Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

В региональном разрезе  наиболее высокая предпринимательская  активность населения отмечена в  г. Алматы (12,2 предприятия на 1000 жителей) и г. Астане (7,9), а также в Мангистауской (3,8) и Павлодарской (3,7) областях.

Малое предпринимательство  обладает значительным потенциалом  в сфере трудоустройства населения. По расчетным данным, на 1 июля 2004 г. численность занятых на предприятиях малого бизнеса республики составила 494,1 тыс. чел. и увеличилась по сравнению  с аналогичным периодом прошлого года на 3,3%.

В отраслевом разрезе каждый третий работник был занят на предприятиях, относящихся к сфере торговли, ремонта автомобилей, бытовых изделий  и предметов личного пользования, каждый шестой — на предприятиях промышленности и строительства.

Наибольший прирост уровня доходов от реализации продукции (товаров, услуг) наблюдается в отрасли  строительства (на 17,4%), наименьший —  в гостиничном и ресторанном  бизнесе (на 1,5%).

Как видно из представленной информации, четкого ответа на вопрос о качественном прорыве в развитии предпринимательства, о наличии  инновационного тренда в деятельности малого бизнеса не существует.

Вместе с тем на основе статистических данных можно рас-сматривать объемы инвестиционных расходов малых  предприятий по основным направлениям, что позволит судить о тенденциях эко-номического развития малого бизнеса [7]. Общая сумма инвестиций в нефинансовые активы за 2003 г. в фактических ценах  составила 337,6 млрд. тенге, что в 1,3 раза превышает уровень предыдущего года, из них 140 млрд. тенге, или 42%, направлены на пополнение товарно-материальных запасов и 187,4 млрд. тенге, или 56%, - в основной капитал.

Анализ инвестиционных вложений в основной капитал показал, что предпочтение отдается вкладам  в здания и сооружения, машины и  оборудование. Доля же нематериального  основного капитала остается низкой, что говорит о низком инновационном  потенциале сферы.

Во многом данная ситуация обусловлена высокой степенью износа основных средств на малых предприятиях: 22% - в 2003 г., 23% -в 2002 г. Вместе с тем  обрабатывающая промышленность не характеризуется  высокой динамикой замены устаревших активов. Наиболее высокий коэффициент  обновления сложился на предприятиях строительства, рыбоводства, горнодобывающей  промышленности, в финансовых структурах.

Также следует отметить, что из стоимости основных средств, приобретенных малыми предприятиями, около половины (40%) составляют средства подержанные. Кроме того, затраты  на капитальный ремонт составляют лишь 1% к стоимости на конец 2003 г.

Меры, предпринимаемые государством

Совершенно очевидно, что  базис дальнейшего развития малого предпринимательства в целом  сложился и можно ожидать более  существенный вклад малого бизнеса  в процесс диверсификации казахстанской  экономики.

Вместе с тем и на текущем этапе правительством принимаются  меры, позволяющие стимулировать  высокотехнологичную состав-ляющую хозяйственной деятельности, в т.ч. через законодательную деятельность и реализацию мероприятий по формированию инновационной инфраструктуры.

Так, в области фискальной политики подготовлены предложения  по внесению изменений в налоговое  законодательство, которые формируют  необходимую мотивацию для предприятий  к созданию новых высокотехнологичных  производств, технологическому перевооружению, внедрению международных стандартов качества.

К примеру, предусматривается  льготный порядок исчисления корпоративного подоходного налога для организаций, реализующих продукцию с высокой  добавленной стоимостью (снижение налога на 30%), а при соблюдении дополнительного  условия по внедрению систем международных  стандартов качества и экологического менеджмента ИСО 9000 и 14000 - снижение на 50%.

Для повышения привлекательности  инвестиционного климата также  вводится норма об освобождении инвестиционных проектов от корпоративного налога на срок до 10 лет с момента ввода  в эксп-луатацию (определен соответствующий  перечень отраслей).

Качественно новый импульс  ускоренному переходу предприятий  на международные стандарты придаст  принятие внесенного правительством в  Парламент Закона «О техническом  регулировании». Законопроект, предельно приближенный к международной модели, четко разделяет требования к продукции на две части -безопасность и потребительское качество. Тем самым будет создана системная основа для мотивации отечественного производства к выходу на международный уровень стандартов и адекватная Индустриально-инновационной стратегии.

Кроме того, Казахстан первым среди стран СНГ начал создание принципиально новой организации  управления экономическим развитием - Национальной инновационной системы.

Система, предполагаемая к  созданию в Казахстане, состоит из четырех основных элементов. Это  научный потенциал, инновационные  предприятия,, финансовая (венчурная)и  инновационная инфраструктуры. Особая роль будет придана технопаркам. В соответствии с Концепцией развития они будут формироваться на двух уровнях: парки национального и  регионального уровней.

Таким образом, создается  максимально благоприятствующий климат для роста удельного веса инновационной  составляющей экономики, для обеспечения  реального технологического прорыва  Казахстана.

Одним из ключевых приоритетов  Стратегии «Казахстан - 2030» является экономический рост на основе сбалансированного  развития экономики, поэтапного замещения  сырьевой составляющей в валовом  региональном продукте на высокотехнологичную, в т. ч. экспортную, продукцию, увеличения доли перерабатывающих производств  и прежде всего наукоемкий в собственном  предпринимательском развитии.

Государство способствует становлению поддерживающей инфраструктуры, совершенствованию налогового и  административного законодательства, но и бизнес- ассоциации, и банковские структуры, и хозяйствующие субъекты должны перейти к более конкретной работе, в т.ч. по поддержке прорывных  разработок, рациональных решений в  становлении высоко-технологичного производства, по развитию франчайзинга и аут-сорсинга совместно с ведущими мировыми производителями и крупными национальными компаниями. Только совместными  усилиями всех субъектов экономических  отношений можно обеспечить действительно  высокую степень конкурентоспособности  на-циональной экономики.

Стратегия индустриально-инновационного развития

Одним из ключевых приоритетов  Стратегии «Казахстан-2030» является экономический рост на основе сбалансированного  развития экономики, поэтапного замещения  сырьевой составляющей в валовом  региональном продукте на высокотехнологичную, в т.ч. экспортную, продукцию, увеличения доли перерабатывающих производств  и прежде всего наукоемких, с высокой  добавочной стоимостью. 

 Тенденции развития  мирового сообщества свидетельствуют  о возрастающем влиянии инновационной  деятельности на темпы экономического  роста. На мировом рынке продукты  интеллектуального труда имеют  более высокую стоимость по  сравнению с другими сферами  экономической деятельности. Требования  рынка диктуют необходимость  создания условий для широкого использования нововведений, усиления инновационной активности.

Инновационная политика является мощным рычагом, позволяющим обеспечить структурную перестройку, насытить рынок разнообразной конкурентоспособной  продукцией с высокой добавленной  стоимостью. Поэтому реализация инновационной  политики

  

2.2  Анализ современного состояния  малого и среднего бизнеса  в Республике Казахстан

 

В целом, за годы рыночных реформ предпринимательский сектор занял  заметное место в обществе. Достигнута главная стратегическая цель: возможность  заниматься малым и средним бизнесом стала реальной и неотъемлемой частью конституционных прав граждан республики.

      По состоянию на 1 января 2002 года  количество зарегистрированных  малых предприятий  составило  102182 субъектов, из них действующих  77398, из которых активных было  выявлено 39590.

     На начало 2003 года в Республике  Казахстан было зарегистрировано 110506 предприятий малого бизнеса.  Из них число действующих составило  83987, из которых активных –  41478 предприятий. На 1 января 2004 года  количество зарегистрированных  субъектов малого бизнеса составило  130779 предприятий. Из них действующих  – 93494, из которых активных  было выявлено 46194.   На 1 января 2005 года же, количество зарегистрированных  предприятий малого бизнеса составило  145087 единиц. Из них действующих  103291 единиц, из которых активных 51339 предприятий. 

   Численность граждан, занятых  в малом бизнесе, увеличилась  на 15% и достигла 1394 человека. Доходы  субъектов малого и среднего  предпринимательства от реализации  товаров и услуг увеличились  на 11% и составили в первом полугодии  2004 года 365 млрд. тенге.    По  данным официальной статистики  на 1 января 2003 года в республике  насчитывается 442,334 тысяч субъектов  малого предпринимательства, на  которых занято 1,0036 млн. человек

     То есть, на первый взгляд, благодаря  благоприятной экономической конъюнктуре  в стране и гибкому правовому  полю малый бизнес развивается  динамичнее, чем средний.    Так, в таблице 3 отражено соотношение  количества малого и среднего  бизнеса. 

Таблица 3- Количество юридических лиц 

(по состоянию  на 1 января 2005 года, единиц)

 

Всего

                               Из них 

действующие

в том числе активные

 

2003

2004

2003

2004

2003

2004

Республика

Казахстан

173686

190045

134510

142628

81490

86269

Ма

лые

161028

177334

123029

130961

70484

75173

Сре

дние

10635

10700

9711

9865

9309

9363

Крупные

2023

2011

1770

1802

1697

1733


 

     По таблице видно, что увеличивается  количество малых предприятий  быстрыми темпами, чем средних  и тем более крупных. Так,  если в 2004 году малых предприятий  увеличилось на 16306 единиц, то средних  всего на 65 единиц, по сравнению  с 2003 годом. А в качественном  соотношении, из 587 тысяч всех  субъектов малого предпринимательства  количество индивидуальных предпринимателей  составляет 362 тысячи, или около 70%. В сельском хозяйстве и сфере  торговли занято свыше 60% субъектов  малого и среднего предпринимательства.  А в 80% малых предприятий численность  занятых не превышает 6 человек.  Число бездействующих предприятий  малого бизнеса выросло на 15% и  достигло 40 тысяч. Таким образом,  на фоне высоких темпов роста  основных показателей малого  и среднего бизнеса сама структура  предпринимательства недиверсифицирована.  То есть, статус индивидуального  предпринимателя и торгово-закупочная  деятельность наиболее привлекательны  для большинства предпринимателей.       

    По данным официальной статистики  на 1 января 2003 года в республике  насчитывается 442,334 тысяч субъектов  малого предпринимательства, на  которых занято 1,0036 млн. человек.

      Динамика количества малых предприятий,  занимающихся производством продукции,  показывает ежегодное увеличение. Однако они не оказывают значительного  влияния на производственную  сферу в целом. На начало 2003 года лишь каждое третье малое  предприятие было занято производственной  деятельностью, промышленной деятельностью  было занято каждое восьмое,  а строительной – каждое десятое  малое предприятие. Доля объема  промышленной продукции, произведенной  малыми предприятиями, в общем  объеме промышленного производства  продукции по республике составила  всего 4,7%, в то время, как  в розничной торговле удельный  вес субъектов малого предпринимательства  в общем объеме составляет 75%.

Крайне  низкий удельный вес малого  и  среднего бизнеса в промышленности в целом и обрабатывающей в  частности свидетельствует, что  используемые до настоящего времени  формы и методы государственной  поддержки оказались недостаточно эффективными для качественных положительных  изменений отраслевой структуры  малого и среднего бизнеса. Наибольшее число предприятий малого бизнеса задействовано в сфере торговли.

Отраслевая  структура малого предпринимательства  представлена в следующей таблице 4.

Таблица 4 - Структура субъектов малого предпринимательства по отраслям в Республике Казахстан на  1 января 2005 года

 

 

Отрасли

Количество действующих СМП, единиц

Удельный вес Количества действующих  СМП в общем количестве субъектов  рынка, %

1

2

3

Сельское хозяйство, охота и лесоводство

105151

98,4

Рыболовство, рыбоводство

512

92,4

1

2

3

Промышленность

12596

82,8

Строительство

8768

90, 0

Торговля, ремонт автомобилей и изделий  домашнего пользования

111824

98,7

Гостиницы и рестораны

6278

98,2

Транспорт и связь

19837

94,3

Операции с недвижимостью, аренда и услуги предприятиям

10988

60,0

Образование

974

9,4

Здравоохранение, социальные услуги

3056

44,0

Прочие услуги

16532

68,3

Всего

296521

87,0

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК