Малый бизнес в современной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат

Описание работы

Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.

Файлы: 1 файл

дипломная по менеджменту.docx

— 205.47 Кб (Скачать файл)

Немало обоснованных претензий  вызывает и практика лицензирования. Наряду с вышеизложенным, существуют и другие проблемы. Это и отсутствие источников первоначального финансового  капитала, недостаточность информационно-консультативного обеспечения, проблема кадров, отсутствие благоприятного научно-технического и инвестиционного климата.

Среда и предпринимательство  – две стороны рыночного хозяйства, активно взаимодействующие друг с другом, побуждая к изменению и развитию. Эти взаимодействия, на наш взгляд, и составляют важнейший момент развития инновационного потенциала в России, поскольку позволяют увидеть и оценить более широкий и более конкретный круг условий осуществления реформ, чем общие условия рыночной экономики. Экономическая среда. является главной определяющей предпосылкой в развитии и функционировании малого предпринимательства. Известно, что в современных управленческих теориях (А. Чандлер, П. Лоуренс, Дж. Лорш, Дж. Томпсон, А. Неганди и др.) прочно закрепилась трактовка фирмы как "открытой системы", подчеркивающая решающее значение для выживания и прибыльности компании целого конгломерата факторов внешней среды. Рыночная экономика как система производственных отношений – это саморегулирующееся явление, имеющее своим основанием самостоятельную деятельность людей, их интересы и побуждения. Государство, регулируя экономику, само не превращается в предпринимателя, а остается организацией политической. Оно не осуществляет непосредственной предпринимательской деятельности, а только по необходимости организует эти процессы (путем издания соответствующих нормативных актов в области предпринимательской деятельности и т. д.). В данном случае предпосылка исходит из того, что "законодательная власть не создает закона" – она лишь открывает и формирует его [Маркс К., Энгельс Ф., Соч., t. i, с. 285.], а "надстроечные отношения появляются непосредственно из экономических отношений, которые они закрепляют и оформляют" [Лармин О. В., О структуре общественных отношений. – М.: 1970.– С. 69.]. Поэтому на экономическую сферу и в частности на развитие малого предпринимательства можно воздействовать, но не непосредственно, а косвенно, путем создания благоприятной экономической среды, способствующей его становлению и развитию в нужном направлении. Безусловно, речь идет о развитии инноваций в малом предпринимательстве, конкуренции в сфере внедрения передовых методов хозяйствования, о воздействии не на предпринимателей, а на среду, в которой они функционируют.

Государственная политика в  странах с рыночной экономикой в  отношении малых предприятий  исходит из того, что такое предприятие  является не уменьшенной моделью  или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляет собой  особую модель со специфическими чертами  и законами развития, что требует  и особого подхода. Исходя из правильного понимания важности малого предпринимательства, государство разрабатывает специальный комплекс мер по его поддержке, учитывая особенности и структурные слабости малого бизнеса.

Так, в США отправной  точкой государственной политики в  отношении малого предпринимательства  стал 1953 г., когда был принят Закон  о малом бизнесе – первый из нескольких считающихся основными законами, составляющими собственно правовую базу предпринимательства. В целях реализации задач, перечисленных в законе, было создано в этом же году независимое специальное правительственное ведомство – Администрация малого бизнеса (АМБ) – Это ведомство является стержневым в современном федеральном механизме регулирования предпринимательской деятельности.

В России государство старается поддерживать малые предприятия в таких областях, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение, при этом арсенал финансовых мер обширен и разнообразен. Конкретные рычаги государственного воздействия на развитие малого предпринимательства условно можно разделить на две группы – прямые и косвенные. Механизм прямых мер представлен в первую очередь различного рода субсидиями и ссудами. Например, во многих областных центрах России субсидии для малых фирм носят преимущественно региональный характер. Они выдаются по определенным районам и региональные власти имеют основные полномочия по их назначению.

В США финансовая поддержка малому предпринимательству оказывается в соответствии с целевыми программами финансовой помощи (всего их около 25). Вторая группа мер носит косвенный характер. Косвенные меры, используемые в государственной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование предпринимательской активности, а с другой – на создание благоприятного общественного и социально-политического климата. Они зарекомендовали себя как эффективный инструмент государственной помощи, обладающий большей гибкостью, чем прямые меры, автоматизмом действия и недискриминационным характером. К ним относятся налоговые льготы и скидки, механизм государственных закупок, режим ускоренной амортизации для оборудования и т. д.

Одним из важнейших элементов  поддержки малого предпринимательства  являются инкубаторы нового бизнеса, научные  парки и технополисы. Особое внимание за рубежом уделяется рисковому предпринимательству. В США, например, региональная политика его поддержки базируется на детально разработанных программах предоставления всех видов помощи малым инновационным фирмам.

Прямая финансовая помощь несомненно является существенным условием развития и функционирования малого предпринимательства. Однако, следует  заметить, что наиболее эффективно работают косвенные меры воздействия и, особенно, налоговые. Государство постепенно смещает акценты и все активнее начинает следовать по пути одного из условий развития предпринимательства – больше экономической свободы и меньше налогов. В связи с этим происходит постепенный отказ от прямых мер воздействия, так как помощь государства в такой форме не стимулирует предпринимательскую инициативу, а порой даже ее и тормозит.

Под благоприятной средой внедрения инноваций в малом  предпринимательстве в переходной экономике следует понимать совокупность благоприятных социально-психологических, экономических и правовых условий, формируемых, в том числе, и целенаправленной государственной политикой, направленной на успешное становление, развитие и функционирование малого предпринимательства как самостоятельного сектора экономики. Для экономической среды малого предпринимательства как системы необходимо наличие ряда взаимосвязанных элементов. К их числу следует относить: частную собственность и частную инициативу: экономическую свободу: благоприятный налоговый, финансово-кредитный, научно-технический, инвестиционный и информационно-консультативный климат; рыночно-конкурентный режим хозяйствования: позитивное общественное мнение к предпринимательству.

Практика зарубежных стран  убедительно доказывает, что основой  рыночной экономики, в том числе и смешанной регулируемой экономики, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Вопрос, кто владеет собственностью, в любой экономической системе является очень важным моментом, так как обладание собственностью – это также обладание властью. Права частного владения собственностью заставляют нас работать больше и лучше. Это в свою очередь ведет к экономическому росту, который обеспечивает лучшие возможности для всех членов общества.

Задача гармоничной и  гуманной интеграции человека в систему  рыночных отношений посредством  реализации мощнейшей гарантии-обеспечения  экономической свободы и независимости  индивида – представляется важной не только в теоретическом плане, но и в практическом отношении: нынешние российские экономические и политико-правовые реформы должны ее включить в качестве приоритетной целевой функции.

Значительное место в формировании благоприятной экономической среды в целях становления и развития потенциала малого предпринимательства уделяется налогам. Основной недостаток налоговой системы состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет соответствующей увязки налогов с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – малых предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а малые предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. При этом малые предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, избегая высокого налогообложения. В этой связи резко возрастают издержки малых предприятий и экономика приобретает как никогда затратный характер.

Мировой практикой доказано, что государство имеет устойчивою базу развития лишь в том случае, если оно осуществляет налоговую  политику, стимулирующую развитие производства, используя закономерность эластичной зависимости между уровнем налоговых ставок (изъятием доходов) и ростом налогооблагаемой базы (ростом производства). Для развития малого предпринимательства, следует отметить, что уровень налоговых ставок на прибыль не должен подрывать финансовые возможности самофинансирования, который достигается за счет полного освобождения от налогообложения той части прибыли, которая необходима для функционирования малого предпринимательства с учетом дальнейшего его расширенного воспроизводства. Учитывая комплекс имеющихся финансовых проблем в становлении и развитии малого предпринимательства, автором предлагается как один из вариантов выхода из сложившегося положения создание широкой сети малых банковских структур, которые вполне смогут оказать ему необходимую финансовую помощь с учетом приоритетности основных направлений его развития.

Эффективное развитие малого предпринимательства может происходить  при создании определенных условий его функционирования. К ним следует отнести: во-первых, формирование инфраструктуры передачи технологий и системы информационного обмена; во-вторых, организация центров по оценке технологий: в-третьих, создание центров регионального развития и распространения новых технологий; в-четвертых, реализация финансово-сберегающей системы производственно-технологического обеспечения малого инновационного предпринимательства на основе потенциала действующих предприятий.

Одним из наиболее важных элементов  успешного развития малого предпринимательства  является формирование позитивного  общественного мнения к передовым  методам хозяйствования. Это и  пропаганда опыта эффективного частного предпринимательства, введение преподавания основ рыночной экономики и инновационного предпринимательства во всех звеньях системы образования. Изменение отношения людей к инновационному предпринимательству является одной из сложных многоплановых проблем, от решения которой зависит выход из экономического и социального кризиса.

 

Заключение.

В результате выполненного дипломного исследования можно сделать  следующие выводы и заключение.

В современной России в  условиях перехода к рыночной экономике  малое предпринимательство объективно должно выйти на передний план хозяйственных  преобразований. Это связано с  тем, что с развитием широкой  сети малых предприятий более  эффективно, как показывает мировой  опыт, решаются многие социально-экономические  задачи, в частности, насыщение рынка  промышленными товарами, продовольствием  и услугами; преодоление монополии  товаропроизводителей и создание конкуренции  между ними; оптимальное формирование рыночной инфраструктуры; расширение возможностей эффективной разработки и внедрения в короткие сроки  нововведений; финансовое наполнение доходной части местных бюджетов; увеличение занятости населения; смягчение  социальной напряженности в обществе и демократизация рыночных отношений. [Кузьмина Т. И. Экономика малого бизнеса. – М.: МГУ, 1999., стр. 59.]

В этих условиях государство  призвано всячески поддерживать и развивать  малое и среднее предпринимательство, частную инициативу. Причем политика должна быть направлена не на административно-директивное  регулирование предпринимательства, а на создание необходимой рыночной инфраструктуры, системы государственной  и общественной поддержки. Речь идет не о безвозвратных финансовых инъекциях, а о системе финансово-кредитных  рычагов (налог, кредит и т. д.), которые  в рыночных отношениях ставят малые  предприятия не только в равные по сравнению с крупными условия, но и в преимущественные.

Следует отметить, что благодаря  настойчивым требованиям отечественных  профессиональных экономистов, выступлениям предпринимателей и их союзов в России медленно, порой непоследовательно, стали на практике реализовываться некоторые из мер по поддержке развития этого сектора экономики.

Другим направлением государственной  поддержки является выделение ассигнований из федерального и региональных бюджетов для финансирования программ поддержки  малого предпринимательства. Так, в 2000 г. из федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 9 млрд рублей, из них 4 млрд рублей перечислено  Фонду поддержки предпринимательства  и развития конкуренции при ГКАП России, который является генеральным  заказчиком Федеральной программы  государственной поддержки малого предпринимательства.

Следует отметить, что государственная  поддержка развития предпринимательства  осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных  целевых программ. Так, в целях  поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической  сфере. [Афонин Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: Соц. – экон. и духовные предпосылки. – Самара: Самар. кн. изд-во, 2000., стр. 93.]

Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено  возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам с 1992 по 2001 гг., а также участие в становлении  системы крестьянских банков и страховых  компаний.

Постановлением Правительства  РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 "О мерах  по обеспечению участия малых  негосударственных предприятий  в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных  нужд" государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

Информация о работе Малый бизнес в современной экономике