Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

1.1 Сущность и классификация предпринимательства

1.2  Особенности и преимущества  предпринимательства

1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства

     1.4 Развитие  предпринимательства в Республике  Казахстан

 

2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА  В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

2.1 Современные тенденции  государственной поддержки предпринимательства

2.2  Анализ современного состояния  малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан

2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)

 

3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

 

3.1 Перспективы развития  предпринимательской деятельности  в Казахстане

 

Заключение

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Теоретические аспекты предпринимательства

 

 

1.1 Сущность и классификация предпринимательства

 

     Поскольку категория «предпринимательство»  не представляет собой «чистого»  понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью,  а напротив, отражает весьма ощутимый  феномен культурно-исторической  действительности, в определении  этой категории должны присутствовать  два аспекта – исторический  и логический. Историческое определение  предпринимательства должно обобщить  все сколько-нибудь значимые определения,  сформировавшиеся в истории мысли,  которые рассмотрены далее.

     Предпринимательство присуще всем  этапам мирового общественного  развития. Средневековый арабский  мыслитель Ибн-Хальдун (1332-1406 гг.) исследовал «Касб» (предпринимательство), связывая с владением (собственностью), трудом, способностями человека. Так  феномен предпринимательства с  давних времен находился в  центре внимания социально-экономических  наук. Основы теории были заложены  еще в XVIII-XIX веков Ф.Кенэ, А.Смит, Ж.Б.Сэй, а затем И.Шумпетер, Ф.Хайек и другие. По существу, одним из первых авторов, разработавших целостную для того времени концепцию предпринимательства, является французский экономист Р.Кантильон. Именно его некоторые исследователи считают отцом самого термина «предприниматель». В своей работе «Очерк о природе торговли» (1725г.)  он назвал предпринимателями таких людей, которые руководствуются формулой «продай дорого, купи дешево». Также известный экономист Ж.Б.Сэй в «Трактате политической экономии» характеризовал предпринимателя как «лицо, которое берется за свой счет и риск в свою пользу произвести какой-нибудь продукт». Тем самым он выделил фактор риска в предпринимательстве, а предпринимателя как человека, идущего на риск ради получения дохода. С именем И.Шумпетера был связан следующий этап в развитии понятия «предпринимательство». Он считал, что предпринимательская деятельность лежит в основе всякого развития, способствует переходу экономики из одного равновесного состояния в другое.  Функция предпринимателя, утверждает он, состоит в реализации нововведений, играющих главную роль в развитии капиталистической экономики, в обеспечении экономического роста. К функциям предпринимателя И.Шумпетер относит:

-  создание  нового, еще не знакомого потребителю  материального блага или прежнего  блага, но с новыми качествами;

-   введение  нового, еще не применявшегося  в данной промышленности способа  производства;

-    завоевание нового рынка сбыта  или более широкое использование  прежнего;

-    использование нового вида сырья  или полуфабрикатов;

-    введение новой организации дела, например, монопольного положения  или, наоборот, преодоление монополии.

    Сущность  и содержание предпринимательства  нельзя раскрыть без обобщения  практики применения в тех  странах, где оно прошло длительный  путь эволюции. В этой связи  рассмотрим эволюцию термина  «предприниматель» (таблица 1)

    В  истории экономической мысли  на протяжении Х1Х-ХХ столетий  происходила трансформация категории  «предпринимательство» в зависимости  от существовавших парадигм картины  экономической реальности и от  изменения фигуры реального предпринимателя,  как экономического агента. К.Р.  Макконнел и С.Л.Брю в знаменитой  книге «Экономикс» понятие «предпринимательская  способность» раскрывают через  функции предпринимателя:

-   новаторства  на коммерческой основе, выражающегося  во вводе в обиход новых  продуктов, производственных технологий  и форм организаций труда;

- несения  риска потери затраченного времени,  труда, репутации и вложенных  средств – собственных или  привлеченных».

        Дата 

                    Трактовки

1725 год

Р.Кантильон. Предприниматель – это  человек, действующий в условиях риска.

1797 год

А.Бодо. Предприниматель – лицо, несущее  ответственность за предпринятое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.

1876 год

Ф.Уокер. Следует различать тех, кто  предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским  способностям.

1934 год

И.Шумпетер. Предприниматель – это  новатор, который разрабатывает  новые технологии.

1961 год

Д.Маккеланд. Предприниматель – это  энергичный человек, действующий в  условиях умеренного риска

1964 год

П.Друкер. Предприниматель – это  человек, использующий любую возможность  с максимальной выгодой.

1975 год

А.Шапиро. Предприниматель – это  человек, проявляющий инициативу. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возникшую неудачу.

1985 год

Р.Хизрич. Предпринимательство – это  процесс создания чего-то нового, что  обладает стоимостью, а предприниматель  – это человек, который затратит на это необходимые время и  силы, беря на себя весь финансовый, психологический  и социальный риск, получая в награду  деньги и удовлетворение достигнутым.




«инициативу соединения земли, капитала и труда  в единый процесс производства товаров  и услуг.

Таблица  1- Эволюция термина «предприниматель»

 

 

    Таким  образом, рассмотрев все исторические  определения предпринимательства,  можно прийти к логическому  аспекту и выявить основные  составляющие этого понятия: инициатива, риск, ответственность, планирование, организация, контроль, свобода распоряжения  средствами, поиск новых решений.  Категория предпринимательство  ассоциируется с рядом других  понятий – таких, как «бизнес», «дело», «предприятие», «предприимчивость».

Бизнес –  это «экономическая деятельность, осуществляемая частными лицами, предприятиями или  организациями по извлечению природных  благ, производству или приобретению и продаже товаров или оказанию услуг в обмен на другие товары, услуги или деньги к взаимной выгоде заинтересованных лиц или организаций».

Так, в зарубежной теории предпринимательство («enterpreneurship») рассматривается как процесс создания нового бизнеса, удовлетворяющего определенные потребности в продуктах или услугах на базе использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых ресурсов. В последнее время предпринимательство ставится в один ряд с основными факторами производства.

В энциклопедическом словаре предпринимателя понятие «предпринимательство» трактуется как «инициативная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени и под свою имущественную ответственность или от имени и под юридическую ответственность юридического лица. Предприниматель может осуществлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультативную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами».

    Предпринимательство  в рыночной экономике выполняет  следующие функции: общеэкономическую,  ресурсную, творческо-поисковую,  социальную и организаторскую.

    В  результате, к важнейшим чертам  предпринимательства следует отнести:

  • самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов. Любой предприниматель свободен в принятии решения по тому или иному вопросу, в рамках правовых норм;
  • экономическую заинтересованность. Главная цель предпринимательства получение максимально возможной прибыли. Вместе с тем преследуя свои сугубо личные интересы получения высокого дохода, предприниматель способствует достижению общественного интереса;
  • хозяйственный риск и ответственность. При любых самых выверенных расчетах неопределенность, риск остаются.

Перечисленные важнейшие признаки предпринимательства  взаимосвязаны и действуют одновременно. 

    Для  формирования предпринимательства  необходимы определенные условия:  экономические, социальные и правовые. Экономические условия – это в первую очередь предложения товаров и спрос на них; виды товаров, которые могут приобрести покупатели; объемы денежных средств, которые они могут истратить на эти покупки; избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, то есть на их возможности приобретения товаров. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования предпринимательства. Прежде всего, это стремление покупателей приобретать товар, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах эти потребности меняются. Существенную роль играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально- культурной среды. Эти нормы оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и посредством этого – на  спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение отдельного индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы, к условиям труда, предлагаемым бизнесом. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках соответствующей правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий. Это в первую очередь наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для развития предпринимательства: упрощенная и ускоренная процедура открытия и регистрации предприятий; совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательской деятельности.

    Для  характеристики предпринимательства  как экономической категории  необходимо раскрыть его субъекты  и объекты. Субъектами предпринимательства  могут быть как частные лица (организаторы единоличного, семейного,  а также более крупного производств), так и объединения партнеров.  Объект предпринимательства –  наиболее эффективная комбинация  факторов производства для максимизации  дохода.

   Все  многообразие предпринимательской  деятельности может быть классифицировано  по различным признакам: по  срокам существования, по виду, по темпам роста, по формам  собственности и другие.

  По срокам  существования можно разделить  на  новые и уже существующие  предприятия. 

  По темпам  роста и уровню прибыльности  есть медленно- и быстрорастущие  предприятия, низкорентабельные  и высокорентабельные, медленно-наращивающие  темпы развития, низкорисковые и  высокорисковые.

По виду или  назначению предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, финансовую и консультативную. Все  эти виды могут функционировать  раздельно или вместе. Эта классификация  связана с типовыми фазами воспроизводственного цикла (производство – обмен –  распределение – потребление). Производственное предпринимательство можно назвать  ведущим видом предпринимательства. Здесь осуществляется производство продукции, товаров, работ, оказание услуги, создаются определенные духовные ценности. Наибольшее развитие получило коммерческое предпринимательство. Оно характеризуется операциями и сделками по купле – продаже товаров и услуг. Если производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10-20% рентабельности предприятия, то коммерческое – 20-30%, а нередко и выше. Особенным видом предпринимательской деятельности является финансовая. Его сфера – обращение, обмен стоимостей. Финансовая деятельность проникает и в производственную, и в коммерческую. Однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело.

 По признакам  законности существует законное, незаконное и лжепредпринимательство.

 В зависимости  от распределения деятельности  на различных территориях: местное,  региональное, национальное, международное,  мировое.

  По количеству  собственников предпринимательская  деятельность может быть индивидуальной  и коллективной.

  По формам  собственности имущество предприятия  может быть частным, государственным,  муниципальным, а также находится  в собственности общественных  объединений. 

  Формы  предпринимательства, в свою очередь,  можно разделить на организационно-правовые  и организационно-экономические.  В числе организационно-правовых  форм – товарищества, общества, кооперативы.  Товарищество представляет собой  объединение лиц, созданное для  осуществления предпринимательской  деятельности. Участники товарищества  подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с  неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество  с ограниченной ответственностью). Общества создаются по соглашению  не менее двух граждан либо  юридических лиц путем объединения  их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме)  в целях осуществления хозяйственной  деятельности. Наиболее распространенными  являются акционерные общества. Предприятие, созданное группой  лиц для совместной производственной  или иной хозяйственной деятельности, называется кооперативным. Обязательным  в кооперативе является личное  трудовое и иное участие его  членов в деятельности кооператива,  а также объединение его участниками  имущественных паевых взносов.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК