Налоги и налогообложение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 00:03, лекция

Описание работы

Появление налогов связано с возникновением и развитием государства.
Возникновение первых общественных потребностей вызывало необходимость формирования фонда денежных средств, за счет которого эти потребности могли быть удовлетворены.

Содержание работы

1. Этапы развития налогообложения
2. Экономическая сущность и функции налогов
3. Принципы налог-я и их характеристика
4. Основные налоговые элементы
5. Классификация налогов

Файлы: 1 файл

Налоги.docx

— 137.85 Кб (Скачать файл)

Вопрос о происхождении налоговой  системы представлен двумя точками  зрения:

1. Цивилизационный или эволюционный  подход. Здесь налоговая система  – это результат экономической  эволюции, в основе которой лежат  войны.

2. Формационный подход, в соответствии  с которым каждая историческая  формация имеет свою налоговую  систему.

Налоговая система призвана:

1) Обеспечить более полную и  своевременную мобилизацию доходов бюджета.

2) Создать условия для регулирования  производства и потребления, учитывая  при этом особенности формирования  и перераспределения доходов  различных групп населения.

Эффективность налоговой системы  определяется двумя факторами:

1) Полнота выявления источников  доходов в целях обложения  их налогом.

2) Минимизация расходов по взиманию  налогов.

Эффективность налоговой системы  математически можно определить как чистый доход государства  от налогов: разница между валовым  доходом и издержками взимания.

Проблема эффективности формулируется  как закон дифференциации налоговой  системы:

Развитие производства ведет к  необходимости специализации налогообложения  и усложнения налоговой системы.

Но параллельно с этим упрощается управление налогами.

 

 

2. Основные принципы налоговой системы РБ

Принципы налогообложения трактуются Налоговым кодексом РБ. Принципы построения налоговой системы основываются на классических принципах налогообложения  и дополняются особенностями, которые  заключаются в следующем:

1) Детальная структурированность  и целостность налоговой системы.  Данный принцип обеспечивается  жесткой централизацией управления  налогами со стороны государства  на базе налогового законодательства. Этот принцип предполагает тесную  взаимосвязь налогов между собой, исключающую двойное налогообложение, право выбора в отдельных случаях конкретного вида налога или налоговой ставки, а также строгое разделение налогов на республиканские и местные.

2) Гибкость налоговой системы,  обеспеченная возможностью ежегодно  уточнять ставки налогов и  осуществлять налоговую политику  с учетом изменений политической  и экономической конъюнктуры.

3) Социальная направленность налоговой  системы, связанная со стимулированием  социального и экономического  развития страны с учетом таких  факторов как темпы развития, финансовое положение отраслей  экономики, уровень инфляции и  безработицы.

4) Характер налогов должен быть  нейтральным, то есть должен  соблюдаться принцип невмешательства  государства в хозяйственные  процессы.

5) Налог никогда не должен  падать на ту часть дохода, которая необходима для сохранения  этого дохода. Данный принцип  направлен на достижение равновесия  между государственным и частным  секторами экономики.

В РБ налоговая система включает в себя 2 уровня. Это деление вызвано  необходимостью обеспечить каждому  уровню управления свои собственные  постоянные источники формирования бюджетов.

Налоговое законодательство РБ –  это система принятых нормативно-правовых актов, которая включает налоговый кодекс, декреты, указы и распоряжения президента РБ, постановления правительства РБ, нормативные и правовые акты органов государственного управления.

Налоговый механизм – это совокупность организационно-правовых норм и методов  управления налогообложением. Государство  придает налоговому механизму юридическую  форму и регулирует его.

Механизм налогообложения подразумевает  принципы, формы и методы установления, изменения и отмены налогов и  мер обеспечения их уплаты.

Методы или способы налогообложения:

1) Кадастровый способ – применяется  при взимании прямых реальных  налогов. Основывается на оценке  имущества специальными органами  государственного управления. В  данном случае чаще всего уплата  производится на основании соответствующего  извещения (например, земельный налог,  налог на недвижимость, промысловые  налоги).

2) Декларационный способ – предполагает  подачу налогоплательщикам официального  заявления о полученных доходах  за налоговый период. В сответствии с заявленными параметрами налоговые органы принимают и устанавливают налоговый оклад.

3) Безналичный способ (автоматическое  удержание), когда доход получателю  выплачивается после удержания  соответствующего налога. Такие  налоги называются авансовыми, поскольку  взимаются методом «удержание  у источника». Данные налоги вносятся  в казну плательщиком дохода, но от имени получателя этого  дохода.

 

Налоговая система РБ:

1. Прямые:

-реальные (исчисляются исходя из внешних признаков, например: земельный налог, налог на недвижимость, на добычу природных ресурсов)

-личные (субъект уплачивает лично, исходя из полученной прибыли, например: налог на прибыль, на доходы, подоходный налог)

2. Косвенные

-акцизы, бывают 2 видов:

1) универсальные акцизы (НДС)

2) индивидуальные акцизы (накладываются  на определенные виды товаров,  деятельности и так далее

- таможенные налоги и сборы

- пошлины

- и т. д.

 

 

Тема3: Налоговое обязательство

  1. Налоговое обязательство и его исполнение
  2. Способы обеспечения налогового обязательства. Принудительное исполнение налогового обязательства
  3. Зачет, возврат налогов и сборов.

 

  1. Налоговое обязательство и его исполнение

 

Налоговым обязательством признается обязанность плательщика уплатить определенный налог, сбор или пошлина. Налоговое обязательство возлагается  на плательщика с момента возникновения  обстоятельств, предусматривающих  уплату соответствующего налога. Прекращается налоговое обязательство его  исполнением плательщиком т.е плательщик исполняет налоговое обязательство, уплачивая причитающиеся суммы налога.

Исполнение налогового обязательства  осуществляется непосредственно плательщиком, либо другим лицом, если ему предоставляется  такое право. неисполненной или не надлежаще исполненной плательщиком налоговое обязательство является основанием для применения мер принудительного исполнения. одновременно к данному лицу применяются меры ответственности на условиях предусмотренных законодательством. При любых обстоятельствах возникшее налоговое обязательство должно быть исполнено даже в случае ликвидации субъектом, прекращением деятельности, реорганизации предприятия или смерти плательщика.

Налоговое обязательство ликвидируемой организацией исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств этой организации, в том числе от организации ее имущества. Если денежных средств не достаточно, то остающиеся задолженность  погашается собственником имущества ликвидируемой организации, учредителями или другими лицами в соответствии с законодательством. При прекращении деятельности субъекта хозяйствования налоговое обязательство должно быть исполнено до официальной ликвидации субъекта.

Налоговое обязательство реорганизованной организации исполняется правопреемником этой организации. При этом не имеет значение, были известны или нет правопреемнику обстоятельство неисполнение налогового обязательства.

Налоговое обязательства умершего физического лица исполняется его наследником примещее наследуемое имущество. По заявлению наследника умершего физического лица налоговый орган в течении 5 дней со дня подачи заявления обязан сообщить о наличии задолженности по налоговому обязательству. При отсутствии наследника, при отказе принятия наследства и в случае, когда величина обязательства превышает стоимость наследуемого имущества непогашенная сумма признается безнадежным долгом и списывается в установленном порядке. аналогичный порядок применяется в отношении лица объявленного умершим, безвестно отсутствующего или недееспособного. Налоговое обязательство устанавливается применительно к каждому налогу с помощью сочетания основных налоговых элементов:

    • Налоговый
    • Налоговой ставки
    • Налоговых льгот

Налоговый период исчисляется как  календарный год или иной период времени, определяемый применительно  к каждому конкретному налогу. Налоговый период может состоять из нескольких отчетных периодов. Плательщик или иной обязанное лицо самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В других случаях порядок исчисления налога может быть возложен на налоговый  орган либо на налогового агента. Порядок  и сроки уплаты налога определяются по каждому конкретному налогу и  закреплены налоговым кодексом. В  определенных случаях допускается изменение порядка и сроков уплаты налогов в случаях, разрешенных законодателем.

Перечисление денежных средств  и исполнение платежных поручений  возлагается на банковскую систему. На основании распоряжения плательщика  банки переводят сумму причитающихся  налогов на счета соответствующего бюджета. исполнение платежного поручения  должно быть в течении одного банковского дня.

Плата за обслуживание по указанной  операции денег не взимается и  в случае неисполнения банка платежного поручения плательщика банк уплачивает пеню и несет ответственность  в соответствии с действующем  законодательством.

 

  1. Способы обеспечения налогового обязательства. Принудительное исполнение налогового обязательства

 

В случае невозможности исполнения налогового обязательства денежными  средствами и в установленные  сроки исполнение может обеспечиваться следующими способами:

  1. Залог имущества
  2. Поручительством
  3. Приостановление операций по счетам в банк
  4. Арестом имущества.

Залог имущества. В случае изменения  сроков исполнения налогового обязательства  обязанность об уплате налогов может  быть обеспечена залогом. Договор залог  имущества заключается между  залогодателем (плательщиком) и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика. Законодатель не вправе отчуждать предмет залога, передавать в аренду или иным образом распоряжаться им без согласия залогодержателя.

  Вторым способом обеспечения исполнения обязательства может быть поручительство. Договор поручительства заключается между поручителем и налоговым органом по месту постановки на учет плательщика. Он включает в себя обязанность поручителя полностью исполнить налоговое обязательство плательщика, если последний не сможет рассчитаться самостоятельно. Если поручитель не сможет выполнить взятые на себя обязательства налоговый орган может взыскать причитающиеся суммы налога либо с поручителя, либо с плательщика.

Третий способ. Приостановление  операций плательщика по счетам в  банке признается прекращение банком всех расходных операций по данному  счету. решение о приостановлению операции принимает налоговый орган, при этом банк не в правеет открывать данному лицу новые счета. Решение о приостановлении операции принимается руководителем налогового органа в случаях:

  1. Неисполнение плательщиком в установленные сроки налогового обязательства
  2. Непредставление плательщиком налоговых деклараций.
  3. Непредставление плательщиком в налоговые органы документов бухгалтерского учета и иных сведений для проведения проверки.

 

Четвертый способ. Арест имущества признается действие налоговых органов по ограничению имущественных прав плательщиком в отношении имущества принадлежащего ему на праве собственности хозяйственного ведения и оперативного правления. Арест заключается в проведении описи имущества и объявлении запрета распоряжаться им. Арест имущества производится в случае неисполнении налогового обязательства, при этом аресту подлежит только та часть, которая необходима достаточно и обеспечивает исполнение налогового обязательства. Решение об аресте принимается руководителем налогового органа, при наложении ареста физического лица производится только с санкции прокурора. Процедура ареста установлена законодательно. Отмена решения о наложении ареста производится при исполнении плательщиком налогового обязательства. Взыскание налога признается принудительное исполнение налогового обязательства. Взыскание может производиться за счет денежных средств, иного имущества плательщика, дебиторов плательщика при их наличии. При взыскании налога могут быть применены приостановление операции по счетам плательщика и наложение ареста на имущество плательщика.

Взыскание налога за счет денежных средств  на счетах плательщика производятся в произвольном порядке на основании  решения руководителя налогового органа. Это решение должно содержать  обязательное указание на те счета плательщика, с которых должно быть перечисление налога. При недостаточности или отсутствии денежных средств на счета плательщика в день получения банком решения налогового органа такое решение исполняется по мере поступления денежных средств не позднее одного банковского дня после каждого такого поступления.

Взыскание налога за счет наличных денежных средств плательщика так же производится в бесспорном порядке на основании руководителя налогового органа. Решение должно содержать информацию о сумме подлежащей взысканию и сумму фактически взысканных денежных средств. Выносится такое решение в форме постановления. Наличные денежные средства подлежат сдаче в банк для зачисления в соответствующий бюджет. Если их невозможно сдать в день изъятия они должны быть сданы на следующий банковский день.

Информация о работе Налоги и налогообложение