Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

В решении существующих проблем необходим комплексный, конструктивный подход, реализуемый  на основе создания регулярно действующей  системы мониторинга: конъюнктуры  рынка, применения и исполнения законодательства, экологической ситуации. В современных  условиях Республики Казахстан государственная поддержка должна заключаться в создании благоприятного климата для развития предпринимательства на основе льготного кредитования, страхования экспорта, долевого участия в учредительном капитале, организации сети коммерческой информации с помощью Корпорации по страхованию экспорта, Казахстанского инвестиционного фонда, Инновационного фонда, кредитных бюро и др. Эффективность предпринимательства может быть обеспечена не только на основе государственной    поддержки    в

рамках индустриальной и агро - промышленной политики, но прежде всего усилиями самих предпринимателей по разработке рациональных решений, модернизации и специализации предприятий, повышению квалификации кадров, защите своих прав. На наш взгляд, устранение проблем и дальнейшее развитие предпринимательства могут быть реализованы в трех концептуальных направлениях.

1.   Использование  и развитие научно-технического  потенциала на основе налогового  стимулирования предприятий, осуществляющих  инновационные разработки, преимущественно  инвестирующих собственные средства  в модернизацию производства, человеческий  капитал, повышение качества продукции.  Флагманом преобразований может  стать конвертация объектов интеллектуальной  собственности, что во многом  решит проблему   самоинвестирования, капитализации научных разработок. Науко-технико-экономическое сотрудничество    в    перспективе должно учесть  и экологический фактор, который,  начиная с середины XX века, становится  все более актуальным. Понимание  природного материала как экономического  ресурса уже сегодня делает  необходимым переход от материалоемких  к ресурсосберегающим технологиям.  Именно такой подход позволит  интенсифицировать постиндустриальный  уклад и  поднять на  качественно   новый уровень    предпринимательскую  деятельность.

2.   Социальная ориентированность  предпринимательства и его поддержка  со стороны государства и общества  могут быть достигнуты на основе  общественного договора, предложенного  Н.А. Назарбаевым, или взаимного  сотрудничества с целью уменьшения  дифференциации   доходов   населения, увеличения среднего  слоя - основы стабильности и развития. Важную роль в поддержании  престижа предпринимательской деятельности  играет общественное мнение, его  поощрение обществом. В последнее  время в Казахстане популярность  приобретают такого рода конкурсы, как «Предприниматель года», «Лучший  предприниматель десятилетия» в  различных областях деятельности.

3. Дальнейшее  совершенствование  и стабилизация нормативно-правовой  базы,    инфраструктуры поддержки  предпринимательства (госорганов, бизнес  центров, технопарков,   центром  обслуживания предпринимателей, общественных  организаций). Предельное упрощение  процедур, налоговой отчетности, реализация  принятых программ наряду с  расширением  международного  сотрудничества и системы образования  должны обеспечить всемерное  развитие предпринимательства.

Дальнейшее развитие предпринимательства  должно осуществляться в направлении  конвергенции государства и предпринимательства, различных государств на принципе взаимного  сотрудничества. Так, значительным шагом  в расширении рынков сбыта отечественной  продукции, в установлении единых правил торговли, понятных предпринимателям, в дальнейшей специализации и  ускоренном взаимном использовании  достижений НТП является развитие международных  организаций, подобных ЕврАзЭС, формирование единого экономического пространства (ЕЭП) России, Украины, Беларуси и Казахстана и др.

Данный процесс согласно Проекту  соглашения о создании ЕЭП  от 15 августа 2003 г. предполагается проводить  в три этапа. Вначале предстоит  обеспечить создание режима свободной  торговли без изъятий и ограничений  в отношении импорта товаров стран участников. На втором этапе будет формироваться Таможенный союз с единым таможенным тарифом, отменятся изъятия по им порту сельхозпродукции и антипорту демпинговые меры, будет создан единый регулирующий орган ЕЭП, т. о. будут сокращены изъятия в    сфере передвижения услуг и  рабочей силы и принят общий Таможенный кодекс. Третий этап предполагает завершение процесса формирования ЕЭП. С отменой таможенного контроля и обеспечением свободы передвижения товаров и услуг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Анализ развития предпринимательства в РК

 

2.1Современные  тенденции государственной поддержки  предпринимательства

 

Государственное регулирование  малого предпринимательства призвано создать наиболее благоприятные  условия для функционирования и  повышения социально-экономической  эффективности данного сектора  экономики.

Под системой государственного регулирования малого пред-принимательства  понимается экономическое, правовое и  организа-ционное обеспечение среды  для эффективного и устойчивого  раз-вития малого предпринимательства. Данная система включает различные  органы законодательной, исполнительной и судебной власти на республиканском, региональном и местном уровнях. Цели государственной поддержки  малого предпринимательства можно  разделить на общие, специальные  и специфические. Кроме того, раз-деление  возможно по уровню реализации целей. Это государственные, региональные и местные цели поддержки малого предпринимательства (приложение В).

Реализация обозначенных целей и задач предполагает строгое  следование определенным принципам  в регулировании малого предпринимательства. Можно выделить следующие принципы: системность и целостность управления малым предпринимательством; протекционизм; селективность, координация государственного и регионального уровней; адекватность целей и задач реальным ограничениям и др.

Системность и  целостность  государственной политики в области  малого предпринимательства обеспечиваются путем разграничения области  применения административных и экономических  методов реагирования:

- это создание системы  функционирования конкурсного механизма  использования государственных  ресурсов и распределения государственных  заказов;

-  интеграция механизмов, обеспечивающих управление полным  жизненным циклом объектов государственного  регулирования;

-  определение субъектов  управления,   наделенных   правами  единого заказчика в территориальном  и отраслевом разрезе;

- разделение функций  и механизмов регулирования и  поддержки с соответствующим  организационно-структурным управлением;

-  построения организационных  структур управления на базе  четкого разграничения полномочий, прав, ответственности представительных  и исполнительных органов власти  различного уровня;

-  организации деятельности  государственных органов и органов  местного самоуправления на основе  группировки функций по укрупненным  блокам; формирования структуры управления на принципах гибкости и   максимальной   адаптации   к изменяющимся условиям;

- использования в практике  управления матричных и других  современных структур при реализации  целевых программ и проектов;

- создания системы обратной  связи и информационного обеспечения  государственного регулирования.  Для этого необходимо внедрение  единой системы мониторинга и  прогнозирования последствий принимаемых  решений;

- материально-техническое  и кадровое обеспечение сбора,  хранения, обработки и передачи  информации;

- кадрового обеспечения.

Принцип протекционизма обусловлен устоями рыночного хозяйствования. Малое предпринимательство во многих случаях неспособно запускать производство и успешно конкурировать с  крупными предприятиями самостоятельно, без государственной помощи. Поэтому  протекционизм должен быть провозглашен одним из приоритетов государственной  политики.

Принцип селективности  можно определить двояко:

а) как поддержку МП в  определенных отраслях экономики или  регионах (отраслевые или региональные приоритеты);

б)  как поддержку определенных групп МП (начинающие свою деятельность, инновационные, женские, молодежные и  т. д.). Селективная поддержка малого предпринимательства, направленная на реализацию отраслевых приоритетов, изначально устанавливается на государственном  и региональном уровнях. Селективная  поддержка по функциональному признаку, особенно стартового и инновационного малого предпринимательства, способствует преодолению малого предпринимательства, для повышения эффективности  экономики в целом.

Принцип координации государственного и регионального уровней реализации государственной политики требует  учета того, какие цели и какими средствами могут быть достигнуты с  наибольшей эффективностью на соответствующем  уровне. Очевидно, что кредитно-финансовая и инфраструктурная поддержка малого предпринимательства должна оказываться  на региональном и местном уровнях. Здесь же нужно вести работу с  конкретными проектами, отбирать финансовые и иные институты, участвующие в  реализации отдельных мероприятий.

Необходима опора на собственные силы, т. е. такое распределение  полномочий между субъектом управления (малое предпринимательство) и различными уровнями управляющей системы, при  котором ресурсы и полномочия делегируются не сверху вниз, а снизу  вверх. Иными словами, задача делегируется на более высокий уровень управляющей  системы только тогда, когда она  не может быть решена на низовом  уровне или если для ее решения  требуется существенно больше ресурсов.

Неотъемлемый принцип  государственной политики в отношении  малого бизнеса - адекватность целей  и задач реальным ограничениям, к  которым относятся общее состояние экономики, положение с бюджетом, характер бюджетных отношений и т. д. Серьезным ограничителем выступает состояние институциональной инфраструктуры, человеческий фактор. При этом необходимо использовать программно-целевой метод, который предполагает выстраивание дерева целей. Пути достижения каждой из целей определяются, исходя из четко зафиксированного ожидаемого результата, установления оптимальных объемов ресурсного обеспечения и поиска источников финансирования. Важно, чтобы целеполагание и описание предполагаемого конечного результата опирались на научный анализ и прогноз процессов и явлений в сфере малого предпринимательства, а не на субъективные пожелания или намерения государственных органов управления.

В настоящее время существует стандартный набор общепринятых форм и методов государственного регулирования, используемый при поддержке  малого бизнеса. Инструментарий государственного регулирования меняет свой состав и  структуру, а отдельные его элементы используются в различных конкретных формах в зависимости от специфических  условий каждой страны, отражающих многообразие конкретно-исторических факторов: экономических, правовых, политических, социально-психологических, культурных, национальных и др.

В системе государственной  поддержки малого предпринимательства  можно выделить две составляющие: обеспечивающую и управленческую. Обеспечивающая составляющая направлена на обслуживание МП, доведение до них материальных, денежных, информационных ресурсов, госзаказов и ус-луг. Управленческая составляющая связана с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем

В целом механизм государственной  поддержки малого предпринимательства  включает законодательную и нормативно-правовую базу, устранение административных барьеров; кредитно-финансовую и инвестиционную поддержку МП; информационное обеспечение  и содействие в организации безопасности и защиты МП от противоправных посягательств. 

Основная политика по поддержке  малого предпринимательства постепенно перемещается непосредственно в  регионы. Соответственно необходимо создать  социально-экономический и правовой механизм, сочетающий государственное  регулирование и региональное самоуправление с учетом мнения деловой общественности. Подобный трехсторонний механизм предполагает совместное использование методов  экономического регулирования в  интересах содействия развитию малого предпринимательства, в том числе  по формированию нормативно-правовой базы, распре-делению льгот и субвенций, участию в бюджетном процессе, предоставлению различных гарантий инвесторам, ограничению бюрократического произвола и т.п.

Гибкая специализация, являясь  главным источником повышения эффективности  современного производства, требует  принципиально иной системы внешних  связей, адекватных его внутренней структуре. Система внешних связей предприятия призвана обеспечить его максимальную устойчивость. В качестве таковой выступает предпринимательская сеть, являющаяся особой формой организации совместной деятельности многих фирм по распределению и использованию разнообразных ресурсов, готовой продукции (услуг) и т. п.

Существуют различные  виды предпринимательских сетей. Профессиональные сети объединяют на неформальной основе специалистов, занимающихся разработкой  сходных проблем. Формируются так  называемые квазифирмы, отличительной  чертой которых является постоянство  контрактов между одними и теми же фирмами (к примеру, в строительстве). Устанавливаются стратегические альянсы  и партнерства, например в сфере  дорогостоящих научных разработок. Существуют сетевые формы кооперации между крупными и мелкими фирмами.

Формирование во многих сферах производства предпринимательских  сетей представляется закономерным этапом эволюции системы рыночного  хозяйствования, что обусловлено  ускорением научно-технического прогресса, появлением новых техники и технологии, облегчающих коммуникацию между  отдельными членами сети, ростом интегрирования экономической среды, доступности  самых разнообразных ресурсов, глубокими  изменениями в социально-психологическом  климате, развитием предпринимательской  культуры.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК