Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:03, лекция
Появление налогов связано с возникновением и развитием государства.
Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.
1. Этапы развития налогообложения
2. Экономическая сущность и функции налогов
3. Принципы налог-я и их характеристика
4. Основные налоговые элементы
5. Классификация налогов
Общая характеристика налогообложения
1. Этапы развития налогообложения
2. Экономическая сущность и функции налогов
3. Принципы налог-я и их характеристика
4. Основные налоговые элементы
5. Классификация налогов
1. Этапы развития налогообложения
Появление налогов связано с возникновением и развитием государства.
Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.
В развитии налогообложения выделяют 3 основных этапа:
1) От древнего мира до начала
средних веков. Здесь
2) От начала средних веков
до начала 19 века. Здесь государство
определяет налоги как
Налоги становятся одним из основных понятий и с помощью финансовой науки обоснуется необходимость и обязательность налогообложения.
3) Современный этап – когда
государство берет в свои руки
функции по установлению и
взиманию налогов. С помощью
законодательства закрепляется
абсолютное право власти
Сложность исследования налога в том, что он является экономическим, хозяйственным и политическим проявлением общественной жизни.
Развитие налогообложения и
его сущность зависят от степени
развития государственных
- Первый подход в трактовании налогов основан на теории о непроизводительном характере государственных услуг. Финансовое хозяйство государства отделяется от экономики в целом и противопоставляется. Налог в данной концепции не связан с удовлетворением общественных потребностей, так как обслуживает непроизводительные расходы государства, следовательно он вреден для общества.
- Второй подход: деятельность государство
– составляющая часть
Налоги являются наиболее поздней формой государственных доходов.
Неприятие налогов населением объясняется материальным ущербом для плательщиков.
С точки зрения неприкосновенности частной собственности, налоги – это вмешательство в частную собственность, следовательно необходима теоретическое обоснование налогов.
На протяжении всего развития финансовой науки общие и частные теории налогов трактовали сущность, необходимость и обязательность налогообложения.
Например, теория обмена: между государством и налогоплательщиком достигается соглашение, по которому устанавливаются договорные отношения по уплате налога: размер, сроки и так далее.
Теория страхования: налог – это страховая премия, общество – это страховая компания, в которой каждый должен платить пропорционально своему доходу и имуществу. Издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности.
2. Экономическая сущность и функции налогов
Налоги – часть национального дохода, мобилизуемая во все сферы бюджетной системы.
Налог – это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.
Современное определение: налог – это принудительная выплата правительству юридическим или физическим лицом в обмен на которую они не получают товары или услуги непосредственно.
Налоговые доходы – это налоги разного уровня бюджетной системы.
Все доходы бюджетов делятся на:
Налоги выполняют две основные функции:
1) Фискальная – заключается в изъятии части дохода того или иного субъекта с целью формирования государственного бюджета.
2) Регулирующая функция –
Иногда налогообложению
Сочетание всех функций налогообложения должно обеспечить собираемость налогов в установленном объеме в государственный бюджет.
3. Принципы налогообложения и их характеристика
Первые принципы налогообложения были сформулированы Адамом Смитом в работе «Исследования о природе и причинах богатств народов». Эти принципы дополнены Адольфом Вагнером и положены в основу современной налоговой системы.
Адольф Смит сформулировал 4 принципа целесообразной организации налогообложения:
1) Налоги уплачиваются в
2) Размер налогов и сроки его
уплаты должны быть точно
3) Время взимания налогов
4) При сборе налогов должны
обеспечиваться минимальные
Налоговая концепция Смита была подчинена стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.
Адольф Вагнер предложил 9 правил налогообложения, которые классифицируются в 4 группы:
1 группа: финансовые принципы
1) Достаточность обложения (
2) Эластичность (подвижность) обложения
2 группа: народно-хозяйственные
3) Надлежащий выбор источника
налогообложения, то есть
4) Комбинация налогов в такую систему, которая считалась бы с последствиями или условиями их переложения.
3 группа: этические принципы или принципы справедливости:
5) Всеобщность обложения
6) Равномерность или
4 группа: административно-технические
правила или принципы
7) Определенность обложения
8) Удобство уплаты налога
9) Максимальное уменьшение
Современная концепция выделила или дополнила классические принципы налогообложения еще двумя:
1) Налоги не должны мешать развитию производства
2) Налоги должны быть уменьшаемы или вообще отменяемы, если они сокращают потребление.
4. Основные налоговые элементы
Налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.
Основные налоговые элементы включают в себя:
Субъект налога – юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налога.
Объект налога – предмет, подлежащий к обложению или наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.
Источник налога – объект, за счет которого уплачивается налог. Источником может быть прибыль, заработная плата, себестоимость, выручка и так далее.
Единица обложения – единица измерения объекта. (По земельному налогу – гектар площади...).
Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налог могут быть:
- в зависимости от способа определения суммы налога:
1) Равные или тождественные (
2) Процентные или долевые
-от степени изменяемости
1)общие
2) пониженные
3) повышенные
-в зависимости от изменения налоговой базы:
1) пропорциональные – когда устанавливается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода
2) прогрессивные ставки, то есть ставка налога повышается при возрастании дохода, прогрессия может быть простая и сложная.
3) регрессивные налоговые ставки
– процент изъятия дохода
Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством. Самой простой налоговой льготой считается необлагаемый минимум.
Виды налоговых льгот:
1) Предоставляется отдельным
2) Льготы, предоставляемые по объекту обложения.
3) Льготы по налоговым ставкам.
4) По срокам уплаты
Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Способы определения налогооблагаемой базы:
-прямой способ
-косвенный способ - показатели
для налогообложения
- косвенный способ – основан
на применении вторичных
Этапы исчисления налогов:
1) Определение объекта обложения
2) Определение налоговой базы
3) Выбор ставки налога
4) Применение налоговых льгот
5) Расчет суммы налога
6) Предоставление налоговой
7) Уплата налога.
5. Классификация налогов
Структура, в которую можно уместить все виды налогов, состоит из прямых и косвенных налогов. Это определение взято из практики 16 века и обосновано с помощью ряда критериев:
1) перелагаемость: прямой налог должен лечь на налогоплательщика, а косвенный может быть переложен на другое лицо.
2) второй критерий основан на
разграничении налогов по
Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений отдельных действий и фактов.
3) платежеспособность: обложение определенного источника относится к прямым налогам, а обложение на основе учета общей платежеспособности – косвенным. В соответствии с этим все налоги, в которых государство направляет требования определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми.
Те налоги, в которых государство устанавливает платежеспособность через действия плательщика являются косвенными. Данное деление считается условным, и прямое и косвенное налогообложение имеет свои преимущества и недостатки.
Положительные аспекты прямого нал-я:
1) прямые налоги дают верный и определенный доход
2) соизмеряются с
3) не требуют больших расходов на взимание
4) твердый и постоянный источник для государственной казны
Недостатки прямого
1) Наносят видимый ущерб
2) Не очень доходны для
3) Могут иметь место неуплаты налога
Преимущества косвенного налогообложения:
1) весьма доходно для государства
2) платятся незаметно для
3) не сопровождаются неуплатой,
поскольку товары раскупаются
по обозначенной цене при
Недостатки косвенных налогов:
1) носят регрессивный характер,
поскольку влияют на
2) большие расходы на взимание налогов (система контроля и расчета
3) взимание налогов противоречит
интересам производителя (
Кроме указанной классификации налоги подразделяются по следующим признакам:
-по порядку использования
- по уровню бюджетной системы, или по органу, осуществляющему взимание налога он может быть республиканским или местным (деление осуществляется в зависимости от структуры бюджетной системы).
- по субъектам-плательщикам
с юридических
с физических лиц
смешанные налоги, уплачиваемые и теми и другими субъектами.
- по источникам уплаты:
1) за счет себестоимости
2) налоги, уплачиваемые из выручки
3) из прибыли или дохода субъекта
Налоговая система РБ
1. Налоговая система и ее функции
2. Основные принципы налоговой системы РБ
1. Налоговая система и ее функции
Налоговая система представляет собой
совокупность налогов, установленных
законодательной властью и
Налоговая система включает также методы исчисления налогов и налоговый контроль.
Задачи налоговой системы:
1) Обеспечение государства
2) Перераспределение
3) Противодействие спадам
4) Создание благоприятных
5) Реализация социальных
Главная функция налоговой системы – фискальная или финансовая, которая заключается в формировании доходной части государственного бюджета.
Прочие функции: ослабление дифференциации
общества по доходам, воздействие на
структуру и объем производства
через механизм спроса и предложения,
стимулирование экономического развития
и роста, регулирование