Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2015 в 14:27, доклад
ПРЕДПОСЫЛКИ СОТРУДНИЧЕСТВА
В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЫНКА
ЦЕННЫХ БУМАГ В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ СОВЕТА
РУКОВОДИТЕЛЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ
ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКОВ ЦЕННЫХ БУМАГ
ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СНГ ЗА ПРОШЕДШИЙ ПЕРИОД
СОСТОЯНИЕ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
В ГОСУДАРСТВАХ – УЧАСТНИКАХ СНГ
Республика Армения
Республика Беларусь
Республика Казахстан
Кыргызская Республика
Республика Молдова
Российская Федерация
Украина
В 2008 году на рынке ценных бумаг Республики Молдовы наблюдался менее динамичный рост, по сравнению с 2007 годом. За 12 месяцев 2008 года были осуществлены инвестиции в предприятия посредством учредительных и дополнительных эмиссий акций на сумму 782 миллиона леев (или 75,1 млн. долларов США), в том числе с иностранными инвестициями на сумму 347 миллионов леев (или 33,3 млн. долларов США). Объем эмиссий в 2008 году покрыл, по предварительным данным, 61% аналогичного показателя за 2007 год. Однако число акционерных обществ, производивших дополнительные или учредительные эмиссии, увеличилось: 147 обществ в 2008 году, что на 87 больше, чем в 2007 году.
На вторичном рынке общий объем операций, осуществленных в 2008 году, достиг максимального уровня для рынка ценных бумаг – 2,13 миллиарда леев (205 млн. долларов США), что составляет 114% от показателя 2007 года.
Наибольший объем сделок был зарегистрирован во внебиржевом сегменте вторичного рынка - 1,1 миллиарда леев (или 106 млн. долларов США) или в 1,8 раза больше, чем в 2007 году.
На биржевом рынке общий объем операций достиг 992 миллиона леев (95,3 млн. долларов США) или 47% в общей структуре сделок. По сравнению с 2007 годом, объем операций на биржевом рынке составил 80%. Однако, учитывая число биржевых сделок, соответствующий показатель составляет 121%.
Сделки с акциями государства, проданными на Фондовой бирже Молдовы, составили 469 миллионов леев, что достигает 47 процентов в общей структуре операций, совершенных на биржевом рынке. Следует отметить, что на фондовом рынке Республики Молдова обращаются в основном простые акции, иногда проводятся сделки с привилегированными акциями. Биржевые сделки обычно проводятся с целью выкупить пакеты акции компании для получения контроля.
В целом, вследствие того, что интеграция рынка ценных бумаг Республики Молдова в международное пространство находится на первоначальном этапе, всемирный финансовый кризис не оказал отрицательного воздействия на развитие национального рынка.
В целях обеспечения стабильности развития рынка ценных бумаг Республики Молдова, Национальная Комиссия осуществляет надзор за соблюдением профессиональными участниками рынка ценных бумаг обязательных нормативов, включая требования к размеру собственного капитала и гарантийного фонда.
В Российской Федерации капитализация эмитентов рынка акций в 2008 году упала на 72%, а волатильность фондовых индексов усилилась – максимально однодневное падение сводных индексов на 18-19% зафиксировано 6 октября 2008 года. Публичные предложения акций российских компаний на фоне дефицита ликвидности и сложно предсказуемой динамики мирового финансового рынка сократились. Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов в 2008 году снизилась относительно начала года на 17,5% (на 136 млрд. рублей или 4,6 млрд. долларов США), сальдо привлечения средств в открытые ПИФы стало отрицательным - минус 16,6 млрд. рублей (или 564,8 млн. долларов США), объем пенсионных накоплений по итогам 2008 года впервые с начала пенсионной реформы уменьшился.
По состоянию на 01 января 2009 года четыре законопроекта были внесены в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации: «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (в части усиления уголовной ответственности за нарушения на финансовом рынке); «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком»; «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части особенностей размещения и обращения в Российской Федерации иностранных ценных бумаг) и «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» (в части уточнения перечня сообщений о существенных фактах).
На рассмотрение в Правительство РФ были внесены законопроекты в части регулирования секьюритизации финансовых активов: «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации (в части регулирования секьюритизации финансовых активов)» и «Об особенностях обеспечения исполнения финансовых обязательств». Кроме того, семь законопроектов находятся в стадии разработки.
29 декабря 2008 года была утверждена Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 года. Стратегией предусмотрены цели и задачи, которые необходимо достигнуть в целях формирования конкурентоспособного самостоятельного финансового центра в Российской Федерации.
До 2020 года необходимо решить следующие задачи развития финансового рынка: повышение емкости и прозрачности финансового рынка; обеспечение эффективности рыночной инфраструктуры; формирование благоприятного налогового климата для его участников; совершенствование правового регулирования на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по повышению емкости и прозрачности российского финансового рынка потребуется внедрение механизмов, обеспечивающих участие многочисленных розничных инвесторов на финансовом рынке и защиту их инвестиций; расширение спектра производных финансовых инструментов и укрепление нормативной правовой базы срочного рынка; создание возможности для секьюритизации широкого круга активов; повышение уровня информированности граждан о возможностях инвестирования сбережений на финансовом рынке.
В рамках решения задачи по обеспечению эффективности инфраструктуры финансового рынка предусматривается унификация регулирования всех сегментов организованного финансового рынка; создание нормативно-правовых и организационных условий для возможности консолидации биржевой и расчетно-депозитарной инфраструктуры; создание четких правовых рамок осуществления клиринга обязательств, формирования и капитализации клиринговых организаций финансового рынка, а также функционирования института центрального контрагента; повышение уровня предоставления услуг по учету прав собственности на ценные бумаги и иные финансовые инструменты.
Задача по формированию благоприятного налогового климата для участников финансового рынка должна найти отражение в основных направлениях налоговой политики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов. В этой связи следует предусмотреть изменение налогового законодательства Российской Федерации по следующим направлениям: совершенствование режима налогообложения услуг, предоставляемых участниками финансового рынка, а также операций с финансовыми инструментами налогом на добавленную стоимость; совершенствование режима налогообложения налогом на прибыль организаций, являющихся участниками финансового рынка; совершенствование налогообложения доходов физических лиц, получаемых от операций с финансовыми инструментами.
В целях реализации задачи по совершенствованию правового регулирования на финансовом рынке необходимо: повышение эффективности регулирования финансового рынка путем развития системы пруденциального надзора в отношении участников финансового рынка, унификации принципов и стандартов деятельности участников финансового рынка, а также взаимодействия государственных органов с саморегулируемыми организациями; снижение административных барьеров и упрощение процедур государственной регистрации выпусков ценных бумаг; обеспечение эффективной системы раскрытия информации на финансовом рынке; развитие и совершенствование корпоративного управления; принятие действенных мер по предупреждению и пресечению недобросовестной деятельности на финансовом рынке.
Глобальный финансовый кризис не оказал влияние на дальнейшее развитие отечественного рынка ценных бумаг Республики Таджикистан.
В 2008 году Таджикская Центральная Фондовая Биржа получила лицензию на осуществление биржевую деятельности, однако свою деятельность до настоящего времени на начала.
В рамках нормотворческой деятельности, направленной на совершенствование регулирования рынка ценных бумаг, были разработаны предложения в Кодекс Республики Таджикистан «Об административной ответственности» в части операций с ценными бумагами, который принят соответствующим Законом и введен в действие с 1 апреля 2009г. Кроме того, были внесены изменения в Закон «Об акционерных обществах», в части обеспечения защиты прав акционеров.
Также в настоящее время разрабатывается проект Закона «О рынке ценных бумаг» в новой редакции и проект Закона «О государственном регуляторе на рынке ценных бумаг».
По состоянию на 1 января 2009 года на Украине количество выпусков ценных бумаг составило 2.614. Общая капитализация всех акций, которые находятся в обращении на ОАО “Фондовая биржа ПФТС” по состоянию на 30.12.2008 года, составила 306 млн. долл. США, а общий объем торгов за 2008 год составил 4.870 млн. долл. США.
В соответствии с возложенными на Комиссию заданиями относительно развития законодательства в сфере государственного регулирования рынка ценных бумаг Украины, в течение 2008 осуществлялась разработка проектов законодательных актов и их сопровождения при рассмотрении в Кабинете Министров Украины и Верховной Раде Украины.
В течении 2008 года Верховной Радой Украины был принят ряд законов, которые положительно будут влиять на последующее развитие фондового рынка, а именно, 17 сентября 2008 года Верховной Радой Украины был принят Закон Украины «Об акционерных обществах», 18 декабря 2008 года был принят Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об институтах совместного инвестирования (паевые и корпоративные инвестиционные фонды)».
Кроме того, на рассмотрении в Верховной Раде Украины VІ созыва находится 13 законопроектов, разработанных Комиссией с целью усовершенствования законодательства по вопросам функционирования фондового рынка на Украине.
В ситуации мирового финансового кризиса на уполномоченные государственные органы возложена непростая миссия не только не допустить ущемления прав и законных интересов инвесторов, осуществляющих вложения средств в фондовый рынок, но и снизить влияние происходящих негативных процессов на внутренний рынок, который чутко реагирует на ситуацию, складывающуюся на иностранных фондовых рынках.
Государственное регулирование рынка ценных бумаг имеет целью обеспечение публичных интересов общества и частных интересов субъектов, действующих на рынке, защиты их прав и законных интересов, создания единых правил функционирования данного вида рынка. Государство должно выполнять на рынке ценных бумаг прежде всего системообразующую функцию и нести ответственность за состояние его экономической безопасности.
Прошедший 2008 год стал испытанием для всей финансовой системы государств-участников СНГ. Нестабильная ситуация на мировых финансовых рынках и высокая волатильность ценных бумаг, обращающихся на внутреннем и иностранных фондовых рынках, негативно повлияли на показатели, характеризующие состояние организованного рынка ценных бумаг стран СНГ.
На сегодняшний день Экономическим советом СНГ рассматриваются совместные антикризисные меры, направленные на экономическое развитие стран СНГ до 2020 года. Первый этап стратегического плана мероприятий рассчитан на 2009-2011 годы.
План включает в себя 18 направлений, которые разбиты на две части: сотрудничество стран СНГ в системообразующих областях и экономическое взаимодействие стран-участниц.
Ожидается, что план мероприятий по реализации первого этапа стратегии экономического развития стран СНГ будет представлен на рассмотрение глав правительств стран СНГ в мае 2009 года.
Кроме того, Правительством ряда стран СНГ были разработаны антикризисные меры, направленные на минимизацию влияния финансового кризиса.
Так, например, в Республике Казахстан Правительством, Национальным Банком Республики Казахстан и АФН РК принята Антикризисная программа и разработан План совместных действий по стабилизации экономики и финансовой системы на 2009-2010 годы, определяющий комплекс мер, направленных на смягчение негативных последствий глобального кризиса на социально-экономическую ситуацию в Казахстане и обеспечение необходимой основы для будущего качественного экономического роста. Источником финансового обеспечения этого Плана являются средства Национального Фонда Республики Казахстан в объеме 10 млрд. долл. США. План включает в себя 5 направлений деятельности: 1) стабилизацию финансового сектора; 2) развитие жилищного сектора; 3) поддержку малого и среднего бизнеса; 4) развитие агропромышленного комплекса; 5) реализацию инфраструктурных и прорывных проектов.
Особое внимание в вышеуказанном Плане уделено мерам, направленным на поддержку и дальнейшее укрепление казахстанского финансового сектора. Так, меры по стабилизации финансового сектора включают в себя механизмы участия государства в капитале банков второго уровня путем выкупа простых голосующих акций, а также предоставления субординированного долга через покупку привилегированных акций. Предоставленные государством средства должны быть направлены банками на формирование адекватного уровня резервов (провизий) и предоставление кредитов заёмщикам внутри страны. При этом государство не планирует оставаться долгосрочным участником данных банков и рассчитывает выйти из их капитала в среднесрочной перспективе в зависимости от ситуации на мировых финансовых рынках.
План также включает вопросы создания фонда стрессовых активов и меры поддержки уровня ликвидности банковского сектора Национальным Банком. В рамках Плана будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования финансового сектора, в особенности банковского сектора и накопительной пенсионной системы
Кроме того, широкий ряд мер был предпринят уполномоченным государственным органом Республики Казахстан по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций в части стабилизации национального рынка ценных бумаг.
Так, были внесены изменения в Правила осуществления брокерской и дилерской деятельности на рынке ценных бумаг Республики Казахстан в части установления прямого запрета на осуществление сделок без обеспечения («коротких продаж»), не только для организаций, осуществляющих инвестиционное управление пенсионными активами, и управляющих компаний инвестиционных фондов, но для всех участников торгов.
Информация о работе О состоянии рынка ценных бумаг в государствах-участниках СНГ