Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;
Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников
Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.
Как уже отмечалось, отдел кадров должен осуществлять контроль за текучестью кадров, активно участвовать в разработке мероприятий по ее снижению. В ОАО «Продсервис» имеет место активное движение кадров, о чем свидетельствуют данные табл. 2.8. Социологические исследования показывают, что после принятия решения об увольнении у работника снижается интерес к работе, падает производительность труда. Первый месяц работы на новом месте даже по той же специальности у работника выработка ниже на 25-30%, чем на прежнем месте работы; значительно ниже производительность труда и в последующие месяцы работы. Кроме того устройство на новую работу занимает 20-25 дней, а в условиях рыночных отношений и того больше. Таким образом, отрицательное влияние текучести кадров на производительность труда связано с тем, что:
перед увольнением, как правило, снижается производительность труда работника;
торговое предприятие простаивает при приеме товаро-материальных ценностей;
отсутствуют навыки и знания
технологических процессов
Эффективность использования трудовых ресурсов оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия через такие показатели, как товарооборот и издержки обращения.
Расходы на заработную плату
составляют до 40% всей суммы издержек
обращения торгового
Кроме того, рост производительности
труда способствует росту объема
товарооборота и ускорению
Вышеназванные причины, в свою очередь, влияют на снижение объема товарооборота, увеличение уровня издержек обращения, а следовательно, и на снижение уровня производительности и рентабельности ОАО «Продсервис». Эффективность использования трудовых ресурсов оказывает большое влияние на конечные результаты хозяйственной деятельности торгового предприятия через такие показатели, как товарооборот и издержки обращения.
Удовлетворение потребностей
трудящихся – ключевой момент в
побуждении к труду и, тем самым,
повышения его
Несомненно, каждый работник
должен получить за проделанную работу
от работодателя заработную плату, т. е.
определенную сумму денежных средств,
позволяющих ему обеспечить воспроизводство
рабочей силы и удовлетворить
потребности в повышении
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Особое внимание при оценке
эффективности использования
Одним из условий успешного и эффективного использования персонала является рациональное комплектование штата предприятия. Такое тонкое дело, как подбор, расстановка и воспитание кадров требуют умения своевременно рассмотреть в человеке организаторские способности, увидеть в нем такие черты, которые необходимы настоящему руководителю. С этой функцией вполне способны справиться работники кадровых служб при условии четкого разграничения их компетенции, если отделы кадров будут укомплектованы специалистами соответствующей квалификации: юристами, психологами, экономистами, социологами и др.
Наряду с ведением общего
делопроизводства по оформлению документов
(приказов, распоряжений, личных дел, трудовых
книжек, карточек фирмы Т-2 и др.) кадровые
службы должны значительную часть рабочего
времени посвящать изучению источников
пополнения кадрами, улучшению подбора
качественного состава
Применяя научно обоснованные
формы и методы подбора и расстановки
кадров можно добиться высоких результатов
в улучшении качественного
В ходе проводимого анализа, было отмечено, что решающую роль в повышении эффективности труда в торговле играет производительность труда торговых работников.
Важным резервом повышения производительности является экономия рабочего времени. В торговле основным временем продавца считается время обслуживания им покупателей, вспомогательным – время на доставку товаров со склада в торговый зал, на подсчет чеков; перерывы не зависящие от работника, - это простои при отсутствии покупателей, а зависящие от работника, - это беседы с коллегами на темы, не имеющие отношения к процессу торгового обслуживания. Наличие перерывов в работе по субъективным причинам характеризует низкий уровень качества труда, в том числе несоблюдение профессиональной этики работника торговли. Сокращение подобных перерывов в работе является весомым фактором роста производительности.
На основании проводимых
исследований Кравченко Л.И. отметил,
что в связи с неравномерностью
покупательских потоков потери рабочего
времени у продавцов, кассиров и
других торгово-оперативных работников
составляет 50 % и более. Причем поток
покупателей изменяется не только по
часам, но и по неделям (дням недели).
У лиц, работающих в режиме не полного
рабочего дня, наблюдается более
высокая среднечасовая
За счет предупреждения прогулов
и сокращения потерь рабочего времени
в связи с профилактикой
В ходе анализа было подчеркнуто, что одним из факторов, способствующих росту производительности труда является стабильность и постоянство кадров, поэтому работа с увольняющимися и разработка мероприятий по сокращению текучести кадров на ОАО «Продсервис» являются важными элементами работы с персоналом. При работе с увольняющимися необходимо выяснить основные причины увольнения. В рыночных условиях хозяйствования увольнение может происходить по собственному желанию и по инициативе администрации. Основаниями прекращения трудового договора (контракта) могут быть:
· истечение срока договора (контракта);
· призыв или поступление работника на военную службу;
· расторжение трудового договора (контракта) по инициативе работника, по инициативе администрации или по требованию профсоюзного органа;
· перевод работника с его согласия на другое предприятие, в учреждение, организацию или переход на выборную должность;
· отказ работника от перевода на работу в другую местность вместе с предприятием, а также отказ от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда;
· вступление в законную силу приговора суда.
Вполне справедливо
· улучшение условий труда и его оплаты;
· максимально полное использование способностей работников;
· совершенствование коммуникаций и обучения;
· проведение эффективной политики социальных (корпоративных) льгот;
· постоянный анализ и корректировка кадровой политики и заработной платы;
· повышение степени привлекательности труда, выполняемых видов деятельности и др.
Перечисленные мероприятия
являются стимулом работников к труду
и сохранению рабочего места. Таким
образом, мы видим, что основным моментом
в организации труда на ОАО
«Продсервис», как и на любом другом
предприятии в современных
На основании изученного
материала мы можем сделать вывод,
что для управления трудом на основе
мотивации необходимы такие предпосылки,
как выявление склонностей и
интересов работника с учетом
его персональных и профессиональных
способностей, определение мотивационных
возможностей и альтернатив в
коллективе и для конкретного
лица. Причем эффект увеличивается, если
сотрудник имеет возможность
принять непосредственное участие
в разработке соответствующей программы.
Само же внедрение и разработка модели
мотивации должны проводиться, по нашему
мнению, в следующей
- изучение факторов, от
которых зависит поведение
- разработка критериев,
позволяющих однозначно
- последовательная выработка,
проверка и закрепление
- разработка теоретического
и методологического
- развитие и внедрение всего комплекса мер влияния на работника.
Таким образом, сущность мотивации труда заключается во влиянии стимулов труда на интересы работника.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. Трудовые ресурсы предприятия - это часть трудовых ресурсов страны, занятых на данном предприятии. Количественная характеристика трудовых ресурсов предприятия в первую очередь определяется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Качественная характеристика трудовых ресурсов предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности его работников для достижения целей предприятия.
Трудовые ресурсы на предприятии могут быть охарактеризованы с помощью следующих показателей: коэффициент выбытия кадров, коэффициент приема кадров, коэффициент стабильности кадров, коэффициент текучести кадров, коэффициент численности основных рабочих и др. Эффективность использования трудовых ресурсов предприятия измеряется таким показателем, как производительность труда