Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 09:37, курсовая работа

Описание работы

Цель и задачи работы. Цель работы состоит в выявлении современных тенденций развития международной торговли услугами и разработке мер по совершенствованию структуры и повышению эффективности российского экспорта и импорта услуг, а также обосновании приоритетных направлений наращивания отечественного внешнеэкономического потенциала в рассматриваемой области.
В работе поставлены и решаются следующие задачи:
дать определение понятия "международная торговля услугами", выявить проблемы классификации услуг и их статистики;
определить важнейшие направления и особенности развития международной торговли услугами, ее структурных и географических сдвигов;
отразить масштабы, механизм и последствия воздействия международной торговли услугами на развитие национальной экономики и мирового хозяйства в целом;

Содержание работы

Введение……………………………………………………………….…………..3
Глава1.Масштабы, структура и основные направления развития международной торговли услугами…………………………………………………....9
1.1.Методологические аспекты изучения международной торговли услугами...............................................................................................................................9
1.2. Тенденции и особенности развития международной торговли услугами.............................................................................................................................26
1.3. Международная торговля услугами как фактор интенсификации и глобализации экономики………………………………………………………………..43
Глава 2. Регулирование международной торговли услугами…..………...….....50
2.1.Специфика национальных систем регулирования торговли услугами……51
2.2.Формирование региональных рынков услуг………………………………...60
Глава 3. Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами…………………………………………………….72
3.1. Позиции России на мировом рынке услуг………………………………....78
3.2.Возможные пути государственной поддержки расширения российского участия в международной торговле услугами……………………… ………...…….101
Заключение……………………………………………………………………....111
Глоссарий.……………………………………………………….…….….……...118
Список использованных источников………………………………………...…127
Список сокращений……………………………

Файлы: 1 файл

13.02.09. Чулоч. Межд. торг. услугами.doc

— 2.05 Мб (Скачать файл)
  1. Формулировка комплекса задач исследования.
  2. Построение концептуальной модели объекта предполагает изучение системных свойств объекта, взаимосвязей между его элементами и средой, структуризацию и выделение подсистем. Этот уровень еще не математическая модель, но уже содержит достаточный уровень формализации на основе потоков информации и ее преобразований обобщенного характера.
  3. Определение структуры и требований к моделируемой программе. Структура и требования к программе определяют ход и выполнение последующих этапов реализации исследований.
  4. Построение математической модели исследуемой системы. Может включать в себя любые преобразования дискретных систем, которые могут быть осуществлены на PC.
  5. Разработка программы моделирования. Учитывая заданное начальное значение характеристик состояния системы, определяют алгоритм образования следующих друг за другом дискретных моментов модельного времени с учетом оптимистического, умеренно оптимистический и пессимистический сценариев.
  6. Верификация и адаптация имитационной модели.

Адаптивно-имитационные модели дают возможность более точно  учитывать линейные и нелинейные зависимости социально-экономических процессов и получать научно обоснованные и надежные в реализации управленческие решения. Но, вместе с тем, нельзя не сказать о недостатках метода:

- сложности  при описании и построении  нелинейных зависимостей, требующих  привлечения к экономическому  исследованию специалистов различных отраслей, переработки значительно большего количества информации и специальных методов исследования, не применявшихся ранее экономической наукой;

- необходимость  итеративного подхода при отыскании  оптимума методами многомерного планирования эксперимента, существенно увеличивающего время поиска оптимального решения;

- некоторое  снижение точности результатов  расчета за счет требований  диалога с PC, вынуждающих применять  в комплексе упрощенные алгоритмы  моделей. 

Для осуществления адаптивного управления необходимо повышения качества маркетинга внешнеэкономической деятельности, т.к. для получения оптимального результата требуется не только достоверная информация о текущем состоянии и тенденциях развития исследуемых объектов мировой экономики и торговли, но в большей степени, - в прогнозирование развития рыночной ситуации на основе имеющихся данных.

Среди основных задач, стоящих перед государством в плане оптимального использования  эффекта адаптивного управления видится постановка комплекса задач исследования, создание макроэкономических условий для имплементации имитационной модели, контроль за достижением желаемого результата. Методы адаптационного управления базируются на масштабном использовании зарубежного опыта, при условии их применения к реальным отечественным условиям. Особый интерес для России могли бы представлять те зарубежные модели и опыт, которые основываются на достижениях наиболее конкурентоспособных современных экономик и при этом не предусматривают кардинального и капиталоемкого изменения существующей структуры.

Создание более  благоприятных макроэкономических условий для имплементации имитационных моделей возможно при выполнении ряда условий:

- рассредоточения  права собственности через децентрализацию  и привлечение частного сектора;

- создания равных  условий для частного бизнеса  и контролируемых государством  компаний;

- содействия  конкуренции путем сравнительной  оценки качества услуг; 

- создания гарантий  альтернативного доступа к услугам  с помощью независимых поставщиков и взимания платы за услуги;

- расширения  практики конкурентных процедур  государственных закупок товаров  и услуг; 

- повышения  эффективности налогового и бюджетного  администрирования; 

- постепенного  отказа от перекрестного субсидирования  и нерыночного механизма формирования цен на энергоносители, услуги ЖКХ и железнодорожные перевозки,

- создания благоприятной  среды для более масштабного  привлечения частных инвестиций, в т.ч. прямых иностранных инвестиций  в сферу услуг; 

- стимулирования расширения экспорта путем информационного обеспечения, содействия в поиске партнера за рубежом, субсидирования процентной ставки кредита, выдачи государственных гарантий под кредитные ресурсы и страхование инвестиций, содействие в ускоренном доведении разработок НИОКР до коммерческого использования и экспорта технологий.

Кроме того, для  стимулирования экспорта услуг было бы целесообразно использовать меры воздействия, поддерживающие экспортноориентированную стратегию, а для уменьшения импорта  туристических услуг - импортозамещение.

Современные научные  исследования требуют огромных вложений, поэтому ни одна даже самая развитая и богатая страна не может в  одиночку обеспечивать себя всеми необходимыми для своего развития знаниями. Для  любой современной экономики важно умение перенимать и адаптировать к своим условиям максимальный объем иностранных технологических инноваций, доступ к которым остается открытым или может быть получен за плату или в обмен на допустимые уступки иностранным инвесторам. Поэтому для успешного расширения участия в международной торговле услугами России необходимо не только активно разрабатывать и внедрять собственные новые технологии, но активно искать, приобретать, адаптировать к своим условиям и широко распространять среди отечественных производителей уже существующие технологии, применяемые мировыми лидерами.

В этой связи  главной задачей экономической  политики российского правительства  должно стать создание условий, при  которых отечественным компаниям  будет выгодно стремиться конкурировать с ведущими ТНК, т.е. бороться прежде всего за повышение уровня технологической инновационности и привлекательности продукции и услуг для самых требовательных потребителей. Только так Россия сможет избежать конкуренции с развивающимися странами типа Китая и Ю. Кореи, а также с более отсталыми странами. Важнейшая задача состоит в том, чтобы не конкурировать с Китаем, а начать сотрудничество и попытаться выстроить собственные международные технологические цепочки, в т.ч., на его территории, с учетом более низкой, чем в России уровнем оплаты труда. Для этого на государственном уровне необходимо стимулировать российские предприятия к инвестированию в зарубежные активы с целью использования иностранных ресурсов.

Для привлечения  новых технологий в развитие современных деловых и наукоемких услуг, России потребуется передовой зарубежный опыт, поэтому необходимо допустить расширение импорта тех видов услуг, которые в России представлены слабо, например услуги по организации систем логистики, информационно-технологический аутсорсинг, управленческие услуги, услуги в области гостиничного хозяйства, медицинские услуги. Однако при этом, необходимо контролировать долю участия нерезидентов в оказании этих видов услуг.

Поскольку в  современной мировой экономике  технологические инновации стали основным орудием конкурентной борьбы, определяющим темпы экономического роста и динамику относительной экономической мощи государства, то потенциал отечественной науки необходимо сконцентрировать на создании новых технологий, которые будут использоваться для радикального снижения издержек производства и для производства новых продуктов и услуг. Капитал профессиональных кадров, к сожалению нельзя накапливать и сохранять, если его не использовать по назначению, а место России не должно быть в самом начале производственной цепочки, если только это не этап генерирования принципиально новых идей.

Поскольку с  позиции частных корпораций не имеет  большого значения, какими методами достигается  международная конкурентоспособность  их товаров и услуг - за счет ли роста экономической продуктивности или за счет снижения зарплат и девальвации валюты, - с более широкой социально-экономической точки зрения ясно, что эти методы порождают принципиально различные последствия для экономической и социальной стабильности и роста благосостояния государства.

Движущей силой  инновационной экономики является разработка новой продукции и услуг повышенной потребительской и рыночной ценности, настолько сложной в техническом плане и/или защищенной авторским правом, что менее развитые страны окажутся временно неспособными конкурировать с этой продукцией и услугами на мировом рынке.108

ТНК при создании международных производственных цепочек  добавленной стоимости сохраняют  наиболее наукоемкие и высокооплачиваемы  подразделения более развитых странах, обладающих более квалифицированными кадрами. Подобная международная специализация позволяет не только поддерживать высокий уровень доходов, но и осуществлять общий стратегический контроль за международными производственными цепочками.

В российской практике, за редким исключением, отечественные  компании почти не участвуют в  международных производственных цепочках - ни на стадии промышленных производителей, ни тем более в роли разработчиков  новых технологий и организаторов  транснационального производства. В этой связи, в отраслях, где уже оперирует достаточно большое количество мелких и средних компаний (банковский сектор, страхование, строительство, ИТ-услуги и др.), наиболее перспективным видится государственное стимулирование их укрупнения до 2-5 компаний, по своему уровню приближенных к ТНК (по типу ТНК развитых стран) и достаточно большого, количества более мелких и узко специализированных «нишевых» средних компаний или банков. Кроме того, государственная политика должна поддерживать их экспансию за рубеж, как перспективные можно рассмотреть рынки стран СНГ, частично Восточной Европы, Китая, арабских стран. В этой связи как положительный можно рассматривать опыт российских телекоммуникационных компаний - сотовых операторов «Большой тройки», которые за 10 лет смогли стать достаточно крупными региональными компаниями.

Кроме того, в  средне- и долгосрочной перспективе  актуальной видится поддержка создания кластерных альянсов в свободных  экономических зонах технико-внедренческого и промышленного типа, резиденты которых должны получить налоговые льготы, а также готовую инфраструктуру (дороги и инженерные коммуникации). На наш взгляд малые и средние сервисные компании будут заинтересованы в приходе в подобные зоны, особенно если не будет жестко регламентироваться размер резидентов подобных зон в пользу крупных иностранных компаний.

 

Заключение

 

Международная торговля услугами, несмотря на значительно  возросшие масштабы, относится к  наименее изученным сегментам мирового рынка. До сих пор не существует ни общепризнанного определения международной торговли услугами, ни достаточно полной и достоверной статистики об этой торговле, ни подробных данных о ее "товарной" структуре (регулярно публикуются сведения лишь об операциях двух традиционных секторов - поступлениях и платежах, связанных с иностранным туризмом и трансграничными перевозками). Поэтому представление о современной международной торговле услугами базируется на оценочных и не всегда сопоставимых (по годам и отдельным позициям) ограниченных стоимостных показателях, что существенно осложняет ее анализ.

Вместе с  тем многое свидетельствует о  том, что международная торговля услугами становится все более важным фактором экономического развития. Это  связано прежде всего с расширением  использования в хозяйстве всех стран широкого ассортимента деловых услуг, основным потребителем которых выступает предпринимательский сектор, стремящийся таким путем повысить эффективность деятельности своих предприятий за счет привлечения квалифицированных иностранных специалистов.

Одной из главных  форм расширения международной торговли услугами служит заграничное инвестирование в сферу услуг, обеспечивающее долговременное коммерческое присутствие предприятий-поставщиков  услуг на территории других стран. Для  некоторых секторов торговли услугами, в том числе играющих ключевую роль в экономике, эта форма операций является необходимым условием осуществления поставок. Вместе с тем, коммерческое присутствие зарубежных поставщиков услуг в больших масштабах может создать чрезмерную зависимость национального хозяйства от крупных иностранных компаний.

Доминируют  на мировом рынке услуг экономически развитые страны - прежде всего США, Франция, ФРГ, Великобритания, Италия и Япония (на них приходится около половины всех поставок). Это связано не только с наличием в указанных странах высоко развитой сферы услуг (достигает 60-70 % ВВП), но и с тем, что перечисленные страны являются основными экспортерами капитала, в том числе и в сферу услуг других государств, а также в создание инфраструктуры для коммерческого присутствия за рубежом своих поставщиков услуг.

Торговля услугами относится к наиболее контролируемым государством сферам внешнеэкономических  отношений, поскольку она включает важные сектора для развития хозяйства, поддержания благоприятной социальной обстановки в стране и с точки зрения военно-стратегических интересов. Особенно большое внимание правительства обращают на масштабы и влияние коммерческого присутствия иностранных поставщиков услуг, в первую очередь финансовых, транспортных и коммуникационных.

Основные страны-поставщики услуг и прежде всего США выступили  инициаторами международного соглашения по упорядочению и либерализации  мирового рынка услуг и в конце  концов добились заключения ГАТС, которое  распространяет на торговлю услугами универсальные правила, в большинстве случаев сходные с правилами ГАТТ, предназначенными для торговли товарами. При всем большом значении ГАТС для установления справедливой конкуренции на мировом рынке услуг наибольшие выгоды оно сулит крупным поставщикам услуг, и это уже стало проявляться в первые же годы функционирования Соглашения.

Информация о работе Направления оптимизации параметров участия России в международной торговле услугами