Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа
Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;
Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………
объектов. Более чем удвоение импорта транспортных услуг – результат быстрого увеличения внешней торговли товарами и выездного туристического потока из РФ. Сравнительно медленный рост расходов по статье «поездки» обусловлен высокой стартовой базой и умеренным повышением средних затрат российских граждан во время зарубежных поездок. При увеличении общего числа выездов россиян в дальнее зарубежье на 37% в 2006 г. против 2002 г. их средние расходы возросли на 28,5% (с 818 долл. в 2002 г. до 1051 долл. в 2006 г.)106.
Таблица 3.
Отраслевая структура российского импорта услуг в 2002-2006 гг. (в % к итогу)
Такая динамика
средних расходов в том числе
связана с частичной переориент
Главные структурные сдвиги в российском импорте услуг заключаются в снижении удельного веса туристических услуг – на 7,5п.п. и повышении доли транспортных услуг и операций по статье «роялти и лицензионные платежи» – в обоих случаях примерно на 3 п.п. При анализе импорта наукоемких услуг следует, во-первых, выделить тенденцию его роста (в 2006 г. в 2,2 раза против 2002 г.) и, во-вторых, отметить неравномерность динамики по отдельным статьям. Повышение деловой активности в стране стимулировало существенное увеличение импорта телекоммуникационных, информационных, инжиниринговых услуг, технологий и ноу-хау. В то же время, несмотря на оживление в экономике, сократился импорт компьютерных услуг и услуг в области научных исследований и разработок, что объясняется высокой конкурентоспособностью отечественных провайдеров в этих областях.
Структура торговли России услугами с отдельными группами государств имеет определенную специфику. В частности, 77% всех поступлений от экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья обеспечивалось в 2006 г. воздушным и водным транспортом, тогда как основной источник доходов по этой
статье в
СНГ – прочие виды транспорта (особенно
железнодорожный и
Для стран АТЭС важнейшими позициями российского экспорта услуг в 2006 г. выступали услуги транспорта – 31,5% к итогу 2006г. по сравнению с 26,9% в торговле с ЕС-25, поездки – 24,1% против 23,5%, компьютерные и информационные услуги – 4,0% и 2,4% и роялти и лицензионные платежи – 2,2% и 0,8% соответственно. В импорте услуг из Азиатско-Тихоокеанского региона существенно выше доля прочих деловых услуг – более 26,1% в 2006 г. по сравнению с 23,7% при закупках в странах ЕС-25.
Несмотря на определенные позитивные сдвиги в отраслевой структуре российской торговли услугами, и в экспорте, и в импорте услуг решающая роль по-прежнему принадлежит традиционным их видам – туристическим, транспортным и строительным услугам. На эти услуги в 2006 г. приходилось 67,1% всех доходов и 66,1% всех расходов в торговле услугами, что существенно выше, чем в среднем по
миру. Одновременно доля интеллектуальных услуг (компьютерные и информационные услуги, роялти и лицензионные платежи, деловые, профессиональные и технические услуги) пока еще значительно ниже общемирового показателя – 24,4% в экспорте и 23,1% в импорте, – хотя и имеет тенденцию к росту. В российском экспорте преобладают транспортные и туристические услуги, на которые приходилось 70,9% всех доходов в 2002 г.,
65% – в 2003-2004
гг. и 57-60% в 2005-2006 гг. В целом
по миру на две названные
позиции сегодня падает 50% суммарного
экспорта услуг, в среднем по
группе стран с высоким
Рисунок 7. Отраслевая структура российского импорта услуг в 2006 г.
Основные расходы по импорту услуг связаны со статьей «поездки». В 2006 г. российские граждане на личные и деловые поездки истратили 18,2 млрд долл., что равнялось 41% всех затрат по импорту услуг. Доля транспортных услуг составила 15%, прочих деловых услуг – 18,9% (в том числе деловых, профессиональных и технических услуг – около 17%). Менее крупными статьями российского импорта услуг являются строительные услуги (10,3% всего импорта услуг в 2006 г.), роялти и лицензионные платежи (4,5%), услуги связи и финансовые услуги (по 2,0%).
Импорт услуг,
как и импорт товаров, отличается
высокой потребительской
Принимая во внимание сложившуюся зависимость российской экономики от экспорта природных ресурсов и благоприятную конъюнктуру на мировом рынке для российского экспорта сырья, можно констатировать, что эта экспортная стратегия сохранится еще довольно долго. Даже в том случае, если политика диверсификации экономики будет проводиться успешно, потребуются годы, может быть даже десятилетия чтобы изменить ситуацию. Основными рисками, для государств, придерживающихся подобной экспортной стратегии являются: зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, «голландская болезнь» и неразвитость институциональных структур.
В этой связи задачи по диверсификации экономики и расширению ВЭД сегодня наиболее актуальные для России, но их решение невозможно без проведения структурных реформ и решения задач по выравниванию конкурентных условий для частного бизнеса и контролируемых государством компаний, снижению бремени излишнего регулирования со стороны государственных органов и укреплению финансовой системы. Некоторые структурные реформы на начальном этапе могут привести к снижению экономического роста, но потери будут тем меньше, чем раньше начнутся реформы.
На примере
концепций различных школ и практики
развитых стран можно выделить ряд
институциональных факторов, каждый
из которых имеет значение, для
повышения
1. Государство (центральные и региональные власти), которое создает рамочные условия функционирования экономики виде нормативной базы, фискальной политики, социальных гарантий и т.д.
2. Исследовательские
организации (научно-
3. ТНК формирующие
в пространстве глобальные
4. Малые и
средние предприятия,
В предыдущих главах мы рассмотрели эти факторы и пришли к выводу, что участие государства до настоящего времени в большей степени сводилось к решению текущих проблем, а модель развития была по преимуществу антикризисной и экстенсивной.
С ростом доходов государственного бюджета появилась возможность сместить акценты в сторону стимулирования экономического роста, а для этого необходимо более рационально расходовать ресурсы. Прежде всего, необходимо обеспечить благоприятную макроэкономическую среду для инвестиций и активизации предпринимательской активности населения, определить сферы, которые не нуждаются в финансовом стимулировании из бюджета и где государственные инвестиции смогли бы принести наибольший экономический эффект.
Проанализированные на основе национальной и зарубежной статистики показатели объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг, динамики их изменения, данные о структуре и основных торговых партнерах, уровне контролируемости национальных рынков и уровне присутствия на зарубежных рынках позволяют сделать вывод об устойчивом росте показателей практически по всем сегментам российского участия на международных рынках услуг. Однако структура российского участия в мировой торговле услугами не соответствует задачам «новой экономики», основанной на достижениях НТП и не позволяет конкурировать на мировом рынке с экономически развитыми странами, кроме того, дальнейшее расширение экспорта по действующей модели видится малоперспективным, поскольку был выявлен существенный дефицит ресурсов и инфраструктуры.
Поэтому для
преобразования модели экономического
развития в целях наибольшего
соответствия желаемому результату,
важно предусмотреть
На наш взгляд, в целях мобилизации ресурсов для расширения экспортного потенциала сферы услуг и расширения импортозамещения необходимо, во-первых, более эффективное перераспределение трудовых ресурсов в пользу рыночных секторов услуг, а во-вторых, повышение рыночной и экспортной составляющей в нерыночных секторах (наука и научное обслуживание, культура, здравоохранение, образование). В связи с тем что, располагаемые ресурсы рыночных секторов не в полной мере используются в целях увеличения внешнеторговой составляющей, на наш взгляд в основе построения концепции развития национального рынка и расширения внешней торговли услугами России, соответствующей рыночным условиям должна быть методологическая основа системы адаптивного управления.107
В ее основе лежит
прогнозирование результатов
Научно обоснованная правильная реакция возможна лишь при тщательном изучении управляемого объекта, построении модели, учитывающей влияние внутренних и внешних факторов и наличие необходимой и объективной информации, адекватно отображающей среду функционирования и сам объект управления.
Методологической основой адаптивного управления является системный подход - обеспечение адекватного соответствия связей между элементами, обеспечения целенаправленного функционирования и взаимодействия со средой в моделируемой системе и в ее модели. Лучшим инструментарием для построения модели является формат имитационного моделирования.
Для осуществления адаптивного управления необходимо не только понимание сущности нового метода, не только наличие моделей управляемого процесса и соответствующей информационно-вычислительной техники, но, прежде всего, вытекающее из системных принципов создание на соответствующем уровне органов основной функцией которых является осуществление текущего адаптивного управления.
Метод имитационного
моделирования позволяет с
Главной функцией имитационной модели является воспроизведение с заданной степенью точности прогнозируемых параметров её функционирования, представляющих исследовательский интерес.
Процесс получения оптимального управленческого решения методами адаптивно-имитационного моделирования имеет циклический характер и состоит из нескольких этапов.