Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

В приведенных положениях НК РФ не содержится ранее существовавшего  условия, что право перехода на упрощенную систему налогообложения принадлежит  только субъектам малого предпринимательства.

Таким образом, с 1 января 2003 года перейти на упрощенную систему  налогообложения сможет любое предприятие  или индивидуальный предприниматель, отвечающие критериям, определенным НК РФ.

Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему  налогообложения, не уплачивают налог  на доходы физических лиц {в отношении  доходов, полученных от осуществления  предпринимательской деятельности), налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог на имущество (в отношении имущества, используемого  для осуществления предпринимательской  деятельности) и единый социальный налог с доходов, полученных от предпринимательской  деятельности, а также выплат и  иных вознаграждений, начисляемых ими  в пользу физических лиц. Все эти  обязанности заменяются уплатой  единого налога, исчисляемого по результатам  хозяйственной деятельности за налоговый  период.

Предусмотренный перечень налогов, замененных единым налогом, значительно  отличается от применяемого до 2003 года.

Так, в соответствии с  Законом № 222-ФЗ для организаций, применяющих упрощенную систему  налогообложения, учета и отчетности, сохранялся действующий для обычных  предприятий порядок уплаты таможенных платежей, государственных пошлин, лицензионных сборов, единого социального  налога.

ООО "Елтранс+", перешедшее в 2002 году на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, производило  начисление единого социального  налога с заработной платы сотрудников  предприятия.

За 2002 год предприятие  начислило следующие суммы ЕСН: (руб.)

Период

Сумма начисленной заработной платы

Сумма единого социального  налога

I квартал

28900

10288,40

II квартал

32100

11427,60

III квартал

25000

8900

IV квартал

45000

16020

Итого за 2002 год

131000

46636


В 2003 году ООО "Елтранс+", продолжило применять упрощенную систему  налогообложения. При этом предприятие  освобождено от единого социального  налога, но уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (14%). Для большей наглядности примера  предположим, что размер заработной платы, начисленной по предприятию  в 2003 году, не изменился по сравнению  с 2002 годом.

Сумма страховых взносов  на обязательное пенсионное страхование, начисленных в 2003 году, составила;

(руб.)

Период

Сумма начисленной заработной платы

Сумма единого социального  налога

I квартал

28900

4046

II квартал

32100

4494

III квартал

25000

3500

IV квартал

45000

6300

Итого за 2003 год

131000

18340


Вступающие с 2003 года в  силу положения имеют и другие достаточно серьезные отличия от ныне действующих норм законодательства.

Так, в главе 26.2 НК РФ содержится закрытый перечень налогов, которые  не нужно будет платить при  применении упрощенной системы налогообложения. Иные налоги будут уплачиваться организациями, применяющими упрощенную систему, в  соответствии с общим режимом  налогообложения.

Закон же № 222-ФЗ, разрешая не платить всю совокупность установленных  законодательством налогов, наоборот, содержал закрытый перечень налогов, сборов, которые предприятия все равно  должны были уплачивать.

Такое реформирование системы  налогообложения, по-видимому, имеет  свои отрицательные черты, так как  с 2003 года предприятиям, работающим по упрощенной системе налогообложения, придется платить весь "букет" местных налогов.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 21 Закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2118-1 "Об основах  налоговой системы в Российской Федерации" (далее – Закон об основах налоговой системы) целевые  сборы с граждан и предприятий, учреждений, организаций независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство  территорий, на нужды образования  и другие цели относятся к местным  налогам.

В соответствии с Законом  № 222-ФЗ предприятие, работающее по упрощенной системе налогообложения, учета  и отчетности освобождено от уплаты местных налогов.

На этом основании ООО "Елтранс+", в 2003 годах не платило  сбор на содержание милиции, на благоустройство  территорий, на нужды образования.

В 2003 году предприятие также  работает по упрощенной системе налогообложения.

Однако, среди налогов, которые  не уплачивает данная категория предприятий, сборы на содержание милиции, на благоустройство  территорий, на нужды образования  в главе 26.2 НК РФ не поименованы.

Поэтому в 2003 году ООО "Елтранс+", работающее по упрощенной системе налогообложения  будет обязано производить исчисление и уплату указанных сборов.

Возможность не платить "лишние" налоги в ряде случаев приводит к  тому, что налогоплательщики лишаются и ряда льгот.

Например, предприятие может  иметь право на льготу по налогу на прибыль, предоставляемую производственным предприятиям. В то же время эта  льгота применяется только предприятиями, являющимися плательщиками налога на прибыль. Предприятия же, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, эту льготу применить не могут.

На основании анализа  данных положений и отмененных льгот  можно сделать вывод, что наличие  статуса субъекта малого предпринимательства  потеряло свою практическую значимость. Если ранее иметь статус малого предприятия  было выгодно в связи с наличием определенных льгот и правом применения специальных режимов налогообложения, то в настоящее время для вновь  создаваемых предприятий это  не имеет значения.

5.2. Ставки, сроки  и оплата налогов, ее организация  по каждому виду.

Закон № 222-ФЗ предоставляет  малым предприятиям право выбора: применять общеустановленную систему  бухгалтерского учета, отчетности и  налогообложения или перейти  на упрощенную. Аналогичную норму  содержит и глава 26.2 НК РФ.

Право выбора системы налогообложения, учета и отчетности, равно как  и право перехода к упрощенной системе или возврата к применявшейся  ранее, предоставляется субъектам  малого предпринимательства на добровольной основе.

Вместе с тем, по-прежнему, применять упрощенную систему налогообложения  смогут не все предприятия, а только соответствующие определенным требованиям.

С 1 января 2003 года Налоговым  кодексом четко определено, что доход, подлежащий налогообложению, включает в себя:

- доходы от реализации  товаров (работ, услуг), реализации  имущества и имущественных прав, определяемые в соответствии  со статьей 249 Н К РФ;

- внереализационные доходы, определяемые в соответствии  со статьей 250 НК РФ.

Индивидуальные предприниматели  при определении объекта налогообложения  учитывают доходы, полученные от предпринимательской  деятельности.

А вот при определении  затрат, учитываемых при исчислении налоговой базы по единому налогу, как и ранее имеются свои нюансы.

Дело в том, что целый  ряд затрат, формирующих себестоимость  продукции, работ и услуг и  учитываемых для целей налогообложения, оговоренных до 1 января 2002 года Положением о составе затрат, а с 1 января 2002 года – главой 25 НК РФ, при определении совокупного дохода, подлежащего налогообложению, из полученного дохода (ранее – валовой выручки) не исключается.

Составим сравнительную  таблицу расходов, уменьшающих полученные доходы, при исчислении единого налога до и после 1 января 2003 года:

Табл. 5. Сравнительная  таблица расходов, уменьшающих полученные доходы, при исчислении единого налога до и после 1 января 2003 года:

Расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении единого налога в 2002 году в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 222-ФЗ

Расходы, уменьшающие полученные доходы, при исчислении единого налога в 2003 году в соответствии со статьей 346.16 НК РФ

Стоимость использованных в  процессе производства товаров (работ, услуг), сырья, материалов, комплектующих  изделий, приобретенных товаров, топлива

Материальные расходы. Расходы  на канцелярские товары

Эксплуатационные расходы

Расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для  служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ

Текущий ремонт

Расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных)

Затраты на аренду помещений, используемых для производственной и коммерческой деятельности Затраты  на аренду транспортных средств

Арендные (лизинговые) платежи  за арендуемое (принятое в лизинг) имущество  Арендные платежи за арендуемое имущество

Расходы на уплату процентов  за пользование кредитными ресурсами  банков (в пределах действующей ставки рефинансирования Банка России плюс три процента)

Проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых  кредитными организациями

Оказанные услуги

Расходы на обеспечение пожарной

безопасности налогоплательщика  в соответствии с законодательством  Российской Федерации, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг  охранной деятельности

Расходы, уменьшающие полученные доходы при исчислении единого налога в 2002 году в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона № 222-ФЗ

Расходы, уменьшающие полученные доходы, при исчислении единого налога в 2003 году в соответствии со статьей 346.16 НК РФ

 

Плата государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов Расходы на аудиторские  услуги Расходы на публикацию бухгалтерской  отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством Российской Федерации на налогоплательщика  возложена обязанность их публикации (раскрытия) Расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи  Расходы на рекламу

Суммы налога на добавленную  стоимость, уплаченные поставщикам

Суммы налога на добавленную  стоимость по приобретаемым товарам (работам и услугам)

Отчисления по ЕСН

Расходы на обязательное страхование  работников и имущества, включая  страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством Российской Федерации

Таможенные платежи

Не указаны

Государственные пошлины  и лицензионные сборы

Не указаны

Ранее не принимались

Расходы на приобретение основных средств

Ранее не принимались

Расходы на приобретение нематериальных активов

Ранее не принимались

Расходы на оплату труда

Ранее не принимались

Расходы на командировки

Ранее не принимались

Расходы, связанные с приобретением  права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам  с правообладателем (по лицензионным соглашениям)

Ранее не принимались

Расходы на подготовку и  освоение новых производств, цехов  и агрегатов


Отметим, что перечисленные  в таблице расходы учитываются  при исчислении единого налога лишь при условии, что они являются экономически обоснованными и подтверждены документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так анализируемое нами предприятие  ООО "Елтранс+" в мае 2002 г. приобрело  товаров на сумму 75 000 руб. Однако в полученных на товар накладных поставщик указал лишь количество товара, без указания цены и суммы. Данные затраты не могут быть приняты при определении налоговой базы, так как они не оформлены документально.

В соответствии с пунктом 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются любые затраты при условии, что  они произведены для осуществления  деятельности, направленной на получение  дохода.

В отношении основных средств, приобретенных в период применения упрощенной системы налогообложения, расходы на их приобретение учитываются  в момент ввода этих основных средств  в эксплуатацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ). Следует  обратить внимание, что при этом ничего не говорится о лимите стоимости  приобретенных объектов или каком-то особом порядке учета данных расходов, из чего можно заключить, что вся стоимость приобретенного имущества единовременно списывается в момент принятия к учету.

В ноябре 2002 г. ООО "Елтранс+", работающее по упрощенной системе налогообложения, приобрело для производственных нужд грузовой автомобиль стоимостью 300 000 руб. без учета НДС.

Бухгалтер ООО "Елтранс+" сделал в учете следующие записи:

дебет 08 кредит 60

- 360 000 руб. – приобретено основное средство с учетом НДС;

дебет 01 кредит 08

- 360 000 руб. – введено в эксплуатацию приобретенное основное средство;

дебет 44 кредит 02

- 360 000 руб. – учтена при исчислении единого налога стоимость приобретенного основного средства в момент его ввода в эксплуатацию.

По-другому учитываются  основные средства приобретенные налогоплательщиком до перехода на упрощенную систему  налогообложения.

Стоимость таких основных средств включается в расходы  на их приобретение в следующем порядке:

- в отношении основных  средств со сроком полезного  использования до трех лет  включительно – в течение одного  года применения упрощенной системы  налогообложения;

- в отношении основных  средств со сроком полезного  использования от трех до 15 лет  включительно: в течение первого  года применения упрощенной системы налогообложения – 50 процентов стоимости, второго года – 30 процентов стоимости и третьего года – 20 процентов стоимости;

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике