Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Немало обоснованных претензий вызывает и практика лицензирования. Наряду с вышеизложенным, существуют и другие проблемы. Это и отсутствие источников первоначального финансового капитала, недостаточность информационно-консультативного обеспечения, проблема кадров, отсутствие благоприятного научно-технического и инвестиционного климата.
Среда и предпринимательство
– две стороны рыночного
Государственная политика в странах с рыночной экономикой в отношении малых предприятий исходит из того, что такое предприятие является не уменьшенной моделью или промежуточным этапом в развитии крупной фирмы, а представляет собой особую модель со специфическими чертами и законами развития, что требует и особого подхода. Исходя из правильного понимания важности малого предпринимательства, государство разрабатывает специальный комплекс мер по его поддержке, учитывая особенности и структурные слабости малого бизнеса.
Так, в США отправной точкой государственной политики в отношении малого предпринимательства стал 1953 г., когда был принят Закон о малом бизнесе – первый из нескольких считающихся основными законами, составляющими собственно правовую базу предпринимательства. В целях реализации задач, перечисленных в законе, было создано в этом же году независимое специальное правительственное ведомство – Администрация малого бизнеса (АМБ) – Это ведомство является стержневым в современном федеральном механизме регулирования предпринимательской деятельности.
В России государство старается поддерживать малые предприятия в таких областях, как инвестиции, занятость, нововведения, экспорт, региональное размещение, при этом арсенал финансовых мер обширен и разнообразен. Конкретные рычаги государственного воздействия на развитие малого предпринимательства условно можно разделить на две группы – прямые и косвенные. Механизм прямых мер представлен в первую очередь различного рода субсидиями и ссудами. Например, во многих областных центрах России субсидии для малых фирм носят преимущественно региональный характер. Они выдаются по определенным районам и региональные власти имеют основные полномочия по их назначению.
В США финансовая поддержка малому предпринимательству оказывается в соответствии с целевыми программами финансовой помощи (всего их около 25). Вторая группа мер носит косвенный характер. Косвенные меры, используемые в государственной политике, нацелены, с одной стороны, на стимулирование предпринимательской активности, а с другой – на создание благоприятного общественного и социально-политического климата. Они зарекомендовали себя как эффективный инструмент государственной помощи, обладающий большей гибкостью, чем прямые меры, автоматизмом действия и недискриминационным характером. К ним относятся налоговые льготы и скидки, механизм государственных закупок, режим ускоренной амортизации для оборудования и т. д.
Одним из важнейших элементов поддержки малого предпринимательства являются инкубаторы нового бизнеса, научные парки и технополисы. Особое внимание за рубежом уделяется рисковому предпринимательству. В США, например, региональная политика его поддержки базируется на детально разработанных программах предоставления всех видов помощи малым инновационным фирмам.
Прямая финансовая помощь несомненно является существенным условием развития и функционирования малого предпринимательства. Однако, следует заметить, что наиболее эффективно работают косвенные меры воздействия и, особенно, налоговые. Государство постепенно смещает акценты и все активнее начинает следовать по пути одного из условий развития предпринимательства – больше экономической свободы и меньше налогов. В связи с этим происходит постепенный отказ от прямых мер воздействия, так как помощь государства в такой форме не стимулирует предпринимательскую инициативу, а порой даже ее и тормозит.
Под благоприятной средой
внедрения инноваций в малом
предпринимательстве в
Практика зарубежных стран убедительно доказывает, что основой рыночной экономики, в том числе и смешанной регулируемой экономики, выступает частная собственность в ее разнообразных типах и формах. Вопрос, кто владеет собственностью, в любой экономической системе является очень важным моментом, так как обладание собственностью – это также обладание властью. Права частного владения собственностью заставляют нас работать больше и лучше. Это в свою очередь ведет к экономическому росту, который обеспечивает лучшие возможности для всех членов общества.
Задача гармоничной и
гуманной интеграции человека в систему
рыночных отношений посредством
реализации мощнейшей гарантии-
Значительное место в формировании благоприятной экономической среды в целях становления и развития потенциала малого предпринимательства уделяется налогам. Основной недостаток налоговой системы состоит в том, что она ориентирована на устранение дефицитности бюджета изъятием доходов предприятий. Нет соответствующей увязки налогов с развитием экономики и деятельностью непосредственных ее субъектов – малых предприятий. Потеря такой взаимосвязи привела к тому, что налоговая система развивается сама по себе, а малые предприятия, испытывая ее чрезмерное давление, – сами по себе. При этом малые предприятия заинтересованы в получении минимальной прибыли, избегая высокого налогообложения. В этой связи резко возрастают издержки малых предприятий и экономика приобретает как никогда затратный характер.
Мировой практикой доказано,
что государство имеет
Эффективное развитие малого
предпринимательства может
Одним из наиболее важных элементов успешного развития малого предпринимательства является формирование позитивного общественного мнения к передовым методам хозяйствования. Это и пропаганда опыта эффективного частного предпринимательства, введение преподавания основ рыночной экономики и инновационного предпринимательства во всех звеньях системы образования. Изменение отношения людей к инновационному предпринимательству является одной из сложных многоплановых проблем, от решения которой зависит выход из экономического и социального кризиса.
Заключение.
В результате выполненного дипломного исследования можно сделать следующие выводы и заключение.
В современной России в
условиях перехода к рыночной экономике
малое предпринимательство
В этих условиях государство
призвано всячески поддерживать и развивать
малое и среднее
Следует отметить, что благодаря
настойчивым требованиям
Другим направлением государственной
поддержки является выделение ассигнований
из федерального и региональных бюджетов
для финансирования программ поддержки
малого предпринимательства. Так, в 2000
г. из федерального бюджета направлено
на поддержку предпринимательства
9 млрд рублей, из них 4 млрд рублей перечислено
Фонду поддержки
Следует отметить, что государственная
поддержка развития предпринимательства
осуществляется также за счет финансирования
и других фондов и федеральных
целевых программ. Так, в целях
поддержки инновационной
Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам с 1992 по 2001 гг., а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний.
Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 "О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд" государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.