Малый и средний бизнес в РК

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 20:02, дипломная работа

Описание работы

Поскольку категория «предпринимательство» не представляет собой «чистого» понятия, которое можно использовать, не соотносясь с реальностью, а напротив, отражает весьма ощутимый феномен культурно-исторической действительности, в определении этой категории должны присутствовать два аспекта – исторический и логический. Историческое определение предпринимательства должно обобщить все сколько-нибудь значимые определения, сформировавшиеся в истории мысли, которые рассмотрены далее.

Содержание работы

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Сущность и классификация предпринимательства\
1.2 Особенности и преимущества предпринимательства
1.3 Мировой опыт развития и поддержки предпринимательства
1.4 Развитие предпринимательства в Республике Казахстан
2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН
2.1 Современные тенденции государственной поддержки предпринимательства
2.2 Анализ современного состояния малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан
2.3 Анализ производственной деятельности предприятия (на примере ОАО «Павлодарский пивоваренный завод»)
3.ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Перспективы развития предпринимательской деятельности в Казахстан
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

37 Анализ развития предпринимательства в РК DES.docx

— 120.43 Кб (Скачать файл)

        В целом, малые и средние  предприятия Японии являются  активными участниками реструктуризации  японской экономики, постоянно  модернизируют свое производство  и диверсифицируют торговую деятельность. Так, в развитых странах Восточной  Азии эффективная государственная  политика по отношению к малому  и среднему бизнесу строится  на содействии структурной адаптации  к меняющимся условиям и нуждам  самих компаний. 

       По мере углубления реформ  и все большей открытости китайской  экономики роль малых и средних  предприятий в стране возрастает. В Административном управлении  промышленности и торговли КНР  зарегестрировано свыше 10 млн.  малых и средних предприятий.  Они создают 60% валовой промышленной  продукции, 40% прибыли в промышленности, их продукция составляет 60% общего  объема экспорта. С 1990-х годов  свыше 75% добавленной стоимости  валового промышленного производства  приходится на малые и средние  предприятия, они обеспечивают  75% рабочих мест в городах и  поселках, вовлекая значительный  приток рабочей силы из деревни.  Большая часть малых и средних  предприятий находится в восточных  (42%) и центральных (42%) районах  Китая. Они производят соответственно 66 и 26% продукции малого предпринимательства.  Так, благодаря увеличению количества  малых и средних предприятий  в китайской экономике в период  реформ не возникло серьезных  проблем в сфере занятости.  В 1978 – 1996 годах из деревень  в города мигрировало 230 млн.  человек, в большинстве своем  они были трудоустроены на  малых предприятиях. Из примерно 150 млн. человек, занятых в промышленности, более 100 млн. человек, или около  70%, работают на малых и средних  предприятиях. В последние годы  по мере структурной перестройки  китайской экономики и углубления  реформ произошли огромные увольнения  работников на государственных  предприятиях. Практически они не  могли повторно устроиться в  этой сфере. Именно малые и  средние предприятия создали  большое количество мест для  повторного трудоустройства увольняемых  рабочих и служащих. В 1997 году  в негосударственном секторе  нашли себе новую 4,18 млн. уволенных  рабочих и служащих. Активная  поддержка и содействие  развитию  малых и средних предприятий  является важным курсом китайского  правительства. Придерживаясь политики, «ухватившись за крупные, поддерживать  малые», оно предприняло  целый  ряд мер по развитию малых  и средних предприятий. В системе  управления совокупностью малых  и средних предприятий в Китае  уже длительное  время практикуется  «многосубъектное управление». Единый  орган управления отсутствует,  созданы отраслевые органы управления  и имеется специальный орган  для согласования зарубежного  сотрудничества малых и средних  предприятий – Координационный  центр зарубежного сотрудничества  малых и средний предприятий Китая. В 1998 году, когда проводилась реформа правительственных органов, в рамках  Государственного торгово-экономического комитета был образован отдел малых и средних предприятий. Основные его функции сводятся к следующим: руководство проведением реформы на этих предприятиях; разработка политики их поддержки; стимулирование создания для них системы услуг; координация международного сотрудничества малых и средних предприятий. В 2000 году в рамках Государственного торгово-экономического комитета была создана Всекитайская рабочая руководящая группа по стимулированию развития малых и средних предприятий. В ее состав входят 12 финансовых, научно-технических, банковских и других организаций и учреждений.

   Для  стимулирования формирования системы  кредитных гарантий, созванное в  конце 2000 года Всекитайское рабочее  совещание по малым и средним  предприятиям поставило вопрос  о создании системы ссудных  гарантий для этих предприятий  как важном направлении их  деятельности на ближайшие годы. К концу июня 2001 года в 30 провинциях  уже функционировали 260 организаций  по созданию кредитных гарантий  для малых и средних предприятий  с  общей    суммой     поручительского   капитала   7,6 млрд. юаней. Сегодня к числу  основных мер государства по  поддержке малого и среднего  предпринимательства относятся  следующие:

- облегчение  процедуры открытия нового предприятия  – упрощение регистрации и  снижение минимального уставного  капитала до 1 тысячи юаней (в  области информационных технологий  и программного обеспечения –  до 5 тысяч юаней);

-   льготное  налогообложение: в первый год  работы предприятие освобождается  от уплаты налогов полностью,  во второй и третий годы  – от налога на предпринимательскую  деятельность и подоходного налога  с сотрудников;

-  государственное  поощрение инноваций (опытного  и серийного выпуска новой  продукции), в том числе за счет  предоставления им соответствующих  дополнительных льгот и преференций;

-  информационное  обеспечение малого и среднего  предпринимательства, включая предоставление  комплексной информации, полезной  для развития бизнеса и повышения  конкурентоспособности продукции,  пропаганду достижений науки  в сфере создания новых технологий;

- экспортная  ориентация и поощрение развития  внешнеэкономической деятельности, включая помощь в страховании,  организации и участии в международных  выставках, предоставление информации  о рынке, содействие в поиске  зарубежных партнеров. В 2000 году 11 китайских корпораций вошли  в число 500 крупнейших транснациональных  компаний мира. С 2004 года, например, значительно снижен размер уставного  капитала, необходимого для получения  права на ведение внешнеэкономической  деятельности, что позволит новому  эшелону малых и средних предприятий  впервые выйти на международный  рынок. 

   Так,  правительство Китая активно  расширяет перечень услуг малым  и средним предприятиям и поддерживает  их развитие.       

         Таким  образом, изучение опыта  вышеуказанных стран осуществляется  не с целью предложить повторение  или копирование подходов, а с  тем, чтобы  выявить  самые  динамичные и перспективные аспекты  государственной политики в области  развития и поддержки малого  и среднего бизнеса. Также,  необходимо обратить внимание  на новые перспективные возможности  в этой области  для Республики  Казахстан. А существующие условия  и проблемы развития малого  и среднего бизнеса непосредственно  в Казахстане рассмотрены в  следующей главе. 

 

1.4 Развитие предпринимательства  в Республике Казахстан

 

С первых шагов перехода Казахстана к рынку развитие предпринимательства  стало одним из приоритетных направлений  экономической политики государства.

В области предпринимательства  принят целый ряд государственных  программ в 1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг., 2001-2002 гг., направленных на развитие и  поддержку частного предпринимательства  в республике. Целями программы 2003-2005 гг. стали увеличение доли малого и  среднего предпринимательства (МСП) в  структуре ВВП до 25% и уровня занятости  в этой сфере до 1,6 млн. чел., а также  обеспечение на этой основе устойчивого  роста экономики.

Сегодня малый бизнес в  Казахстане формирует 11% государ-ственного  бюджета, а количество предприятий  МСП составляет 112,2 тыс. (на 1 сентября 2002 г., что на 15,8% выше, чем 1 сентября 2001 г.). В числе позитивных факторов следует отметить следующее: сформирована нормативно-правовая база по предпринимательству, совместными усилиями государственных  органов и предпринимателей она  продолжает совершенствоваться; действуют  порядка 200 общественных организаций, оказывающих предпринимательству  поддержку, созданы консультативно-совещательные  органы - Совет предпринимателей при  Президенте, Комиссия при правительстве  РК по вопросам поддержки малого предпринимательства, а также при местных исполнительных органах; оказывается содействие такими фондами, как Фонд развития малого предпринимательства, Национальный инновационный фонд Казахстана, фонд «Евразия», и другими; ряд банков второго уровня производит операции по открытию счета бесплатно (физическим и юридическим лицам). Осуществляется кредитование субъектов малого пред-принимательства  по программам Европейского банка реконструкции  и развития (ЕБРР), Центрально-азиатского американского фонда поддержки  предпринимательства, Немецкой компании по инвестициям и развитию, действуют  кредитные линии Азиатского банка  развития (АБР), Международного банка  реконструкции и развития (МБРР), Исламского банка развития (ИБР) посредством  таких банков, как Банк «ТуранАлем», ОАО «Нурбанк», ОАО «Темирбанк», ОАО «Казкоммерцбанк». Период кредитования при этом варьируется от 1 месяца до 7 лет, а ставка процента от 16 до 27% в год.

Таким образом, система  координат в области предпринимательства  задана на достаточно неплохом уровне, тем не менее приведенные ниже данные свидетельствуют о том, что  модель МСП в Республике Казахстан  находится еще в стадии формирования (приложение В).

Подобная статистика позволяет  говорить о необходимости дальнейшего  интенсивного развития предпринимательства  для обеспечения экономического роста. Развитие предпринимательства  сдерживает несовершенство нормативно-правовой базы, проявляющееся в неоднозначности  формулировок некоторых законов, несоответствии их интересам предпринимателей, неоткорректированности ряда процедур (регистрации, лицензирования, сертификации).

Так, например, затраты на процедуру регистрации все еще  высоки: ставка сбора за государственную  регистрацию при создании для  бюджетных учреждений, казенных предприятий  и кооперативов собственников помещений, их филиалов и представительств составляет один месячный расчетный показатель (МРП), в то время как для субъектов  малого предпринимательства она  в пять раз выше (5 МРП), не говоря уже о 20 МРП для остальных юридических  лиц. К этому следует прибавить  такое «новшество», как обязательное взимание пошлины частными нотариусами  в размере не меньше установленного Налоговым кодексом, т. е. свидетельство  верности копий документов и выписок  из документов (за страницу) для физических лиц 0,05 МРП, для юридических лиц - 1 МРП (а это непосредственно касается устава предприятия), удостоверение  учредительного договора - 5 МРП, хотя субъекты малого предпринимательства могут  использовать типовые уставы, упрощающие создание предприятия. Принятие законопроекта, предусматривающего внедрение принципа «одного окна», позволит не только уменьшить  количество представляемых документов для регистрации предприятия, но и осуществлять ее в течение трех дней в одном органе. Развитие законодательной  базы в Казахстане определяет не только приоритетность малых форм предпринимательства, но и серьезные изменения в  отношении иных его форм. Так, Закон  Республики Казахстан от 13 мая 2003 г. №415-11 «Об акционерных обществах» предусматривает укрупнение акционерных  компаний, что во многом усложняет  их формирование и маневренность. Вместо упраздненных ЗАО и ОАО, минимальный  уставный капитал которых составлял 100 МРП и 5000 МРП соответственно, новым  законом определяется форма «акционерное общество» (АО) с уставным капиталом  не менее 50 000 МРП. Изменения коснулись  и народного акционерного общества (ранее - открытое народное общество), собственный  капитал которого должен быть не  менее 

1 000 000 МРП, при сохранившемся  численном составе работников 500 человек и более. Подобный формообразующий  патернализм, обеспечивший в свое  время слияние и укрупнение  финансовых институтов (пенсионных  фондов, банков), наряду с концентрацией капитальных средств, совершенствованием законов  приводит к таким аберрационным явлениям, как не участвующий в оборотных средствах капитал, реорганизация большого количества предприятий, не набравших достаточной капитальной мощи, хотя таким предприятиям остается возможность для самоопределения в течение двух лет. С нашей точки зрения, способность к оперативным действиям предприятия, так необходимая в условиях жесткой конкуренции, во многом зависит от организационно-правовой формы, в которой оно осуществляет хозяйственную деятельность, и эта форма должна быть максимально адекватна и доступна.

До сих пор недостаточно развита инфраструктура поддержки  предпринимательства, на периферии  она фактически отсутствует, население  плохо информировано о проводимых мероприятиях по поддержке малого и  среднего бизнеса, об изменениях в законода-тельстве. Данные социологических исследований, проведенных Институтом экономических  исследований в 2000 г., показывают, что  треть предпринимателей не взаимодействуют  с организациями по их поддержке, что говорит как о пассивности  самих предпринимателей, так и  о недостаточной активности этих организаций. К примеру, о программах Всемирного банка имеют представление 80 % респондентов, в то время как  пользуются его услугами лишь 2%, не знают 17%. Как известно, немаловажной проблемой для предпринимателей является большое количество проверок, приостанавливающих деятельность предприятий. На это неоднократно обращал внимание и Президент республики. По меньшей  мере, можно выделить такие виды контроля, как административный, налоговый, финансовый, валютно-экспортный, пожарный и др. В этой связи правительством принят ряд постановлений и указов, обеспечивших единый статистический учет и регистрацию практически всех проверок в Центре правовой статистики, что обеспечивает контроль за деятельностью  госорганов. Несмотря на некоторые  отклонения в их реализации, положительным  фактором следует считать мораторий  на проверки субъектов малого предпринимательства  с 1 января по 1 октября 2003 г., утвержденный постановлением правительства РК от 27 декабря 2002 г. №1390, направленный на пресечение незаконных проверок и содействие развитию малого бизнеса. Основным фактором, обеспечивающим устранение противоречий между предпринимателем и госорганами, должен выступать  перевод их взаимоотношений в  плоскость права и закона посредством  повышения образовательного уровня предпринимателей, их информированности  в области действующего законодательства параллельно с совершенствованием инфраструктуры поддержки предпринимательства.

Особенно остро на этапе  организации собственного дела встает вопрос обеспечения кредитными средствами. Препятствиями в этом случае становятся как высокие ссудные проценты и короткие сроки погашения кредита, так и неликвидность залогового имущества в основном начинающих свое дело, стоимость процедуры аккредитации. В решении данного вопроса, по всей видимости, необходима дальнейшая государственная поддержка, стимулирование банков второго уровня для повышения их активности в кредитовании реального сектора экономики, снижении обязательной резервной нормы, учетной ставки процента по госкредитам и др.

Сырьевая ориентация, длительный период сопровождавшая Казахстан, а  также ускоренный переход к рыночной экономике спо-собствовали развитию в республике определенных диспропорций в отраслевом и региональном разрезах. Так, в сложившихся условиях сохраняется  превалирование предприятий в сфере  торговли и услуг, существенно отставание сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности. Статистические данные (на 1 июля 2002 г.) показывают, что торговлей, ремонтом автомобилей, бытовых изделий   и   предметов   личного пользования  занимается 40,1 % малых предприятий, в сельском хозяйстве, охоте и  лесном хозяйстве — 6 и 11 % — в  обрабатывающей промышленности. Несмотря на количественный рост (в сравнении  с 1 июля 2001 г.) самыми низкими в процентном отношении среди малых предприятий  остаются сферы рыболовства, рыбоводства (0,2 %) и горнодобывающей промышленности (0,6 %). Стремление к получению прибыли  в краткосрочном периоде, во многом обусловливающее данную отраслевую структуру, связано с трудностями  в сбыте производимой продукции. Причин здесь видится несколько  — это несоответствие качества товаров  требованиям мирового рынка, высокие  таможенные тарифы, себестоимость продукции  в сравнении с ввозимым импортом, а следовательно, и низкая конкурентоспособность  товара по цене. Региональная неравномерность  размещения предприятий обусловлена  их ориентацией на крупные рынки  сбыта, источники ресурсов, низкой плотностью населения. Так, наибольшее количество активных малых предприятий сосредоточено  в г. Алматы -29,2 % и г. Астане - 8,6, далее  следуют Карагандинская - 7,7, Восточно-Казахстанская - 7,6 и Южно-Казахстанская - 7,4 % области.

Информация о работе Малый и средний бизнес в РК