Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

5. Оппортунистическое  поведение работников того или  иного направления. Невозможность жесткого финансового контроля и небольшое количество подразделений создают благоприятную среду для своекорыстного поведения не только менеджеров, но и рядовых сотрудников. Это приводит к появлению внутренних рисков высокой степени, из-за которых внешние вложения в компанию становятся маловероятными.

Решение перечисленных проблем  представляется возможным при введении регулярного менеджмента в компании. Это достаточно долгий и трудоемкий процесс, он требует дополнительных финансовых и временных затрат. Кроме  того, теория такого менеджмента, соединяющего в себе черты управления малыми однородными  и крупными полиструктурными предприятиями, в условиях российской среды только разрабатывается, и неисследованных  вопросов здесь существенно больше, чем ответов.

Например, классическая схема  постановки менеджмента начинается с определения финансовой и организационной  структуры компании. Далее на четко  сформированную структуру, как бусины на нитку, нанизываются остальные составляющие менеджмента. В случае же с малым  предприятием все происходит иначе, потому что их руководители, желая  сохранить ее мобильность и реактивный стиль управления, как правило, принципиально  отказываются от четкости в финансовой и организационной областях. Именно в этом заключено серьезное противоречие, которое несет опасность разрушения данных образований изнутри.

Рано или поздно их руководству  придется досконально разобраться  в существующей структуре компании, максимально ее рационализировать, затем закрепить соответствующими распоряжениями, после чего постоянно  проверять правильность функционирования и сохранность логики структурных  связей по отработанной схеме. Это необходимо для поиска утечки ресурсов, определения  и улучшения нерационально сформированных блоков управленческой схемы.

Одной из процедур регулярного  менеджмента, которую, по нашему мнению, следует вводить немедленно, не дожидаясь  улучшения структуры в целом, является оценка эффективности инвестиционных проектов. [Ширинская Е. Б. Операции коммерческих банков и зарубежный опыт. – М.: Финансы и статистика, 2002, стр. 32.] Существуют хорошо разработанные  и проверенные на практике теории оценки эффективности проектов как для плановой, так и для рыночной экономик. Аналогичная же теория для переходной экономики, характерные черты которой крайняя нестабильность и непредсказуемость, еще полностью не сформирована, но некоторые ее аспекты уже готовы. Общие принципы такой оценки применительно к малому предприятию состоят в следующем:

- разрабатывая новый проект, не стоит жалеть усилий на  определение показателей его  экономической эффективности, даже  если достоверность расчетов  не велика. Для многопрофильной  компании весьма существенно  снижение степени неопределенности  даже по одному из направлений.  Здесь важно помнить, что показатели  эффективности для различных  типов проектов, продуктов, услуг  или сегментов рынка могут  быть различными;

- учитывая неопределенность  окружающей среды, необходимо  либо производить расчеты эффективности  проекта по базовому сценарию, предусматривающему умеренно пессимистические значения всех входных параметров, либо принимать во внимание все возможные сценарии осуществления проекта и степени их вероятности;

- для проекта должен  быть продуман организационно-экономический механизм реализации, позволяющий оперативно вносить корректировки в ход его выполнения (это особенно важно в условиях переходной экономики).

В преддверии практически  неизбежных трансформаций руководству  малого предприятия очень важно  уделять особое внимание работе с  персоналом. Остановимся здесь лишь на двух основных аспектах. [Новицкий А. Г. и др. Проблемы малого предпринимательства  в сфере бытовых услуг: Соц. –  экон. аспект / А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 2002., стр. 78.]

Первый – обучение персонала. Для компании со сложной внутренней ситуацией, действующей в быстроменяющихся внешних условиях, необходимо иметь достаточно квалифицированный персонал с универсальными навыками ведения бизнеса. Следовательно, требуется серьезно заниматься подбором и обучением управленческой команды: выявлять наиболее активных и перспективных работников и составлять программы обучения для каждого из них, а также стимулировать у сотрудников желание повышать профессиональный уровень. Следует формировать кадровое ядро (команду), которое сможет стать у руля нового предприятия в случае реорганизации малого предприятия. [Мягков П. А. Малые предприятия. М., Экономика, МНПП "ЭСИ",2001., стр. 21.]

Вторым не менее важным аспектом является создание благоприятного психологического климата в коллективе. В небольших коллективах складываются неформальные отношения, как между сотрудниками, так и между ними и руководством. Это может послужить базой для формирования хороших традиций и общих внеслужебных интересов на фирме. Руководству следует быть внимательней к коллективу, помогать людям ощущать свою значимость. Известно, что для человека в работе кроме профессионального интереса и заработной платы очень важна возможность творческой и социальной реализации. Выработка такой корпоративной культуры резко снижает риск ухода из компании специалистов на более высокооплачиваемые места и создает предпосылки более полного использования кадрового потенциала.

Материальные ресурсы  малого предприятия сильно уязвимы, поэтому именно те из них, кто сумел  сформировать достаточно профессиональную, дружную команду, имеет наибольшие шансы оправиться от потрясения и  продолжить свою деятельность в условиях "кризисного стиля" развития экономики  России.

 

Глава 2. Анализ отношения предприятия  с кредитной организацией.

2.1. Характеристика  хозяйственной деятельности ООО  "Елтранс+".

Общество с ограниченной ответственностью "Елтранс+" основано 10 августа 2000 г в г. Москве. Учредителями являются физические лица. ООО "Елтранс+" является таможенным брокером. Лицензия № 10000/0243 на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, выдана 11 февраля 2003 г Государственным  Таможенным Комитетом РФ.

Основными видами деятельности малого предприятия ООО "Елтранс+" являются:

  • городские и пригородные перевозки грузов;
  • междугородние и международные перевозки грузов;
  • оказание транспортно-экспедиционных услуг предприятиям, организациям и населению;
  • ремонт и техническое обслуживание транспортных средств;
  • осуществление охранной деятельности по охране собственности юридических и физических лиц на платной стоянке.

Общество является собственником:

  • имущества и денежных взносов, переданных ему учредителем;
  • продукции, произведенной обществом в результате хозяйственной или иной деятельности;
  • получение доходов, а также иного имущества, приобретенного им по другим основаниям, допускаемым законодательством.

ООО "Елтранс+" занимает площадь 1,9234 га, в том числе 0,1154 га – территория общежития. На территории общества размещены производственные и бытовые помещения следующей  площадью:

  • производственные здания – 2 407 м2;
  • административные здания – 556 м2;
  • складские помещения 385 м2.

Подвижной состав предприятия  на 01.01.2003 года насчитывает 72 единиц, в  том числе:

а) автомобили-самосвалы  и бортовые автомобили – 28 единиц;

б) автомобили-тягачи, работающие на международных перевозках – 15 единиц;

в) автомобили хозпарка – 19 единиц;

г) прицепы – 1 единица;

д) полуприцепы – 9 единиц.

На предприятии наиболее распространены следующие марки  автомобилей: МАЗ, БелАЗ, ЗИЛ, ГАЗ, ИВЕКО, КРАЗ, РЕНО, ТАТРА и другие.

Основной удельный вес  среди основных фондов ООО "Елтранс+" приходится на транспортные средства (68,76 %), что объясняется спецификой предприятия. Однако, процент изношенности транспортных средств в среднем  по предприятию составляет около 70 %, что говорит о необходимости  обновления подвижного состава.

Численность работников на 01.01.2003 года составляет 54 человека, из них:

1. Промышленно-производственный  персонал – 48 человек, из них:

  • водители – 27 человек;
  • ремонтные и вспомогательные рабочие – 9 человек;
  • служащие – 12 человек.

2. Непромышленный персонал (работники общежития) – 2 человека.

Основным потребителем услуг  городского и пригородного маршрутов  перевозок грузов ООО "Елтранс+" являются коммерческие предприятия  и граждане РФ.

Основным потребителем услуг  международных перевозок являются совместные предприятия и предприятия  Германии, Литвы, Украины, Белоруссии.

В общем объеме оказанных  услуг городские и междугородние  перевозки распределяются следующим  образом:

  • оказание услуг при городских перевозках – 76 %;
  • оказание услуг при международных перевозках – 24 %.

В учетной политике предприятия  принято, что определение выручки  от реализации продукции (работ, услуг), товаров, основных средств, материальных ценностей, нематериальных и других активов и признание соответствующей  полученной выручке прибыли производить  по мере оплаты покупателями (заказчиками) отгруженных ими ценностей, работ, услуг.

Результаты финансовой деятельности малого предприятия в 2003 году следующие (в тыс. руб.):

1. Доходы от реализации  работ, услуг – 204 386.

2. Налоги, исключаемые из  доходов – 16 387.

3. Затраты на производство  и сбыт реализованной продукции  – 193 872.

4. Прибыль от реализации  работ, услуг – 5 873.

5. Прибыль от прочей  реализационной и внереализационной  деятельности – 14 015.

6. Балансовая прибыль  – 8 142.

7. Рентабельность – 4,2 %.

В соответствии со статусом, целями и методами работы ООО "Елтранс+" разработана и утверждена организационная  структура предприятия (рисунок 1), которая  основана на сочетании линейного, функционального  и линейно-штабного принципов управления.

Рис. 1. Организационная  структура малого предприятия ООО "Елтранс+".

Одной из основных задач  любого предприятия является наращивание  объемов своей деятельности с  целью получения максимально  высокой прибыли. При этом также важное значение должно быть уделено экономии по всем статьям расходов.

Основным видом деятельности ООО "Елтранс+" являются международные  автомобильные грузоперевозки, поэтому, проанализируем следующие основные динамические показатели:

  • объем перевезенных грузов;
  • количество выполненных тонно-километров;
  • стоимость основных фондов;
  • фонд заработной платы;
  • суммарные затраты.

Исходные данные для анализа  показателей представим в виде таблицы:

Таблица 1. Показатели хозяйственной деятельности ООО "Елтранс+"

Показатели

Период

2000

2001

2002

Прибыль балансовая, тыс. руб.

7199

8142

60087

Себестоимость, тыс. руб.

114946

193872

864500

Основные фонды с учетом переоценки, тыс. руб.

42 046

113 590

974 717

Фонд оплаты труда, тыс. руб.

24 218

37 997

164 166


Для того чтобы провести анализ данных показателей (стоимостных) необходимо привести их в сопоставимый вид. Для этого будем использовать индексы цен производителей на промышленную продукцию, которые ежегодно публикуются  Министерством Статистики.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике