В целом, малые и средние
предприятия Японии являются
активными участниками реструктуризации
японской экономики, постоянно
модернизируют свое производство
и диверсифицируют торговую деятельность.
Так, в развитых странах Восточной
Азии эффективная государственная
политика по отношению к малому
и среднему бизнесу строится
на содействии структурной адаптации
к меняющимся условиям и нуждам
самих компаний.
По мере углубления реформ
и все большей открытости китайской
экономики роль малых и средних
предприятий в стране возрастает.
В Административном управлении
промышленности и торговли КНР
зарегестрировано свыше 10 млн.
малых и средних предприятий.
Они создают 60% валовой промышленной
продукции, 40% прибыли в промышленности,
их продукция составляет 60% общего
объема экспорта. С 1990-х годов
свыше 75% добавленной стоимости
валового промышленного производства
приходится на малые и средние
предприятия, они обеспечивают
75% рабочих мест в городах и
поселках, вовлекая значительный
приток рабочей силы из деревни.
Большая часть малых и средних
предприятий находится в восточных
(42%) и центральных (42%) районах
Китая. Они производят соответственно
66 и 26% продукции малого предпринимательства.
Так, благодаря увеличению количества
малых и средних предприятий
в китайской экономике в период
реформ не возникло серьезных
проблем в сфере занятости.
В 1978 – 1996 годах из деревень
в города мигрировало 230 млн.
человек, в большинстве своем
они были трудоустроены на
малых предприятиях. Из примерно
150 млн. человек, занятых в промышленности,
более 100 млн. человек, или около
70%, работают на малых и средних
предприятиях. В последние годы
по мере структурной перестройки
китайской экономики и углубления
реформ произошли огромные увольнения
работников на государственных
предприятиях. Практически они не
могли повторно устроиться в
этой сфере. Именно малые и
средние предприятия создали
большое количество мест для
повторного трудоустройства увольняемых
рабочих и служащих. В 1997 году
в негосударственном секторе
нашли себе новую 4,18 млн. уволенных
рабочих и служащих. Активная
поддержка и содействие развитию
малых и средних предприятий
является важным курсом китайского
правительства. Придерживаясь политики,
«ухватившись за крупные, поддерживать
малые», оно предприняло целый
ряд мер по развитию малых
и средних предприятий. В системе
управления совокупностью малых
и средних предприятий в Китае
уже длительное время практикуется
«многосубъектное управление». Единый
орган управления отсутствует,
созданы отраслевые органы управления
и имеется специальный орган
для согласования зарубежного
сотрудничества малых и средних
предприятий – Координационный
центр зарубежного сотрудничества
малых и средний предприятий Китая.
В 1998 году, когда проводилась реформа правительственных
органов, в рамках Государственного
торгово-экономического комитета был
образован отдел малых и средних предприятий.
Основные его функции сводятся к следующим:
руководство проведением реформы на этих
предприятиях; разработка политики их
поддержки; стимулирование создания для
них системы услуг; координация международного
сотрудничества малых и средних предприятий.
В 2000 году в рамках Государственного торгово-экономического
комитета была создана Всекитайская рабочая
руководящая группа по стимулированию
развития малых и средних предприятий.
В ее состав входят 12 финансовых, научно-технических,
банковских и других организаций и учреждений.
Для
стимулирования формирования системы
кредитных гарантий, созванное в
конце 2000 года Всекитайское рабочее
совещание по малым и средним
предприятиям поставило вопрос
о создании системы ссудных
гарантий для этих предприятий
как важном направлении их
деятельности на ближайшие годы.
К концу июня 2001 года в 30 провинциях
уже функционировали 260 организаций
по созданию кредитных гарантий
для малых и средних предприятий
с общей суммой
поручительского капитала
7,6 млрд. юаней. Сегодня к числу
основных мер государства по
поддержке малого и среднего
предпринимательства относятся
следующие:
- облегчение
процедуры открытия нового предприятия
– упрощение регистрации и
снижение минимального уставного
капитала до 1 тысячи юаней (в
области информационных технологий
и программного обеспечения –
до 5 тысяч юаней);
- льготное
налогообложение: в первый год
работы предприятие освобождается
от уплаты налогов полностью,
во второй и третий годы
– от налога на предпринимательскую
деятельность и подоходного налога
с сотрудников;
- государственное
поощрение инноваций (опытного
и серийного выпуска новой
продукции), в том числе за счет
предоставления им соответствующих
дополнительных льгот и преференций;
- информационное
обеспечение малого и среднего
предпринимательства, включая предоставление
комплексной информации, полезной
для развития бизнеса и повышения
конкурентоспособности продукции,
пропаганду достижений науки
в сфере создания новых технологий;
- экспортная
ориентация и поощрение развития
внешнеэкономической деятельности,
включая помощь в страховании,
организации и участии в международных
выставках, предоставление информации
о рынке, содействие в поиске
зарубежных партнеров. В 2000 году
11 китайских корпораций вошли
в число 500 крупнейших транснациональных
компаний мира. С 2004 года, например,
значительно снижен размер уставного
капитала, необходимого для получения
права на ведение внешнеэкономической
деятельности, что позволит новому
эшелону малых и средних предприятий
впервые выйти на международный
рынок.
Так,
правительство Китая активно
расширяет перечень услуг малым
и средним предприятиям и поддерживает
их развитие.
Таким образом, изучение опыта
вышеуказанных стран осуществляется
не с целью предложить повторение
или копирование подходов, а с
тем, чтобы выявить самые
динамичные и перспективные аспекты
государственной политики в области
развития и поддержки малого
и среднего бизнеса. Также,
необходимо обратить внимание
на новые перспективные возможности
в этой области для Республики
Казахстан. А существующие условия
и проблемы развития малого
и среднего бизнеса непосредственно
в Казахстане рассмотрены в
следующей главе.
1.4 Развитие предпринимательства
в Республике Казахстан
С первых шагов перехода
Казахстана к рынку развитие предпринимательства
стало одним из приоритетных направлений
экономической политики государства.
В области предпринимательства
принят целый ряд государственных
программ в 1992-1994 гг., 1994-1996 гг., 1999-2000 гг.,
2001-2002 гг., направленных на развитие и
поддержку частного предпринимательства
в республике. Целями программы 2003-2005
гг. стали увеличение доли малого и
среднего предпринимательства (МСП) в
структуре ВВП до 25% и уровня занятости
в этой сфере до 1,6 млн. чел., а также
обеспечение на этой основе устойчивого
роста экономики.
Сегодня малый бизнес в
Казахстане формирует 11% государ-ственного
бюджета, а количество предприятий
МСП составляет 112,2 тыс. (на 1 сентября
2002 г., что на 15,8% выше, чем 1 сентября
2001 г.). В числе позитивных факторов
следует отметить следующее: сформирована
нормативно-правовая база по предпринимательству,
совместными усилиями государственных
органов и предпринимателей она
продолжает совершенствоваться; действуют
порядка 200 общественных организаций,
оказывающих предпринимательству
поддержку, созданы консультативно-совещательные
органы - Совет предпринимателей при
Президенте, Комиссия при правительстве
РК по вопросам поддержки малого предпринимательства,
а также при местных исполнительных
органах; оказывается содействие такими
фондами, как Фонд развития малого предпринимательства,
Национальный инновационный фонд Казахстана,
фонд «Евразия», и другими; ряд банков
второго уровня производит операции
по открытию счета бесплатно (физическим
и юридическим лицам). Осуществляется
кредитование субъектов малого пред-принимательства
по программам Европейского банка реконструкции
и развития (ЕБРР), Центрально-азиатского
американского фонда поддержки
предпринимательства, Немецкой компании
по инвестициям и развитию, действуют
кредитные линии Азиатского банка
развития (АБР), Международного банка
реконструкции и развития (МБРР),
Исламского банка развития (ИБР) посредством
таких банков, как Банк «ТуранАлем»,
ОАО «Нурбанк», ОАО «Темирбанк»,
ОАО «Казкоммерцбанк». Период кредитования
при этом варьируется от 1 месяца до 7 лет,
а ставка процента от 16 до 27% в год.
Таким образом, система
координат в области предпринимательства
задана на достаточно неплохом уровне,
тем не менее приведенные ниже
данные свидетельствуют о том, что
модель МСП в Республике Казахстан
находится еще в стадии формирования
(приложение В).
Подобная статистика позволяет
говорить о необходимости дальнейшего
интенсивного развития предпринимательства
для обеспечения экономического
роста. Развитие предпринимательства
сдерживает несовершенство нормативно-правовой
базы, проявляющееся в неоднозначности
формулировок некоторых законов, несоответствии
их интересам предпринимателей, неоткорректированности
ряда процедур (регистрации, лицензирования,
сертификации).
Так, например, затраты на
процедуру регистрации все еще
высоки: ставка сбора за государственную
регистрацию при создании для
бюджетных учреждений, казенных предприятий
и кооперативов собственников помещений,
их филиалов и представительств составляет
один месячный расчетный показатель
(МРП), в то время как для субъектов
малого предпринимательства она
в пять раз выше (5 МРП), не говоря
уже о 20 МРП для остальных юридических
лиц. К этому следует прибавить
такое «новшество», как обязательное
взимание пошлины частными нотариусами
в размере не меньше установленного
Налоговым кодексом, т. е. свидетельство
верности копий документов и выписок
из документов (за страницу) для физических
лиц 0,05 МРП, для юридических лиц -
1 МРП (а это непосредственно касается
устава предприятия), удостоверение
учредительного договора - 5 МРП, хотя субъекты
малого предпринимательства могут
использовать типовые уставы, упрощающие
создание предприятия. Принятие законопроекта,
предусматривающего внедрение принципа
«одного окна», позволит не только уменьшить
количество представляемых документов
для регистрации предприятия, но
и осуществлять ее в течение трех
дней в одном органе. Развитие законодательной
базы в Казахстане определяет не только
приоритетность малых форм предпринимательства,
но и серьезные изменения в
отношении иных его форм. Так, Закон
Республики Казахстан от 13 мая 2003 г.
№415-11 «Об акционерных обществах»
предусматривает укрупнение акционерных
компаний, что во многом усложняет
их формирование и маневренность. Вместо
упраздненных ЗАО и ОАО, минимальный
уставный капитал которых составлял
100 МРП и 5000 МРП соответственно, новым
законом определяется форма «акционерное
общество» (АО) с уставным капиталом
не менее 50 000 МРП. Изменения коснулись
и народного акционерного общества
(ранее - открытое народное общество), собственный
капитал которого должен быть не
менее
1 000 000 МРП, при сохранившемся
численном составе работников 500
человек и более. Подобный формообразующий
патернализм, обеспечивший в свое
время слияние и укрупнение
финансовых институтов (пенсионных
фондов, банков), наряду с концентрацией
капитальных средств, совершенствованием
законов приводит к таким аберрационным
явлениям, как не участвующий в оборотных
средствах капитал, реорганизация большого
количества предприятий, не набравших
достаточной капитальной мощи, хотя таким
предприятиям остается возможность для
самоопределения в течение двух лет. С
нашей точки зрения, способность к оперативным
действиям предприятия, так необходимая
в условиях жесткой конкуренции, во многом
зависит от организационно-правовой формы,
в которой оно осуществляет хозяйственную
деятельность, и эта форма должна быть
максимально адекватна и доступна.
До сих пор недостаточно
развита инфраструктура поддержки
предпринимательства, на периферии
она фактически отсутствует, население
плохо информировано о проводимых
мероприятиях по поддержке малого и
среднего бизнеса, об изменениях в законода-тельстве.
Данные социологических исследований,
проведенных Институтом экономических
исследований в 2000 г., показывают, что
треть предпринимателей не взаимодействуют
с организациями по их поддержке,
что говорит как о пассивности
самих предпринимателей, так и
о недостаточной активности этих
организаций. К примеру, о программах
Всемирного банка имеют представление
80 % респондентов, в то время как
пользуются его услугами лишь 2%, не
знают 17%. Как известно, немаловажной
проблемой для предпринимателей
является большое количество проверок,
приостанавливающих деятельность предприятий.
На это неоднократно обращал внимание
и Президент республики. По меньшей
мере, можно выделить такие виды
контроля, как административный, налоговый,
финансовый, валютно-экспортный, пожарный
и др. В этой связи правительством
принят ряд постановлений и указов,
обеспечивших единый статистический учет
и регистрацию практически всех
проверок в Центре правовой статистики,
что обеспечивает контроль за деятельностью
госорганов. Несмотря на некоторые
отклонения в их реализации, положительным
фактором следует считать мораторий
на проверки субъектов малого предпринимательства
с 1 января по 1 октября 2003 г., утвержденный
постановлением правительства РК от
27 декабря 2002 г. №1390, направленный на пресечение
незаконных проверок и содействие развитию
малого бизнеса. Основным фактором, обеспечивающим
устранение противоречий между предпринимателем
и госорганами, должен выступать
перевод их взаимоотношений в
плоскость права и закона посредством
повышения образовательного уровня
предпринимателей, их информированности
в области действующего законодательства
параллельно с совершенствованием
инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Особенно остро на этапе
организации собственного дела встает
вопрос обеспечения кредитными средствами.
Препятствиями в этом случае становятся
как высокие ссудные проценты
и короткие сроки погашения кредита,
так и неликвидность залогового
имущества в основном начинающих
свое дело, стоимость процедуры аккредитации.
В решении данного вопроса, по
всей видимости, необходима дальнейшая
государственная поддержка, стимулирование
банков второго уровня для повышения их
активности в кредитовании реального
сектора экономики, снижении обязательной
резервной нормы, учетной ставки процента
по госкредитам и др.
Сырьевая ориентация, длительный
период сопровождавшая Казахстан, а
также ускоренный переход к рыночной
экономике спо-собствовали развитию
в республике определенных диспропорций
в отраслевом и региональном разрезах.
Так, в сложившихся условиях сохраняется
превалирование предприятий в сфере
торговли и услуг, существенно отставание
сельского хозяйства и обрабатывающей
промышленности. Статистические данные
(на 1 июля 2002 г.) показывают, что торговлей,
ремонтом автомобилей, бытовых изделий
и предметов личного пользования
занимается 40,1 % малых предприятий,
в сельском хозяйстве, охоте и
лесном хозяйстве — 6 и 11 % — в
обрабатывающей промышленности. Несмотря
на количественный рост (в сравнении
с 1 июля 2001 г.) самыми низкими в процентном
отношении среди малых предприятий
остаются сферы рыболовства, рыбоводства
(0,2 %) и горнодобывающей промышленности
(0,6 %). Стремление к получению прибыли
в краткосрочном периоде, во многом
обусловливающее данную отраслевую
структуру, связано с трудностями
в сбыте производимой продукции.
Причин здесь видится несколько
— это несоответствие качества товаров
требованиям мирового рынка, высокие
таможенные тарифы, себестоимость продукции
в сравнении с ввозимым импортом,
а следовательно, и низкая конкурентоспособность
товара по цене. Региональная неравномерность
размещения предприятий обусловлена
их ориентацией на крупные рынки
сбыта, источники ресурсов, низкой плотностью
населения. Так, наибольшее количество
активных малых предприятий сосредоточено
в г. Алматы -29,2 % и г. Астане - 8,6, далее
следуют Карагандинская - 7,7, Восточно-Казахстанская
- 7,6 и Южно-Казахстанская - 7,4 % области.