Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Согласно принятому в
мае 1995 г. Закону под субъектами малого
предпринимательства понимаются предприятия
любой организационно-правовой формы,
у которых среднесписочная
Представляется, что предлагаемое уточнение критериев малого предприятия, более четкое и полное определение его статуса позволит в дальнейшем проводить более гибкую по отношению к тем или иным видам малых предприятий политику налогообложения, льготного финансирования, применения других экономических рычагов воздействия на динамику и эффективность их развития.
Сфера, объединяющая малые
и средние предприятия
Однако небольшой численный
состав и юридическая
Вместе с тем малые предприятия не являются антиподом крупных предприятий. Они как бы дополняют последние, являясь составной частью всего общественного капитала. Рыночная экономика, и об этом свидетельствует мировой опыт, предполагает тесное взаимодействие и интеграцию крупных и мелких хозяйственных единиц при разграничении функций между ними. Крупное производство в большей степени ориентируется на массовый, относительно однородный спрос, выпуск больших партий стандартной продукции. Малые предприятия успешно функционируют на небольших рыночных сегментах, в нишах рыночного пространства. Если крупные формы предпринимательства способствуют повышению общехозяйственной эффективности за счет экономии на масштабах деятельности, то малые придают хозяйству гибкость, мобильность, способность к быстрым структурным и техническим сдвигам.
1.2. Роль малого
предприятия в Российской
Как свидетельствует мировой опыт, одна из причин успешного развития малого бизнеса в странах с развитой экономикой состоит в том, что крупное производство не только не противопоставляется мелкому, как это было многие годы в нашей стране в соответствии с требованиями социалистического хозяйствования, а напротив, культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий. Крупные монополистические объединения отнюдь не наступают там, на малый и средний бизнес, а взаимодополняют друг друга. И это взаимодействие характерно для всех стран с развитой сферой малого и среднего бизнеса.
Мировой опыт ведения рыночного хозяйства показывает, что высокая эффективность этой экономической модели достигается лишь в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг, в том числе и на региональном уровне, экспансия крупных производителей как бы балансируется необходимым числом мелких и средних производителей. Именно последние в решающей степени обеспечивают ее формирование и сохранение рынка как конкурентной среды свободного предпринимательства, препятствуют тенденциям монополизации рынков, решают многие социальные задачи, прежде всего, такую острую для рыночной системы хозяйствования, как поддержание занятости населения.
Анализ показывает, что
сеть малых предприятий в России
стала активно формироваться
с 1991 г., когда были приняты нормативные
документы (правительственные
Следует отметить положительную
тенденцию роста численности
занятых на малых предприятиях за
последние годы. По данным Госкомстата
России в 2000 г. их среднесписочная численность
составила 13,5 млн. человек. [Российская
Федерация в цифрах в 2000 году. –
М.: Республиканский информационно-
Обращает на себя внимание
следующий факт: пусть медленно,
но все же улучшается динамика развития
малого предпринимательства в
Важную роль в развитии
малого и среднего бизнеса могут
сыграть регионы. Именно власти регионов
конкретно знают свои финансовые
и материальные возможности, реальные
общественные потребность в тех
или иных видах продукции и
услуг, наиболее эффективные с точки
зрения региона направления
Тенденция такова, что малый и средний бизнес в Москве численно увеличивается, однако медленнее, чем в предыдущие годы. Руководство Московского департамента развития и поддержки малого предпринимательства связывает это прежде всего с несовершенством законодательной базы, большими налогами и нехваткой помещений. С последними дело обстоит особенно сложно. По меньшей мере 40% от общего числа новых, зарегистрированных в Москве в 2002 г. малых предприятий не может начать нормальную работу главным образом из-за отсутствия у них необходимых помещений. Московские власти намерены в ближайшие полтора года увеличить число малых предприятий вдвое, до необходимого городу количества.
Приоритетными направлениями деятельности малого и среднего бизнеса и предпринимательства в Москве признаны производство и реализация продуктов питания, бытовые услуги населению, здравоохранение, благоустройство города, производство товаров народного потребления, услуги для инвалидов и малообеспеченных граждан, развитие туризма. В муниципальных округах предстоит создать 60 мини-пекарен, 35 мастерских по ремонту бытовой техники, 14 пивоварен, 10 мясоперерабатывающих заводиков, 6 деревообрабатывающих и столько же трикотажных производств, 9 строительных и 10 мусороуборочных подразделений. Формирование инфраструктуры малого предпринимательства в Москве происходит с помощью государственных и общественных структур. Так, на базе Московского фонда поддержки малого предпринимательства создана Лизинговая компания, задача которой – обеспечить малый и средний бизнес необходимым оборудованием. Лизинговая компания предоставляет оборудование в кредит на 3-4 года прежде всего тем фирмам, деятельность которых относится к приоритетным для Москвы направлениям. Это, например, пищевая промышленность, медицинские, коммунальные и информационные услуги, наукоемкие производства. В 2001 г. московским правительством было выделено 130 млн. долл. для лизинговой поддержки малого предпринимательства. Клиентами компании стали 19 малых предприятий, получивших оборудование на сумму более 4 млрд. рублей. В 2003 г. Московский департамент развития и поддержки малого предпринимательства предполагает увеличить поставку оборудования в несколько раз. [Российская Федерация в цифрах в 2002 году. – М.: Республиканский информационно-издательский центр, 2002., стр. 116.]
Отметим, что развитие малого
бизнеса становится одним из важнейших
направлений экономических
1.3. Специфика менеджмента малого предприятия.
Менеджмент малого предприятия
носит в целом хаотичный
В современных условиях руководство малого предприятия стоит перед целым рядом управленческих задач, основные из которых можно сформулировать следующим образом.
1. Получение,
анализ и использование
2. Дублирование
некоторых управленческих
3. Трудности оценки эффективности работы отдельных направлений. При общем благополучии фирмы в целом неясно, в каком состоянии находится то или иное направление, т. е. оно может быть и очень убыточным, и очень прибыльным. Это обстоятельство, во-первых, не дает возможности вовремя прекратить убыточный вид деятельности; во-вторых, является источником трений между различными подразделениями, и, наконец, мешает объективной оценке работы персонала.
4. Центробежные тенденции внутри компании. Как правило, отдельные проекты, встав "на ноги" и получив внутри компании статус самостоятельного бизнеса, стараются соблюдать только свои интересы. Это часто приводит к ухудшению результата деятельности малого предприятия в целом.