О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:27, доклад

Описание работы

ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина

Файлы: 1 файл

CSI_pvm.doc

— 1.00 Мб (Скачать файл)

Если оценивать ситуацию на рынке ценных бумаг отдельных государств-участников СНГ, здесь наблюдаются следующие тенденции.

19 ноября 2008 года на базе Государственного комитета по ценным бумагам при Президенте Азербайджанской Республики был создан Государственный комитет Азербайджанской Республики по ценным бумагам (далее – Комитет). В 2009 году Указом президента Азербайджана Ильхама Алиева утверждены устав и структура Государственного комитета по ценным бумагам.

По информации Комитета мировой финансовый кризис не повлиял на рынок ценных бумаг Азербайджана, ввиду того, что отечественный рынок ценных бумаг не интегрирован в мировую экономику.

В настоящее время на рынке преобладают государственные ценные бумаги, в том числе ноты Центрального Банка. Основным предметом купли-продажи служат корпоративные и принадлежащие финансовому сектору долговые инструменты, удельный же вес акций невелик, поэтому каналы распространения на местный рынок процессов мировой экономики практически отсутствуют.

По информации Комитета был завершен анализ ситуации на рынке и в настоящее время Комитетом разрабатывается проект о формировании и развитии рынка ценных бумаг, который охватывает ряд направлений. В первую очередь, планируется усовершенствовать законодательную базу рынка ценных бумаг, главным образом, с целью перевода реализации договоров в режим реального времени. Параллельно предусматривается наладить связь операций на рынке с национальной платежной системой. Другие направления – активизация разъяснительной работы в данной сфере, а также повышение профессионализма участников рынка4.

В 2008 году произошли заметные изменения в развитии фондового рынка Республики Армения, и в то же время удалось избежать непосредственного влияния мирового финансового кризиса.

ОАО NASDAQ OMX Армения (ранее - ОАО «Армянская фондовая биржа»), основанная в 2001 году в качестве саморегулируемой организации на базе добровольного объединения 21 брокерской (дилерской) компании, в начале ноября 2007 года была реорганизована в открытое акционерное общество. С 7 января 2008 года компания ОМХ (ныне NASDAQ OMX) является 100%-ным владельцем акций фондовой биржи NASDAQ OMX Армения и Центрального депозитария Армении.

По состоянию на 20 февраля 2009 года на фондовой бирже NASDAQ OMX Армения зарегистрированы и прошли листинг 23 выпуска ценных бумаг, а капитализация фондовой биржи составила 53,3 млрд. драмов (143 млн. долларов США, 1 долл. США = 372,02 драма).

Кроме того, ОАО NASDAQ OMX Армения обладает лицензией на организацию аукционов по купле-продаже валюты, выданной Центральным банком Республики Армения 7 ноября 2005 года. Торги на валютной площадке официально стартовали 15 ноября 2005 года.

В рамках нормотворческой деятельности уполномоченного органа Республики Армения по регулированию рынка ценных бумаг проводится работа по разработке проектов Законов “Об инвестиционных фондах” и “О накопительной пенсионной системе”, в рамках которых будет регулироваться деятельность инвестиционных и пенсионных фондов.

В 2008 году в Республике Беларусь был зарегистрирован 121 выпуск корпоративных облигаций на общую сумму 2,2 трлн. белорусских рублей (около 1 млрд. долларов США). За 3 месяца 2009 года зарегистрировано 18 выпусков корпоративных облигаций на общую сумму 327,6 млрд. белорусских рублей (примерно 149 млн. долларов США).

В 2008 году в торговой системе биржи Республики Беларусь допущено к размещению 6 выпусков биржевых облигаций, суммарный объем сделок по размещению которых на 1 января 2009 года составил 47,3 млрд. белорусских рублей (21,5 млн. долларов США).

Что касается биржевого рынка акций, то для его активизации принято решение Правительства, согласно которому сделки купли-продажи акций открытых акционерных обществ совершаются только на биржевом рынке. За 2008 год суммарный объем сделок с акциями на бирже составил 201,8 млрд. белорусских рублей (91,7 млн. долларов США), что в 25,6 раза больше по сравнению с 2007 годом. Объем акций, находящихся в обращении, на 1 января 2009 года составил 31,2 трлн. белорусских рублей (14.182 млн. долларов США), что в 1,9 раза больше аналогичного показателя на начало 2008 года.

Кроме этого, произошли и качественные изменения на рынке акций. Если в 2007 году основным источником формирования уставного фонда предприятий и банков являлись собственные средства, то в прошлом году ситуация кардинально поменялась. На 71% вложения в их уставные фонды были профинансированы за счет выпусков акций.

В целом на начало 2009 года на рынке ценных бумаг насчитывалось 65 профессиональных участников рынка ценных бумаг, из них 26 – банки (на 1 января 2008 года – 61 профессиональных участников, из которых 26 – банки).

В январе 2008 года была принята Программа развития рынка корпоративных ценных бумаг на 2008-2010 годы, главной целью которой является создание необходимых условий для становления целостного, ликвидного, прозрачного и эффективного рынка ценных бумаг как составной части финансового рынка республики, интегрированного в мировой рынок ценных бумаг и способствующего привлечению инвестиций, прежде всего в реальный сектор экономики.

В настоящее время в рамках Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг Республики Беларусь на 2008-2010 годы реализовывается комплекс мер по созданию привлекательных условий работы на рынке: упрощены некоторые административные процедуры (сокращены сроки и упрощен порядок совершения ряда процедур, связанных с выпуском и обращением ценных бумаг), снижен размер платы, взимаемой за государственную регистрацию акций (с 0,5% до 0,2% номинальной стоимости эмиссии, но не более 300 базовых величин).

Улучшен и налоговый климат, предусматривающий снижение ставки налога на доходы от операций с ценными бумагами с 40% до 24%. Кроме того, предусмотрено пятилетнее освобождение от налогообложения доходов юридических и физических лиц от операций с корпоративными облигациями, установлено отнесение на себестоимость затрат, связанных с выпуском, обслуживанием облигаций и выплатой процентов по ним.

Что касается инвестиционного климата, то в этой связи отменено право («золотая акция») государства на участие в управлении хозяйственными обществами. Эта мера должна повысить доверие инвесторов к рынку акций. Принят Декрет Президента Республики Беларусь, предусматривающий поэтапную отмену ограничений на отчуждение акций открытых акционерных обществ, созданных в процессе разгосударствления и приватизации (указанные ограничения сняты в отношении акций 1.114 открытых акционерных обществ).

В рамках Программы развития рынка корпоративных ценных бумаг расширен перечень финансовых инструментов, обращающихся на рынке. Так, внедрены биржевые акции. Они выпускаются без государственной регистрации, без обеспечения и без публикации проспекта. Эти облигации выпускаются только в бездокументарной форме, сроком до одного года, и их номинальная стоимость должна быть выражена только в белорусских рублях. Размещение и обращение биржевых облигаций осуществляется только через торговую систему Биржи.

Нестабильная ситуация на международных фондовых рынках оказала значительное влияние на показатели, характеризующие состояние организованного рынка ценных бумаг Республики Казахстан. При этом наблюдается тесная корреляция изменения стоимости на Казахстанской фондовой бирже (далее – KASE) по акциям казахстанских эмитентов, депозитарные расписки по которым торгуются на Лондонской фондовой бирже. Так, индекс KASE, отражающий ценовую конъюнктуру казахстанского рынка акций, снизился в течение 2008 года на 63%. Наибольшее снижение произошло в октябре – 32%. При этом в ноябре наблюдается замедление снижения индекса (- 4%), а в декабре индекс вырос на 6%.

Вследствие значительной волатильности цен на финансовые инструменты на мировых фондовых рынках в третьем и четвертом кварталах 2008 года было отмечено значительное снижение капитализации KASE. Так, общая капитализация рынка по негосударственным ценным бумагам, включенным в официальный список KASE, по состоянию на 1 января 2009 года в сравнении с аналогичным периодом 2008 года снизилась на 36,1%. Снижение общей капитализации рынка в основном обусловлено уменьшением размера капитализации по акциям. При этом следует отметить, что наиболее ликвидные акции на KASE торгуются сейчас ниже своей балансовой стоимости, вследствие чего в дальнейшем следует ожидать стабилизации цен по акциям казахстанских эмитентов ввиду их «недооцененности» в настоящее время.

В связи со снижением отдельных показателей деятельности компаний, имели место факты невыполнения листинговых требований, в результате чего количество эмитентов, включенных в официальный список фондовой биржи, по состоянию на 01.01.2009 года уменьшилось с 158 до 132. При этом следует обратить внимание на то, что количество выпусков ценных бумаг, допущенных к торгам на KASE, увеличилось с 320 на 01.01.2008 года до 348 на 01.01.2009 года, что свидетельствует о сохранении привлекательности отечественного фондового рынка, как альтернативы банковскому кредитованию.

Агентством Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций (далее – АФН РК) была продолжена работа по обеспечению стабильного финансового состояния профессиональных участников рынка ценных бумаг и обеспечение защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг.

Для реализации вышеперечисленных целей в 2008 году были приняты Закон Республики Казахстан от 23 октября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам устойчивости финансовой системы» (Закон о финансовой устойчивости) и Закон Республики Казахстан от 20 ноября 2008 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам коллективного инвестирования и деятельности накопительных пенсионных фондов» (Закон о коллективном инвестировании).

Основными изменениями, введенными Законом о финансовой устойчивости являются создание единой базы учета прав на ценные бумаги, а также учета перехода прав собственности по ним, изменение порядка признания сделок, заключенных на организованном рынке, как совершенных в целях манипулирования, и введение системы мер раннего реагирования.

Законом о коллективном инвестировании были внесены изменения в Законы Республики Казахстан «О рынке ценных бумаг» и «Об инвестиционных фондах», направленные на оптимизацию деятельности субъектов рынка ценных бумаг.

Кроме того, 12 февраля 2009 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам организации и деятельности исламских банков и организации исламского финансирования», предусматривающий установление возможности создания и функционирования на территории Республики Казахстан исламских банков, определяющий методы государственного регулирования и надзора за деятельностью исламских банков, а также, условия и порядок выпуска исламских финансовых инструментов на территории Республики Казахстан. Кроме того, Законом вносятся изменения в Налоговый Кодекс Республики Казахстан в части налогообложения инструментов исламского финансирования.

В течение 2008 года Правительством Республики Казахстан при участии АФН РК был разработан и введен в действие с 1 января 2009 года новый Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», предусматривающий, кроме прочего, льготы по налогообложению доходов, получаемых в результате проведения сделок с ценными бумагами на организованном рынке Республики Казахстан. Предполагается, что данные меры будут способствовать дальнейшему повышению ликвидности и привлекательности национального рынка ценных бумаг. Также, Налоговым кодексом предусмотрен механизм налогообложения при заключении сделок с производными финансовыми инструментами, в том числе в целях хеджирования.

В 2008 году экономика Кыргызской Республики оказалась устойчивой по отношению к негативному влиянию мирового финансового кризиса. Своевременно исполнены социальные обязательства государства, увеличены золотовалютные резервы, значительный прогресс достигнут в улучшении делового и инвестиционного климата. В 2008 году наблюдался заметный рост объема и количества зарегистрированных выпусков ценных бумаг.

В 2008 году организацией торгов с ценными бумагами в Кыргызской Республике занимались три лицензированных организатора торгов с ценными бумагами: ЗАО «Кыргызская фондовая биржа»; ЗАО «Биржевая торговая система» и ЗАО «Central Asian Stock Exchange». Объем биржевой торговли ценными бумагами на трех биржах, несмотря на мировой финансовый кризис, в 2008 году увеличился на 3.503 млн сомов (или 88,9 млн долларов США) и составил 9.247 млн сомов (235 млн долларов США), что на 61% больше показателей 2007 года.

По информации Службы по регулированию и надзору за финансовым рынком Кыргызстана, планируется, что увеличение объема торгов будет продолжено по причине роста операций с государственными и муниципальными ценными бумагами, ценными бумагами страховых компаний, а также внедрения новых финансовых инструментов.

По состоянию на 1 января 2009 года профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики осуществляло 81 юридическое лицо и действовало 156 лицензий на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

На рынке ценных бумаг Кыргызстана работают 34 брокерские компании и 31 дилерская. Лицензию на право ведения реестра владельцев ценных бумаг имеют 20 компаний.

В 2009 году в целях развития корпоративного управления в акционерных обществах Кыргызской Республики был разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах», основной целью которого является достижение большей прозрачности и повышение эффективности в управлении хозяйствующими субъектами с государственной долей собственности. Изменения конкретизируют права и полномочия членов совета директоров и совета директоров (коллегиального органа) и направлены на урегулирование конфликта интересов в органах управления.

Кроме того, был разработан проект Закона Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг», который призван заменить действующий с 1998 года Закон Кыргызской Республики «О рынке ценных бумаг». Законопроект предусматривает принципиально новый подход в вопросах регистрации выпусков ценных бумаг и предъявления требований к профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Также, в целях совершенствования законодательства Кыргызской Республики и дальнейшего развития рынка корпоративных облигаций разработаны проект Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнения в Гражданский кодекс Кыргызской Республики» и проект Закона Кыргызской Республики «О внесении дополнения в Закон Кыргызской Республики «Об акционерных обществах».

Проекты Законов предусматривают выпуск и обращение на рынке ценных бумаг Кыргызской Республики облигаций с обеспечением.

Кроме того, законом «О Национальной службе по регулированию и надзору за финансовым рынком КР», одобренным в апреле 2009 года, предусмотрено, что Служба по регулированию и надзору за финансовым рынком Кыргызстана становится национальной и выходит из состава правительства. Получив новый статус, служба перейдет в ведение главы государства и ежегодно будет представлять отчет в парламенте страны. В новом статусе служба получила новые полномочия, в том числе, на право проведения проверок, вынесение предписаний и так далее.

Информация о работе О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ