Опыт развитых стран
показывает, что ключевая роль в
поддержке и стимулировании франчайзинговых
отношений принадлежит государству.
Во-первых, в нашей стране государство
создает благоприятную для развития
франчайзинговых отношений крупного
и малого бизнеса внешнюю среду:
правовую, налоговую, таможенную и другие.
Во-вторых, оно
оказывает целевую помощь (финансовую,
информационно-поисковую, консалтинговую)
конкретным фирмам-субъектам франчайзинговых
связей.
В-третьих, властные
структуры создают институты
и организационные структуры,
нацеленные на стимулирование
франчайзинга (этим, как известно, занимаются
торгово-промышленные палаты, разного
рода ассоциации, бизнес-центры, банки
данных).
Развитие системы
франчайзинга в республике будет
способствовать расширению производства
и реализации новых прогрессивных
видов продукции, а также освоению
современных технологий зарубежных
франчайзеров.
Серьезное внимание
использованию франчайзинга в
республике должны уделять территориальные
органы управления (акиматы) и
созданные в городах и сельских
районах Центры малого бизнеса.
Развитие франчайзинговых отношений
в республике сдерживается недостаточностью
и несовершенством правовой базы,
отсутствием должного информационного
обеспечения, нехваткой специальных
консультационно-посреднических структур,
проблемами финансово-кредитного
порядка.
Создание и
дальнейшее развитие отечественного
франчайзинга требуют определенной
правовой, экономической и культурно-этической
базы. Должно быть изменено налоговое
законодательство, не отражающее
отношения франчайзинга и не
дающее достаточно стимулов для
его становления и развития. При
создании необходимой законодательной
базы следует учитывать международный
опыт, этический кодекс Международной
ассоциации франчайзинга. Образцом
законодательства по франчайзингу
могут служить США, Япония.
Заключение
В результате исследования
проблем и перспектив развития малого
и среднего бизнеса в Республике
Казахстан можно сформулировать
следующие выводы:
Малый и средний бизнес
является реальным сектором экономики.
Существующие сегодня малые и
средние предприятия с каждым
годом увеличивают объем выпускаемой
продукции. Президент Республики Казахстан
Нурсултан Назарбаев считает
развитие малого и среднего предпринимательства
стратегически важным для страны.
«Если бы удалось занять порядка
4-5 миллионов человек в этой сфере,
нам были бы не страшны никакие
кризисы», - заявил он на открытии седьмого
форума предпринимателей Казахстана.
Делая ставку на развитие малого и
среднего бизнеса, Казахстан никаких
Америк не открывает. Это – мировой
опыт. В любой промышленно-развитой
стране основу процветания, благополучия
представляют именно малые и средние
предприятия. Поэтому Президент
Казахстана на форуме предпринимателей
заявил, что «всегда поддерживал,
и будет поддерживать» эту
сферу экономики, поскольку именно
там зарождается средний класс,
«заинтересованный как в политической,
так и в экономической стабильности
государства».
В ходе изучения состояния
развития малого и среднего бизнеса
были выявлены следующие проблемы:
- несовершенство нормативно-правовой
базы;
- несовершенство налоговой
системы;
- ограниченная доступность
к кредитным ресурсам;
- административные барьеры,
усложняющие вход на рынок
для субъектов малого и среднего
бизнеса.
Все данные
проблемы взаимосвязаны и исходят
одна из другой. Так, для обеспечения
доступа субъектов малого и
среднего бизнеса к финансово-кредитным
ресурсам необходимо совершенствование
нормативно-правовой базы по регулированию
деятельности кредитных товариществ,
а также формирование законодательной
основы для создания и развития
обществ взаимного кредитования
в сфере малого и среднего
бизнеса. Ограниченный доступ
к финансово-кредитным ресурсам
вынуждает большинство предпринимателей
работать в секторах с низкой
наукоемкостью. Основная масса
субъектов малого и среднего
бизнеса занимается торговлей
и оказанием услуг. Именно поэтому
нужны альтернативные кредитные
организации в стране – общества
взаимного кредитования, обладающие
рядом преимуществ по сравнению
с банками.
Так же, необходимо
преобразование форм налоговой
отчетности; определить порядок
информирования вновь зарегистрированных
юридических лиц о необходимых
формах и сроках сдачи налоговой
и статистической отчетности, обязательных
непосредственно для их вида
деятельности, то есть для совершенствования
налоговой системы.
Все данные
проблемы взаимосвязаны и исходят
одна из другой. Так, для обеспечения
доступа субъектов малого и
среднего бизнеса к финансово-кредитным
ресурсам необходимо совершенствование
нормативно-правовой базы по регулированию
деятельности кредитных товариществ,
а также формирование законодательной
основы для создания и развития
обществ взаимного кредитования
в сфере малого и среднего
бизнеса. Ограниченный доступ
к финансово-кредитным ресурсам
вынуждает большинство предпринимателей
работать в секторах с низкой
наукоемкостью. Основная масса
субъектов малого и среднего
бизнеса занимается торговлей
и оказанием услуг. Именно поэтому
нужны альтернативные кредитные
организации в стране – общества
взаимного кредитования, обладающие
рядом преимуществ по сравнению
с банками.
Так же, необходимо
преобразование форм налоговой
отчетности; определить порядок
информирования вновь зарегистрированных
юридических лиц о необходимых
формах и сроках сдачи налоговой
и статистической отчетности, обязательных
непосредственно для их вида
деятельности, то есть для совершенствования
налоговой системы.
Очень важно
преодоление административных барьеров,
которые возникают в следующих
областях, как инспектирование предприятий,
лицензирование и стандартизация,
государственные сборы. Поэтому
для преодоления различных барьеров
и упрощения входа субъектов
малого и среднего бизнеса,
предлагается франчайзинг. Развитие
франчайзинга в Казахстане является
перспективным направлением для
малого и среднего предпринимательства.
По сравнению с мелкими предприятиями,
самостоятельно открывающими собственное
дело, франчайзи обладает рядом
существенных преимуществ. К ним
относятся: готовая ниша рынка,
что дает возможность в кратчайшие
сроки развернуть дело; полный
пакет четких инструкций, содержащий
информацию о материалах, сырье,
оборудовании, поставщиках, системе
сбыта, методах и приемах работы;
работа под известной и уважаемой
торговой маркой; получение относительно
дешевой и качественной рекламы
различного масштаба – от местной
до международной; информация
по наилучшему территориальному
размещению бизнеса; возможность
покупки у франчайзера необходимого
оборудования и материалов со
скидками; приобретение навыков
работы по стандартам высокого
качества. Развитие франчайзинга
будет способствовать увеличению
занятости населения, увеличению
перечня качественных товаров
и услуг и, соответственно, налоговых
отчислений в бюджет. Создание
и дальнейшее развитие отечественного
франчайзинга требуют определенной
правовой, экономической и культурно-этической
базы.
Тем не менее,
в Казахстане осуществляется
государственная поддержка, способствующая
развитию малого и среднего
бизнеса страны. Государственная
поддержка обеспечивается не
только содействием в решении
конкретных проблем регистрации,
налогообложения, кредитования и
других вопросов деятельности
субъектов малого и среднего
бизнеса, но и регулированием
в законодательном порядке социально-правовых
и экономических вопросов деятельности
представителей среднего класса.
Для обеспечения стабильного
и полноценного развития отечественного
предпринимательства, государство
помимо общеизвестных мер должно
использовать и качественно новые
методы содействия развитию малого
и среднего предпринимательства
в республике. Например, ознакомить
предпринимателей с зарубежным
опытом использования информационных
технологий для создания сетей
малого и среднего бизнеса.
Суть заключается в том, что
малые и средние предприятия
объединяются в единую сеть
с помощью информационных технологий,
что облегчает процесс переговоров,
совершения сделок и других
операций между ними. Ознакомление
с сетями малого и среднего
бизнеса, проблемами и перспективами
данного сектора представляет
собой практическую ценность
данной работы.
Список использованной литературы
- Предпринимательство
в конце XX века / А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин,
А.Р. Тулин и др. — М.: Наука, 1992.
- Шумпетер
Й. Теория экономического развития (исследование
предпринимательской прибыли, капитала,
кредита, процента и цикла конъюнктуры).
— М.: Прогресс, 1982.
- Бусыгин
А. В. Предпринимательство. Основной курс:
Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1998.
- Половинкин
П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения
эко-номической сущности и содержания
предпринимательства // Вестник Московского
университета. Сер. 6, Экономика. - 1996. - №
2. -С. 3-15.
- Агентство
Республики Казахстан по статистике. О
развитии малого предпринимательства
в I полугодии 2004 года. № 02-1 а-63 - 2004.
- Туржанов
С. Анализ основных проблем развития малого
и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
// Экономика и статистика. -2004. -№ 4.
- Агентство
Республики Казахстан по статистике. Финансово-
хозяйственная деятельность малых предприятий
в 2003 году. № 03-2а-8 - 2004.
- Региональная
программа развития и поддержки предпринимательства
на 2003-2005гг. / Управление по поддержке предпринимательства
- 2002 г.
- Указ Президента
РК от 06.03.1997г "О мерах по усилению государственной
поддержки и активизации развития малого
предпринимательства".
- Сабден
О.С, Токсанова А.Н. Управление малым предпринимательством
: вопросы теории и практики - Астана "Елорда",
2001.
- Государственное
регулирование рыночной экономики: Уч.
Пособие. -М.:Дело,2001-280с.'
- Орешин
Н.В. Государственное регулирование национальной
экономики. - М.: Юрист, 2002.
- Государственное
регулирование экономики в современных
условиях. - М.:— ИЭ РАН, 1997.
- Предпринимательство
в конце XX века / А.А. Дынкин, А.Р. Стерлин,
А.Р. Тулин и др. — М.: Наука, 1992.
- Шумпетер
Й. Теория экономического развития (исследова-ние
предпринимательской прибыли, капитала,
кредита, процента и цикла конъюнктуры).
— М.: Прогресс, 1982.
- Бусыгин
А. В. Предпринимательство. Основной курс:
Учебник для вузов. -М.: ИНФРА-М, 1998.
- Половинкин
П.Д., Савченко В.Е. Проблема определения
эко-номической сущности и содержания
предпринимательства // Вест-ник Московского
университета. Сер. 6, Экономика. - 1996. - №
2. -С. 3-15.
- Агентство
Республики Казахстан по статистике. О
развитии малого предпринимательства
в I полугодии 2004 года. № 02-1 а-63 - 2004.
- Туржанов
С. Анализ основных проблем развития малого
и среднего бизнеса в Республике Казахстан.
// Экономика и статис-тика. -2004. -№ 4.
- Агентство
Республики Казахстан по статистике. Финансово
-хозяйственная деятельность малых предприятий
в 2003 году. № 03-2а-8 - 2004.
- Региональная программа развития и поддержки
предпринимательства на 2003-2005гг. / Управление
по поддержке предпринимательства
- 2002г.
Приложение А
Основные макроэкономические
показатели в 2004 году
Основные показатели |
Значения |
Валовый внутренний продукт
в реальном выражении, в% к предыдущему
году |
9,3 |
Объем промышленной продукции
(работ, услуг) в реальном выражении,
в% к предыдущему году |
2,5-3 |
Валовая продукция сельского
хозяйства в реальном выражении,
в% к предыдущему году |
9-10,1 |
Инвестиции в основной
капитал, в % к предыдущему году |
110,6 |
Экспорт, млн. долл. США |
18 |
Импорт, млн. долл. США |
11,5 |
Поступление республиканского
бюджета в % к ВВП |
19,9 |
Расходы республиканского
бюджета в % к ВВП |
4-6 |
Дефицит республиканского
бюджета в % к ВВП |
6-6,5 |
Базовая инфляция, % |
6,3 |
Валовые золотовалютные резервы,
млн. долл. США |
411 |
изменение в % |
31,6 |
Денежная база, млрд. тенге |
29,1 |
Депозиты резидентов в
банковской системе, млрд. тенге |
24,6 |
Приложение Б
Система целей
в государственной поддержке
малого предпринимательства