Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
- в отношении основных
средств со сроком полезного
использования свыше 15 лет –
в течение 10 лет применения
упрощенной системы
В этом случае расходы списываются не единовременно, а по отчетным периодам равными долями. Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
Срок полезного использования основных средств определяется на основе Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
Правда, не все основные средства
можно отыскать в названной Классификации.
Срок полезного использования таких
средств предприятия могут
Налоговые органы исходят
из того, что приведенный в статье
346.16 НК РФ перечень видов расходов является
исчерпывающим и затраты, не поименованные
в нем при определении
Поэтому многие традиционные для общепринятой системы налогообложения затраты не могут быть приняты для расчета единого налога.
Такой подход неоднократно обосновывался налоговыми органами в ответах на вопросы налогоплательщиков.
Малое предприятие ООО "Елтранс+", работающее по упрощенной системе налогообложения, объектом налогообложения у которого является доход, уменьшенный на величину расходов, получило доход за 2 квартал 2002 г. (валовую выручку) в сумме 107900 руб.
При этом были понесены следующие расходы (руб.):
Наименование расходов |
2002 год (1 квартал) |
2002 год (2 квартал) | ||
Расходы, принимаемые при исчислении налоговой базы |
Расходы, не принимаемые при исчислении налоговой базы |
Расходы, принимаемые при исчислении налоговой базы |
Расходы, не принимаемые при исчислении налоговой базы | |
Материалы |
38000 |
38000 |
||
НДС, уплаченный поставщикам материалов |
4500 |
4500 |
||
Заработная плата |
25000 |
25000 |
||
ЕСН |
8900 |
3500 |
5400 | |
Расходы на приобретение основных средств |
1350 |
1350 |
||
Командировочные расходы |
13400 |
13400 |
||
Всего |
51400 |
39750 |
85750 |
5400 |
Таким образом, общая сумма затрат составила 91150 руб. Сумма затрат, принимаемых при исчислении совокупного дохода в 2002 году равна всего лишь 51400 руб. В 2 квартале 2002 г. году при исчислении налога можно учесть расходы в сумме 85 750 руб., что наглядно свидетельствует о расширении затратной базы, учитываемой при исчислении налога.
Доход, уменьшенный на величину расходов (совокупный доход) в целях исчисления налога в 1 квартале 2002 году составит 56 500 руб. (107900–51400), а в 2 квартале 2002 году – 22150 руб. (107900–85750).
Как известно, существуют два метода признания доходов и расходов – метод начисления и кассовый метод.
Однако, предприятия, применяющие упрощенную систему налогообложения, могут работать только по кассовому методу. Об этом сказано в статье 346.17 НК РФ.
Следует отметить, что разработчикам новой главы НК РФ благодаря более четким формулировкам удалось заметно улучшить методологический подход к определению состава затрат, учитываемых при исчислении единого налога.
Так, сразу отпадают сомнения по поводу принятия при расчете налога таких распространенных и "злободневных" затрат, как оплата услуг междугородней связи, услуг сотовой связи, городской связи, сети Интернет, на рекламу, расходы на канцелярские принадлежности, на аренду оборудования и другие производственные расходы предприятия.
В то же время можно не сомневаться, что противоречивые ответы уполномоченных органов будут появляться и по поводу других, новых проблем учета и налогообложения.
У предпринимателей, бухгалтеров,
экономистов предприятий по-
В принципе, ответы на эти вопросы даны судебной практикой еще до вступления в силу НК РФ. В соответствии с постановлением Президиума ВАС России от 17 сентября 1996 г. № 367/96 рекомендации и разъяснения по отдельным вопросам применения налогового законодательства, издаваемые Государственной налоговой службой, нормативными актами не являются и не могут служить основанием для применения к налогоплательщику санкций. Данное положение относится и к письмам Минфина России, в которых даются ответы на частные вопросы налогоплательщиков.
Решение суда было вынесено на основе рассмотрения дела, по которому налоговая инспекция, руководствуясь письмом Минфина России, наложила на предприятие санкции в виде взыскания сумм налога, а также штрафов и пени за несвоевременное перечисление их в бюджет.
Налогоплательщики, которые применяют в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, должны знать и в конкретных ситуациях применять еще одну налоговую ставку.
Речь идет о ставке в
размере 1 процента от полученного дохода.
Дело в том, что пунктом 6 статьи 346.18
НК РФ установлено понятие
Минимальный налог уплачивается в случае, если сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.
Другими словами, при любом
объекте налогообложения и
ООО "Елтранс+", работающее по упрощенной системе с объектом налогообложения в виде дохода, уменьшенного на величину расходов, получило за I квартал 2003 года следующие результаты хозяйственной деятельности (руб.):
Наименование показателя |
Сумма |
Доход за отчетный период |
1370000 |
Расходы, уменьшающие полученный доход при расчете единого налога |
1310000 |
Налоговая база |
60000 |
Налоговая ставка, % |
15 |
Сумма единого налога |
9000 |
Ставка минимального налога, % |
1 |
Сумма минимального налога |
13700 |
В связи с тем, что минимальный налог превышает сумму единого налога, рассчитанного в установленном порядке (9000<13700), предприятие обязано уплатить минимальный налог в сумме 13700 руб.
Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.
Убытки, то есть превышение расходов, определяемых в установленном порядке, над доходами, полученные в одном налоговом периоде, не "пропадут" для предприятия.
Правда, если предприятие решило перейти на общий режим налогообложения, или, наоборот, с общего на упрощенный, то "прошлые" убытки не будут приниматься при расчете единого налога или налога на прибыль.
А вот налогоплательщики, которые применяли упрощенную систему налогообложения и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть суммы убытка при исчислении налоговой базы.
Но такой убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 процентов. При этом оставшаяся часть убытка может быть перенесена на следующие налоговые периоды (но не более чем на 10 налоговых периодов).
5.3. Взаимоотношения
с налоговой инспекцией и
Следует сказать, что ООО
"Елтранс+" за свою короткую во времени
деятельность ни разу в споры с
налоговой инспекцией не вступало,
но в своей повседневной налоговой
и отчетной практике анализируемая
нами фирма руководствуется
Вопрос о правовой природе
налоговой ответственности
Дело в том, что ст. 10
Налогового кодекса РФ (далее –
НК РФ) четко различает производство
по делам о налоговых
Соотношение налоговой и
административной ответственности
урегулировано в Налоговом
В пункте 4 ст. 10 НК РФ установлено,
что привлечение организации
к ответственности за совершение
налогового правонарушения не освобождает
ее должностных лиц при наличии
соответствующих оснований от административной,
уголовной или иной ответственности,
предусмотренной законами Российской
Федерации. Положения о том, что
привлечение физических лиц к
ответственности за налоговые правонарушения
освобождает их от административной
ответственности, в НК РФ нет. Зато есть
норма, согласно которой никто не
может быть привлечен повторно к
налоговой ответственности за совершение
одного и того же налогового правонарушения
(п. 2 ст. 108 НК РФ). Но если налоговая и
административная ответственность
– это разные виды ответственности,
то ничто не препятствует привлекать
физических лиц к ответственности
и в соответствии с налоговым,
и в соответствии с административным
законодательством. Именно по такому пути
шла правоприменительная
Но даже если удастся обосновать
применимость к налоговой ответственности
общих принципов
С другой стороны, если административное законодательство не исключает возможности повторного привлечения к административной ответственности, если КоАП РСФСР не содержит исчерпывающего перечня административных правонарушений (заметим, что большинство составов административных правонарушений содержится не в КоАП РСФСР, а в других нормативных актах) и если в этом Кодексе отсутствуют четкие рамки производства по делам об административных правонарушениях, есть все основания полагать, что налоговая ответственность обособлена от административной лишь формально.
Что же, собственно, представляет
собой налоговая
Ближайшим историческим предшественником
налоговой ответственности