Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:03, лекция

Описание работы

Появление налогов связано с возникновением и развитием государства.
Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.

Содержание работы

1. Этапы развития налогообложения
2. Экономическая сущность и функции налогов
3. Принципы налог-я и их характеристика
4. Основные налоговые элементы
5. Классификация налогов

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 137.85 Кб (Скачать файл)

Общая характеристика налогообложения

1. Этапы развития налогообложения

2. Экономическая сущность  и функции налогов

3. Принципы налог-я и их характеристика

4. Основные налоговые  элементы

5. Классификация налогов

 

 

 

1. Этапы развития налогообложения

Появление налогов связано с  возникновением и развитием государства.

Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.

В развитии налогообложения выделяют 3 основных этапа:

1) От древнего мира до начала  средних веков. Здесь государство  определяет сумму средств, которую  желает получить. На данном этапе  отсутствуют финансовый аппарат  для определения и сбора налогов.  Сам процесс сбора налогов  поручается городу или общине, которые чаще всего прибегают  к помощи откупщиков.

2) От начала средних веков  до начала 19 века. Здесь государство  определяет налоги как необходимый  инструмент для пополнения казны.  Возникает сеть финансовых служб  или учреждений и государство  определяет квоты обложения, наблюдает  за сбором налогов.

Налоги становятся одним из основных понятий и с помощью финансовой науки обоснуется необходимость  и обязательность налогообложения.

3) Современный этап – когда  государство берет в свои руки  функции по установлению и  взиманию налогов. С помощью  законодательства закрепляется  абсолютное право власти изымать  часть доходов в пользу государства. 

Сложность исследования налога в том, что он является экономическим, хозяйственным  и политическим проявлением общественной жизни.

Развитие налогообложения и  его сущность зависят от степени  развития государственных демократических  форм.

- Первый подход в трактовании налогов основан на теории о непроизводительном характере государственных услуг. Финансовое хозяйство государства отделяется от экономики в целом и противопоставляется. Налог в данной концепции не связан с удовлетворением общественных потребностей, так как обслуживает непроизводительные расходы государства, следовательно он вреден для общества.

- Второй подход: деятельность государство  – составляющая часть хозяйственной  деятельности как потребность  в экономическом развитии следовательно налог необходим и обязателен.

Налоги являются наиболее поздней  формой государственных доходов.

Неприятие налогов населением объясняется  материальным ущербом для плательщиков. 

С точки зрения неприкосновенности частной собственности, налоги –  это вмешательство в частную  собственность, следовательно необходима теоретическое обоснование налогов.

На протяжении всего развития финансовой науки общие и частные теории налогов трактовали сущность, необходимость  и обязательность налогообложения.

Например, теория обмена: между государством и налогоплательщиком достигается  соглашение, по которому устанавливаются  договорные отношения по уплате налога: размер, сроки и так далее.

Теория страхования: налог –  это страховая премия, общество –  это страховая компания, в которой  каждый должен платить пропорционально  своему доходу и имуществу. Издержки охраны и защиты должны распределяться по сумме охраняемой собственности.

 

2. Экономическая сущность  и функции налогов

Налоги – часть национального дохода, мобилизуемая во все сферы бюджетной системы.

Налог – это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие государству в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки.

Современное определение: налог – это принудительная выплата правительству юридическим или физическим лицом в обмен на которую они не получают товары или услуги непосредственно.

Налоговые доходы – это налоги разного уровня бюджетной системы.

Все доходы бюджетов делятся на:

  • Собственные – это доходы, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом.
  • Регулирующие – это доходы, по которым устанавливаются нормативы отчислений в бюджеты другого уровня на очередной финансовый год.

Налоги выполняют две основные функции:

1) Фискальная – заключается в изъятии части дохода того или иного субъекта с целью формирования государственного бюджета.

2) Регулирующая функция – связана  с вмешательством государства  в экономическую деятельность. Посредством  налогов государство может стимулировать  либо сдерживать те или иные  отрасли экономики.

Иногда налогообложению приписывают  стимулирующую функцию.

Сочетание всех функций налогообложения  должно обеспечить собираемость налогов  в установленном объеме в государственный  бюджет.

 

 

3. Принципы налогообложения и их характеристика

 

Первые принципы налогообложения  были сформулированы Адамом Смитом в  работе «Исследования о природе  и причинах богатств народов». Эти  принципы дополнены Адольфом Вагнером и положены в основу современной  налоговой системы.

Адольф Смит сформулировал 4 принципа целесообразной организации налогообложения:

1) Налоги уплачиваются в соответствии  со способностями и силами  подданных (этический принцип  налогообложения).

2) Размер налогов и сроки его  уплаты должны быть точно определены.

3) Время взимания налогов устанавливается  удобным для плательщика.

4) При сборе налогов должны  обеспечиваться минимальные издержки.

Налоговая концепция Смита была подчинена стимулированию накопления капитала и ускорению развития производительных сил.

Адольф Вагнер предложил 9 правил налогообложения, которые классифицируются в 4 группы:

1 группа: финансовые принципы организации  обложения:

1) Достаточность обложения (допустимость)

2) Эластичность (подвижность) обложения

2 группа: народно-хозяйственные принципы  налогообложения:

3) Надлежащий выбор источника  налогообложения, то есть должен  ли налог падать на доход и капитал отдельного лица или населения в целом.

4) Комбинация налогов в такую  систему, которая считалась бы  с последствиями или условиями  их переложения.

3 группа: этические принципы или  принципы справедливости:

5) Всеобщность обложения

6) Равномерность или равнонапряженность обложения

4 группа: административно-технические  правила или принципы налогового  управления

7) Определенность обложения

8) Удобство уплаты налога

9) Максимальное уменьшение издержек  взимания.

 

Современная концепция выделила или  дополнила классические принципы налогообложения  еще двумя:

1) Налоги не должны мешать  развитию производства

2) Налоги должны быть уменьшаемы  или вообще отменяемы, если  они сокращают потребление.

 

 

4. Основные налоговые элементы

Налог – это безвозмездный обязательный платеж, взимаемый государством с юридических и физических лиц.

Основные налоговые элементы включают в себя:

 Субъект налога – юридическое или физическое лицо, которое по закону является плательщиком налога.

 Объект налога – предмет, подлежащий к обложению или наличие которого дает основание для обложения его владельца налогом.

 Источник налога – объект, за счет которого уплачивается налог. Источником может быть прибыль, заработная плата, себестоимость, выручка и так далее.

 Единица обложения – единица измерения объекта. (По земельному налогу – гектар площади...).

 Налоговая ставка – размер налога на единицу обложения. Ставки налог могут быть:

 

- в зависимости от способа  определения суммы налога:

1) Равные или тождественные (твердые).

2) Процентные или долевые

 

-от степени изменяемости

1)общие

2) пониженные

3) повышенные

 

-в зависимости от изменения  налоговой базы:

1) пропорциональные – когда устанавливается одна и та же ставка налога независимо от размера дохода

2) прогрессивные ставки, то есть  ставка налога повышается при  возрастании дохода, прогрессия  может быть простая и сложная.

3) регрессивные налоговые ставки  – процент изъятия дохода налогами  уменьшается при возрастании  дохода.

Налоговые льготы – полное или частичное освобождение налогоплательщика от налога в соответствии с действующим законодательством. Самой простой налоговой льготой считается необлагаемый минимум.

Виды налоговых льгот:

1) Предоставляется отдельным субъектам  либо отраслям экономики с  целью стимулирования их развития.

2) Льготы, предоставляемые по объекту  обложения.

3) Льготы по налоговым ставкам.

4) По срокам уплаты

Налогооблагаемая база – доход, по отношению к которому применяется налоговая ставка. Способы определения налогооблагаемой базы:

-прямой способ

-косвенный способ - показатели  для налогообложения определяются  по аналогии с другими экономическими  показателями

- косвенный способ – основан  на применении вторичных признаков.

Этапы исчисления налогов:

1) Определение объекта обложения

2) Определение налоговой базы

3) Выбор ставки налога

4) Применение налоговых льгот

5) Расчет суммы налога

6) Предоставление налоговой декларации

7) Уплата налога.

 

5. Классификация налогов

Структура, в которую можно уместить все виды налогов, состоит из прямых и косвенных налогов. Это определение  взято из практики 16 века и обосновано с помощью ряда критериев:

1) перелагаемость: прямой налог должен лечь на налогоплательщика, а косвенный может быть переложен на другое лицо.

2) второй критерий основан на  разграничении налогов по способу  ограничения и взимания: прямые  налоги построены на основе  явлений постоянного характера  и поэтому заранее определены  и взимаются в определенные  сроки.

Косвенные налоги исходят из изменчивых явлений отдельных действий и  фактов.

3) платежеспособность: обложение определенного  источника относится к прямым налогам, а обложение на основе учета общей платежеспособности – косвенным. В соответствии с этим все налоги, в которых государство направляет требования определенному лицу и производит непосредственно оценку его платежеспособности, являются прямыми.

Те налоги, в которых государство  устанавливает платежеспособность через действия плательщика являются косвенными. Данное деление считается условным, и прямое и косвенное налогообложение имеет свои преимущества и недостатки.

Положительные аспекты  прямого нал-я:

1) прямые налоги дают верный  и определенный доход

2) соизмеряются с платежеспособностью  населения

3) не требуют больших расходов  на взимание

4) твердый и постоянный источник  для государственной казны

 

Недостатки прямого налогообложения:

1) Наносят видимый ущерб плательщику

2) Не очень доходны для государства

3) Могут иметь место неуплаты  налога

 

Преимущества косвенного налогообложения:

1) весьма доходно для государства

2) платятся незаметно для плательщика,  так как чаще всего включаются  в цену товара

3) не сопровождаются неуплатой,  поскольку товары раскупаются  по обозначенной цене при наличии  средств

 

Недостатки косвенных налогов:

1) носят регрессивный характер, поскольку влияют на потребление

2) большие расходы на взимание  налогов (система контроля и  расчета

3) взимание налогов противоречит  интересам производителя (вмешательство  в приемы производства и потребления)

Кроме указанной классификации  налоги подразделяются по следующим  признакам:

-по порядку использования налоги  могут быть общие – которые обезличиваются и поступают с бюджет для финансирования различных мероприятие и специальные – которые имеют строго определенное назначение.

- по уровню бюджетной системы,  или по органу, осуществляющему взимание налога он может быть республиканским или местным (деление осуществляется в зависимости от структуры бюджетной системы).

- по субъектам-плательщикам налоги  могут быть:

с юридических

с физических лиц

смешанные налоги, уплачиваемые и теми и другими  субъектами.

- по источникам уплаты:

1) за счет себестоимости продукции

2) налоги, уплачиваемые из выручки

3) из прибыли или дохода субъекта

 

Налоговая система РБ

1. Налоговая система  и ее функции

2. Основные принципы  налоговой системы РБ

 

1. Налоговая система и ее функции

Налоговая система представляет собой  совокупность налогов, установленных  законодательной властью и взимаемых  исполнительными органами, а также  форм, методов и принципов их построения.

Налоговая система включает также  методы исчисления налогов и налоговый  контроль.

Задачи налоговой системы:

1) Обеспечение государства финансовыми  ресурсами.

2) Перераспределение национального  дохода с помощью налогов.

3) Противодействие спадам производства

4) Создание благоприятных условий  для экономического развития  и развития предпринимательства.

5) Реализация социальных программ.

Главная функция налоговой системы  – фискальная или финансовая, которая  заключается в формировании доходной части государственного бюджета.

Прочие функции: ослабление дифференциации общества по доходам, воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения, стимулирование экономического развития и роста, регулирование внешнеэкономической  деятельности.

Информация о работе Налоги и налогообложение