Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:21, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования состоит в разработке мероприятий по повышению эффективности использования трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис». Для реализации названной цели следует решить следующие задачи:
· Выявить теоретические аспекты формирования трудовых ресурсов на предприятиях;
· Определить основные показатели движения и использования трудовых ресурсов на предприятии;
· Охарактеризовать методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов;
· Проанализировать состав, структуру и динамику движения трудовых ресурсов на ОАО «Продсервис»;
· Охарактеризовать организацию труда на ОАО «Продсервис»;
· Проанализировать эффективность использования трудовых ресурсов на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретико-методологические основы анализа использования трудовых ресурсов
1.1 Экономическая сущность категории «трудовые ресурсы» предприятия
1.2 Показатели движения трудовых ресурсов предприятия, их динамика и причины
1.3 Методы оценки эффективности использования трудовых ресурсов предприятия
2. Оценка и анализ эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «Продсервис»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ОАО «Продсервис»
2.2 Организация труда на ОАО «Продсервис»
2.3 Оценка эффективности использования персонала ОАО «Продсервис»
3. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов ОАО «продсервис»
3.1 Выявление положительных и отрицательных моментов в использовании персонала ОАО «Продсервис»
3.2 Методы и пути повышения эффективности труда на ОАО «Продсервис»
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА.docx

— 143.47 Кб (Скачать файл)

 

Таблица 2.15

Алгоритм расчета влияния  изменения численности торгово-оперативных  работников и их выработки в сравнении  с 2006 годом на развитие розничного товарооборота  ОАО «Продсервис»

Факторы

Влияние на динамику товарооборота

расчет

сумма

Изменение численности торгово-оперативных  работников

(+9)*63,27+((+9)*(+2,19))/2

+577,3

Изменение производительности труда торгово-оперативных работников

279*2,19+((+9)*(+2,19))/2

+620,8

Всего

 

+1198,1


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

Исходя из того, что среднегодовую  выработку на одного торгового Работника  можно представить как произведение среднечасовой их выработки на среднюю  продолжительность рабочего дня  и на среднее число дней, отработанных одним рабочим за год, изучается  влияние на динамику розничного товарооборота 4 трудовых факторов: 1) среднесписочной  численности торговых работников; 2) среднего количества дней, отработанных одним торговым работником за год; 3) средней продолжительности рабочего дня; 4) среднечасовой выработки на одного торгового работника. Влияние данных факторов измерим по данным табл. 2.16, а также разработочных табл. 2.17 и 2.18.

 

Таблица 2.16

Информация об отработанном времени и производительности труда  работников ОАО «Продсервис»

Наименование показателя

2005 год

2006 год

2007 год

Отклонение 2007 года

2007 год в %

от 2005 года

от 2006 года

к 2005 году

к 2006 году

Розничный товарооборот в  действующих ценах

19552,98

18712,8

23702,2

+4149,12

+4989

121,2

126,7

Розничный товарооборот сопоставимых ценах

19552,98

17653,58

18851,68

-701,3

+1198,1

96,4

106,8

Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

603

584

590

-13

+6

97,8

101,02

Среднее число дней, отработанных одним торговым работником за год

246,4

250,7

250,9

+4,5

+0,2

101,8

101,8

Средняя продолжительность  рабочего дня, ч.

7,702

7,708

7,744

+0,042

+0,036

100,5

100,5

Среднечасовая выработка  на одного торгового работника, тыс. р.

17,086

15,643

16,445

-0,47

+1,73

100,7

98,9


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

Таблица 2.17

Разработочная таблица для  изучения влияния трудовых факторов на динамику розничного товарооборота  в 2005 году в ОАО «Продсервис»

Показатели

1 расчет

2 расчет

3 расчет

4 расчет

5 расчет

1.Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

2005 год

603

2007 год

590

2007 год

590

2007 год

590

2007 год

590

2.Среднее число дней, отработанных 1 торговым работником

2005 год

246,4

2005 год

246,4

2007 год

250,9

2007 год

250,9

2007 год

250,9

3.Среднечасовая выработка  на 1 торгового работника,

2005 год

17,086

2005 год

17,086

2005 год

17,086

2005 год

17,086

2007 год

16,445

4.Средняя продолжительность  рабочего дня, ч

2005 год

7,702

2005 год

7,702

2005 год

7,702

2007 год

7,744

2007 год

7,744

5.Розничный товарооборот  за год

(стр. 4*стр.3 * стр.2 * стр.1 / 1000)

19552,98

19130,95

19480,34

19586,57

18851,68


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

На развитие товарооборота  ОАО «Продсервис» в 2007 году в равнении с 2005 годом оказали влияние следующие  факторы:

снижение численности  торговых работников:

 

19130,95-19552,98=-421,85 млн. р.

 

увеличение числа дней, отработанных 1 торговым работником:

 

19480,34-19130,95=+349,27 млн. р.

 

увеличение продолжительности  рабочего дня

 

19586,57-19480,74=+106,29 млн. р.

 

4) снижение среднечасовой  выработки на 1 торгового работника

 

18851,68-19586,57=-734,89 млн. р.

 

Общее влияние трудовых факторов на розничный товарооборот в сопоставимых ценах составило: 18851,68-19552,98=+701,3 млн. р.

 

Таблица 2.18

Разработочная таблица для  изучения влияния трудовых факторов на динамику розничного товарооборота  в 2006 году в ОАО «Продсервис»

Показатели

1 расчет

2 расчет

3 расчет

4 расчет

5 расчет

1.Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

2006 год

584

2007 год

590

2007 год

590

2007 год

590

2007 год

590

2.Среднее число дней, отработанных 1 торговым работником

2006 год

250,7

2006 год

250,7

2007 год

250,9

2007 год

250,9

2007 год

250,9

3.Среднечасовая выработка  на 1 торгового работника,

2006 год

15,643

2006 год

15,643

2006 год

15,643

2006 год

15,643

2007 год

16,445

4.Средняя продолжительность  рабочего дня, ч

2006 год

7,708

2006 год

7,708

2006 год

7,708

2007 год

7,744

2007 год

7,744

5.Розничный товарооборот  за год

(стр. 4 * стр.3 * стр.2 * стр.1/1000)

17,653,58

17834,79

17849,02

17936,39

18851,68


Источник: собственная разработка автора на основании данных предприятия.

 

На развитие товарооборота  ОАО «Продсервис» в 2007 году в сравнении  с 2006 годом оказали влияние следующие  факторы:

рост численности торговых работников:

 

17834,79-17653,58=+181,21 млн. р.

 

увеличение числа дней, отработанных 1 торговым работником:

 

17849,02-17834,79=+14,23 млн. р.

 

увеличение продолжительности  рабочего дня

 

17932,39-17849,02=+87,39 млн. р.

 

4) увеличение среднечасовой  выработки на 1 торгового работника

 

18851,68-17931,39=+915,27 млн. р.

 

Общее влияние трудовых факторов на розничный товарооборот в сопоставимых ценах составило:

 

18851,68-17653,5=1198,1 млн. р.

 

Таким образом, подводя итог данной главе, можно сделать следующие  выводы.

При анализе обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами  выявлено, что в отчетном периоде  наблюдается увеличение общей численности  работников к предыдущему 2006 году на 7 человек, но в сравнении с 2005 численность  работников снизилась на 17 чел., причем это было заранее запланировано  в связи с увеличением видов  оказываемых услуг.

На предприятии большое  внимание уделяется подбору и  расстановке кадров, так как для  организации важно располагать  в нужное время, в нужном месте, в  нужном количестве и с соответствующей  квалификацией таким персоналом, который необходим для решения  производственных задач, достижения целей  организации.

При анализе использования  рабочего времени, приведенные данные показывают, что имеющиеся трудовые ресурсы на предприятии используются достаточно полно. В анализируемом  периоде в сравнении с 2006 годом  выработка на 1 торгового работника  выросла на 1,73 млн. р. (выработка на 1 торгово-оперативного работника увеличилась  на 2,19 млн. р.). В сравнении с 2005 годом  выработка на 1 торгового работника  снизилась на 0,47 млн. р. не смотря на рост выработки торгово-оперативных  работников. Это связано с уменьшением  их доли в общей численности торговых работников.

На развитие товарооборота  ОАО «Продсервис» в 2007 году в равнении с 2005 годом оказали влияние следующие  факторы: снижение численности торговых работников, увеличение числа дней, отработанных 1 торговым работником, увеличение продолжительности рабочего дня, снижение среднечасовой выработки на 1 торгового  работника. Общее влияние трудовых факторов на розничный товарооборот в сопоставимых ценах составило +701,3 млн. р.

На данном предприятии  отсутствуют непроизводительные затраты  рабочего времени, что является положительным  показателем. Можно сделать вывод  о том, что организация управления производством на данном предприятии  находится на высоком уровне, уделяется  большое внимание сохранению лучших традиций коллектива, созданию условий  для преемственности поколений, закрепления трудовых династий и  общего развития работников.

 
 

3. Пути повышения  эффективности использования трудовых  ресурсов ОАО «Продсервис»

3.1 Выявление положительных  и отрицательных моментов в  использовании персонала ОАО  «Продсервис»

 

При переходе экономики к  рыночным условиям вопросы подбора  и расстановки кадров приобретают  исключительное значение.

Правильная расстановка  работников, умелое использование их производственного опыта и квалификации дают возможность повысить производительность труда, успешно решать социальные проблемы. Известно, что создание в 30-х годах  отделов кадров на предприятиях, в  организациях было подчинено главным  образом одной функции – прием  и увольнение работников. Тогда доминировали количественные показатели: столько-то принято, столько-то уволено. Вся работа кадровых служб рассматривалась  как техническая деятельность. К сожалению, организация кадровой службы на ОАО «Продсервис» не далеко ушла вперед. Основными обязанностями кадровой службы ОАО «Продсервис» в соответствии с должностными инструкциями являются:

формирование и ведение  личных дел работников, внесение в  них изменений, связанных с трудовой деятельностью;

ведение учета предоставления отпусков работникам, осуществление  контроля за составлением и соблюдением графиков трудовых отпусков;

оформление документов по пенсионному страхованию;

вносить информацию о количественном и качественном составе работников и их движении в банк данных о  персонале общества;

осуществление методического  руководства и контроль за оформлением приема и увольнения работников, хранением и заполнением трудовых книжек на работников и других документов по кадрам в подразделениях общества;

составление установленной  отчетности.

Таким образом, на основании  выше изложенного можно сказать, что основной функцией отдела кадров ОАО «Продсервис» является делопроизводство, включающее в себя различные виды учета и отчетности: табельный, учет нарушителей трудовой и производственной дисциплины, оформление приема на работу, переводов, перемещений и увольнений. А вот выяснением причин текучести  кадров, проблемами адаптации молодых  специалистов и выпускников ПТУ  работники кадровой службы занимаются в меньшей степени. Более того, они не считают себя ответственными за формирование коллектива. Полагаем, что подобный подход не отвечает требованиям  кадровой политики, проводимой в нашем  государстве, повышает роль и значимость кадровых служб в обеспечении  предприятий высококвалифицированными работниками, приводит к частым ошибкам  в подборе кадров управления и  наносит большой экономический  ущерб предприятию.

Как уже не однократно отмечалось, решающую роль в повышении эффективности  труда в ОАО «Продсервис» играет производительность труда. Уровень  и динамика производительности труда  находятся в зависимости от многих факторов, обусловленных организационными, техническими и экономическими условиями  развития производства и торговли.

Все факторы, влияющие на производительность труда, можно подразделить на внешние  и внутренние (отраслевые) факторы. Такая классификация факторов важна  для выявления резервов и путей  роста производительности.

Внешние факторы не поддаются  контролю со стороны предприятия, хотя и оказывают косвенное влияние  на результаты его деятельности, в  том числе и на уровень затрат труда. К ним относятся уровень  развития производства товаров и  насыщенности рынка товарной массой, динамика денежных доходов населения  и розничных цен на товары, изменение  конъюнктуры рынка, конкуренция  на рынке и т. д. Задача ОАО «Продсервис» состоит в том, чтобы учесть эти  факторы как объективные условия  деятельности при разработке планов-прогнозов  или стратегии развития.

На внутренние (отраслевые) факторы ОАО «Продсервис» может  оказывать активное воздействие, в  частности, изменять их влияние на производительность труда исходя из поставленной в соответствующем периоде цели и имеющихся возможностей ее достижения. К внутренним факторам относятся:

·   состояние материально-технической базы и уровень технической оснащенности торгового предприятия;

·   организация и уровень механизации труда;

·   организация торгово-технологического процесса и формы продажи товаров;

·   квалификация работников, условия труда, текучесть кадров; система материального стимулирования труда и т. д.

Организация труда тесно  взаимосвязана с организацией производства. Она является составной частью организации  производства. С развитием рыночных отношений все больше операций производственного  характера (фасовка, упаковка) передается производственным отраслям. Однако некоторые  производственные операции (например, внутримагазинное перемещение товаров), как органическая составная часть  производственных операций, в торговле сохраняется.

Расчет влияния организации  труда работников ОАО «Продсервис» на уровень их производительности представлен  в табл. 3.1. Данные табл. свидетельствуют  о том, что в отчетном периоде  в сравнении с прошлыми годами (2005 и 2006 годом) организация труда  способствовала росту производительности на +1,49 % и +0,1 %.

 

Таблица 3.1

Влияние организации труда  работников ОАО «Продсервис» на уровень  их производительности

Показатель

2005 год

2002 год

2007 год

Отклонение 2007 года

от 2005 года

от 2006 года

1. Среднесписочная численность  торговых работников, чел.

603

584

590

-13

+6

2. Количество рабочих дней  в году за вычетом очередных  отпусков, дней

262

263

263

-1

-

3. Среднее число дней, отработанных  одним торговым работником за  год

246,4

250,7

250,9

+4,5

+0,2

4. Совокупный фонд рабочего  времени (стр.1*стр.2), человеко-дней

157986

153592

155170

-2816

+1578

%. Величина используемого  рабочего времени (стр.1*стр.3), человеко-дней

148579,2

146408,8

148031

-548,2

+1622,2

6. Уровень организации  труда (стр.5/стр.4*100), %

94

95,3

95,4

+1,4

+0,1

7. Изменение производительности  труда за счет совершенствования  его организации

х

х

х

+1,489

((+1,4)/94*100)

+0,104

((+0,1)/95,3*100)

Информация о работе Оценка эффективности использования трудовых ресурсов предприятия и пути ее повышения (на примере ОАО «Продсервис»)