Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

Мерой ответственности за налоговые правонарушения является налоговая санкция. В качестве единственного  вида налоговой санкции ст. 114 НК РФ предусматривает штраф. В связи  с этим следует учесть, что пеня за просрочку уплаты налогов не является налоговой санкцией, а стало быть, есть определенные терминологические  препятствия, чтобы рассматривать  ее в качестве меры налоговой ответственности.

Дело в том, что пени являются одним из способов обеспечения  исполнения обязанностей по уплате налогов, предусмотренных гл. 11 НК РФ. Этот институт явно заимствован из гражданского права. Налоговый кодекс предусматривает  также и другие чисто цивилистические  способы обеспечения исполнения обязательств – залог имущества  и поручительство. Однако если в  гражданском праве ничто не мешает рассматривать ту же неустойку (штраф  или пеню) и как способ обеспечения  исполнения обязательств, и как меру ответственности, то в налоговых  правоотношениях эти институты  принципиально противопоставлены. Процедура привлечения к налоговой  ответственности не может применяться  к порядку взыскания пеней. Прежде всего, это касается вопросов судебного  порядка привлечения к ответственности  и трехгодичного срока давности. Пени, как и суммы недоимок по налогам и сборам, могут быть взысканы с организаций в бесспорном порядке (п. 6 ст. 75 НК РФ), а давность привлечения к ответственности неприменима к пеням по определению. [Пономарев В. Помогаем развитию предпринимательства: Опыт регионов. Московская область / Человек и труд. 2002, № 4., стр. 8.]

Поводом к развитию обозначенного  взгляда на правовую природу пеней  в налоговых правоотношениях  послужило упомянутое постановление  Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П "По делу о проверке конституционности  пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года "О федеральных органах налоговой  полиции"". В этом документе, в  частности, сказано, что "неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением  ущерба, понесенного государством в  результате несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как компенсацию  потерь государственной казны в  результате недополучения налоговых  сумм в срок в случае задержки уплаты налога. Бесспорный порядок взыскания  этих платежей с налогоплательщика  – юридического лица вытекает из обязательного  и принудительного характера  налога в силу закона". [Горбунов А. Р. Холдинговые предприятия и  дочерние фирмы. М.: Анкил, 2001,, стр. 31.]

Таким образом, Конституционному Суду удалось установить различие в  правовой природе штрафа и пени, обосновав невозможность бесспорного  взыскания первого и допустимость бесспорного взыскания второго. Однако, надо отдавать себе отчет в  том, что компенсационный характер пеней не противоречит, а наоборот, раскрывает многогранность содержания правовой ответственности, которая  не обязательно должна быть только "карательной". Особый порядок  взыскания пеней не может служить  препятствием к тому, чтобы расширить  за их счет перечень мер налоговой  ответственности, коль скоро под правовой ответственностью понимается всякая негативная правовая реакция на неисполнение виновным своих обязательств.

С другой стороны, есть одно очень существенное обстоятельство, которое не позволяет однозначно признать пеню мерой налоговой ответственности. Согласно п. 1 ст. 75 НК РФ, пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый  агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налога или  сбора в более поздние по сравнению  с установленными законодательством  о налогах и сборах сроки. Однако уплата налога в более поздний  срок может быть связана как с  неправомерными, так и с вполне правомерными действиями налогоплательщиков и других обязанных лиц. [Мягков П. А. Малые предприятия. М., Экономика, МНПП "ЭСИ",2001., стр. 44.]

Например, налогоплательщику  в соответствии со ст. 64 НК РФ предоставлена  отсрочка или рассрочка уплаты налога. В этом случае налоги будут уплачены в более позднее по сравнению  с установленным законодательством  время. Значит, есть все основания  для начисления пени на соответствующие  суммы. Тот факт, что в ряде случаев  изменение срока уплаты налогов  влечет начисление на сумму задолженности  процентов (например, если отсрочка или  рассрочка предоставлена в связи  с угрозой банкротства лица в  случае единовременной выплаты им налога или поскольку имущественное  положение физического лица исключает  возможность единовременной уплаты налога – п. 4 ст. 65 НК РФ) будет означать лишь то, что в соответствии с  буквальным смыслом положений Налогового кодекса РФ изменение срока уплаты налога повлечет начисление и пеней, и процентов. Основания для иного  вывода отсутствуют.

Конкретным видам налоговых  правонарушений посвящена гл. 16 НК РФ. В качестве санкции везде выступает  штраф. Штрафом приходится называть и ответственность за нарушение  срока представления налоговой  декларации в размере 5% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный месяц со дня, установленного для ее представления (п. 1 ст. 119 НК РФ). Не надо быть большим специалистом в области права, чтобы понять, что речь идет не о чем другом, как о пенях.

Особняком от главы, посвященной  видам налоговых правонарушений, стоит гл. 18, которая устанавливает  виды ответственности банков за нарушение  законодательства о налогах и  сборах. В этой главе предусмотрены  составы, ответственностью за которые  является пеня. Однако данное обстоятельство не может служит основанием для уличения авторов Налогового кодекса в  отходе от занятой позиции, согласно которой единственным видом налоговых  санкций является штраф. Пункт 2 ст. 114 НК РФ гласит: "налоговые санкции  устанавливаются и применяются  в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 настоящего Кодекса". Следовательно, те меры ответственности, которые предусмотрены  гл. 18, не являются налоговыми санкциями, а составы, предусматривающие ответственность  в виде пеней, не являются налоговыми правонарушениями. Но так как общие  условия привлечения к налоговой  ответственности определяются с  помощью понятий "налоговое правонарушение" и "налоговая санкция", в гл. 18 имеется особая статья, регулирующая порядок применения этих общих условий  к составам, предусмотренным гл. 18. Согласно ст. 136 НК РФ, штрафы, предусмотренные  в данной главе, взыскиваются в порядке, аналогичном предусмотренному Кодексом порядку взыскания санкций за налоговые правонарушения. А пени, указанные в ст. 133 и 135 НК РФ, взыскиваются по решению руководителя (его заместителя) налогового органа на основании инкассового  поручения в бесспорном порядке. Статьями 133 и 135 НК РФ предусмотрена  ответственность банков за нарушение  срока исполнения поручения о  перечислении налога и неисполнение решения налогового органа о взыскании  налога.

Таким образом, законодатель признает, что пени в налоговых  правоотношениях могут быть мерами ответственности, что не отменяет, однако, бесспорного порядка их взыскания.

В заключение хотелось бы отметить, что конкретный размер налоговых  санкций за то или иное налоговое  правонарушение зависит от наличия  или отсутствия обстоятельств, предусмотренных  ст. 112 НК РФ в качестве смягчающих и  отягчающих ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими  ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

а) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

б) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения  либо в силу материальной, служебной  или иной зависимости;

в) иные обстоятельства, которые  налоговым органом или судом  могут быть признаны смягчающими  ответственность.

При наличии хотя бы одного из указанных обстоятельств размер штрафа подлежит уменьшению не менее  чем в два раза по сравнению  с размером, установленным соответствующей  статьей гл. 16 НК РФ (п. 3 ст. 114 НК РФ).

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее  привлекавшимся к ответственности  за аналогичное правонарушение. При  этом лицо, с которого взыскана налоговая  санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с  момента вступления в силу решения  суда или налогового органа о применении налоговой санкции. При наличии  данного обстоятельства размер штрафа увеличивается на 100 % (п. 4 ст. 114 НК РФ).

5.4. Совершенствование  системы управления малым предпринимательством  в России.

Следует отметить, что различные  аспекты к определению малого предпринимательства не лишены недостатков, так как не отражают комплексного подхода к сущности этого многогранного социально-экономического явления. Предпринимательство как таковое, это многомерное социально-экономическое явление в основе которого лежит экономически независимая деятельность, осуществляемая людьми или юридическими лицами с целью получения денежного дохода и объединяющая трудовые, материальные и финансовые ресурсы для производства товаров или оказания услуг с целью реализации последних на рынке в условиях конкуренции. На основе проведенного анализа, автор делает вывод, что функционирование инновационного малого предпринимательства предполагает наличие ряда условий. Это условия объективного и субъективного порядка. При этом к условиям субъективного порядка автор относит те условия, которые в той или иной степени зависят от поведения, решения предпринимателя, т. е. лежат в сфере его компетенции. Условия объективного порядка представлены совокупностью факторов внешней среды, воздействие которых либо ведет к подъему, либо к снижению предпринимательской активности, т. е. лежат вне компетенции предпринимателя и не зависят от его решения и желания. К условиям объективного порядка, автор считает, следует относить наличие соответствующей экономической среды в целях становления, развития и функционирования малого предпринимательства. [Новицкий А. Г. и др. Проблемы малого предпринимательства в сфере бытовых услуг: Соц. – экон. аспект / А. Г. Новицкий, Р. Ю. Попова, Ю. П. Свириденко. М., 2002., стр. 54-55.]

Процесс развития малых предприятий, начинающий было набирать силу, сегодня  имеет устойчивую тенденцию к  сокращению их образования, а в 202 г. численность малых предприятий и вовсе сократилась на 20 тысяч единиц по сравнению с годом предыдущим.

Процесс функционирования малого предпринимательства, является следствием воздействия ряда объективных факторов, не способствующих его успешному становлению и развитию. К ним следует отнести: преобладание уравнительных ценностей над ценностями активной и эффективной деятельности; наличие идеологических догм; социальный инфантилизм, выработавшийся в результате патерналисткого характера нашего государства и проявляющийся в иждивенческих ожиданиях и настроениях; четко выраженный национальный, региональный и ведомственный эгоизм и т. д.

К числу серьезных барьеров на пути становления малого предпринимательства  является агрессивное налоговое законодательство. В 1990 году размер налогов в нашей стране был установлен на уровне 45 % прибыли, в 1992 году налоги составили уже 84%, а в 1994 году – 92%. [Правда. – 1994.– 27 апреля.] Малый бизнес наименее защищен от давления коррупции, чиновничьего произвола и организованной преступности. Экономическая политика российского государства пока фактически поощряет лишь все виды посреднических операций и дискредитирует саму идею предпринимательства, которое стало отождествляться в общественном сознании с безудержной спекуляцией, деньгами и торговым рвачеством, ведущим к обнищанию населения. [Афанасьев В. И. Малый бизнес: проблемы становления // РЭЖ. – 1994. – № 6. – С. 61.] Не менее важным фактором негативного воздействия на малый бизнес выступает лавинообразный спад промышленного производства.

Спад производства усиливает  монополистический характер экономики, ее дефицитность, подхлестывает инфляционную спираль, порождает экономический хаос и неуверенность в завтрашнем дне. Современный этап инфляционного процесса, при котором рост цен явно обгоняет повышение номинальных доходов населения, ведет к сужению емкости внутреннего рынка, что существенно сдерживает развитие предпринимательской деятельности в производственной сфере, в том числе, и на основе малого бизнеса.

Другим фактором, сдерживающим развитие малого предпринимательства, является неразвитость рыночной инфраструктуры, нацеленная на обслуживание предприятий  малого бизнеса.

Недостаточно отработанными  остаются правовые и организационные  вопросы развития малого предпринимательства. В законодательных актах о предпринимательской деятельности в определенной степени недостаточно четко определены качественные критерии, позволяющие провести границу средних и крупных от малых предприятий, а также отсутствуют нормативные акты по регулированию отношений собственности (в части аренды и приобретения помещений).

Особого внимания, на наш  взгляд, требует выработка соответствующей  правовой базы, необходимой для развития инновационного малого предпринимательства. Сегодня, зачастую, начинающие предприниматели в условиях своего неустойчивого экономического положения и правового статуса вполне естественно предпочитают не углубляться в недра производства, а использовать конъюнктуру соответствующего рынка для того, чтобы "делать" деньги без делания продукта, переводя безналичные средства в научные, не брезгуя криминалом. Формирование правовой базы предполагает создание эффективных условий функционирования предпринимательства, а также функций стимулирования и защита конкуренции как главной движущей силы в рыночной среде. Правовая база должна четко определять права собственности и гарантии соблюдения контрактов, регламентировать деятельность развивающихся институтов рыночного хозяйства, содержать правовые основы антимонопольного регулирования.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике