Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

     

     Диаграмма позволяет наглядно  оценить различия в отраслевой  структуре малого предпринимательства  республики (приложение В). Помимо  рыболовства, наименьшие доли  в отраслевой структуре СМП  занимают здравоохранение и образование,  так как эти отрасли приносят  меньше дохода, к тому же, основная часть населения обращается к государственным услугам медицины и образования. 

      В региональном аспекте наблюдается концентрация малого бизнеса в наиболее промышленно развитых и густонаселенных районах. Так, на 1 января 2005 года к их числу относятся г. Алматы, где функционирует 34 % от общего количества малых предприятий, г. Астана – 7,1 %, Южно - Казахстанская – 9 %, Карагандинская – 7 % и Восточно - Казахстанская – 7,5 % области. Пропорциональное и равномерное развитие предпринимательства по всем регионам республики является задачей, переходящей из одной программы в другую. Если сравнивать статистику за несколько последних лет, можно отметить небольшие изменения в региональной структуре отечественного предпринимательства, но они не достаточно значительные для сопоставления их и составления динамики (табл.5).

 

 

 

Таблица 5 - Количество предприятий малого бизнеса  по регионам Республики Казахстан (по состоянию на 01.01.2005 год)

 

Зарегестрированные, единиц

Действующие

Всего единиц

Из  них активные, единиц

Численность занятых, тысяч человек

 
Республика Казахстан
145087

103291

51339

524,6

Акмолинская
4790

3534

2473

17,1

Актюбинская
5487

4298

1952

32,8

Алматинская

6108

4574

3084

24,2

Атырауская

3735

3245

1375

19,9

Восточно-Казахстанская

9569

6838

3845

43,2

Жамбыльская

4206

2990

1161

16,7

Западно-Казахстанская

3039

2586

1141

22,6

Карагандинс

кая

9129

6649

3116

38,9

Костанайская

5551

4332

2275

25,4

Кызылординская

2762

2349

1513

9,2

Мангистаус

кая

3936

3282

1181

17,7

Павлодарская

6962

4749

2635

20,3

Северо-Казахстанская

3496

2725

1442

23,3

Южно-Казахстанская

13248

9194

4407

35,9

г. Астана

11953

9950

5010

43,5

г.Алматы

51116

31996 31996

14729

         133,9


 

  Сегодня все отмечают, что предпринимательство  в Казахстане несет в себе  больше экономические мотивы, нежели  социальные. На инициативы малого  бизнеса делается акцент в  Стратегии индустриально- инновационного  развития, на активность малого  бизнеса полагаются экономики  депрессивных городов. Однако, когда  численность занятых в малом  бизнесе всего в два раза  больше зарегистрированных субъектов  малого предпринимательства, а  количество малых предприятий  в форме юридического лица  практически в 4 раза меньше  количества предпринимателей без  образования юридической формы,  то налицо фактор социальной  направленности сферы малого  бизнеса. 

Анализ динамики развития малого и среднего бизнеса свидетельствует  о сложившихся определенных тенденциях:

- продолжающийся рост количества  субъектов малого и среднего  предпринимательства и численности  занятых практически во всех  отраслях экономики; 

- концентрация  малых предприятий в индустриально-  развитых областях и городах; 

- сосредоточение субъектов малого  и среднего предпринимательства  преимущественно в сфере торговли  и услуг.

     Далее сделана  попытка систематизировать проблемы, препятствующие развитию малого  и среднего предпринимательства.  Такая систематизация помогает  определить степень важности  проблем, их изучение и решение.

 

2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)

 

Для выявления  эффективности использования предпринимательской  деятельности на предприятиях пищевой  промышленности рассмотрим деятельность предприятия по производству пива.

В качестве базы для исследования нами были использованы данные финансово-хозяйственной деятельности такой компании, как ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» (ППЗ) – предприятие, специализирующееся на производстве пива и безалкогольных напитков.

Рынок пива и безалкогольных напитков. На рынке пива ведущие рыночные позиции занимает ОАО «Павлодарский пивоваренный завод» (ППЗ).

Анализируемое предприятие специализируется на выпуске  пива, безалкогольных напитков и кваса. До 1992 года производство пива составляло 550 тысяч дкл. в год, безалкогольных до 560 тысяч дкл. Продукция предприятия  обладает высоким уровнем качества, поскольку в производстве задействован высокопрофессиональный трудовой коллектив. Так, средний стаж работы на предприятии  основных специалистов завода составляет 20 лет. Процесс пивоварения является технологически сложным и тонким процессом, на который влияет значительное количество факторов, в этой связи  для достижения высокого уровня качества продукции необходим большой  опыт.

Сегодня на предприятии используется опыт пивоваров  России, Германии, Чехии, где закупается современное оборудование и основные виды сырья: солод, хмель.

В таблице 6 приведены данные об объемах выпускаемой продукции  предприятием.

Таблица 6- Производство продукции  ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»

                                                                                   т. дкл

Наименование продукта

1993 г.

2001 г.

2002 г.

2003 г.

2004 г.

1. Пиво

417,8

267,8

351,6

429,8

431,8

2. Безалкогольные напитки

74,3

8,0

4,9

2,3

7,7

В том числе фруктовая вода

74,3

8,0

4,9

2,3

1,1

Квас

-

-

-

-

6,6

П р и м е ч а н и е  – составлено по данным ОАО «Павлодарский  пивоваренный завод»


 

Как видно  из таблицы 8, с 1993 г. по 2000 г. наблюдался резкий спад объемов производства пива и безалкогольных напитков, причинами  которого явились экономический  кризис, охвативший страны СНГ и  импорт пива из Китая по низким ценам. Вместе с тем, начиная с 2001 г. наблюдался рост объемов производства, достигший  в этом же году 267,8 тыс. дкл. Но в то же время в 2004 г. объем вырос незначительно  и динамика роста объема замедлилась. Это связано с конкуренцией на рынке г. Павлодар.

Тенденция снижения объемов производства безалкогольных напитков связана с недостаточной  маркетинговой деятельностью. Данная продукция не выдержала конкуренции  по рекламе, цене, упаковке, несмотря на то, что превосходит многие имеющиеся  аналоги по вкусовым качествам.

 По данным  финансовой отчетности предприятия  можно сделать вывод о том,  что коэффициент обновления основного  капитала, уменьшился в 2003 г., достигнув  уровня 2002 г. в 2004 г. Эти колебания  были связаны с тем, что происходило  усовершенствование производственного  процесса, за счет покупки нового оборудования, потребовавшей значительных затрат, в промежутках между которыми коэффициент и снижался.

На предприятии  осуществляется контроль качества выпускаемой  продукции, имеется Государственная  лицензия на право производства продукции, а также организована реализация продукции через собственную  торговую сеть.

В соответствии с учетной политикой и принятым Уставом финансово-хозяйственная  деятельность предприятия направлена на удовлетворение спроса населения  Павлодарской области в пиве и  безалкогольных напитках.

Таблица 9 показывает, что за 2004 г. выпуск пива составил 431,8 тыс. декалитров. Товарная продукция 139401 тыс. тенге в оптовых действующих  ценах снижена на 3,4% в связи  с изменениями в ассортименте. Производство пива бутылочного составило 23,2 тыс. дкл., что ниже, чем в 2003 г. на 9,7 тыс. дкл. Сортового пива было произведено 12,3 тыс. дкл., что также меньше, чем  в 2003 г. на 5,3 тыс. дкл. Объем выпуска  кваса составил 6,6 тыс. дкл. Средняя  оптовая цена по пиву бутылочному  составила 475 тенге против прошлого года 638 тенге. Фактический расход зерна  соответствовал утвержденной норме  с учетом фактической экстрактивности  и составлял 1,802 кг на дкл. готового пива. Солода на производство пива было израсходовано 748,3 тонны на сумму 27,2 млн. тенге. В 2003 г. средняя цена составила 34-77 тенге. Также повысились цены на хмель с 649 до 908 тенге за 1 кг. Расход сырья, материалов и потери пива на предприятии соответствуют утвержденным нормам (табл.7).

Таблица 7- Структура выпуска товарной продукции 

 

Наименование

Выпуск (дкл)

Среднегодовая оптовая цена

Сумма

В тенге

В %

Пиво 

Бутылочное

Бочковое

Итого

 

23215

408627,3

431842,3

 

637-56

308-91

 

14800955

126229059

141030014

 

10,4

88,6

99,0

Безалкогольные напитки

Фруктовая вода

Квас

Итого

 

 

1598

6064,1

7662,1

 

 

312-09

146-11

 

 

498720

886026

1384746

 

 

0,4

0,6

1,0

Дробина

Всего

360

100-40

36144

142450904

 

100,0


 

Как видно из таблицы 10, в структуре  товарного ассортимента доминирует пиво (99%). Для устойчивости положения  ОАО «ППЗ» следует изменить структуру  за счет расширения товарного ассортимента, то есть осуществить диверсификацию.

 

Таблица 8- Результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятия

(тыс.  тенге)

Наименование показателей

2003 г.

2004 г.

+/ -

Доход от реализации продукции

153723

163066

+9343

Себестоимость реализованной продукции

74465

99006

+24541

Валовой доход

79258

64060

-15198

Расходы периоды

49810

49222

-588

Доход от обычной деятельности

29448

14834

-14614

Подоходный налог

14264

9631

-4633

Чистый доход после налогообложения 

15184

5207

-9977

П р и м е ч а н и е – составлено по данным ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»


 

Рост себестоимости  реализованной продукции в 2004 г. на 24541 тыс. тенге произошел за счет увеличения стоимости сырья (солода, хмеля) (таблица 8).

Одним из важных направлений развития предприятия  явилось повышение уровня материально-технического обеспечения: замена устаревшего оборудования и обновление техники. Основные средства были приобретены на общую сумму 6312 тыс. тенге. Основная часть основных фондов возросла с 29,8 до 37,4 млн. тенге  и составила 52,2% к общей сумме  активов предприятия. Прибыль отчетного  года была направлена на социальные выплаты  работникам предприятия в размере 9930 тысяч тенге.

Имея устойчивое финансовое положение, предприятие  пользовалось краткосрочными кредитами  для приобретения сырья - солода, хмеля. Заводом был взят и погашен  в срок кредит в размере 4000 тыс. тенге. В декабре 2004 г. ОАО «Павлодарский  пивоваренный завод» получило долгосрочный кредит в АТФ банке г. Павлодара  на общую сумму 11200 тыс. тенге на приобретение оборудования в цех розлива пива. Все суммы дебиторской и кредиторской задолженности реальны.  Недоимки по налогам не имеют, о чем свидетельствуют  акты сверки с налоговым комитетом. Оплачено в бюджет в 2004 г. налогов  на сумму 69231 тыс. тенге (таблица 9).

 

Таблица 9- Выплаты  налогов по ОАО «Павлодарский  пивоваренный завод» за 2004 г.

 

Наименование

тыс. тенге

%

Акцизы

22275

32,2

НДС

22803

32,9

Подоходный налог с юридических  лиц

9631

13,9

Налог на имущество

240

0,3

Подоходный налог с физических лиц

4325

6,2

Социальный

8551

12,4

Аренда земли

127

0,2

Подоходный налог у источников выплаты

1090

1,6

Прочие налоги

172

0,2

Итого

69231

100

П р и м е ч а н и е – составлено по данным ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК