Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

Предпринимательские сети как специфическая форма межфир-менного  взаимодействия независимо от их конкретного  вида обладают рядом устойчивых признаков: специфической системой ценностей, складывающейся в рамках сетей; особой системой организационно-управленческих взаимодействий; комплексом преимуществ, обеспечиваемых сетями и делающих последние  во многих случаях более привлекательными, чем другие формы взаимодействия.

Система ценностей —  это особая атмосфера взаимного  доверия, являющаяся необходимым условием существования и стабильности сети, значительно облегчающая процедуры  межфирменного взаимодействия; система  взаимных обязательств (как закрепленных контрактами и договорами, так  и неформальная, основанная на специфических  для каждой данной сети нормах и  стереотипах поведения); атмосфера  взаимной поддержки; взаимное согласие участников сети отказаться от преследования  собственных целей в ущерб  интересам всех других фирм.

В процессе взаимодействия всех структурных элементов сетевой  модели выделяетcя руководящее звено. Выдвижение в лидеры происходит как  бы единственным путем, на основе консенсуса. При этом ответственность, хотя и  в неодинаковой мере, распределяется между всеми звеньями. При сетевых  соглашениях границы между структурными элементами не являются столь жесткими, как при других формах взаимодействия. Ключевым элементом, объединяющим группу компаний в единую сеть, часто является совместное использование информации.

Сети, формирование которых  началось во многом спонтанно, стихийно, превращаются в инструмент целенаправленной координации усилий участников процесса воспроизводства Предприятия «паутиной» различных отношений (производственных, сбытовых, кредитно-финансовых, инновационных) связаны между собой. Это контрактные  отношения, совместные проекты, переплетающиеся  директораты, субподряд, франчайзинг; венчурное финансирование, лизинг и  др. В результате возрастает стабильность и предсказуемость внешней среды  МП, происходит взаимовыгодное движение информационных, технологических, сырьевых, кадровых, финансовых ресурсов.

Значительная роль в  становлении этих форм принадлежит  мерам государственной поддержки  малого предпринимательства. Это могут  быть целевые кредитные программы, оказание финансовой помощи МП через  частные инвестиционные компании, специальные  программы управленческой подготовки и консультирования и др. Например, в ФРГ с 1979 г. осуществляется специальная  программа по стимулированию накоплений для основания собственного дела, в соответствии с которой специальный  банк предоставляет займы в размере  до 100 тыс. марок сроком до 20 лет. В  течение 10 лет они свободны от погашения. В первые два года по ним не взимаются  проценты. В течение этих двух лет  федеральное правительство возмещает  банку соответствующие суммы.

Будущее казахстанского малого бизнеса напрямую определяется возможностями  развития реального производства и  формирования тесных кооперационных связей малых и крупных предприятий. Как показывает зарубежный опыт, в  рыночной экономике значительная, если не доминирующая часть малых фирм, так или иначе, находится в  сфере интересов крупных предприятий. При этом устойчивость положения, доходы, финансовые и инвестиционные возможности  малых фирм непосредственно зависят  от их отношений с крупными предприятиями. В условиях крайне ограниченных финансовых ресурсов активное подключение малого предпринимательства к предпринимательским  сетям будет способствовать созданию гарантированных рынков сбыта для  малого бизнеса, повышению эффективности  их деятельности, социальной стабилизации, а также развитию данной сферы  экономики.

Эффективное использование  имеющегося научно-производ-ственного  потенциала, ресурсных и технологических  возможностей - задача любой социально-экономической  формации, условие ее благополучия, а иногда и выживания. В современном  мире именно научно-производственный потенциал ведущих промышленных центров определяет шансы страны занять лидирующее место в будущем, обеспечивая своим гражданам  достойные условия жизни. Подавляющая  часть прироста валового внутреннего  продукта в развитых странах в  последние годы получена за счет новых  научных знаний, воплощенных в  технологиях, услугах, оборудовании, квалификации кадров, организации производства. Существенное увеличение конкурентоспособной  наукоемкой инновационной продукции  в общем объеме ВВП становится основным средством увеличения прибыли за счет лучшего удовлетворения рыночного спроса и снижения производственных издержек по сравнению с конкурентами.

Начальный этап реализации Стратегии индустриально-инно-вационного развития Республики Казахстан связан с решением проблемы преодоления  технологической отсталости, модернизации базовых отраслей. Это предполагает разработку и внедрение высоких  технологий, повышающих отдачу важных секторов экономики.

При этом требуется увеличить  глубину переработки минерального, углеводородного и сельско -хозяйственного сырья, освоить производство конечной продукции в металлургии, утилизацию вторичного сырья. В последствии  путем конверсии, развития малого бизнеса, совместного предпринимательства  можно будет заложить ядро наукоемких, высоко-технологичных производств  на базе имеющихся мощностей по выпуску  приборов, средств автоматизации, радиотехники, начать формировать индустрию информатики, новых материалов на основе композитов, керамики и пластмасс.

В настоящее время в  республике действует более 100 малых  предприятий и производств по выпуску наукоемкой, продукции. В  качестве примера можно привести строящийся нефтехимический комплекс по переработке нефти и угля в  Приозерске. В будущем он призван  стать экспериментальной базой  для внедрения отечественных  разработок в области глубокой переработки  углеводородного сырья.

Управление научно-технической  и инновационной деятельностью  на высшем уровне более или менее  разработано как в практическом, так и теоретическом планах. Региональный же аспект управления исследован недостаточно.

Научно-технический цикл региональных научно-технических разработок еще довольно длителен. Многое предстоит  сделать в разработке и особенно внедрении межотраслевых технологий, обеспечивающих комплексное использование  многокомпонентных месторождений  полезных ископаемых.

Повышение уровня координации  региональных научно-технических разработок должно привести к восстановлению пропорций  развития звеньев научно-технического цикла «исследование — производство». Это должно выразиться прежде всего  в преодолении отставания проектно-конструкторской  и особенно экспериментальной и  опытно-производственной базы и тем  самым в ускорении научно-технического цикла в стадии освоения новой  техники, улучшении подготовленности производства к внедрению прогрессивных  технологических процессов.

Все это говорит об определенном отставании сложившихся форм управления региональной экономикой, при которой  фактору научно-технического прогресса  придается второстепенное значение, а производство развивается в  основном по экстенсивному пути. Для  решения этой проблемы в условиях усложняющейся структуры народного  хозяйства, возрастания роли его социального, сырьевого и научно-технического факторов необходимо дальнейшее развитие существующих научных и проектных организаций сочетать с более высоким уровнем их межведомственной комплексности и единой целевой направленностью на всех стадиях научно-технического цикла. Именно на этой основе можно достигнуть значительного повышения научно-технического уровня и сбалансированности развития всей региональной экономики.

Один из возможных путей  решения этой задачи — внедрение  программно-целевого управления развитием  науки и техники не только на высшем и отраслевом, но и на региональном уровне.

Главными инструментами  программно-целевого управления наукой и техникой на региональном уровне должны стать разработка и реализация региональных научно-технических программ (РНТП).

Формирование инновационного тренда в развитии отечественного предпринимательства.

Активизация предпринимательства  в современных условиях является неотъемлемым элементом траектории развития большинства стран, поскольку  представляет собой необходимое  условие достижения реальной конкурентоспособности.   Именно предпринимательская    деятельность позволяет стимулировать  экономику страны и сделать значительный шаг к формированию эффективного рыночного механизма. Вместе с тем  в настоящее время в мире не существует специализированной общепринятой экономической теории предпринимательства, в полной мере отвечающей требованиям  хозяйственной практики в условиях перехода к индустриальному и  постиндустриальному этапу. В этой связи научное осмысление развития предпринимательской деятельности является весьма актуальным, так как  наряду с вопросами реализации политики «догоняющего развития» Казахстану для позитивной высокотехнологичной  идентификации страны в мировом  экономическом пространстве требуется  предпринять меры по формированию системы  «опережающих мер».

Целый ряд известных  экономи-стов: Р. Катильон, А. Смит, Д. Ри-кардо, Ж.5. Сэй, И. Тюнен, Г. Ман-гольдт, Ф. Найт — предложили рассматривать предпринимателя  как носителя риска. С этой точки  зрения предприниматель - это экономический  субъект, обладающий предвидением, желающий получить прибыль, постоянно сталкивающийся с риском в своих ожиданиях, готовый  пойти на риск и действовать в  условиях неопределенности ради прибыли [1].

Другой подход в научном  осмыслении предпринимательства характеризуется  выделением инновационности как  основной его отличительной черты. В этом смысле наиболее весомый вклад  «надлежит американскому экономисту И. Шумпетеру, который рассматривает  предпринимателя как  новатора и  видит его функцию в реализации нововедений,  играющих главную роль в развитии экономики в обеспечении  экономического роста.[2]

 Отличие «предпринимателя»  И. Шумпетера от «предпринимателя»  Г. Мангольдта [1], Ф. Найта [3], И.  Тюнена [4] и других известных   экономистов в том, что второй  действует в рамках заданной  производственной функции, а первый  изменяет ее.

И. Шумпетер выделяет пять основных черт инновационности в  предпринимательстве [2] изготовление нового, т. е. еще неизвестного потребителям блага или создание качества того или иного блага; внедрение нового для данной отрасли промышленности метода (способа) производства, в основе которого необязательно лежит научное  открытие и который может заключаться  также в новом способе коммерческого  изготовления определенного товара; основание нового рынка: сбыта, т. е. такого рынка, на котором до сих пор  данная отрасль хозяйства данной страны еще не была представлена, независимо от тою, существовал ли этот рынок  прежде, получение нового источника  сырья, независимо от того, существовал  ли этот источник прежде или просто не использовался ввиду его недоступности  или его еще только предстояло сделать; проведение определенной   реорганизации, например, обеспечение  монопольного положения или подрыв монопольного положения другого  предприятия. В целом Шумпетер и  ряд других экономистов показывают, что инновационная деятельность в предпринимательстве максимально  влияет на характер и скорость развития экономической системы.

Особую актуальность для  Казахстана данный вопрос приобретает  в контексте реализации Стратегии  индустриально-инновационного развития республики до 2015 г. Несмотря на то, что  в целом количественные параметры  Стратегии выполняются, качественная трансформация в постиндустриальную модель развития страны может осуществиться  только через создание принципиально  новых, прорывных секторов экономики, активно формирующих мировые  показатели спроса и предложения.

Значимую роль в данном процессе призвано сыграть формирование качественно новых видов предпринимательской  деятельности. С точки зрения государственной  политики, на повестке дня мероприятия  по формированию Национальной инновационной  системы и «точек» технологического прорыва. Представляется, что в данном направлении как со стороны государства, так и, главным образом, со стороны  самого бизнес- сообщества существуют значимые резервы.

Краткий анализ текущего развития отечественного малого предпринимательства  на основе официальных статданных [приложение Г]

По данным Статистического  регистра, общее количество заре-гистрированных предприятий малого бизнеса на 1 июля 2004 г. в республике составило 138,4 тыс., что на 10,7% больше, чем на со-ответствующую  дату 2003 г. Из зарегистрированных 70,4% предприятий  являлись действующими, т. е. осуществляли или потенциально могли осуществлять экономическую деятельность.

На 1 июля 2004 г. наибольшее количество предприятий малого бизнеса зарегистрировано в торговле, ремонте автомобилей, изделий домашнего пользования — 65 589 (47,4%), в строительстве -16 940 (12,2) и промышленности 15 861 (11,5%).

Численность активно действующих  предприятий является одним из наиболее важных показателей, так как отражает реальную картину развития малого бизнеса. Прирост количества активно действующих  предприятий в целом по республике по сравнению с соответствующим  периодом 2003 г. составил 8,4%.

По количеству активно  действующих предприятий малого бизнеса наибольшая доля приходится на г. Алматы (29,3%) и г. Астану (8,3), а  также Восточно-Казахстанскую (8,2), Южно-Казахстанскую (7,4) и Алматинскую (6,6%) области. Наименьшее количество активно действующих  предприятий малого бизнеса отмечено в Жамбылской (2,3%) и Северо-Казахстанской (2,5%) областях.

Вместе с тем почти  половина от числа активно действующих  предприятий малого бизнеса специализируются на торговле, ремонте автомобилей, бытовых  изделий и предметов личного  пользования.

В мировой практике одним  из основных показателей уровня развития предпринимательства является количество предприятий малого бизнеса на 1000 жителей. Во Франции, Германии, Великобритании, Японии оно колеблется от 35 до 50, в  США - чуть более 74 [6]. В Казахстане же этот показатель не так высок, на 1 июля 2004 г. он составил 6,5.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК