Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

Согласно принятому в  мае 1995 г. Закону под субъектами малого предпринимательства понимаются предприятия  любой организационно-правовой формы, у которых среднесписочная численность  работников не превышает следующие  предельные уровни: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве  – 60; оптовой торговле – 50; научно-технической  сфере – 60 человек; в розничной  торговле и бытовом обслуживании – 30; в остальных отраслях и других видах деятельности – до 50 человек. Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям  того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли. [Кузьмина Т. И. Экономика малого бизнеса. – М.: МГУ, 1999., стр. 54.]

Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение  его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению  к тем или иным видам малых  предприятий политику налогообложения, льготного финансирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.

Сфера, объединяющая малые  и средние предприятия различных  отраслей, получила в мировой, а теперь и в нашей хозяйственной практике общее название – Малый и средний  бизнес, или малое и среднее  предпринимательство.

Однако небольшой численный  состав и юридическая самостоятельность  – не самые главные черты малого предприятия. Наиболее существенными  характеристиками таких предприятий  являются высокая финансово-хозяйственная  независимость, упрощенная организационная  структура и способность к  быстрой перестройке своих хозяйственных  подразделений. Сущность и отличительная  особенность малого предпринимательства  состоит в достижении эффекта  особого рода, в получении такого результата и таким способом, которых  нельзя достичь на основе других форм организации производства или обмена. Именно в силу внутренних преимуществ, основанных на потенциальных возможностях эффективной рыночной самореализации, малое и среднее предпринимательство, как нам представляется, утверждается не столько как количественно, сколько  качественно определенный вид предпринимательской  деятельности. Не случайно в США, к  примеру, на долю малых и средних  предприятий приходится половина всей выпускаемой продукции, а девять из каждых десяти новых технологических  идей рождаются в малых фирмах. [Комков Н. И., Кулакин Г. К. Инновационная  деятельность и проблемы технологического развития экономики. Проблемы прогнозирования. – 1998., стр. 43.]

Вместе с тем малые  предприятия не являются антиподом  крупных предприятий. Они как  бы дополняют последние, являясь  составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.

1.2. Роль малого  предприятия в Российской экономике.

Как свидетельствует мировой  опыт, одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с  развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопоставляется мелкому, как  это было многие годы в нашей стране в соответствии с требованиями социалистического  хозяйствования, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и  малых предприятий. Крупные монополистические  объединения отнюдь не наступают  там, на малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого и среднего бизнеса.

Мировой опыт ведения рыночного  хозяйства показывает, что высокая  эффективность этой экономической  модели достигается лишь в том  случае, если на всех основных рынках товаров  и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных  производителей как бы балансируется  необходимым числом мелких и средних  производителей. Именно последние в  решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.

Анализ показывает, что  сеть малых предприятий в России стала активно формироваться  с 1991 г., когда были приняты нормативные  документы (правительственные постановления, ведомственные инструкции), регулирующие процесс их создания и деятельности. Количество предприятий малого и  среднего бизнеса в России увеличилось  с 1991 г. почти в 34 раза и составило  в 2002 г. 14 миллион 38 тысяч, хотя возможно, многие из них пока далеки от рыночных кондиций. Тем не менее, представляется, что фактическое число малых  предприятий намного выше, так  как по ряду причин (несовершенство системы регистрации, стремление избежать высоких налогов и др.) не все  предприниматели оказались в  поле статистического контроля. Хотелось бы подчеркнуть, что статистика малого предпринимательства еще только оформляется в самостоятельное  направление. На пути ее формирования возникают значительные трудности: несовершенство законодательства, определяющего  обязательства малых предприятий  перед органами статистики, низкая техническая оснащенность, слабая кадровая обеспеченность статистической службы, непрерывное изменение методологии  учета вследствие радикальных преобразований в экономике. Необходима серьезная  работа по совершенствованию системы  учета и отчетности субъектов  малого предпринимательства с использованием при этом западного опыта. Это  позволит аналитикам получать более  или менее объективную картину  о состоянии российского предпринимательства, что так необходимо для эффективного регулирования процесса его развития. Между тем, по оценкам Минэкономики, чтобы добиться существенных изменений  в структуре экономики и создать  реальную конкурентную среду, в России должно быть не менее 2,5-3,5 млн предприятий  и среднего бизнеса. Напомним, что  в США насчитывается около 15 млн  малых предприятий. [Роджерс Л. Маркетинг в малом бизнесе: Пер. с англ. / Под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1998., стр. 254.]

Следует отметить положительную  тенденцию роста численности  занятых на малых предприятиях за последние годы. По данным Госкомстата  России в 2000 г. их среднесписочная численность  составила 13,5 млн. человек. [Российская Федерация в цифрах в 2000 году. –  М.: Республиканский информационно-издательский центр, 2000., стр. 65.] По сравнению с 1999 г., число работающих в малом бизнесе  возросло на 870 тыс. человек. Рост числа  малых предприятий и занятого в них населения на фоне кризиса  крупной промышленности демонстрирует  высокий потенциал и жизнеспособность этого сектора экономики. [Кузьмина Т. И. Экономика малого бизнеса. –  М.: МГУ, 1999., стр. 42.]

Обращает на себя внимание следующий факт: пусть медленно, но все же улучшается динамика развития малого предпринимательства в производственных отраслях. И это очень важно, поскольку  эффективность вложений в Малый  и средний бизнес, связанный с  производством и обслуживанием, намного ниже эффективности вложений в перепродажу и перераспределение  продукции. Здесь, на наш взгляд, необходима государственная политика стимулирования малого предпринимательства с учетом приоритетности его главных производственных направлений. На нынешнем этапе развития необходимо отдавать предпочтение сфере  производства (что нельзя, конечно, понимать как игнорирование сферы  обращения) при детальной дифференциации самого производства на основе изучения общественного спроса, происходящих в нем изменений и намечающихся тенденций. В соответствии с такой  исходной установкой должны формироваться  механизмы льготного кредитования, налогообложения, различного рода преференций, включая и связанные с внешнеэкономической  деятельностью. [Новицкий А. Г. и др. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг: Соц. – экон. аспект / А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 2002., стр. 75.]

Важную роль в развитии малого и среднего бизнеса могут  сыграть регионы. Именно власти регионов конкретно знают свои финансовые и материальные возможности, реальные общественные потребность в тех  или иных видах продукции и  услуг, наиболее эффективные с точки  зрения региона направления использования  имеющихся ресурсов по сферам деятельности и формам собственности. О возможности  влияния региональных властей на развитие предпринимательских структур свидетельствует опыт Москвы, где  предпринимательство получило довольно серьезное развитие. Достаточно отметить, что из 340 тыс. московских предприятий-налогоплательщиков более 200 тыс. являются негосударственными. Это – прежде всего малые предприятия, 27% из которых действуют в торговле и общественном питании. Каждый четвертый  работоспособный москвич занят  в частном бизнесе.

Тенденция такова, что малый  и средний бизнес в Москве численно увеличивается, однако медленнее, чем  в предыдущие годы. Руководство Московского  департамента развития и поддержки  малого предпринимательства связывает  это прежде всего с несовершенством  законодательной базы, большими налогами и нехваткой помещений. С последними дело обстоит особенно сложно. По меньшей  мере 40% от общего числа новых, зарегистрированных в Москве в 2002 г. малых предприятий  не может начать нормальную работу главным образом из-за отсутствия у них необходимых помещений. Московские власти намерены в ближайшие  полтора года увеличить число  малых предприятий вдвое, до необходимого городу количества.

Приоритетными направлениями  деятельности малого и среднего бизнеса  и предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благоустройство города, производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма. В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, 6 деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразделений. Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных структур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой – обеспечить малый и средний бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания предоставляет оборудование в кредит на 3-4 года прежде всего тем фирмам, деятельность которых относится к приоритетным для Москвы направлениям. Это, например, пищевая промышленность, медицинские, коммунальные и информационные услуги, наукоемкие производства. В 2001 г. московским правительством было выделено 130 млн. долл. для лизинговой поддержки малого предпринимательства. Клиентами компании стали 19 малых предприятий, получивших оборудование на сумму более 4 млрд. рублей. В 2003 г. Московский департамент развития и поддержки малого предпринимательства предполагает увеличить поставку оборудования в несколько раз. [Российская Федерация в цифрах в 2002 году. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 2002., стр. 116.]

Отметим, что развитие малого бизнеса становится одним из важнейших  направлений экономических преобразований в стране. Концепция его дальнейшего  развития должна предусматривать как  создание общих рыночных предпосылок  – рыночной инфраструктуры, мотивационного механизма, так и специальную  государственную систему поддержки. Эти два звена концепции должны реализовываться в комплексе. Именно поэтому разносторонняя поддержка сферы мелкого и среднего предпринимательства должна быть отнесена к числу ведущих целей государственной политики, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне в переходный к рыночным отношениям период. [Горбунов А. Р. Холдинговые предприятия и дочерние фирмы. М.: Анкил, 2001, стр. 112.]

1.3. Специфика менеджмента  малого предприятия.

Менеджмент малого предприятия  носит в целом хаотичный характер. Отчасти это вызвано противоречивой сущностью данного формирования, где многопрофильная по содержанию деятельность осуществляется в ограничивающих рамках малого предпринимательства, отчасти  – профессиональной и психологической  неподготовленностью менеджеров-предпринимателей к планомерной целенаправленной управленческой деятельности.

В современных условиях руководство  малого предприятия стоит перед  целым рядом управленческих задач, основные из которых можно сформулировать следующим образом.

1. Получение,  анализ и использование необходимой  для управления информации. Из-за большого количества проектов, а также сложной и запутанной структуры возникает переизбыток информации – она поступает со всех направлений и уровней в различных измерительных системах, сопоставить которые часто невозможно. В результате компании приходится вести двойной, тройной и даже четверной финансовый учет, что затрудняет составление оперативных балансов по направлениям и, как следствие, делает очень сложным принятие тактических и стратегических решений. [Пономарев В. Помогаем развитию предпринимательства: Опыт регионов. Московская область / Человек и труд. 2002, № 4., стр. 5.]

2. Дублирование  некоторых управленческих функций. В силу многопрофильности рассматриваемых хозяйственных новообразований и использования по многим видам их деятельности схем с офшорными участниками им приходится дублировать функции учета и контроля в каждом бизнесе, а иногда даже дважды внутри одного направления. Безусловно, это увеличивает расходы на управленческий персонал, но, как утверждают руководители, все же не позволяет реализовывать эти функции до конца успешно. В частности, финансовый учет дает сбои и утечки, которые не всегда удается выявить.

3. Трудности  оценки эффективности работы  отдельных направлений. При общем благополучии фирмы в целом неясно, в каком состоянии находится то или иное направление, т. е. оно может быть и очень убыточным, и очень прибыльным. Это обстоятельство, во-первых, не дает возможности вовремя прекратить убыточный вид деятельности; во-вторых, является источником трений между различными подразделениями, и, наконец, мешает объективной оценке работы персонала.

4. Центробежные  тенденции внутри компании. Как правило, отдельные проекты, встав "на ноги" и получив внутри компании статус самостоятельного бизнеса, стараются соблюдать только свои интересы. Это часто приводит к ухудшению результата деятельности малого предприятия в целом.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике