Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа
Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
Диаграмма позволяет наглядно
оценить различия в отраслевой
структуре малого
В региональном аспекте наблюдается концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно развитых и густонаселенных районах. Так, на 1 января 2005 года к их числу относятся г. Алматы, где функционирует 34 % от общего количества малых предприятий, г. Астана – 7,1 %, Южно - Казахстанская – 9 %, Карагандинская – 7 % и Восточно - Казахстанская – 7,5 % области. Пропорциональное и равномерное развитие предпринимательства по всем регионам республики является задачей, переходящей из одной программы в другую. Если сравнивать статистику за несколько последних лет, можно отметить небольшие изменения в региональной структуре отечественного предпринимательства, но они не достаточно значительные для сопоставления их и составления динамики (табл.5).
Таблица 5 - Количество предприятий малого бизнеса по регионам Республики Казахстан (по состоянию на 01.01.2005 год)
Зарегестрированные, единиц |
Действующие | ||||||
Всего единиц |
Из них активные, единиц |
Численность занятых, тысяч человек | |||||
Республика Казахстан |
145087 |
103291 |
51339 |
524,6 | |||
Акмолинская |
4790 |
3534 |
2473 |
17,1 | |||
Актюбинская |
5487 |
4298 |
1952 |
32,8 | |||
Алматинская |
6108 |
4574 |
3084 |
24,2 | |||
Атырауская |
3735 |
3245 |
1375 |
19,9 | |||
Восточно-Казахстанская |
9569 |
6838 |
3845 |
43,2 | |||
Жамбыльская |
4206 |
2990 |
1161 |
16,7 | |||
Западно-Казахстанская |
3039 |
2586 |
1141 |
22,6 | |||
Карагандинс кая |
9129 |
6649 |
3116 |
38,9 | |||
Костанайская |
5551 |
4332 |
2275 |
25,4 | |||
Кызылординская |
2762 |
2349 |
1513 |
9,2 | |||
Мангистаус кая |
3936 |
3282 |
1181 |
17,7 | |||
Павлодарская |
6962 |
4749 |
2635 |
20,3 | |||
Северо-Казахстанская |
3496 |
2725 |
1442 |
23,3 | |||
Южно-Казахстанская |
13248 |
9194 |
4407 |
35,9 | |||
г. Астана |
11953 |
9950 |
5010 |
43,5 | |||
г.Алматы |
51116 |
31996 31996 |
14729 |
133,9 |
Сегодня все отмечают, что предпринимательство
в Казахстане несет в себе
больше экономические мотивы, нежели
социальные. На инициативы малого
бизнеса делается акцент в
Стратегии индустриально-
Анализ динамики развития малого и среднего бизнеса свидетельствует о сложившихся определенных тенденциях:
- продолжающийся рост
- концентрация
малых предприятий в
- сосредоточение субъектов
Далее сделана
попытка систематизировать
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
Для выявления
эффективности использования
В качестве
базы для исследования нами были использованы
данные финансово-хозяйственной
Рынок пива и безалкогольных напитков. На рынке пива ведущие рыночные позиции занимает ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» (ППЗ).
Анализируемое предприятие специализируется на выпуске пива, безалкогольных напитков и кваса. До 1992 года производство пива составляло 550 тысяч дкл. в год, безалкогольных до 560 тысяч дкл. Продукция предприятия обладает высоким уровнем качества, поскольку в производстве задействован высокопрофессиональный трудовой коллектив. Так, средний стаж работы на предприятии основных специалистов завода составляет 20 лет. Процесс пивоварения является технологически сложным и тонким процессом, на который влияет значительное количество факторов, в этой связи для достижения высокого уровня качества продукции необходим большой опыт.
Сегодня на предприятии используется опыт пивоваров России, Германии, Чехии, где закупается современное оборудование и основные виды сырья: солод, хмель.
В таблице 6 приведены данные об объемах выпускаемой продукции предприятием.
Таблица 6- Производство продукции ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»
Наименование продукта |
1993 г. |
2001 г. |
2002 г. |
2003 г. |
2004 г. |
1. Пиво |
417,8 |
267,8 |
351,6 |
429,8 |
431,8 |
2. Безалкогольные напитки |
74,3 |
8,0 |
4,9 |
2,3 |
7,7 |
В том числе фруктовая вода |
74,3 |
8,0 |
4,9 |
2,3 |
1,1 |
Квас |
- |
- |
- |
- |
6,6 |
П р и м е ч а н и е – составлено по данным ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» |
Как видно из таблицы 8, с 1993 г. по 2000 г. наблюдался резкий спад объемов производства пива и безалкогольных напитков, причинами которого явились экономический кризис, охвативший страны СНГ и импорт пива из Китая по низким ценам. Вместе с тем, начиная с 2001 г. наблюдался рост объемов производства, достигший в этом же году 267,8 тыс. дкл. Но в то же время в 2004 г. объем вырос незначительно и динамика роста объема замедлилась. Это связано с конкуренцией на рынке г. Павлодар.
Тенденция снижения объемов производства безалкогольных напитков связана с недостаточной маркетинговой деятельностью. Данная продукция не выдержала конкуренции по рекламе, цене, упаковке, несмотря на то, что превосходит многие имеющиеся аналоги по вкусовым качествам.
По данным
финансовой отчетности
На предприятии осуществляется контроль качества выпускаемой продукции, имеется Государственная лицензия на право производства продукции, а также организована реализация продукции через собственную торговую сеть.
В соответствии
с учетной политикой и принятым
Уставом финансово-
Таблица 9 показывает,
что за 2004 г. выпуск пива составил 431,8
тыс. декалитров. Товарная продукция 139401
тыс. тенге в оптовых действующих
ценах снижена на 3,4% в связи
с изменениями в ассортименте.
Производство пива бутылочного составило
23,2 тыс. дкл., что ниже, чем в 2003 г.
на 9,7 тыс. дкл. Сортового пива было произведено
12,3 тыс. дкл., что также меньше, чем
в 2003 г. на 5,3 тыс. дкл. Объем выпуска
кваса составил 6,6 тыс. дкл. Средняя
оптовая цена по пиву бутылочному
составила 475 тенге против прошлого
года 638 тенге. Фактический расход зерна
соответствовал утвержденной норме
с учетом фактической экстрактивности
и составлял 1,802 кг на дкл. готового
пива. Солода на производство пива было
израсходовано 748,3 тонны на сумму 27,2
млн. тенге. В 2003 г. средняя цена составила
34-77 тенге. Также повысились цены на
хмель с 649 до 908 тенге за 1 кг. Расход
сырья, материалов и потери пива на
предприятии соответствуют
Наименование |
Выпуск (дкл) |
Среднегодовая оптовая цена |
Сумма | |
В тенге |
В % | |||
Пиво Бутылочное Бочковое Итого |
23215 408627,3 431842,3 |
637-56 308-91 |
14800955 126229059 141030014 |
10,4 88,6 99,0 |
Безалкогольные напитки Фруктовая вода Квас Итого |
1598 6064,1 7662,1 |
312-09 146-11 |
498720 886026 1384746 |
0,4 0,6 1,0 |
Дробина Всего |
360 |
100-40 |
36144 142450904 |
100,0 |
Как видно из таблицы 10, в структуре товарного ассортимента доминирует пиво (99%). Для устойчивости положения ОАО «ППЗ» следует изменить структуру за счет расширения товарного ассортимента, то есть осуществить диверсификацию.
Таблица 8- Результаты
финансово-хозяйственной
(тыс. тенге)
Наименование показателей |
2003 г. |
2004 г. |
+/ - |
Доход от реализации продукции |
153723 |
163066 |
+9343 |
Себестоимость реализованной продукции |
74465 |
99006 |
+24541 |
Валовой доход |
79258 |
64060 |
-15198 |
Расходы периоды |
49810 |
49222 |
-588 |
Доход от обычной деятельности |
29448 |
14834 |
-14614 |
Подоходный налог |
14264 |
9631 |
-4633 |
Чистый доход после |
15184 |
5207 |
-9977 |
П р и м е ч а н и е – составлено по данным ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» |
Рост себестоимости реализованной продукции в 2004 г. на 24541 тыс. тенге произошел за счет увеличения стоимости сырья (солода, хмеля) (таблица 8).
Одним из важных направлений развития предприятия явилось повышение уровня материально-технического обеспечения: замена устаревшего оборудования и обновление техники. Основные средства были приобретены на общую сумму 6312 тыс. тенге. Основная часть основных фондов возросла с 29,8 до 37,4 млн. тенге и составила 52,2% к общей сумме активов предприятия. Прибыль отчетного года была направлена на социальные выплаты работникам предприятия в размере 9930 тысяч тенге.
Имея устойчивое
финансовое положение, предприятие
пользовалось краткосрочными кредитами
для приобретения сырья - солода, хмеля.
Заводом был взят и погашен
в срок кредит в размере 4000 тыс. тенге.
В декабре 2004 г. ОАО «Павлодарский
пивоваренный завод» получило долгосрочный
кредит в АТФ банке г. Павлодара
на общую сумму 11200 тыс. тенге на приобретение
оборудования в цех розлива пива.
Все суммы дебиторской и
Таблица 9- Выплаты налогов по ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» за 2004 г.
Наименование |
тыс. тенге |
% |
Акцизы |
22275 |
32,2 |
НДС |
22803 |
32,9 |
Подоходный налог с |
9631 |
13,9 |
Налог на имущество |
240 |
0,3 |
Подоходный налог с физических лиц |
4325 |
6,2 |
Социальный |
8551 |
12,4 |
Аренда земли |
127 |
0,2 |
Подоходный налог у источников выплаты |
1090 |
1,6 |
Прочие налоги |
172 |
0,2 |
Итого |
69231 |
100 |
П р и м е ч а н и е – составлено по данным ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» |