Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)

объектов. Более  чем удвоение импорта транспортных услуг – результат быстрого увеличения внешней торговли товарами и выездного  туристического потока из РФ. Сравнительно медленный рост расходов по статье «поездки» обусловлен высокой стартовой базой и умеренным повышением средних затрат российских граждан во время зарубежных поездок. При увеличении общего числа выездов россиян в дальнее зарубежье на 37% в 2006 г. против 2002 г. их средние расходы возросли на 28,5% (с 818 долл. в 2002 г. до 1051 долл. в 2006 г.)106.

Таблица 3.

Отраслевая  структура российского импорта  услуг в 2002-2006 гг. (в % к итогу)

Такая динамика средних расходов в том числе  связана с частичной переориентацией туристического потока с дорогих стран еврозоны на относительно менее дорогие страны Азии и Ближнего Востока (Турцию, Египет, ОАЭ, Китай, Таиланд).

Главные структурные  сдвиги в российском импорте услуг  заключаются в снижении удельного  веса туристических услуг – на 7,5п.п. и повышении доли транспортных услуг и операций по статье «роялти и лицензионные платежи» – в обоих случаях примерно на 3 п.п. При анализе импорта наукоемких услуг следует, во-первых, выделить тенденцию его роста (в 2006 г. в 2,2 раза против 2002 г.) и, во-вторых, отметить неравномерность динамики по отдельным статьям. Повышение деловой активности в стране стимулировало существенное увеличение импорта телекоммуникационных, информационных, инжиниринговых услуг, технологий и ноу-хау. В то же время, несмотря на оживление в экономике, сократился импорт компьютерных услуг и услуг в области научных исследований и разработок, что объясняется высокой конкурентоспособностью отечественных провайдеров в этих областях.

Структура торговли России услугами с отдельными группами государств имеет определенную специфику. В частности, 77% всех поступлений от экспорта транспортных услуг в страны дальнего зарубежья обеспечивалось в 2006 г. воздушным и водным транспортом, тогда как основной источник доходов по этой

статье в  СНГ – прочие виды транспорта (особенно железнодорожный и трубопроводный), на которые в том же году приходилось  свыше 68%. В силу географической близости, исторических, культурных, родственных  связей доля поездок в общем экспорте российских услуг в СНГ достигает 46% (причем подавляющее большинство поездок – личные). Аналогичный показатель для стран дальнего зарубежья в 2006 г. составлял около 20%. В импорте из стран СНГ значительно выше доля услуг связи (5,2% против 1,6% для дальнего зарубежья), государственных услуг (9,3% и 1,4% соответственно) и ниже – удельный все строительных, страховых, финансовых, прочих деловых услуг. В торговле со странами ЕС относительно меньшее значение имеют экспорт и импорт транспортных услуг и экспорт по статье “поездки”. Доходы по статье “прочие деловые услуги” в 2006 г. обеспечили 28% российского экспорта услуг в ЕС-25 (22,6% по всему экспорту РФ), услуги связи – 3,2% (2,6%), финансовые услуги – 3,3% (1,9%). Большее значение в импорте имеют роялти и лицензионные платежи, прочие деловые услуги.

Для стран АТЭС важнейшими позициями российского  экспорта услуг в 2006 г. выступали  услуги транспорта – 31,5% к итогу 2006г. по сравнению с 26,9% в торговле с  ЕС-25, поездки – 24,1% против 23,5%, компьютерные и информационные услуги – 4,0% и 2,4% и роялти и лицензионные платежи – 2,2% и 0,8% соответственно. В импорте услуг из Азиатско-Тихоокеанского региона существенно выше доля прочих деловых услуг – более 26,1% в 2006 г. по сравнению с 23,7% при закупках в странах ЕС-25.

Несмотря на определенные позитивные сдвиги в отраслевой структуре российской торговли услугами, и в экспорте, и в импорте  услуг решающая роль по-прежнему принадлежит  традиционным их видам – туристическим, транспортным и строительным услугам. На эти услуги в 2006 г. приходилось 67,1% всех доходов и 66,1% всех расходов в торговле услугами, что существенно выше, чем в среднем по

миру. Одновременно доля интеллектуальных услуг (компьютерные и информационные услуги, роялти и  лицензионные платежи, деловые, профессиональные и технические услуги) пока еще значительно ниже общемирового показателя – 24,4% в экспорте и 23,1% в импорте, – хотя и имеет тенденцию к росту. В российском экспорте преобладают транспортные и туристические услуги, на которые приходилось 70,9% всех доходов в 2002 г.,

65% – в 2003-2004 гг. и 57-60% в 2005-2006 гг. В целом  по миру на две названные  позиции сегодня падает 50% суммарного  экспорта услуг, в среднем по  группе стран с высоким уровнем  доходов – 47%. Крупными статьями  российского экспорта услуг являются деловые, профессиональные и технические услуги (21,4% в 2006 г.), строительные услуги (9,8%), услуги связи (2,6%). Доли финансовых, страховых, компьютерных и информационных услуг, услуг операционного лизинга, роялти и лицензионных платежей находятся в пределах 1-2%.

Рисунок 7. Отраслевая структура российского импорта услуг в 2006 г.

Основные расходы  по импорту услуг связаны со статьей  «поездки». В 2006 г. российские граждане на личные и деловые поездки истратили 18,2 млрд долл., что равнялось 41% всех затрат по импорту услуг. Доля транспортных услуг составила 15%, прочих деловых услуг – 18,9% (в том числе деловых, профессиональных и технических услуг – около 17%). Менее крупными статьями российского импорта услуг являются строительные услуги (10,3% всего импорта услуг в 2006 г.), роялти и лицензионные платежи (4,5%), услуги связи и финансовые услуги (по 2,0%).

Импорт услуг, как и импорт товаров, отличается высокой потребительской направленностью. Только затраты по статье «личные  поездки» в 2006 г. дали более 35% всех расходов по импорту услуг, а если учесть оплату пассажирского транспорта, часть расходов на приобретение услуг связи, страховых, финансовых, компьютерных и информационных услуг и др., то потребительская квота составит не менее 50% всего импорта услуг.

 

    1. Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами

 

Принимая во внимание сложившуюся зависимость  российской экономики от экспорта природных  ресурсов и благоприятную конъюнктуру на мировом рынке для российского экспорта сырья, можно констатировать, что эта экспортная стратегия сохранится еще довольно долго. Даже в том случае, если политика диверсификации экономики будет проводиться успешно, потребуются годы, может быть даже десятилетия чтобы изменить ситуацию. Основными рисками, для государств, придерживающихся подобной экспортной стратегии являются: зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры, «голландская болезнь» и неразвитость институциональных структур.

В этой связи  задачи по диверсификации экономики и расширению ВЭД сегодня наиболее актуальные для России, но их решение невозможно без проведения структурных реформ и решения задач по выравниванию конкурентных условий для частного бизнеса и контролируемых государством компаний, снижению бремени излишнего регулирования со стороны государственных органов и укреплению финансовой системы. Некоторые структурные реформы на начальном этапе могут привести к снижению экономического роста, но потери будут тем меньше, чем раньше начнутся реформы.

На примере  концепций различных школ и практики развитых стран можно выделить ряд  институциональных факторов, каждый из которых имеет значение, для  повышения конкурентоспособности  страны на внешних рынках, а именно:

1. Государство  (центральные и региональные власти), которое создает рамочные условия функционирования экономики виде нормативной базы, фискальной политики, социальных гарантий и т.д.

2. Исследовательские  организации (научно-исследовательские  институты, высшие учебные заведения)  обеспечивающие получение знаний и доведение инноваций до производства опытных образцов.

3. ТНК формирующие  в пространстве глобальные цепочки  добавленной стоимости, определяющие  перспективные направления массового  производства ключевых инновационных  проектов на базе локальных кластеров малых и средних предприятий.

4. Малые и  средние предприятия, формирующие  региональные и локальные кластерные  альянсы с внешней экономией  на масштабах производства, причем  возможно как самостоятельное  функционирование малых и средних фирм, так и включение их в национальные и глобальные цепочки добавленной стоимости ТНК.

В предыдущих главах мы рассмотрели эти факторы и  пришли к выводу, что участие государства  до настоящего времени в большей  степени сводилось к решению  текущих проблем, а модель развития была по преимуществу антикризисной  и экстенсивной.

С ростом доходов  государственного бюджета появилась возможность сместить акценты в сторону стимулирования экономического роста, а для этого необходимо более рационально расходовать ресурсы. Прежде всего, необходимо обеспечить благоприятную макроэкономическую среду для инвестиций и активизации предпринимательской активности населения, определить сферы, которые не нуждаются в финансовом стимулировании из бюджета и где государственные инвестиции смогли бы принести наибольший экономический эффект.

Проанализированные  на основе национальной и зарубежной статистики показатели объемов экспортно-импортных операций в сфере услуг, динамики их изменения, данные о структуре и основных торговых партнерах, уровне контролируемости национальных рынков и уровне присутствия на зарубежных рынках позволяют сделать вывод об устойчивом росте показателей практически по всем сегментам российского участия на международных рынках услуг. Однако структура российского участия в мировой торговле услугами не соответствует задачам «новой экономики», основанной на достижениях НТП и не позволяет конкурировать на мировом рынке с экономически развитыми странами, кроме того, дальнейшее расширение экспорта по действующей модели видится малоперспективным, поскольку был выявлен существенный дефицит ресурсов и инфраструктуры.

Поэтому для  преобразования модели экономического развития в целях наибольшего  соответствия желаемому результату, важно предусмотреть неравномерность  и ограниченность предсказуемости  происходящих процессов, определить тенденции  и границы их наиболее вероятного развития, предусмотреть качественно различные сценарии: оптимистический, умеренно оптимистический и пессимистический. Они различаются степенью использования ресурсного потенциала, сроками и условиями рыночных преобразований, формирования взаимоотношений между федеральными органами и субъектами Федерации, а также методами взаимодействия экономических субъектов с внешней средой в условиях ограниченной определенности.

На наш взгляд, в целях мобилизации ресурсов для расширения экспортного потенциала сферы услуг и расширения импортозамещения необходимо, во-первых, более эффективное перераспределение трудовых ресурсов в пользу рыночных секторов услуг, а во-вторых, повышение рыночной и экспортной составляющей в нерыночных секторах (наука и научное обслуживание, культура, здравоохранение, образование). В связи с тем что, располагаемые ресурсы рыночных секторов не в полной мере используются в целях увеличения внешнеторговой составляющей, на наш взгляд в основе построения концепции развития национального рынка и расширения внешней торговли услугами России, соответствующей рыночным условиям должна быть методологическая основа системы адаптивного управления.107

В ее основе лежит  прогнозирование результатов производственной деятельности при помощи системы  создания адаптивно-имитационных моделей, основывающихся на зарубежном опыте развития конкретных отраслей сферы услуг. Ответственность за результаты работы возлагается на хозяйствующие элементы, функцией управления является создание системы государственной поддержки производителей, обеспечение им благоприятной внутренней среды для ведения бизнеса, а также информационная поддержка и частичное субсидирование экспорта на начальном этапе. При использовании модели адаптивного управления внешние факторы должны анализироваться до того, как получен результат деятельности системы. При этом блок управления получает информацию об изменении значения фактора одновременно с управляемым объектом или, при наличии прогноза, даже раньше, и принимаются меры по нейтрализации его влияния (отрицательная связь), либо по согласованию мер для увеличения его положительного эффекта.

Научно обоснованная правильная реакция возможна лишь при  тщательном изучении управляемого объекта, построении модели, учитывающей влияние  внутренних и внешних факторов и наличие необходимой и объективной информации, адекватно отображающей среду функционирования и сам объект управления.

Методологической  основой адаптивного управления является системный подход - обеспечение  адекватного соответствия связей между  элементами, обеспечения целенаправленного функционирования и взаимодействия со средой в моделируемой системе и в ее модели. Лучшим инструментарием для построения модели является формат имитационного моделирования.

Для осуществления  адаптивного управления необходимо не только понимание сущности нового метода, не только наличие моделей управляемого процесса и соответствующей информационно-вычислительной техники, но, прежде всего, вытекающее из системных принципов создание на соответствующем уровне органов основной функцией которых является осуществление текущего адаптивного управления.

Метод имитационного  моделирования позволяет с научной  точки зрения учесть стохастичность исследуемых процессов и включить в экономическое исследование нелинейные технологические и экономические взаимосвязи.

Главной функцией имитационной модели является воспроизведение  с заданной степенью точности прогнозируемых параметров её функционирования, представляющих исследовательский интерес.

Процесс получения  оптимального управленческого решения методами адаптивно-имитационного моделирования имеет циклический характер и состоит из нескольких этапов.

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами