Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

 Малые  и средние предприятия все  более активно вовлекаются в  кооперацию друг с другом, что  связано с горизонтальным и  вертикальным взаимодействием   субпоставщиков  различных уровней  при выполнении заказов головных  компаний. Кроме  того, при производстве  некоторых изделий крупные компании  начинают  менять профиль производства  и производить массовую продукцию,  а малые и средние предприятия  используют ее в производстве  разнообразной конечной продукции.       

    Таким  образом, сектор малого и среднего  предпринимательства имеет ряд  преимуществ  и особенностей. Во-первых, он обеспечивает необходимую  мобильность в условиях рынка,  создает глубокую специализацию  и разветвленную кооперацию производства, без которых немыслима его  высокая эффективность. Во-вторых, он способен не только быстро  заменить образующие ниши в  потребительской сфере, но и  сравнительно быстро окупаться,  применяя подчас самое современное  оборудование и технологии. В-третьих,  малое и среднее предпринимательство  создает необходимую для рынка  атмосферу конкуренции, многообразие  форм, быстро возникающих  и  исчезающих, обладает готовностью  оперативно реагировать на любые  изменения рыночной конъюнктуры.  В-четвертых, развитие малого  и среднего бизнеса является  мощным экономическим и социальным  противодействием нищете и безработице.  И, самое главное, - малый и средний  бизнес создает ту среду и  дух предпринимательства, без   которых ни одна рыночная  экономика, построенная на личной заинтересованности и инициативе производителей,  невозможна. Итак, обобщая вышесказанное, можно представить следующую таблицу сопоставительного анализа малого и среднего бизнеса  с крупным, целью которой является не отказ от крупного бизнеса вообще, а демонстрация  огромных преимуществ малого и среднего бизнеса для экономики.

 

Таблица 2 - Сопоставительный анализ малого и крупного бизнеса                                                                                                                            

 

             Критерии

Крупный бизнес

Малый и средний      бизнес

Отрасли производства и обслуживания

Промышленность, топливно-энергетический комплекс, энергетики

Обеспечивающие производства, торговля, сфера услуг

Характер выпускаемой продукции

Массовое производство

Мелкосерийное или индивидуальное производство

Восприимчивость к нововведениям

Менее восприимчивы к нововведениям

В 24 раза больше нововведений, чем в  крупных

Изменение стратегии 

6-10  лет

0,5-1 год

Сфера деятельности

Крупные города и промышленные комплексы

Как в крупных, так и малых городах

Создание конкурентной среды

Ограничение конкуренции за счет захвата  значительной доли рынка

Усиление конкурентной среды

Регистрация и создание предприятия

 

 

Значительные финансовые затраты  и длительная процедура регистрации 

Минимальные первоначальные затраты  и регистрационные требования

Создание новых рабочих мест

Темпы создания рабочих мест значительно  ниже

Рабочие места создаются более  быстрыми темпами 

     (в 3 раза)

Возможность маневрирования рабочей  силой

Отсутствует из-за узкой специализации  работников

Имеется, благодаря высокой взаимозаменяемости работников


 

  Так,  малые и средние предприятия  и все, что связано с их  деятельностью, составляют важный  и органический элемент организационной  структуры современного общественного  производства. Поэтому малому и  среднему предпринимательству сегодня  отводится важное место в мировой   экономике  и оказывается серьезная  государственная поддержка в  таких странах, как США, Япония  и других участников мирового  хозяйства.

 

1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства

 

   Малые  и средние предприятия во всем  мире играют важную роль. В  последние несколько лет в  Западной Европе, США, Японии и  странах Юго-Восточной Азии большое  значение приобрел малый и  средний бизнес. Здесь  он представлен  совокупностью многочисленных малых  и средних предприятий. Основная  масса их – это мельчайшие  предприятия, в которых работают  не более 20 человек. В мировой  хозяйственной системе, по данным  ООН, малые и средние предприятия  являются работодателями почти  для 50% трудоспособного населения,  что позволило сократить безработицу  в этих странах. В зарубежных  странах малый и средний бизнес  способствует развитию инновационного  потенциала экономики, поиску  и внедрению новых форм деятельности  производства, а также сбыта и  финансирования. Во многих странах  с переходной экономикой именно  благодаря развитию малого и  среднего бизнеса спад производства  продолжался всего несколько  лет. В отношении развития и  поддержки малого и среднего  бизнеса особо привлекают внимание  такие страны, как США, Япония  и Китай, которые рассмотрены  далее.

     Малый и средний бизнес в  США охватывает более чем 23 млн. компаний, производит  около  50% ВНП страны и половину валового  продукта частного сектора. На  этих предприятиях сосредоточены  54% занятых в частном секторе  работников. Они обеспечивают создание  и освоение нововведений в  экономике США, относящихся к  сфере научно-технического прогресса.  По оценкам, сделанным Национальным  научным фондом США, отмечается: «на каждый вложенный в НИОКР  доллар фирма с числом занятых  до 100 человек осуществила в 4 раза  больше нововведений, чем фирмы  с численностью 1000-10000 человек и  в 24 раза больше, чем компании, где занято свыше 10000 человек.  Многочисленные мелкие инновационные  предприятия стали здесь своеобразным  дополнением к научно-исследовательским  и конструкторским комплексам  промышленных корпораций, университетов,  бесприбыльным исследовательским  организациям, государственным лабораториям  и различным целевым структурам. Существенно проигрывая подобным  организациям по ресурсному обеспечению,  мелкие и средние фирмы в  сфере НТП выигрывают в возможности  максимального раскрепощения творческого  потенциала и инициативы научно-технических  работников. 80-е годы отмечены  в США резким ростом индивидуального  инновационного бизнеса. Мелкое инновационное производство организовано на основе собственного труда ученых, инженеров, изобретателей – небольшие инновационные предприятия, базирующиеся на производстве, освоении, коммерциализации новых научно-технических идей. В конце 80-х – начале 90-х годов в наукоемком секторе промышленности США насчитывалось от 30-40 тысяч компаний с численностью занятых менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч ежегодно создаваемых в США новых фирм примерно 1/8 специализируется на производстве научно-технических нововведений. Широкое развитие получил франчайзинг – форма льготного партнерства крупных предприятий с малыми. Основная цель франчайзинга – широкое использование финансовых, материальных, информационных и людских ресурсов для развития малого бизнеса.  

      В Америке существуют тысячи  ассоциаций в разных сферах  экономики, в том числе занимающихся  малым и средним бизнесом. Так,  первое по степени влияния  лобби в Вашингтоне занимает  Национальная ассоциация малого  бизнеса. Данная ассоциация дает  возможность объединиться, чтобы  выражать интересы своей группы. США обладает большим опытом (даже  по сравнению с Западной Европой  и Японией) государственного регулирования  и стимулирования деятельности  малых предприятий. Достаточно  сказать, что специальное федеральное  ведомство, называемое Администрацией  по развитию малого бизнеса  (Small Business Agency,SBA)  было создано 50 лет назад и в настоящее время мощным, авторитетным и эффективным органом, важность которого определяется не столько его непосредственной помощью малому бизнесу, сколько организацией помощи с привлечением ресурсов всей страны: других ведомств, местных властей, исследовательского сектора, крупных компаний и бесприбыльных организаций. Она имеет более 100 отделений во всех штатах, около 1000 местных центров по оказании помощи субъектам малого и среднего бизнеса.  Так, благодаря деятельности Администрации ежегодно создается порядка 500 тысяч новых рабочих мест, система мер данной организации обеспечила высокую выживаемость проблемных малых предприятий. Около 70% таких предприятий продолжают действовать после 3 лет с момента получения стартового кредита.  Кроме государства малому и среднему бизнесу призваны помогать и крупные фирмы, акционерные общества и концерны. Как в сфере самого производства, так и в создании системы обучения и переподготовки кадров малого бизнеса. Эта задача успешно решается в рамках правительственной программы «ментор-протеже», где ментор – это, как правило, крупная компания, а протеже – малое или среднее предприятие, получающее от нее помощь.[40, с. 127].

   В  марте 2002 года  президент Буш  подписал план увеличения занятости  правительственной помощи предпринимательству.  В рамках этого плана разработана  президентская программа помощи  малому бизнесу (The President׳s Small Business Agenda), принята в начале 2003 года, и призванная придать новый импульс развитию малого и среднего бизнеса. Администрация президента Буша предприняла важные шаги, взяв на себя большие объемы прямых расходов на развитие предпринимательства. Так, более 90 млн. долларов направляется на укрепление и развитие уже действующих малых и средних предприятий. В целом, в течение последних 10 лет помощь малому и среднему бизнесу из федерального бюджета (по программе Government Grants) превышает 500 млн. долларов. А согласно данным за 2004 финансовый год, расходы Администрации по развитию малого бизнеса на данные программы достигли уровня 5 млн. долларов в год. Из них на программы по инновационному исследованию, осуществляемые малыми предприятиями – 1,5 млн. долларов, а на программу взаимодействия с органами власти – 3,5 млн. долларов.     

    Таким  образом, малый и средний бизнес  составляют важный элемент экономики  США, поэтому их развитию отводится  особое место и оказывается  серьезная государственная поддержка.  Также большой опыт функционирования  и государственной поддержки  малого и среднего бизнеса  накопили страны Азии, которые  представлены далее Японией и  Китаем. 

     Среди развитых стран Восточной  Азии наиболее длительный исторический  период развития политики, стимулирующей  образование и функционирование  малого и среднего предпринимательства,  имеет Япония. Белая книга по  малым и  средним  предприятиям   Японии относит  компании  с   капиталом  от  10   до 100 млн.  йен к малым и средним. Доля  малых и средних предприятий  в производстве промышленной  продукции Японии в середине 90-х  годов превышала 60%, а в занятости  населения – более 70%. Япония  начала активно осуществлять  государственную поддержку малого  и среднего предпринимательства  с основания в 1948 году Управления  малого бизнеса. В послевоенный  период малое и среднее предпринимательство  особо нуждались в правительственной  поддержке и с этой целью  Япония учредила Финансовую корпорацию  малого предпринимательства и  ряд других структур. В 1963 году  был принят Основной закон  о малом и среднем предпринимательстве  и был взят курс на модернизацию  оборудования, улучшение технологии, на структурные преобразования. При поддержке правительства  малые и средние предприятия  охватили большую сферу производства.

   Новым  элементом государственной политики  стало поощрение прямых иностранных  инвестиций в японский малый  и средний бизнес. Чтобы помочь  в реструктуризации малых и  средних предприятий, японское  правительство создало промышленные  парки, стало помогать в строительстве  физической инфраструктуры и  служб информационного обеспечения  малого и среднего предпринимательства.   В Японии мелкие и средние  предприятия в 1986 году составляли 99,3% всех частных фирм обрабатывающих  отраслей промышленности. Следует  отметить высокую эффективность  и рациональность японской системы  управления производством. Она  сочетает в себе развитие предпринимательства  и нововведений, высокую прибыльность  с заботой о работниках. Всего  за 1975 – 1990 года объем инвестиций  в оборудование на малых и  средних предприятиях увеличился  почти в 3 раза при среднегодовых  темпах роста 12,6%. Число малых и средних предприятий, ведущих НИОКР, постоянно растет. Так, на исследования, требующие менее 1 года, приходится 2/3 тем на малые и средние предприятия и 1/3 – на крупных, на исследования, занимающие более 5 лет, - соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью менее 5 млн. йен на малые и средние предприятия составляют 58% их общего числа, на крупных же – всего 16%.   

  В   целом в 1990-х годах государственная  политика поощрения деятельности  малых и средних предприятий  продолжается, она становится комплексной,  многоплановой, особое внимание  обращается на структурные и  социальные сдвиги в обществе. Развитые страны Восточной Азии  в политике поощрения малого  и среднего бизнеса прошли  сходный эволюционный путь: от  первоначальных шагов по созданию  обучающих программ и налоговых  стимулов  до комплексных программ  освоения новых технологий, сферы  услуг, информационных систем. Так,  японские малые и средние предприятий  имеют более длительную историю  развития и играют более важную  роль, чем малый и средний бизнес  в Корее, они в большей степени  связаны с Транснациональными  компаниями и владеют высокими  технологиями, более конкурентоспособны. Экспорт малых и средних предприятий  Японии стал развиваться более  100 лет назад. Правительство Японии  постоянно обеспечивало существование  баланса в развитии малого  и среднего бизнеса и крупных  компаний, большинство транснациональных  корпораций устанавливали связи  с малым и средним предпринимательством, как в сфере производства, так  и торговли. Это позволяло малым  и средним предприятиям производить  товары с низким потребительским  спросом, где не участвовали  крупные фирмы, или выступать  в качестве субподрядчиков крупных  компаний. Крупные торговые и  инвестиционные компании, которые  имели значительные объемы сделок  с товарами широкого потребления  на мировом рынке, были определены  в Японии как общие торговые  компании. Помимо сотрудничества  с общими торговыми компаниями  малые и средние предприятия  Японии вертикально объединены (в  качестве субподрядчиков) с транснациональными  компаниями и интегрированы в  их производство. В целом японские  малые и средние предприятия  смогли увеличить свою долю  в экспорте Японии с 11,6 до 12,2% с начала до середины 1990-х годов.

  На конец  2003 года внешние активы Японии  составили 172,82 трлн. иен (около  1,5 трлн. долларов), снизив на 1,4% по  сравнению с 2002 годом. Тем не  менее общий баланс, исчисляемый  общими активами японского правительства,  малыми и средними предприятиями  за вычетами их долгов, уже  тринадцатый год подряд остается  самым высоким в мире. На втором  месте стоит Швейцария. Так,  в 2004 году в данной стране  доля малого и среднего предпринимательства  в общей численности занятых  составляла 80%, доля же в ВВП  – 54%. Министерство экономики,  торговли и промышленности Японии  определило направление, в котором  необходимо развиваться японской  экономике XXI века. Кроме действий по завоевыванию лидирующих позиций на мировом рынке в таких областях, как «умная» бытовая электроника, были намечены еще несколько областей, такие как здравоохранение и поддержка малого и среднего бизнеса. В области поддержки малого и среднего бизнеса до 2010 года на функционирование, развитие и реорганизацию малых и средних предприятий планируется выделить 107 трлн. иен.   

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК