
Предмет и объекты исследования. Предметом дипломного о исследования являются особенности развития малого предпринимательства в России. Объектами исследования выступают совокупность внешних и внутренних экономических отношений, связанных с его функционированием, а также институциональная среда в этой области бизнеса.
Цель и задачи исследования. Целью дипломной работы является определение перспективных направлений развития малого предпринимательства, отвечающих новым условиям экономических преобразований.
Исходя из сформулированной выше цели, в работе поставлены следующие прикладные задачи:
- уточнить и дополнить
понятийный аппарат,
- сформулировать перечень классификационных признаков и типологию функционирующих в исследуемой области субъектов хозяйствования;
- провести анализ
- проанализировать
- сформулировать наиболее
эффективные и доступные
- определить возможные
пути активизации роли
выявить внутренние резервы
повышения эффективности
Методологическая и теоретическая основа исследования. Методологической и теоретической основой исследования является системный подход, широко используемый в современной науке. В процессе изучения конкретных элементов экономических отношений, связанных с функционированием малого предпринимательства, применялись такие методы как сравнительный анализ, построение классификаций и системное моделирование.
В дипломной работе использованы наиболее значимые положения современной экономической теории, обобщенный зарубежный и отечественный опыт деятельности малых предприятий. Особое место занимает анализ научных позиций российских и иностранных ученых, работающих в этой области.
Статистическую базу дипломной
работы составили материалы сборников
Госкомстата РФ, а также данные,
приведенные в открытой печати. Проведенный
в дипломной работе анализ правовой
базы малого предпринимательства опирается
на действующее федеральное
Научная ценность дипломного исследования определена решением в нем значимой научной проблемы формирования макро- и микроэкономической среды, благоприятной для развития отечественного малого предпринимательства.
Наиболее важными научными результатами выступают:
1. Обосновано, что малое
предпринимательство выступает
одновременно целью и
Динамика развития функций малого предпринимательства может приобретать эволюционный (в сформированной рыночной экономике) или революционный (в период становления рыночной экономики) характер.
2. Раскрыты особенности
динамики развития целевых и
инструментальных функций
3. Доказана необходимость
изменения концептуального
- предприятия, нуждающиеся
в такой поддержке на
- предприятия, нуждающиеся в поддержке только при выходе на рынок;
- предприятия, не имеющие
права на государственную
4. Обоснована необходимость
переориентации используемых в
России форм государственной
поддержки, основанной сегодня
на капиталоемких
- обеспечение эффективной защиты малого предприятия от нарушений его
имущественных и иных интересов самими органами государственной власти,
особенно местного уровня;
- организация маркетинговой
поддержки малых предприятий
путем содействия в
5. Разработана концепция
стратегического партнерства
- обслуживание малого
предприятия на основе
- добровольная передача
малым предприятием
- минимизация клиентских
рисков банка путем
Практическая значимость дипломной работы заключается в выработке методологических принципов и конкретных прикладных рекомендаций по обеспечению ускоренного развития малого предпринимательства за счет использования преимущественно его внутренних резервов.
Глава 1. Малое предпринимательство в современной рыночной экономике.
1.1. Понятие малого предпринимательства и малого предприятия.
В России малое предпринимательство определялось по двум основным критериям: численности работающих и отраслевой принадлежности. Согласно действовавшему законодательству, к малым предприятиям относились вновь создаваемые и действующие предприятия, у которых показатели средней численности работающих не превышали определенного уровня: в промышленности и строительстве – до 200 человек, в науке и научном обслуживании-до 100, в других отраслях производственной сферы-до 50, в отраслях непроизводственной сферы – до 25, в розничной торговле-до 15 человек.