Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

 

В целях повышения  качества выпускаемой продукции  в течение 2004 г. были проведены следующие  мероприятия:

  1. Проведена реконструкция квасного отделения и налажен выпуск кваса, что дало дополнительно товарной продукции на сумму 758 тыс. тенге.
  2. Осуществлена эффективная деятельность, связанная с улучшением оформления внешнего вида продукции, повышением качества сырья, внедрением в производство новых рас дрожжей.
  3. Увеличен ассортимент выпускаемой продукции.

Основными потребителями  продукции ОАО «Павлодарский  пивоваренный завод» являются частные  предприниматели, владеющие небольшими ресторанами, барами, кафе. В Павлодарской области крупными потребителями  пива наряду с г. Павлодар, являются г. Караганда, г. Усть-Каменогорск, где  имеются свои пивзаводы.

Анализ производственно-хозяйственной  деятельности ОАО «ППЗ» позволяет  сделать следующие выводы и предложения:

1. Проведенный  анализ  показывал, что предприятие  больше ориентировано на технологию, чем на конечных потребителей, поэтому, нами предлагается создание  отдела маркетинга на базе  коммерческого отдела.

2. Оценка  производственно-хозяйственной деятельности  демонстрирует, что с 1993 по 2001 гг. финансовые результаты компании  были подвержены рыночным колебаниям, однако с 2002 гг. наблюдалась тенденция  роста. Для поддержания имеющихся  позиций и дальнейшего развития  предприятия необходимо проведение  маркетинговых мероприятий.

3. Деятельность компании  характеризуется расширением товарного  ассортимента, выпуском новых сортов  пива, внедрением в производство  кваса. Тем не менее, в структуре  все же пока доминирует на 99% пиво, в этой связи необходимо  проведение диверсификации производства  путем увеличения доли безалкогольных  напитков и кваса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Перспективы развития предпринимательства в Казахстане

 

 

3.1 Перспективы  развития предпринимательской деятельности  в Казахстане

 

Наиболее  актуальной формой основания малого бизнеса для нашей республики  является франчайзинг. Первое франчайзинговое  соглашение было заключено еще в  XIX веке между компанией по производству швейных машин и ее дилерами. После Второй Мировой войны принципы франчайзинга широко начали использоваться в сфере гостиничного комплекса, розничной торговли и фармацефтического бизнеса. Следующий бум франчайзинговых отношений наблюдался в 60-70 годы, когда началось повсеместное распространение технологии быстрого приготовления пищи (фирма «Макдональдс»). В 90-е годы франчайзинг приобретает глобальный характер, так как франчайзинговые договора заключаются уже между представителями разных стран.

Франчайзинговая компания (франчайзер) дает своим членам – франчайзи  право пользоваться  именем фирмы, торговой маркой, продукцией, технологиями и так далее. Для начинающего  предпринимателя франчайзинг значительно  снижает степень риска открытия и функционирования нового предприятия. Франчайзинговое соглашение позволяет  новому бизнесу использовать огромный накопленный опыт существующего  предприятия и его работников, неслучайно, поэтому каждое 12-ое предприятие  за рубежом – франчайзинговое. Система  франчайзинговых отношений –  довольно новое явление не только у нас, но и за рубежом, поэтому  есть необходимость остановиться более  подробно на терминологии этого понятия.

Существует  три типа франчайзинговых отношений:

  1. Франчайзер – фирма, производящая продукцию или оказывающая услуги, передает франчайзи права по производству своей продукции или оказанию услуги.
  2. Франчайзер -  основной производитель продукции, передает франчайзи права по оптовой продаже своей продукции.
  3. Франчайзер – оптовый продавец, передает права по розничной продаже товаров фирме-франчайзи.

    Существуют три  основных вида франчайзинга: товарный, производственный и деловой. В  рамках первого франчайзером  является крупный производитель, у которого дилер – франчайзи приобретает право на продажу и сервисное обслуживание товаров соответствующей марки; реализация продукции конечным потребителям осуществляется от имени франчайзера. Примерами товарного франчайзинга могут служить дилерские сети по торговле автомобилями и системы фирменных бензоколонок.

Производственный  франчайзинг предполагает продажу  предприятиям-франчайзи технологий и сырья для изготовления определенного  продукта. Примером данного вида франчайзинга является производство безалкогольных напитков из концентратов и по технологии компании «Кока-кола».

Деловой франчайзинг  предполагает приобретение лицензии на так называемый «бизнес-формат», охватывающий практически все элементы производственно-хозяйственного цикла крупного предприятия: от сырья  и технологий до задействуемых организационных  схем и методов отчетности. Наибольшее распространение данный вид франчайзинга получил в бытовом обслуживании, гостиничном бизнесе, общественном питании. Именно так функционирует  всемирно известный «Макдональдс».

     Прежде чем выбрать  франчайзинговую форму организации  бизнеса, предприниматель должен  тщательно изучить положительные  и отрицательные моменты франчайзинга. К одним  из основных преимуществ  франчайзинга относится возможность  получения поготовки и обучения  у франчайзера. При чем франчайзер  организует процесс обучения  не только вопросам производства, но и бухгалтерского учета,  контроля за товарно- материальными  ценностями, управления трудовыми  ресурсами, вопросами страхования.  Обучение продолжается от нескольких  до нескольких недель. Для этого  специально создаются центры  по обучению. Например, такая знаменитая  фирма, как Макдональдс имеет  в своем распоряжении целый  Университет, в котором с 1961 года прошли обучение 40 тысяч  бизнесменов, менеджеров и рабочих.  В Университете 30 хорошо оборудованных  аудиторий, работает более 30 профессоров.  

   Другое немаловажное преимущество  – это финансовая поддержка  со стороны франчайзера, которая  проявляется не в прямой, а  в косвенной форме финансирования. Так, например, франчайзер может  разрешить отсрочить время оплаты  счетов за полученные товары, тем самым увеличивая оборотный  капитал франчайзи или выступить  гарантом при  получении кредита  в банке для франчайзи. Наконец,  финансовое преимущество заключается  еще в том, что если начало  независимого бизнеса требует  значительных первоначальных вложений, то при создании франчайзинговой  фирмы эти затраты значительно  меньше.

   Маркетинговая  помощь  заключается в том, что франчайзи  использует торговую марку и  имя франчайзера, который уже,  как правило, хорошо зарекомендовал  себя и имеет довольно широкий  круг потребителей. Франчайзи не  нужно тратить дополнительные  средства на рекламу и продвижение  товара, так как этим продолжает  заниматься фирма-франчайзер. Франчайзер  зачастую передает в процессе  обучения и основные методы управления бизнесом. Владея таким арсеналом и используя уже имеющийся опыт фирмы франчайзера, франчайзи имеет возможность не только быстрого старта, но и успешного функционирования бизнеса с самого его начала. Неслучайно по данным одного исследования 97% франчайзинговых фирм, основанных 5 лет назад, до сих пор.

     Основным путем для  роста фирмы очень часто является  расширение территориального диапазона  ее деятельности. Тем более, именно  этот фактор становится ограничивающим  во франчайзинговом контракте.  Франчайзи может действовать  только на территории, оговоренной  в контракте. Наконец, ограничение  независимости может стать критическим  фактором особенно для тех  предпринимателей, которые предпочитают  работать самостоятельно, без контроля  и  управления сверху.

           Сейчас  франчайзинг в Казахстане развивается  намного динамичнее, чем в два-три  года назад. Здесь только за  прошлый год появилось более  30 франчайзинговых конецпии. Если  до 2004 года их было около 20, то динамика роста очевидна  и  составила 25% за 2004 год. Почему  именно сейчас произошел скачок  – это состояние экономики  Казахстана. В первую очередь,  наличие большого количества  наличности и дефицита научных  проектов, в которые можно было  бы вложить деньги. С этой точки  зрения франчайзинговые схемы  – одни из самых привлекательных.  Кроме того, Правительство Казахстана  заинтересовано в развитии франчайзинга  как одной из форм развития  малого и среднего бизнеса  и считает правильным всемерно  способствовать   его развитию  и поддержке. На IV экономическом форуме, состоявшемся в Шымкенте 13-14 декабря, вице-премьер вице-министр экономики и бюджетного  планирования К. Айтекенов отметил, что франчайзингу следует уделять достаточно внимания.

         В 2002 году  Казахстан первым среди стран  СНГ принял Закон «О комплексной  предпринимательской лицензии».  В целом законодательная база  в Казахстане создает благоприятные  условия для развития франчайзинга. Сферы применения  франчайзинга  в Казахстане уже сегодня разнообразны: торговля – «Sela», общественное питание «Rostics», обучение, оздоровление и так далее.

      По данным Frandata Corporation, сферами экономики, в которых франчайзинг получил на сегодняшний день наибольшее распространение, являются заведения фаст-фуд, около 20% общемирового количества франчайзи, розничная торговля – 15 %,  сфера услуг – около 12%, автомобильные перевозки и обслуживание и перевозки – 8%, строительство – 7%. При этом около 50% всех франчайзинговых сетей мира работают в сфере торговли, где ключевое место принадлежит заведениям фаст-фуд, ресторанам, магазинов промышленных и продовольственных товаров. В среднем около 80% заведений фаст-фуд крупнейших мировых операторов находятся в управлении франчайзи.

     Сейчас франчайзинг  в наибольшей степени развит  на своей родине, в США, где,  по информации Международной  ассоциации франчайзинга, в рамках  около 1500 франчайзинговых сетей  существует более 350 тысяч франчайзи (франшизных точек). Годовой объем продаж системы франчайзинга превышает 1,5 триллиона долларов, при этом более 40% предприятий  розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 год – 50%). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает около 15% ВВП США. Приблизительно 60% ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50% которых работает по системе франчайзинга. Всего в странах ЕС сейчас действует  около     4000    франчайзинговых      сетей, в  которых     трудится  1,5 миллиона человек, а их годовой оборот превышает 120 миллиардов долларов. Компании Великобритании, Франции, Германии и других стран  достаточно активно используют систему франчайзинга. Так, к примеру в Великобритании ежегодный доход франчайзинговых сетей составляет более 10 миллиардов фунтов стерлингов. Во Франции, занимающей третье место (после Великобритании  и Германии) по количеству франчайзинговых сетей, насчитывается более 600 франчайзеров и 30 тысяч франчайзи.

      Одним из более  показательных примеров эффективной  реализации франчайзинговой технологии  является сеть компании McDonalds, представленная на сегодняшний день в 119 странах мира более 30000 ресторанов, около 75% (примерно 23000) из которых находятся в управлении франчайзи.

       Для казахстанского  рынка важно то, что франчайзинг  несет в себе новые стандарты  управления компаниями, и в результате  уровень казахстанских компаний  в сфере услуг, торговли, производства  не уступает западным, и за  этим следят западные владельцы  франчайзи. В настоящее время  в Казахстане начали формироваться  предприятия и учреждения, поддерживающие  франчайзинг, - консалтинговые, юридические  компании. Значителен интерес к  франчайзинговым схемам со стороны  банковского сектора, в частности,  Алматинско –Торгово -Финансовый  Банк разработал и применяет  специальную программу кредитования  приобретения франшиз. Эта программа  заметно отличается от обычной  практики кредитования предпринимателей, занятых в традиционных пока  еще направлениях бизнеса. Особенность  программы – пониженные процентные  ставки, льготы при погашении  основного долга, более длительный  срок кредитования.

         В Казахстане  складывается тенденция выбора  таких направлений франчайзингового  бизнеса, в котором имеется  определенный опыт. Например, американскую  франшизу «Office 1Superstore» - реализация канцелярских товаров приобрел предприниматель, который раньше уже работал на этом рынке. Предприниматель получил лицензию «Мастер франчайзи» на территорию Средней Азии и Казахстана. Это не первый случай в Казахстане, когда предприниматель имеет хорошие амбиции, дальновидность и не просто приобретает франшизу на один объект, а приобретает «Мастер-лицензию». В Казахстане сложился целый слой людей, которые имеют навыки работы в малом и среднем бизнесе и готовы выйти из этого бизнеса, который на сегодня их не устраивает, так как, например его вытеснили с рынка конкуренты или он работал на хозяина, а хочет иметь собственный бизнес. Франчайзинг для таких предпринимателей – хороший вариант.

    Но, пока для большинства  казахстанских предпринимателей  сложно потянуть порок стоимости  франшизы более 100000 долларов США,  а именно за этим порогом  находятся самые популярные бренды. Конечно, в Казахстане есть  более интересные сферы для  серьезных инвестиций  - это сфера  услуг нефтегазовому и горнодобывающему  сектору, в которую вовлечено  значительное количество свободных  средств. Но существуют франшизы, которые могли бы заинтересовывать  предпринимателей, работающих, например, на западе страны. Казахстанская  ассоциация франчайзинга, участвуя  в выставочном форуме «Товары  и услуги для бизнеса - 2005»,  состоявшемся в Алматы, убедилась  в существенном поднятии уровня  казахстанцев в теории франчайзинга. Более 100 посетителей стенда Ассоциации  интересовались возможностью приобретения  франшиз, кроме того, ряд посетителей  интересовала тема создания собственных  франчайзинговых концепций. 

     Так, с января по  март 2005 года в Алматы с рабочим  визитом находился волонтер из  Международной Ассоциации франчайзинга  господин Уолтер Моссер. Этот  визит состоялся в рамках программы  Агенства США по развитию малого  и среднего бизнеса «USAID», осуществляемой корпорацией «ПРАГМА», для помощи казахстанским предприятиям, решившим начать свой бизнес по системе франчайзинга.  Более  десятка казахстанцев рассматривает франчайзинг как способ расширения своего бизнеса.

  Таким образом, франчайзинг  не стал бы распространенной  формой договорных отношений,  если бы не был выгоден крупному  и мелкому бизнесу. Малые предприятия  заинтересованы во франчайзинге  по ряду причин. Прежде всего,  фирма-оператор приобретает определенную  степень гарантии своего существования.  Такую гарантию обуславливает  вхождение в рынок под уже  известной и привычной потребителю  торговой маркой. Ведь самостоятельное  завоевание доверия потребителя  – дело весьма сложное, требующее  длительного времени и значительных  капиталовложений в рекламу.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК