Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

    К  основным организационно-экономическим  формам предпринимательства можно  отнести: концерны, ассоциации, консорциумы,  синдикаты, картели, финансово-промышленные  группы. Концерны – это многоотраслевое  акционерное общество, контролирующее  предприятия через систему участия.  Концерн приобретает контрольный  пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к  нему дочерними. Ассоциации –  мягкая форма добровольного объединения  экономически самостоятельных предприятий,  организаций, которые одновременно  могут входить в другие образования.  Консорциум – это объединение  предпринимателей с целью совместного  проведения крупной финансовой  операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Синдикат – объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними. Картель – это соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства. Новой организационно-экономической формой предпринимательства служат финансово-промышленные группы (ФПГ). Они представляют собой объединение промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций.

    Также  предпринимательская деятельность  классифицируется по размерам  на большие корпорации, малые  и средние фирмы. Существует  разграничение субъектов предпринимательства  по следующей градации:

-  микро-бизнес  – предприятия численностью до 10 человек;

-  малый  бизнес – предприятия численностью  до 50 человек;

-  средний  бизнес – предприятия общей  численностью от 51 до 200 человек;

-  крупный  бизнес – предприятия общей  численностью от 200 человек и выше.

   Таким  образом, рассмотренные формы  и виды предпринимательской деятельности  свидетельствуют о том, что  предпринимательство – одна из  главных составляющих рыночной  экономики. Малый и средний  бизнес имеет, в свою очередь,  особенности и преимущества, которые  рассмотрены далее. 

 

1.2  Особенности и преимущества  предпринимательства

 

     В цивилизованной рыночной экономике  место и роль малого и среднего  предпринимательства определяются  их функциями и реальным вкладом  в общественное развитие. Малый  и средний бизнес являются  «краеугольным камнем» и «локомотивом»  всех тех экономических процессов,  которые сегодня проистекают  в экономике и политической  жизни. Малый и средний бизнес  – это как раз та сфера  приложения индивидуальных способностей  человека, самореализации личности  человека. В сфере малого и  среднего бизнеса осуществляется  большая часть всех инноваций,  что способствует научно-техническому  прогрессу и формированию «среднего  класса» как важнейшего фактора  социальной и политической стабильности  общества.

  Макроэкономический  эффект малого и среднего бизнеса  реализуется не только в увеличении  объема продаж и прибыли на  микроэкономическом уровне, но, прежде  всего, в социально-экономических  преобразованиях в масштабах  общества в целом. Малый и  средний бизнес стабилизирует  рынок, вовлекая в оборот местные  сырьевые ресурсы, использование  которых невыгодно гигантам, а  также точнее учитывая запросы  местного рынка. Малый и средний  бизнес содействует развитию  малых городов, поселков, уменьшает время поездок на работу и общие транспортные расходы, облегчает (особенно в химии и металлургии) нагрузку на природу, рассредоточивая производство по многим регионам страны. Количественные показатели определяют не статус малого и среднего бизнеса, как социально-экономического института, а всего лишь его разделение на средний (в виде обществ с ограниченной ответственностью), малый (преимущественно хозяйственные товарищества и кооперативы) и мелкий бизнес (преимущественно без образования юридического лица). Одной  из форм малого бизнеса является самозанятость – предпринимательство без образования юридического лица и в большинстве случаев без использования наемной рабочей силы. В странах Европейского союза в 1990-е годы она обеспечивала работой каждого восьмого жителя. В развивающихся странах 30-70% экономически активного населения занято на микро-предприятиях с числом работников от двух до десяти человек. Здесь производится до 30% валовой внутренней продукции, а к 2020 году, согласно прогнозам, эта доля может вырасти более чем вдвое.

   Однако, малый и средний бизнес обладают  не только количественной, но  и качественной определенностью.  Здесь главная черта – соединение  функций собственника (распорядителя)  имущества и менеджера, который  управляет данным имуществом  и обеспечивает самоокупаемость  бизнеса. 

Соединение  собственности и управления в  малом и среднем бизнесе дает реальные преимущества в конкурентоспособности, что, в свою очередь, проявляется  в следующем: во-первых, ускоряет и  упрощает процесс принятия управленческих решений, и это позволяет малому бизнесу быстро приспосабливаться  к изменениям в рыночной ситуации и запросах потребителей, разрабатывать  и усваивать новые рентабельные сферы бизнеса, отказываясь от нерентабельных и неперспективных. Во-вторых, малый  бизнес не нуждается в сложной  системе управления, учета и контроля за работниками и менеджерами.

То есть собственник  сам организует производство и это  дает ему большую экономию на накладных  расходах. В-третьих, благодаря непосредственному  контакту и взаимоконтролю членов малой  группы, обеспечивается более высокая  интенсивность и дисциплина труда.

При этом работники  получают возможность работать ближе  к дому или у себя дома с гибким режимом рабочего дня, и в результате соглашаются на меньшую, чем на крупных  предприятиях, оплату.

     Стабилизирующая роль малого  и среднего бизнеса обусловлена  тремя главными причинами:

  1. в этой сфере меньшую роль играет ажиотажный рост цен и спекулятивные посредники;
  2. малый бизнес в меньшей степени зависит от импорта, динамика цен здесь в большей степени обусловлена соотношением спроса и предложения;
  3. отраслевой рынок труда в данной сфере более гибок, и сокращение спроса сопровождается не ликвидацией рабочих мест, а введением неполной рабочей недели, сокращенного рабочего дня.

      В последнее время выявился  рост мелкого и среднего предпринимательства,  особенно в сферах, где пока  не требуется значительных капиталов,  больших объемов оборудования  и кооперации множества работников. Малых и средних предприятий  особенно много в наукоемких  видах производства, а также в  отраслях, связанных, с производством  потребительских товаров. Возможность  эффективного функционирования  малых форм производства определяется  рядом преимуществ по сравнению  с крупным производством: близость  к местным рынкам и приспособление  к запросам клиентуры; производство  малыми партиями, что невыгодно  крупным фирмам.

   В  свою очередь развитие мелкого  и среднего производства создает  благоприятные условия для оздоровления  экономики: развивается конкурентная  среда, создаются дополнительные  рабочие места, активнее идет  структурная перестройка, расширяется  потребительский сектор. Этой мощной  подпиткой экономики не пренебрегают  даже высокоразвитые страны, которые  дают себе отчет в том, что  малый и средний бизнес, в конечном  счете, основа любого крупного  бизнеса, так как любое крупное  предприятие начинается с идеи  одного - двух человек начать свое  дело с небольшим первоначальным  капиталом. Идея превращается  в возможность получения прибыли  предприятием. Рост прибыли дает  стимулы для развития производства. Такова предыстория любого крупного  предприятия, которое из небольшого  превращается в предприятие с  многомиллионными оборотами. 

  Бытует  мнение, что рынок в основном  доступен большим предприятиям  с многомиллионными оборотами  и невозможен для малых предпринимательских  структур.

Главный аргумент заключается в невозможности  малых и средних предприятий  конкурировать с мощно-оснащенными  крупными компаниями. Но, например, чтобы  изменить свою стратегию деятельности, крупным предприятиям требуется   лет и гораздо больше для внедрения  новой стратегии – 10 лет  более. Для малых и средних фирм этот срок значительно меньше от 0,5 года до 1 года. Далее, традиционно считалось, что технологические инновации  – это сфера большого бизнеса, но статистика показывает, что 95% радикальных  технологических инноваций после  Второй Мировой войны пришли из сферы  малого бизнеса.

Таким образом, во многих сферах малый и средний  бизнес может с успехом конкурировать  с большими корпорациями. Начиная  с 70-х годов XX века, инициатива в реформировании и повышении эффективности хозяйства все более переходит от крупных фирм к средним и малым. В основе этого процесса лежит принципиальное изменение характера современной научно-технической революции. Традиционное  ее развитие «вширь», отдающее предпочтение массовому производству ограниченного ассортимента продукции, сменяется непрерывным совершенствованием и обновлением товаров, выпускаемых небольшими партиями. Последнее характерно для зрелой экономики, дальнейшее развитие производства связано с его «индивидуализацией», ориентацией на конкретного потребителя. Малые и средние предприятия занимают важную «нишу» в инновационном предпринимательстве. Это связано с такими их преимуществами, как большая гибкость, динамизм, возможности адаптации к быстроменяющейся конъюнктуре рынка.

Малые фирмы  позволяют органически соединить  промышленное новаторство и предпринимательский  дух. Крупные компании в силу более  благоприятного положения на рынке  не могут быть заинтересованы в  радикальных инновациях, сопряженных  с большим риском и неопределенностью  ожидаемых результатов. В тоже время  для мелких предпринимателей в конкурентной борьбе с крупными предприятиями  не остается ничего другого, кроме как  рассчитывать на инновации. В целом  в промышленно-развитых странах  малые фирмы осваивают вдвое  больше нововведений, чем крупные  корпорации.

Международная научно-техническая стратегия малых  и средних фирм обладает рядом  бесспорных преимуществ. Во-первых, реализация и внедрение технологических  новинок осуществляется ими на более  ранних этапах жизненного цикла изобретения, когда спрос на предлагаемую продукцию  высок и далек от насыщения. Во-вторых, они не навязывают покупателю каких-либо обязательств и условий, что нередко  практикуется крупными корпорациями. Так, можно сделать вывод о  том, малый и средний бизнес и  новаторство  в современном обществе представляют взаимосвязанное целое.

   Главная  особенность малого и среднего  бизнеса – стремление к коллективному  труду, к работе бригадой, общая  совместная заинтересованность  в максимальном результате работы, обусловленная участием в прибылях  и желанием сохранить занятость.  В крупных фирмах учредители (основатели) вынуждены привлекать профессиональных  менеджеров к управлению предприятием, но это зачастую ведет к  нестыковке интересов этих двух  сторон, что, в свою очередь,  отражается на эффективности  управления в целом. В малых  и средних предприятиях удается  избежать этого противостояния, так как основатель и менеджер  – это, как правило, одно  и тоже лицо. Малые фирмы деловых  услуг  отличаются узкой специализацией, большим профессионализмом, основанном  на личном мастерстве и высокой  квалификации  специалистов.

  В настоящее  время в большинстве стран  мира малый и средний бизнес  вновь приобрели свое значение  и актуальность. Правительства многих  стран принимают меры по стимулированию  развития малого и среднего  бизнеса, рассматривая их как  источник новых идей, новых рабочих  мест, доходов и процветания. Сектор  экономики малого и среднего  предпринимательства способен поглощать  растущий массив свободной рабочей  силы по причине следующих  характерных особенностей:

-  способность  быстро создавать новые рабочие  места низкой капиталоемкости:  затраты капитала в расчете  на одно рабочее место здесь  существенно ниже, чем на крупных  производствах;

- более низкое  техническое строение капитала, то есть на единицу используемых  средств производства приходится  больше единиц живого труда,  чем на крупных предприятиях;

- участие  деятельных людей, ибо здесь  предоставляются значительные возможности  для проявления инициативы, творческой  активности.

-   распространение  гибких условий труда и найма;

-   малое  и среднее предприятие может  функционировать на принципах  исполнения лишь части процесса  производства или  услуг, чем  удешевляет  и ускоряет продвижение  продукта к потребителю.

   Многие  малые и средние компании стремятся  создать за рубежом производственные, торгово-сбытовые подразделения.  Широко используют малый и  средний бизнес такой способ  уменьшения производственно-коммерческого  риска, как образование совместных  предприятий с местными партнерами. В результате этих связей растет  доля иностранной собственности  в национальных экономиках, расширяется  и укрепляется тенденция к  международному переплетению капитала. Капиталовложения малых иностранных  компаний способствуют эффективному  решению многих проблем национальной  экономики, в частности, позволяют  быстро развернуть производство  необходимых товаров и полнее  удовлетворить потребительский   спрос, несут с собой передовые  технологии, содействуют выравниванию  региональных различий.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК