Малые
и средние предприятия все
более активно вовлекаются в
кооперацию друг с другом, что
связано с горизонтальным и
вертикальным взаимодействием
субпоставщиков различных уровней
при выполнении заказов головных
компаний. Кроме того, при производстве
некоторых изделий крупные компании
начинают менять профиль производства
и производить массовую продукцию,
а малые и средние предприятия
используют ее в производстве
разнообразной конечной продукции.
Таким
образом, сектор малого и среднего
предпринимательства имеет ряд
преимуществ и особенностей.
Во-первых, он обеспечивает необходимую
мобильность в условиях рынка,
создает глубокую специализацию
и разветвленную кооперацию производства,
без которых немыслима его
высокая эффективность. Во-вторых,
он способен не только быстро
заменить образующие ниши в
потребительской сфере, но и
сравнительно быстро окупаться,
применяя подчас самое современное
оборудование и технологии. В-третьих,
малое и среднее предпринимательство
создает необходимую для рынка
атмосферу конкуренции, многообразие
форм, быстро возникающих и
исчезающих, обладает готовностью
оперативно реагировать на любые
изменения рыночной конъюнктуры.
В-четвертых, развитие малого
и среднего бизнеса является
мощным экономическим и социальным
противодействием нищете и безработице.
И, самое главное, - малый и средний
бизнес создает ту среду и
дух предпринимательства, без
которых ни одна рыночная экономика,
построенная на личной заинтересованности
и инициативе производителей, невозможна.
Итак, обобщая вышесказанное, можно представить
следующую таблицу сопоставительного
анализа малого и среднего бизнеса
с крупным, целью которой является не отказ
от крупного бизнеса вообще, а демонстрация
огромных преимуществ малого и среднего
бизнеса для экономики.
Таблица 2 - Сопоставительный анализ малого
и крупного бизнеса
Критерии |
Крупный бизнес |
Малый и средний бизнес |
Отрасли производства и обслуживания |
Промышленность, топливно-энергетический
комплекс, энергетики
|
Обеспечивающие производства, торговля,
сфера услуг |
Характер выпускаемой продукции
|
Массовое производство
|
Мелкосерийное или индивидуальное производство |
Восприимчивость к нововведениям |
Менее восприимчивы к нововведениям |
В 24 раза больше нововведений, чем в
крупных |
Изменение стратегии |
6-10 лет |
0,5-1 год |
Сфера деятельности |
Крупные города и промышленные комплексы |
Как в крупных, так и малых городах |
Создание конкурентной среды |
Ограничение конкуренции за счет захвата
значительной доли рынка |
Усиление конкурентной среды |
Регистрация и создание предприятия
|
Значительные финансовые затраты
и длительная процедура регистрации
|
Минимальные первоначальные затраты
и регистрационные требования |
Создание новых рабочих мест |
Темпы создания рабочих мест значительно
ниже
|
Рабочие места создаются более
быстрыми темпами
(в 3 раза) |
Возможность маневрирования рабочей
силой |
Отсутствует из-за узкой специализации
работников |
Имеется, благодаря высокой взаимозаменяемости
работников |
Так,
малые и средние предприятия
и все, что связано с их
деятельностью, составляют важный
и органический элемент организационной
структуры современного общественного
производства. Поэтому малому и
среднему предпринимательству сегодня
отводится важное место в мировой
экономике и оказывается серьезная
государственная поддержка в
таких странах, как США, Япония
и других участников мирового
хозяйства.
1.3 Мировой опыт развития и поддержки
предпринимательства
Малые
и средние предприятия во всем
мире играют важную роль. В
последние несколько лет в
Западной Европе, США, Японии и
странах Юго-Восточной Азии большое
значение приобрел малый и
средний бизнес. Здесь он представлен
совокупностью многочисленных малых
и средних предприятий. Основная
масса их – это мельчайшие
предприятия, в которых работают
не более 20 человек. В мировой
хозяйственной системе, по данным
ООН, малые и средние предприятия
являются работодателями почти
для 50% трудоспособного населения,
что позволило сократить безработицу
в этих странах. В зарубежных
странах малый и средний бизнес
способствует развитию инновационного
потенциала экономики, поиску
и внедрению новых форм деятельности
производства, а также сбыта и
финансирования. Во многих странах
с переходной экономикой именно
благодаря развитию малого и
среднего бизнеса спад производства
продолжался всего несколько
лет. В отношении развития и
поддержки малого и среднего
бизнеса особо привлекают внимание
такие страны, как США, Япония
и Китай, которые рассмотрены
далее.
Малый и средний бизнес в
США охватывает более чем 23
млн. компаний, производит около
50% ВНП страны и половину валового
продукта частного сектора. На
этих предприятиях сосредоточены
54% занятых в частном секторе
работников. Они обеспечивают создание
и освоение нововведений в
экономике США, относящихся к
сфере научно-технического прогресса.
По оценкам, сделанным Национальным
научным фондом США, отмечается:
«на каждый вложенный в НИОКР
доллар фирма с числом занятых
до 100 человек осуществила в 4 раза
больше нововведений, чем фирмы
с численностью 1000-10000 человек и
в 24 раза больше, чем компании,
где занято свыше 10000 человек.
Многочисленные мелкие инновационные
предприятия стали здесь своеобразным
дополнением к научно-исследовательским
и конструкторским комплексам
промышленных корпораций, университетов,
бесприбыльным исследовательским
организациям, государственным лабораториям
и различным целевым структурам.
Существенно проигрывая подобным
организациям по ресурсному обеспечению,
мелкие и средние фирмы в
сфере НТП выигрывают в возможности
максимального раскрепощения творческого
потенциала и инициативы научно-технических
работников. 80-е годы отмечены
в США резким ростом индивидуального
инновационного бизнеса. Мелкое
инновационное производство организовано
на основе собственного труда ученых,
инженеров, изобретателей – небольшие
инновационные предприятия, базирующиеся
на производстве, освоении, коммерциализации
новых научно-технических идей. В конце
80-х – начале 90-х годов в наукоемком секторе
промышленности США насчитывалось от
30-40 тысяч компаний с численностью занятых
менее 100 человек. Сегодня из 600-700 тысяч
ежегодно создаваемых в США новых фирм
примерно 1/8 специализируется на производстве
научно-технических нововведений. Широкое
развитие получил франчайзинг – форма
льготного партнерства крупных предприятий
с малыми. Основная цель франчайзинга
– широкое использование финансовых,
материальных, информационных и людских
ресурсов для развития малого бизнеса.
В Америке существуют тысячи
ассоциаций в разных сферах
экономики, в том числе занимающихся
малым и средним бизнесом. Так,
первое по степени влияния
лобби в Вашингтоне занимает
Национальная ассоциация малого
бизнеса. Данная ассоциация дает
возможность объединиться, чтобы
выражать интересы своей группы.
США обладает большим опытом (даже
по сравнению с Западной Европой
и Японией) государственного регулирования
и стимулирования деятельности
малых предприятий. Достаточно
сказать, что специальное федеральное
ведомство, называемое Администрацией
по развитию малого бизнеса
(Small Business Agency,SBA) было создано 50 лет
назад и в настоящее время мощным, авторитетным
и эффективным органом, важность которого
определяется не столько его непосредственной
помощью малому бизнесу, сколько организацией
помощи с привлечением ресурсов всей страны:
других ведомств, местных властей, исследовательского
сектора, крупных компаний и бесприбыльных
организаций. Она имеет более 100 отделений
во всех штатах, около 1000 местных центров
по оказании помощи субъектам малого и
среднего бизнеса. Так, благодаря деятельности
Администрации ежегодно создается порядка
500 тысяч новых рабочих мест, система мер
данной организации обеспечила высокую
выживаемость проблемных малых предприятий.
Около 70% таких предприятий продолжают
действовать после 3 лет с момента получения
стартового кредита. Кроме государства
малому и среднему бизнесу призваны помогать
и крупные фирмы, акционерные общества
и концерны. Как в сфере самого производства,
так и в создании системы обучения и переподготовки
кадров малого бизнеса. Эта задача успешно
решается в рамках правительственной
программы «ментор-протеже», где ментор
– это, как правило, крупная компания,
а протеже – малое или среднее предприятие,
получающее от нее помощь.[40, с. 127].
В
марте 2002 года президент Буш
подписал план увеличения занятости
правительственной помощи предпринимательству.
В рамках этого плана разработана
президентская программа помощи
малому бизнесу (The President׳s Small Business
Agenda), принята в начале 2003 года, и призванная
придать новый импульс развитию малого
и среднего бизнеса. Администрация президента
Буша предприняла важные шаги, взяв на
себя большие объемы прямых расходов на
развитие предпринимательства. Так, более
90 млн. долларов направляется на укрепление
и развитие уже действующих малых и средних
предприятий. В целом, в течение последних
10 лет помощь малому и среднему бизнесу
из федерального бюджета (по программе
Government Grants) превышает 500 млн. долларов.
А согласно данным за 2004 финансовый год,
расходы Администрации по развитию малого
бизнеса на данные программы достигли
уровня 5 млн. долларов в год. Из них на
программы по инновационному исследованию,
осуществляемые малыми предприятиями
– 1,5 млн. долларов, а на программу взаимодействия
с органами власти – 3,5 млн. долларов.
Таким
образом, малый и средний бизнес
составляют важный элемент экономики
США, поэтому их развитию отводится
особое место и оказывается
серьезная государственная поддержка.
Также большой опыт функционирования
и государственной поддержки
малого и среднего бизнеса
накопили страны Азии, которые
представлены далее Японией и
Китаем.
Среди развитых стран Восточной
Азии наиболее длительный исторический
период развития политики, стимулирующей
образование и функционирование
малого и среднего предпринимательства,
имеет Япония. Белая книга по
малым и средним предприятиям
Японии относит компании с
капиталом от 10 до 100 млн.
йен к малым и средним. Доля
малых и средних предприятий
в производстве промышленной
продукции Японии в середине 90-х
годов превышала 60%, а в занятости
населения – более 70%. Япония
начала активно осуществлять
государственную поддержку малого
и среднего предпринимательства
с основания в 1948 году Управления
малого бизнеса. В послевоенный
период малое и среднее предпринимательство
особо нуждались в правительственной
поддержке и с этой целью
Япония учредила Финансовую корпорацию
малого предпринимательства и
ряд других структур. В 1963 году
был принят Основной закон
о малом и среднем предпринимательстве
и был взят курс на модернизацию
оборудования, улучшение технологии,
на структурные преобразования.
При поддержке правительства
малые и средние предприятия
охватили большую сферу производства.
Новым
элементом государственной политики
стало поощрение прямых иностранных
инвестиций в японский малый
и средний бизнес. Чтобы помочь
в реструктуризации малых и
средних предприятий, японское
правительство создало промышленные
парки, стало помогать в строительстве
физической инфраструктуры и
служб информационного обеспечения
малого и среднего предпринимательства.
В Японии мелкие и средние
предприятия в 1986 году составляли
99,3% всех частных фирм обрабатывающих
отраслей промышленности. Следует
отметить высокую эффективность
и рациональность японской системы
управления производством. Она
сочетает в себе развитие предпринимательства
и нововведений, высокую прибыльность
с заботой о работниках. Всего
за 1975 – 1990 года объем инвестиций
в оборудование на малых и
средних предприятиях увеличился
почти в 3 раза при среднегодовых
темпах роста 12,6%. Число малых и средних
предприятий, ведущих НИОКР, постоянно
растет. Так, на исследования, требующие
менее 1 года, приходится 2/3 тем на малые
и средние предприятия и 1/3 – на крупных,
на исследования, занимающие более 5 лет,
- соответственно 3 и 11%. Проекты стоимостью
менее 5 млн. йен на малые и средние предприятия
составляют 58% их общего числа, на крупных
же – всего 16%.
В
целом в 1990-х годах государственная
политика поощрения деятельности
малых и средних предприятий
продолжается, она становится комплексной,
многоплановой, особое внимание
обращается на структурные и
социальные сдвиги в обществе.
Развитые страны Восточной Азии
в политике поощрения малого
и среднего бизнеса прошли
сходный эволюционный путь: от
первоначальных шагов по созданию
обучающих программ и налоговых
стимулов до комплексных программ
освоения новых технологий, сферы
услуг, информационных систем. Так,
японские малые и средние предприятий
имеют более длительную историю
развития и играют более важную
роль, чем малый и средний бизнес
в Корее, они в большей степени
связаны с Транснациональными
компаниями и владеют высокими
технологиями, более конкурентоспособны.
Экспорт малых и средних предприятий
Японии стал развиваться более
100 лет назад. Правительство Японии
постоянно обеспечивало существование
баланса в развитии малого
и среднего бизнеса и крупных
компаний, большинство транснациональных
корпораций устанавливали связи
с малым и средним предпринимательством,
как в сфере производства, так
и торговли. Это позволяло малым
и средним предприятиям производить
товары с низким потребительским
спросом, где не участвовали
крупные фирмы, или выступать
в качестве субподрядчиков крупных
компаний. Крупные торговые и
инвестиционные компании, которые
имели значительные объемы сделок
с товарами широкого потребления
на мировом рынке, были определены
в Японии как общие торговые
компании. Помимо сотрудничества
с общими торговыми компаниями
малые и средние предприятия
Японии вертикально объединены (в
качестве субподрядчиков) с транснациональными
компаниями и интегрированы в
их производство. В целом японские
малые и средние предприятия
смогли увеличить свою долю
в экспорте Японии с 11,6 до 12,2%
с начала до середины 1990-х годов.
На конец
2003 года внешние активы Японии
составили 172,82 трлн. иен (около
1,5 трлн. долларов), снизив на 1,4% по
сравнению с 2002 годом. Тем не
менее общий баланс, исчисляемый
общими активами японского правительства,
малыми и средними предприятиями
за вычетами их долгов, уже
тринадцатый год подряд остается
самым высоким в мире. На втором
месте стоит Швейцария. Так,
в 2004 году в данной стране
доля малого и среднего предпринимательства
в общей численности занятых
составляла 80%, доля же в ВВП
– 54%. Министерство экономики,
торговли и промышленности Японии
определило направление, в котором
необходимо развиваться японской
экономике XXI века. Кроме действий по
завоевыванию лидирующих позиций на мировом
рынке в таких областях, как «умная» бытовая
электроника, были намечены еще несколько
областей, такие как здравоохранение и
поддержка малого и среднего бизнеса.
В области поддержки малого и среднего
бизнеса до 2010 года на функционирование,
развитие и реорганизацию малых и средних
предприятий планируется выделить 107 трлн.
иен.