Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:03, лекция
Появление налогов связано с возникновением и развитием государства.
Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.
1. Этапы развития налогообложения
2. Экономическая сущность и функции налогов
3. Принципы налог-я и их характеристика
4. Основные налоговые элементы
5. Классификация налогов
Взыскание налога за счет средств
дебиторов плательщика
Решение о взыскании налога выносится на основании справки наличия дебиторской задолженности у плательщика, оформленной налоговым органом на основании документов, представленных плательщикам, либо по результатам проверки.
Взыскание налога производится через учреждение банка посредством платежных инструкций.
Ответственность за достоверность
сведений о дебиторах и суммах
задолженности несет
Налоговый орган вправе обратиться в хозяйственный суд с иском о взыскании налога за счет имущества плательщика. До подачи искового заявления налоговый орган вправе принять решение о наложении ареста. Взыскание налога производится последовательно в отношении имущества, не участвующего в процессе производства и иного имущества.
Все расходы, связанные с данной процедурой, возмещаются за счет плательщика.
После реализации имущества, денежные средства зачисляются в соответствующий бюджет.
Средства, оставшиеся после исполнения налогового обязательства, либо подлежат возврату плательщику, либо зачету в счет предстоящих платежей.
3. Зачет, возврат налогов и сборов.
При расчетах с бюджетом у плательщика может возникать ситуации, при которых:
а) излишне перечислена сумма причитающегося налога
б) налоговыми органами излишне взыскана сумма налога
Излишне уплаченная сумма налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей либо возврату в порядке, предусмотренном налоговым кодексом.
Зачет и возврат излишней суммы налога производится по месту постановки на учет плательщика без начисления процентов на эту сумму.
Налоговый орган обязан сообщить плательщику о каждом ставшем ему известным факте излишней уплаты суммы налога не позднее 5 рабочих дней со дня обнаружения каждого такого факта.
Зачет излишне уплаченной суммы
в счет предстоящих платежей осуществляется
налоговым органом
Зачет может быть произведен не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Излишне уплаченная сумма налога может быть направлена в счет предстоящих платежей по любому налогу в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы. Для зачета требуется письменное заявление плательщика. Налоговый орган обязан сообщить плательщику о произведенном зачете в течение 5 рабочих дней со дня проведения такого зачета.
Излишне уплаченная сумма налога подлежит уплате плательщику по его письменному заявлению, которое должно поступить не позднее трех лет со дня уплаты указанной суммы. При этом у плательщика должно отсутствовать неисполненное налоговое обязательство.
Возврат производится в течение одного месяца со дня подачи плательщиком заявления о возврате. Если месячный срок нарушен, налог должен быть возвращен с начисленными на указанную сумму процентами.
Зачет и возврат производятся в той валюте, в которой была произведена уплата налогов, а начисленные проценты возвращаются в белорусских рублях.
Излишне взысканная сумма налога подлежит возврату плательщику, если не было представлено письменное заявление о зачете указанной суммы в счет предстоящих платежей.
Возврат излишне взысканной суммы
производится на основании заявления
плательщика и решении
Налоговый орган, установив факт излишнего взыскания налога, обязан сообщить плательщику в течение 10 дней.
Если излишне взысканная сумма образовалась за счет незаконных решений налоговых органов, она возвращается с начислением на нее процентов.
Излишне взысканные суммы налога подлежат возврату в течении одного месяца со дня принятия соответствующего решения налоговым органом или хозяйственным судом.
Тема:Налоговый учет и налоговый контроль
1. Налоговый учет и налоговая декларация
2. Налоговый контроль и формы его осуществления
3. Характеристика и виды налоговых проверок
4. Оформление результатов налоговых проверок
1. Налоговый учет и налоговая декларация
Налоговый учет – это осуществление плательщиком учета объекта налогообложения и определение налоговой базы по налогам путем расчетных корректировок данных бухгалтерского учета.
Налоговый учет организуется исключительно в целях налогообложения и осуществления налогового контроля.
Налоговый учет основывается на данных бухгалтерского учета либо иных документах, подтверждающих данные об объектах, подлежащих налогообложению или связанных с налогообложением.
Ведение бухгалтерского учета и
расчет причитающихся налогов
Налоговой декларацией или расчетом признается письменное заявление плательщика на бланке установленной формы о полученных доходах, произведенных расходах, начисленной сумме налога и других данных, необходимых для уплаты налога.
Налоговая декларация может быть на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
Представление налоговой декларации допускается плательщиком лично, через представителя, в виде почтового отправления с описью вложений или передано с помощью технических и программных средств.
Налоговый орган не имеет права отказать в принятии налоговой декларации и по просьбе плательщика может сделать отметку о принятии декларации на экземпляре плательщика.
Форма налоговой декларации устанавливается министерством по налогам и сборам.
Налоговые службы не вправе требовать информацию, не связанную с исчислением и уплатой налога. При обнаружении в налоговой декларации ошибок, неполноты сведений, допускается внесение изменений в установленном порядке.
2. Налоговый контроль и формы его осуществления
Организовав те или иные формы налоговых
отношений, государство должно иметь
информацию о соблюдении установленных
норм. Для получения такой
Налоговый контроль – это система мер за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органах в пределах их полномочий
Формы осуществления налогового контроля:
1) Учет плательщиков или иных обязанных лиц.
2) Проверки
3) Опрос плательщиков и иных
обязанных лиц, проверка
Кроме указанных норм могут применяться методы налогового контроля: наблюдение, обследование, анализ, ревизия, комплексные налоговые проверки, проводимые с привлечением специалистов и экспертов по вопросам, подлежащим контролю.
Учет плательщиков осуществляется на основе принципа всеобщности: все субъекты, осуществляющие ту или иную деятельность, получающие доходы, обязаны быть учтены в налоговом органе как налогоплательщик.
Налоговый орган осуществляет постановку налогоплательщика на учет, снятие его с учета и контроль за осуществлением деятельности субъекта.
При постановке на учет плательщику присваивается учетный номер, который является отличительным признаком данного лица в едином государственном реестре.
Кроме плательщиков налоговые органы осуществляют контроль за имуществом, земельными участками и другими объектами, подлежащими налогообложению.
Информацию для налоговых
Банковские учреждения обязаны представлять в налоговые органы сведения о движении денежных средств субъектов хозяйствования, физических лиц, депозитных счетов и так далее.
Лицензированные государственные органы, уполномоченные на выдачу специальных разрешений предоставляют в налоговый орган сведения о полученной плательщиком лицензии (в течении 5 дней).
Налоговый контроль проводит работу
по выявлению неохваченных объектов
налогообложения с целью
3. Характеристика и виды налоговых проверок
В соответствии с налоговым кодексом налоговые органы могут проводить следующие виды проверок:
1) Камеральные проверки
2) Выездные проверки, в том числе дополнительные
а) проводимые при ликвидации
б) при наличии сведений о неосуществлении деятельности в течение 12 месяцев подряд
в) проверки государственных органов и нотариальных контор
г) тематические проверки физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями
3) Выездные встречные проверки плательщиков
Порядок организации и проведения проверок устанавливается президентом РБ.
Камеральная проверка проводится по
месту нахождения налогового органа
на основании изучения налоговых
деклараций и других документов, представленных
плательщикам. При проведении проверки
налоговый орган может
При наличии у плательщика
Выездные проверки, в том числе дополнительные и встречные, назначаются руководителем налогового органа, проводящего проверку.
Встречная проверка проводится с целью подтверждения факта совершения той или иной операции. Для этого могут быть истребованы данные контрагента, являющегося партнером по данной сделке.
Тематическая оперативная
Выездная проверка должна быть осуществлена в течении 30 рабочих дней. При необходимости, срок может быть продлен руководителем рабочего органа.
При проведении проверки налоговые органы вправе привлекать экспертов, либо специалистов, если в ходе проверки возникли вопросы, требующие специальных знаний в науке, технике и иных сферах деятельности.
Заключается договор, подписанный руководителем налогового органа, проводящего проверку. Вопросы, поставленные перед экспертом или специалистом, должны быть четко сформулированы и не могут выходить за пределы специальных знаний.
Плательщик имеет права
Для проведения проверки на территории
или помещении плательщика
Необходимо наличие служебных удостоверений и предписание на проведение проверки этого плательщика.
Осмотр может проводиться в
присутствии плательщика, либо в
присутствии материально
Должностное лицо налогового органа вправе истребовать у проверяемого плательщика, а также у государственных органов, организаций и других лиц документы и информацию, имеющие отношение к деятельности проверяемого плательщика.
Отказ плательщика от выдачи затребованных документов либо непредставление их в установленные сроки влечет административную ответственность.
Если с затребованных
Налоговый орган при проведении проверки вправе вызвать плательщика, а также любое другое лицо, для дачи пояснений по деятельности проверяемого плательщика.
По результатам проверки должностным лицом налогового органа составляется акт или справка проверки по установленной форме. По фактам выявленных нарушений должностным лицом должен быть составлен протокол об административном правонарушении и вынесено постановление по делу. Если в результате проверки не выявлено нарушение налогового законодательства, результаты оформляются справкой проверки. Результаты камеральной проверки, в ходе которой не выявлены нарушения документально не оформляются. Акт проверки должен содержать точное изложение выявленных фактов нарушения налогового законодательства, а списывается акт должностным лицом налогового органа, руководителем плательщика и лицом осуществляющим руководство бухгалтерским учетом плательщика.
Акты проверки вручаются под роспись, если проверяемое лицо или плательщик отказались от подписи, делается соответствующая запись, а лицо может изложить мотивы отказа. Если при подписании акта проверки плательщик имеет возражение, он обязан их представить в письменном виде не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта. На основании акта проверки в течении 30 рабочих дней со дня ее включения руководителем налогового органа выносятся требования об устранении нарушений выявленных в ходе проведения проверки. По решению министерства по налогам и сборам этот срок может быть продлен еще на 15 рабочих дней.