Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

В качестве основы для дифференциации оплаты труда по профессионально-квалификационным группам работников применяется  тарифная ставку первого разряда. При необходимости для отдельных категорий работников устанавливаются разные тарифные ставки 1-го разряда.

Тарификация работ и присвоение разрядов рабочим, категорий специалистам осуществляется по Единому тарифно-квалификационному  справочнику работ и профессий  рабочих и квалификационному  справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих.

При определении разряда  учитывается уровень образования  конкретного работника, а также  сложность выполняемой работы, требующей  соответствующей квалификации. Лица, не имеющие образования или стажа работы, установленного квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом, в порядке исключения могут быть назначены (приняты) на соответствующие должности так же, как лица, имеющие предусмотренные квалификационными требованиями образование и стаж работы.

Оплату труда работников акционерного общества производится по повременно-премиальной системе. Считается, что в повременно-премиальной  системе оплаты труда шире диапазон отраженных стимулов к труду по сравнению  с простой повременной системой. При необходимости для отдельных  категорий работников применяется  сдельно-премиальная оплата труда.

Оплата труда каждого  работника определяется его месячным трудовым вкладом и предельными  размерами не ограничивается.

Должностные оклады, месячные тарифные ставки устанавливаются в  соответствии с Инструкцией о  порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утвержденной Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь №31 от 30 марта 2004 года, тарифной ставки первого разряда, установленной  в Обществе, и тарифного коэффициента соответствующего тарифного разряда ETC.

По производной профессии (должности) «старший» тарифные коэффициенты повышаются:

рабочих - до 10% по сравнению  с тарифным коэффициентом (кратным  размером тарифной ставки первого разряда) основной профессии;

специалистов, по которым  не устанавливаются квалификационные категории, других служащих - на один разряд выше по сравнению с тарифным коэффициентом  базовой должности.

Политику заработной платы  ОАО «Продсервис» дополняет политика вознаграждения и услуг, которая  преимущественно акцентирует внимание на премировании и выплатах социального  характера. Обоснование системы  премирования традиционно, но сильнее  зависит от финансового состояния  ОАО «Продсервис». И, конечно, премирование работников индивидуализировано.

Премирование работников Общества за текущие результаты работы, высокопроизводительный и качественный труд, единовременное поощрение за высокие достижения и выполнение отдельных заданий производится в соответствии с действующими Положениями, которые являются неотъемлемой частью заключенного коллективного договора..

Работникам устанавливаются  следующие доплаты к тарифным ставкам и окладам в зависимости  от условий труда:

по результатам аттестации рабочих мест на работах с неблагоприятными условиями труда не ниже шкалы, утвержденной постановлением Министерства труда  и социальной защиты Республики Беларусь от 26.05.2000 г. №80 (ст.62 ТК Республики Беларусь) за каждый час работы в этих условиях с учетом степени тяжести и  вредности труда;

за работу в ночное время, при многосменном режиме работы, в  выходные и праздничные дни в  размерах, установленных законодательством.

Устанавливаются надбавки и  доплаты:

руководителям, специалистам и служащим надбавки за высокие достижения в труде, высокую квалификацию, сложность  и напряженность работы, выполнение особо важной и срочной работы и другие показатели, и включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) в сумме не превышающей 20% сумм должностных окладов этих категорий работников;

надбавки за высокое профессиональное мастерство, за высокую культуру обслуживания покупателей, высокое качество выполняемых  работ, за классность, продолжительность  непрерывной работы (стаж работы);

доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания, увеличение объема выполняемых работ, разделение смены на две части с перерывом  в работе свыше двух часов, за выполнение обязанностей отсутствующих работников и др.

Размеры данных надбавок и  доплат устанавливаются в соответствии с уровнем профессионального  мастерства, качеством торгового  обслуживания, личным вкладом каждого  работника в общие результаты труда и действующим Положением.

Таким образом, предприятие  имеет широкие возможности в  воздействии на работников, формируя управление трудом. ОАО «Продсервис» использует такие элементы построения, как привлечение персонала, его задействование и управление мотивацией труда, каждый из которых, в свою очередь, состоит из более конкретных составляющих. Обоснованное отражение в управлении трудом выбранных средств воздействия влияет на валентность и справедливость вознаграждения.

 

2.3 Оценка эффективности  использования персонала ОАО  «Продсервис»

 

В торговле занята большая  часть трудоспособного населения  страны, поэтому рациональное использование  персонала относится к числу  важных задач. В торговле, как и  в других отраслях экономики, проблема использования рабочей силы должна решаться посредством активного  перехода отрасли на интенсивный  путь развития. Больший объем производственно-торговой деятельности можно выполнять с  меньшим числом работников. Естественно, интенсификация процессов товарного  обращения не должна не в коей мере затрагивать качество торгового обслуживания. Наоборот, научная организация труда, рост производительности, ускорение товарооборота можно оценить положительно, если при этом улучшатся и качество обслуживания.

Для повышения эффективности  труда необходимо также создать  оптимальные соотношения между  такими показателями, как численность  и состав работников, производительность труда, объем выполняемых работ, использование рабочего времени  и расходование заработной платы. Немаловажное значение для решения этих задач  имеет экономический анализ персонала  предприятия.

Оценка эффективности  использования персонала ОАО  «Продсервис» проводится по следующим  направлениям:

- обеспеченность рабочих  мест персоналом в требуемом  профессиональном и квалификационном  составе (обеспеченность персоналом);

- оценка эффективности  использования рабочего времени;

- определение и изучение  показателей текучести кадров;

- изучение производительности  труда;

- изучение влияния трудовых  факторов на розничный товарооборот;

- выявление резервов персонала,  более полного и эффективного  его использования.

При анализе обеспеченности ОАО «Продсервис» персоналом используются данные о списочной и среднесписочной  численности, структуре рабочей  силы. Источниками информации являются «Отчет по труду и движению работников» (форма № 1-труд) (Приложение В), «Отчет об использовании рабочего времени» (форма № 4-труд) (Приложение Г), статистическая отчетность отдела кадров ОАО «Продсервис» по движению работников, другая отчетность.

Обеспеченность организации  работниками изучается путем  сопоставления численности работников за отчетный и предыдущие периоды. При анализе используется табл. 2.8.

 

Таблица 2.8

Состав среднесписочной  численности ОАО «Продсервис»

Показатель

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение отчетного 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

среднесписочная численность, чел всего

649

625

632

-17

+7

В том числе:

 

основной вид деятельности

603

584

590

-13

+6

из них:

 

-руководители

40

33

39

-1

+6

-специалисты

76

63

67

-9

+4

-продавцы

307

279

288

-19

+9

-рабочие

180

209

196

+16

-13

не основной деятельности

46

41

42

-4

+1

Розничный товарооборот, млн. р.

         

в действующих ценах

19552,98

18712,8

23702,2

+4149,22

+4989,4

в сопоставимых ценах

19552,98

17653,58

18851,68

-701,3

+1198,1


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

По данным табл. 2.8 наблюдается  увеличение общей численности работников к предыдущему 2006 году на 7 человек, но в сравнении с 2005 численность  работников снизилась на 17 чел. Явно выражено увеличение численности всех категорий работников в 2007 году (за исключением рабочих - положительный  момент) в сравнении с 2006 годом (руководители - на 6 чел., специалисты – на 4 чел., продавцы – на 9 чел.). Однако в 2006 году было уменьшение численности работников в сравнении с 2005 годом и в 2007 году не достигнут уровень численности работников 2005 года.

При анализе изучается  состав работающих по отдельным категориям и группам как в абсолютном, так и в относительном выражении. Для этого строится таблица, в которой определяется структура кадров: процент динамики численности в целом и по группам работников; выявляется излишек или недостаток обеспеченности кадрами.

 
 

Таблица 2.9

Структура среднесписочной  численности работников ОАО «Продсервис»

Категории персонала

2005 год

2006 год

2007 отчетный год

Изменение удельного веса по сравнению, %

человек

%

человек

%

человек

%

с 2005 годом

с 2006 годом

Всего

649

100

625

100

632

100

   

в том числе основной вид  деятельности

603

92,9

584

93,44

590

93,35

-0,44

-0,09

из них

- руководители

40

6,6

33

5,65

39

6,6

 

+0,95

- специалисты

76

12,6

63

10,8

67

11,36

-1,24

+0,57

- продавцы

307

50,9

279

47,8

288

48,8

-2,1

+1

- рабочие

180

29,9

209

35,8

196

33,22

+3,3

-2,6

не основная деятельность

46

7

41

6,56

42

6,6

-4,3

+0,9


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

Данные табл. 2.9 показывают, что в анализируемой организации  самый большой удельный вес в  общей численности работников составляют продавцы. Выше было отмечено, что в 2007 году численность продавцов ниже в сравнении с 2005 годом. Однако удельный вес в общей численности увеличился. Это является положительным моментов, так как от них зависит в  основном рост объема продажи товаров. Следует отметить, что рост удельного  веса руководителей (в сравнении  с 2006 годом удельный вес увеличился на 0,95% и остался на уровне 2005 года) – негативное явление, т.к. растет численность  рабочих, не участвующих непосредственно  в процессе реализации. В целом  отклонение в структуре ОАО «Продсервис» по сравнению с прошлым периодом не значительное. Привлекает внимание снижение удельного веса рабочих, что  является положительным для ОАО  «Продсервис».

Данные о движении работников по ОАО «Продсервис» отражены в табл. 2.10.

 

Таблица 2.10

Информация о приеме и  увольнении работников ОАО «Продсервис».

Наименование показателя

2005 год

2006 гол

Отчетный 2007 год

Отклонение 2007 года от предшествующего

2007 год к предшествующему, %

2005 года

2006 года

2005 году

2006 году

1.Среднесписочная численность  работников, чел.

649

625

632

-17

+7

97,4

101,1

2.Количество принятых  работников за год, чел.

239

242

237

-2

-5

99,2

97,9

3.Количество выбывших  работников за год, чел.

253

235

232

-21

-3

91,7

98,7

4.В том числе увольнение  за нарушение трудовой дисциплины, правил торговли, по собственному  желанию из-за неудовлетворенности  работой, сокращению штатов

177

175

179

+2

+4

101,1

102,3

5.Общее число принятых  и уволенных работников, чел.

488

477

469

-19

-8

96,1

98,3

6.Коэффициент по приему  работников (стр2/стр1*100),%

36,8

38,7

37,5

+0,7

-1,2

101,9

196,9

7.Коэффициент по увольнению  работников (стр3/стр1*100),%

38,9

37,6

36,7

-2,2

-0,9

94,3

97,6

8.Коэффициент текучести  кадров (стр4/стр1*100),%

27,3

28

28,3

+1

+0,3

103,7

101,1

9.Коэффициент общего оборота  рабочей силы (стр5/стр1*100),%

75,2

76,3

74,2

-1

-2,1

98,7

97,2

10.Доля работников, проработавших  на торговом предприятии более  года, %

65,3

63,5

62,8

-2,5

-0,7

96,2

98,9


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

По данным табл. 2.10 видно, что на ОАО «Продсервис» имеет  место активное движение рабочей  силы. Наблюдается резкие колебания  в динамике коэффициента текучести  кадров. Так с 2005 года по 2007 год значение коэффициента возросло на 1. Однако значение коэффициента общего оборота в 2007 году по сравнению с предшествующими 2006 и 2005 годами значительно снизился (соответственно на 2,1 и 1). Уменьшение коэффициента связано с сокращением общего числа принятых и уволенных работников в 2007 году.

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)