Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2014 в 14:56, реферат
Актуальность темы дипломного исследования определяется необходимостью активизации развития малого предпринимательства как одного из условий скорейшего завершения рыночной трансформации отечественной экономики. В системе экономических и социальных отношений большинства государств малое предпринимательство выполняет сегодня важнейшие функции. В этой сфере производится основная часть валового внутреннего продукта [51 % в США, 61 % в Японии, 66 % в среднем по странам Европейского Союза.], обеспечивается занятость большинства работающего населения [54 % в США, 78 % в Японии, 72 % в среднем по странам Европейского Союза]. Малое предпринимательство содействует развитию научно-технического прогресса, создавая более половины всех инноваций. Наконец, благодаря ему возник и приобрел свой современный вид так называемый "средний класс" – важнейший фактор социально-политической стабильности современного общества.
Малым негосударственным
предприятиям, участвующим в выполнении
государственных оборонных
Важным документом, направленным
на стимулирование предпринимательства,
является Постановление Правительства
РФ от 29 декабря 1994 г. "О сети региональных
агентств поддержки малого и среднего
бизнеса". Правительство России в
2000 г. выделило 2,5 млрд. рублей на создание
сети региональных агентств. Примерно
столько же средств вложат регионы.
Логическим завершением обучения в
создаваемых центрах будет
Готовность поддержать малый бизнес в России выразили правительства многих государств, в том числе Великобритании, Германии, США, Японии, Канады, Испании и др. Имеются конкретные соглашения по созданию бизнес-центров при поддержке этих государств в Нижегородской, Воронежской, Московской, Свердловской областях, на Дальнем Востоке и в других регионах. Международная организация труда согласилась финансировать некоторые программы по подготовке предпринимателей и тех, кто будет их обучать. В мае 1995 г. принят федеральный Закон "О государственной поддержке малого предпринимательства". Надо отметить, что ряд положений проекта Закона весьма благоприятны для предпринимателей. В Законе определены субъекты малого предпринимательства, пользующиеся государственной поддержкой, выделены государственные органы, осуществляющие поддержку, охарактеризованы ее основные формы и методы. Закон является правовой базой для подготовки системы нормативных актов для обеспечения поддержки в финансово-кредитной сфере, в области труда и заработной платы, в регулировании отношений объединений малых предприятий с органами власти и управления.
Основные позиции поддержки малого предпринимательства ресурсами и финансами не подкреплены, хотя сделать это следовало бы, в том числе с использованием различных форм самого малого предпринимательства. Федеральная программа не содержит специальных стимулов для переориентации предпринимателей с торгово-посреднической деятельности на производственную. Экономическая политика Правительства фактически поощряет лишь торговое посредничество и делает невыгодной деятельность в сфере производства. Высокие налоги на производство, по однозначным высказываниям всех предпринимателей, не стимулируют производственную деятельность. Эта политика дискредитировала саму идею предпринимательства, которое стало отождествляться в общественном сознании с безудержной спекуляцией и торговым рвачеством, ведущими к обнищанию основной части населения.
Малое и среднее предпринимательство в настоящее время является одной из самых криминогенных сфер. Поэтому документ, направленный на его государственную поддержку, должен содержать механизмы, ослабляющие криминальный характер его развития. Причем должны быть разработаны меры защиты субъектов малого предпринимательства как от поползновений и давления госструктур (взятки при организации предприятия, аренде помещения, продаже информации и т. п.), давления коммерческих структур, граничащих с нарушением законов, или прямо их нарушающих (например, "условия" получения кредита), так и от уголовного рэкета. Важно было в Федеральной программе предусмотреть ослабление криминальных моментов в самих структурах малого предпринимательства (защита наемных работников в малых частных предприятиях; борьба с уклонением от уплаты налогов; связь государственных и негосударственных, малых и крупных предприятий, использование всякого рода прикрытий для получения льгот – создание фиктивных рабочих мест, прием на работу инвалидов и т. д.). [Афонин Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: Соц. – экон. и духовные предпосылки. – Самара: Самар. кн. изд-во, 2000., стр. 97.]
В нашей стране стали все
более проявляться серьезные
недостатки старых организационных
форм, в особенности в рамках государственной
собственности. К ним следует
отнести бюрократизацию аппарата управления
и рост издержек по управлению в
целом, низкую способность быстро перестраиваться
на выпуск новой продукции, излишнюю
сложность и неповоротливость структуры
хозяйства, затруднения в использовании
человеческого фактора. Во многом это
явилось следствием курса на развитие
предприятий крупного размера при
монополии государственной
Проводимая с 30-х годов в нашей стране политика преимущественного развития крупных и крупнейших предприятий привела к созданию такой структуры хозяйства, которая коренным образом отличается от структуры промышленно развитых стран.
В промышленности США 89,9% предприятий
имеют численность занятых
Такая структура нашего хозяйства и ориентация на ее консервацию затормозили развитие многих сфер экономики. Абсолютизация роли крупных предприятий привела к игнорированию объективной необходимости развития мелких хозяйственных единиц, которые всегда дополняли деятельность крупных хозяйственных систем.
Следует отметить, что у нас отсутствует или находится в зачаточном состоянии ряд сфер в экономике, которые, с одной стороны, характеризуют развитую экономическую структуру, а с другой стороны, основаны на деятельности преимущественно мелких хозяйственных единиц. В первую очередь это относится к сфере услуг. [Афонин Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: Соц. – экон. и духовные предпосылки. – Самара: Самар. кн. изд-во, 2000., стр. 102.]
Развитие специализации
производства, особенно поузловой, подетальной
и пооперационной, также вызывает
необходимость существования
Практика показывает, что во многих случаях за последние 20–30 лет мелкие по размерам хозяйственные единицы, органично включающиеся в процессы общественного разделения труда, его кооперации, в максимальной степени ориентированные на удовлетворение реальных потребностей, становятся частями подлинно крупного, обобществленного производства. В то же время крупные предприятия, производящие для себя мелкими сериями необходимую продукцию, могут иметь более низкий уровень обобществления труда. [Афонин Ю. А. Российский промышленный малый бизнес: Соц. – экон. и духовные предпосылки. – Самара: Самар. кн. изд-во, 2000., стр. 36.]
Мировой хозяйственный опыт говорит, в частности, о том, что специализация предприятий по производству узлов, деталей, заготовок и проведению технологических операций общеиндустриального применения делает оптимальными хозяйственные единицы небольших размеров. К подобному типу можно, в частности, отнести предприятия, специализирующиеся на производстве литых металлических заготовок, штамповок, изделий порошковой металлургии, подшипников, пружин, металлопокрытий, в термообработке, производстве изделий из пластмасс, метизов, шестерен, крючков и т. п.
Характерной чертой многих крупных американских, западноевропейских и японских компаний в машиностроении является то, что они часто вообще не имеют литейных, инструментальных, ремонтных, кузнечных и многих других цехов, организация которых в рамках фирм на основе мелкосерийного производства снижает рентабельность. Они предпочитают передавать такие производства по субподряду мелким и средним независимым фирмам. Следует сказать, что НТП во многих случаях усиливает потребности в продукции специализированного, особенно мелкосерийного, производства. В качестве примера можно привести изготовление инструмента, специальных приспособлений и другой технологической оснастки. Потребность в подобной продукции особенно возрастает в связи со сложностью применяемых в производстве машин, постоянной сменой ассортимента продукции, в результате чего возникает необходимость в постоянной переналадке об