Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа
Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;
Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников
1) изучаются факторы, причины, воздействующие на изменение производительности труда;
2) выявляется влияние производительности труда на другие экономические показатели работы организации (влияние производительности труда на объемы реализации).
Существует большое количество факторов, влияющих на производительность труда. Их можно разделить на внутренние и внешние. К внешним относятся: состояние экономики страны в целом; научно-технический прогресс; наличие новых технологий; международные связи; состояние законодательства; наличие кадров, уровень образования в стране и др.
Внутренние факторы, действующие на уровне организации, можно разграничить на три следующие группы: материально-технические, организационные, экономические. [19, c.214]
К группе материально-технических
относятся факторы, связанные с
современным научно-
Группа организационных
факторов включает: интенсивность внедрения
прогрессивных форм обслуживания покупателей;
совершенствование системы
Экономические факторы — это изменение объема и структуры товарооборота; совершенствование форм оплаты труда, материальное стимулирование работников торговли и др.
Для определения влияния факторов на производительность труда используются различные методы: группировки, дисперсионный и корреляционный анализ, цепной подстановки, разниц, интегральный и другие способы. Так, методом цепной подстановки можно рассчитать влияние различных факторов, используя формулы, указанные в предыдущем и данном разделе.
Повышение производительности труда - кардинальная проблема дальнейшего развития отраслей, так как за ее счет достигается основной прирост объемов продаж. От уровня производительности труда в свою очередь зависит размер заработной платы. Заработная плата имеет две неразрывно связанные друг с другом стороны — это, во-первых, главный источник подъема благосостояния рабочих и служащих (или обнищания — если этот размер снижается при прочих равных условиях) и, во-вторых, средство их материальной заинтересованности в росте производства и совершенствовании организации труда. В повышении эффективности труда работников большое место занимает правильная организация заработной платы и совершенствование форм его стимулирования.
В отличие от производственных отраслей экономики страны, организация заработной платы в торговле имеет свои особенности, которые обусловлены характером и спецификой труда работников. Особенность торговли в том, что предметом труда в ней является удовлетворение потребностей человека, т. е. продажа товаров населению. От качества торгового обслуживания населения зависит не только объем товарооборота (объем выручки от продажи), но и экономия времени покупателей на приобретение товаров.
Следует отметить, что действующая в настоящее время система оплаты труда слабо связана с конечными результатами работы организаций, недостаточно стимулирует внедрение прогрессивных форм организации процесса обслуживания, не способствует росту профессионального уровня работников. В торговле возросла численность работников без специального образования, что привело к в конечном итоге к ухудшению качества обслуживания потребителей.
Рабочее время лиц, работающих по найму, регулируется трудовым законодательством, в соответствии с которым продолжительность нормальной рабочей недели составляет 40 ч, а для несовершеннолетних и лиц, работающих в тяжелых условиях, — 36 ч в неделю. Для некоторых категорий работников, занятых на особо тяжелых работах, устанавливается менее продолжительная рабочая неделя [13, с.89].
При учете рабочего времени
основными единицами являются человеко-час
и человеко-день. На практике применяются
и более крупные единицы
Отработанным человеко-часом является 1 час работы работника на своем рабочем месте. Отработанным человеко-днем считается явка работника на работу и тот факт, что он приступил к работе независимо от продолжительности рабочего времени.
Время, теоретически предназначенное для работы, состоит из фактически отработанного рабочего времени в течение нормального периода работы (урочное время) и рабочего времени, не использованного в течение периода [14, с.362].
Реально отработанное время должно включать:
а) часы, фактически отработанные в течение нормального периода работы;
б) время, отработанное сверх нормального периода работы и обычно оплачиваемое поставкам, превышающим нормальные ставки (сверхурочные часы работы);
в) время, затраченное на рабочем месте на такие виды работ, как подготовка рабочего места, ремонт, уход и подготовка оборудования, заполнение квитанций, карточек, накладных;
г) часы, проведенные на рабочем месте во время простоев по причинам временного отсутствия работы, остановки оборудования, несчастного случая, или время, проведенное на рабочем месте, в течение которого не было произведено никакой работы, но за которое была произведена оплата на основе контракта о найме;
д) время на короткие периоды отдыха на рабочем месте, включая перерыв на чай.
Следует отметить, что согласно международному стандарту фактически отработанное время включает:
- во-первых, время простоев,
когда работник находился на
рабочем месте, но не работал
по разнообразным техническим
или технологическим причинам. Время
простоев означает потерю
- во-вторых, сверхурочное
время. Поскольку это время,
которое отработано сверх
Рабочее время, не использованное в течение периода по уважительным причинам, состоит из неявок по причине болезни, учебных отпусков, выполнения государственных и общественных обязанностей и прочих неявок, предусмотренных законом.
К причинам неиспользования
рабочего времени относятся
Таблица 1.1
Баланс рабочего времени
Фонды времени |
Использование рабочего времени |
1. Календарный фонд времени 2. Праздничные и выходные дни 3. Табельный фонд времени (строка 1 –строка 2) 4. Очередные отпуска |
6. Фактически отработанное время 6.1. Фактически отработанное урочное время 6.2. Отработанное сверхурочное время 7. Время, не использованное по уважительным причинам 7.1. Неявки по болезни
(включая неявки из-за 7.2. Отпуска по учебе
или профессиональной 7.3. Отпуска по семейным или личным обстоятельствам 7.4. Выполнение государственных обязанностей 7.5. Прочие неявки, предусмотренные законом 8. Административные отпуска 9. Потери рабочего времени 9.1. Неявки с разрешения администрации 9.2. Прогулы 9.3. Целодневные простои 9.4. Внутрисменные простои 10. Прекращение работы по причине трудовых конфликтов |
5. Максимально возможный фонд времени (строка 3 – строка 4) |
11. Итого отработанное и неиспользованное по всем причинам рабочее время (строка 6 + строка 7 + строка 8 + строка 9 + строка 10) 12. В том числе в пределах урочного времени (строка 11 – строка 6.2.) |
Источник: [24, с.159]
На уровне предприятия
балансы рабочего времени целесообразно
составлять ежемесячно [10, с.160]. Детальная
классификация направлений
Таким образом, подводя итог
данной главе, необходимо отметить, что
трудовые ресурсы объединяют как
занятых, так и потенциальных
работников Персонал предприятия –
все работники списочного состава
это предприятия. При расчете
потребности предприятия в
Информационной базой
анализа персонала являются данные:
бухгалтерского учета, финансовой и
статистической отчетности управленческие
(оперативные) учетные и внеучетные
данные, первичная информация, находящаяся
в отделе кадров, бухгалтерские документы,
приказы и др. В соответствии с
действующим законодательством
предприятия сами определяют общую
численность работников, их профессиональный
и квалификационный состав, утверждают
штаты. Процесс изучения и анализа
эффективности использования
- изучение и оценка обеспеченности предприятия и его структурных подразделений трудовыми ресурсами в целом, а также по категориям и профессиям;
- определение и изучение показателей текучести кадров;
- выявление резервов трудовых ресурсов, более полного и эффективного их использования.
2. Оценка и анализ
эффективности использования
2.1 Организационно-экономическая
характеристика ОАО «
Открытое акционерное
общество «Продовольственный сервис»
г. Гродно создано на основании Решения
Гродненского горисполкома от 24 декабря
1997 года № 989 путем преобразования государственного
предприятия Гродненский
Общество зарегистрировано в качестве юридического лица Гродненским областным исполнительным комитетом (свидетельство о регистрации от 30 декабря 1997 года № 3929) на основании устава Общества, утвержденного Гродненским горисполкомом 24 декабря 1997 года (с изменениями и дополнениями, зарегистрированными Гродненским горисполкомом 9.12.1998 года №3929/1 и 6.10.1999 года № 3929/2) положения которого со дня государственной регистрации устава утратили силу. Организационная структура управления ОАО «Продсервис» представлена в Приложении А.
Фирменное наименование общества на русском языке: полное - Открытое акционерное общество «Продовольственный сервис» г. Гродно». Место нахождения Общества: г. Гродно, ул. Замковая, 7. Целью деятельности Общества является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.
Общество осуществляет следующие
виды деятельности: розничная торговля
в неспециализированных магазинах
преимущественно пищевыми продуктами,
напитками и табачными
Деятельность, подлежащая лицензированию
в соответствии с законодательством
Республики Беларусь, осуществляется
только после получения
Управление в Обществе осуществляют общее собрание акционеров, наблюдательный совет, дирекция, директор. Контроль за деятельностью Общества осуществляет ревизионная комиссия (ревизор). Организационная структура управления деятельностью в акционерном обществе приведена в Приложении А.
Порядок распределения прибыли и размеры отчислений в фонды устанавливаются решением собрания акционеров. В 2007 году прибыль предприятия распределялась следующим образом: фонд потребления – 38%, фонд накопления – 55%, выплату дивидендов – 7%. Дивиденды выплачиваются один раз в год через месяц после утверждения годового баланса.
Акционерное общество в своем составе на 01.01.2008 имело 9 продовольственных магазинов, продовольственный склад, оптовый склад №2, стройгруппу, здание по ул.Суворова, 24 (промтоварный магазин), здание по ул.Тимирязева, 27/1 (бывший цех фасовки). Здания по ул. Суворова, 24 и по ул.Тимирязева, 27/1 сдаются в аренду. В апреле 2004 года открыт кондитерский цех по производству мягких и кремовых кондитерских изделий. Из 9-ти розничных торговых предприятий 6 работают по методу самообслуживания. Текущий ремонт производился во всех магазинах Общества.